- Таблица тональностей
- Буквенное обозначение звуков и тональностей
- Параллельные тональности
- Энгармонически равные тональности
- Смотрите другие статьи этого раздела:
- Буквенное обозначение нот и тональностей
- Буквенное обозначение звуков и тональностей
- Классическая система
- Таблица составных и буквенных названий
- Буквенное обозначение мажорных тональностей
- Буквенное обозначение минорных тональностей
- Американская система
- Про буквенное обозначение тональностей
- Какой буквой обозначить тонику?
- Как обозначить лад?
- ЕНТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!
- Буквенное обозначение нот и тональностей
- Диезы и бемоли по буквенной системе
- Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
- Таблица буквенных обозначений звуков
- Буквенное обозначение тональностей
- Обозначение октав по буквенной системе
Таблица тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Мажорные тональности
До мажор — С-dur | Фа мажор — F-dur |
Ре мажор — D-dur | Си бемоль мажор — B-dur |
Ля мажор — A-dur | Ми бемоль мажор — Es-dur |
Ми мажор — E-dur | Ля бемоль мажор — As-dur |
Си мажор — H-dur | Ре бемоль мажор — Des-dur |
Фа# мажор — Fis-dur | Соль бемоль мажор — Ges-dur |
До# мажор — Cis-dur | До бемоль мажор — Ces-dur |
Соль мажор — G-dur |
Минорные тональности
ля минор — a-moll | соль минор — g-moll |
си минор — h-moll | до минор — c-moll |
фа# минор — fis-moll | фа минор — f-moll |
до# минор — cis-moll | си бемоль минор — b-moll |
соль# минор — gis-moll | ми бемоль минор — es-moll |
ре# минор — dis-moll | ля бемоль минор — as-moll |
ля# минор — ais-moll | ми минор — e-moll |
ре минор — d-moll |
Параллельные тональности
Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Энгармонически равные мажорные тональности:
Энгармонически равные минорные тональности:
Смотрите другие статьи этого раздела:
29.03.2015 в 14:02 олег высказался:
Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!
05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:
Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.
21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:
В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll
21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:
19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:
Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?
19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:
Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.
Написания такой статьи в ближайших планах нет.
30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:
Я нечаянно в имени написал свой вопрос.
25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:
Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.
08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:
ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.
К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.
02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:
G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно
09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:
Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻
16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:
Какие знаки в Фа бемоль миноре?
21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:
Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.
22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:
Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.
05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:
По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.
09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:
скажите строй А moll подходит для романтической музыки?
23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:
какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю
04.04.2020 в 17:52 илия высказался:
07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:
Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор
05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:
всё что НЕ НАДО-есть ,а всё что НАДО- НЕТ .
23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:
Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!
17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:
Мне очень понравелось.
Я ис Украини ,, Кучер Кишал Дмитревна»
Мне ооооооооочень понравилось . Иииии я певица , меня почти все знают . Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))
Источник
Буквенное обозначение нот и тональностей
Буквенные обозначения звуков — условные обозначения буквами звуков в музыкальной практике. Этот метод использовался еще в Древней Греции, однако со временем греческие буквы были заменены латинскими. Окончательно обозначение звуков латинскими буквами закрепилось в Европе в X в., к тому же употребляли первые семь букв алфавита (A-B-C-D-E-F-G) по числу ступеней распространенных в то время ладов.
Позже к этим буквам была добавлена еще одна, 8-я буква-H, обозначающая ноту си. Такая система записи звуков вскоре была вытеснена неумелым письмом и хоральной нотацией, но примерно к XV—XVI веку возродилась в органных и февральских табулатурах. Введение специального обозначения H объясняют тем, что в Средневековье были распространены два лада — фригийский и эолийский, которые отличаются лишь второй ступенью звукоряда. Для этой ступени использовали обозначение двух видов, отличавшихся написанием буквы B — квадратном для высшего звука (твердого, B-durum) и округлом для низкого (мягкого, B-mollis). Неизбежное разночтение рукописного почерка и побудило к введению очередной латинской буквы для обозначения твердой второй ступени.
В современной практике используются две системы буквенных обозначений — классическая и американская, которые отличаются обозначением ноты Си.
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:
- A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.
Классическая система
Повышение ступени на полутон обозначается добавлением к буквенному обозначению — is, например: Фа-диез — Fis, а понижение — добавлением состава es, Ре-бемоль — Des, кроме Ми-бемоль — Es, Ля-бемоль — As, Си-бемоль — B (см. таблицу ниже)
Двойное повышение — добавлением состава isis, двойное понижение — состав eses, кроме Ми-дубль-бемоль — Eses, Ля-дубль-бемоль — Аѕеѕ, Си-дубль-бемоль — Bes.
Таблица составных и буквенных названий
Основные звуки
Повышенные на 1/2 тона
Пониженные на 1/2 тона
Часто буквенные обозначения звуков используется для обозначения тональности, при этом буква означает тонику, а лад обозначают словам dur (мажор) и moll (минор) — например, До мажор — С-dur, Си минор — H-moll.
Буквенное обозначение мажорных тональностей
СОЛЬ мажор — G-dur
СИ b мажор — B-dur
МИ b мажор — Es-dur
ЛЯ b мажор — As-dur
РЕ B мажор-Des-dur
СОЛЬ b мажор — Ges-dur
ДО B мажор-Ces-dur
ДО# мажор — Cis-dur
Буквенное обозначение минорных тональностей
ля минор — a-moll
ре минор — d-moll
ми минор — e-rnoll
соль минор — g-moll
си минор — h-moll
до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll
фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll
си b минор — b-moll
соль# минор — gis-moll
ми b минор es-moll
ре# минор — dis-moll
ля b минор — as-moll
Американская система
В отличие от классической нотации, американская нотация обозначает ноту Си буквой B, тогда как букву H не использует. Повышение ступени на полутон обозначается добавлением к буквенному обозначения знака # (диез), например Фа-диез — F#, а понижение — добавлением знака бемоль (b), напр. Ре-бемоль — D b. Отличается также и система обозначения октав, где каждой октаве предоставлен свой номер, начиная от 0 (что соответствует субконтроктаве).
Эта система широко используется в джазовой музыке, а с развитием информационных технологий попала и в музыкальное программное обеспечение.
Источник
Про буквенное обозначение тональностей
музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей. За основу взяты буквы латинского алфавита, а также некоторые слова из того же языка.
Для названия тональности, как вы знаете, используются два элемента: имя тоники и имя лада. Иногда даже так и говорят, что «ТОНАЛЬНОСТЬ = ТОНИКА + ЛАД» . Эта схема действует и при буквенном обозначении тональностей. Сначала называется тоника, затем прибавляется слово, которое должно определять лад.
Какой буквой обозначить тонику?
Про то, как обозвать тонику, вы можете почитать вот тут. Вкратце напомню, что тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её производный вариант (диез, бемоль). Для буквенной записи музыкальных звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита ( a b c d e f g h ) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль). Зарисуйте себе такую табличку-шпору:
Обратите внимания на исключения из правил (отмечены звёздочкой * ):
1) нота си-бемоль любит повыпендриваться, поэтому ей положена отдельная буква, и не какая-нибудь, а буковка b – вторая алфавитная;
2) ля и ми бемоли настолько ревнивы, что второй гласной буквы рядом с собой не терпят – их записывают просто as и es .
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ. Если тональность мажорная – то название тоники пишут с заглавной (большой) буквы, если минорная – со строчной (малой).
Как обозначить лад?
Мажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis (мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории.
Примеры: C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.
ЕНТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!
Расскажу я вам сказку…. Однажды к тетё Любе в гости пришли самые ленивые музыканты, чтобы угоститься фирменной тётиной Любиной шубой над селёдкой. Как назло ленивых музыкантов всех разом разморило, и едва усевшись за стол, они поникли головами и задремали. Когда они проснулись, их ждало горькое разочарование: какая-то ДУРНАЯ МОЛЬ скушала всю шубу над селёдкой. С тех пор музыканты порешили, что без дур и молей жить проще… Ой, дурацкая сказка получилась, простите)))
В общем, при буквенном обозначении тональностей можно слова dur и moll не писать, лишь бы выполнялось ПРАВИЛО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ (смотреть выше).
Мы тут со сказкой отвлеклись немножко от темы, я напомню: разбирали буквенное обозначение тональностей. Суть, надеюсь, уловили. Кстати, про буквенное обозначение звуков можно не только почитать подробнее вот здесь, но ещё и посмотреть прикольный видео-урок. Вот он:
Источник
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
- Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
- Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
- Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
- Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Источник