Чтить Бога в духе и истине что это означает?
Чтите Бога «в духе и истине»
«Кому вы уподобите Бога? И какой образ поставите в сходство с Ним?»
(Исаия 40:18, Перевод Архимандрита Макария).
Иисус пояснил: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоанна 4:23, 24).
Можно ли представить Бога, который «есть дух», в виде чего-то материального? Нет. Какой бы красивой и внушительной ни была икона, она никогда не сравнится со славой Бога. Поэтому созданные людьми образа Бога никогда не дают верного представления о нем (Римлянам 1:22, 23). Можно ли сказать, что человек чтит Бога «в духе и истине», если он использует при этом рукотворные изображения?
Вторая из десяти заповедей : «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4, 5).
«Убегайте идолослужения» (1 Коринфянам 10:14).
Конечно, некоторые скажут, что почитание икон не имеет характера идолопоклонства. Православные христиане, например, часто утверждают, что, молясь перед иконой, становясь перед ней на колени и сопровождая свои молитвы поклонами, они молятся Богу, а не иконе. Один православный священник писал: «Мы относимся к ним [иконам] с уважением, потому что это святыни и потому что мы почитаем тех, кто на них изображен».
Но все же остается вопрос: одобряет ли Бог использование икон, даже если через них обращаются к нему? Нигде в Библии не поощряется почитание икон. Когда израильтяне сделали литого тельца, якобы для того, чтобы поклоняться Иегове, Бог выразил сильный гнев, назвав их вероотступниками (Исход 32:4—7).
Икона становится предметом идолопоклонства.
Например, Моисей сделал медного змея во время путешествия по пустыне. Первоначально этот змей на шесте был средством исцеления. Те, кто был наказан змеиными укусами, смотрели на медного змея и получали помощь Бога. Но после того как народ поселился в Обетованной земле, змея на шесте превратили в идола, как будто он сам по себе был способен исцелять. Израильтяне кадили ему и даже дали ему имя — Нехуштан (Числа 21:8, 9; 4 Царств 18:4).
Израильтяне также пытались использовать ковчег завета как талисман в борьбе со своими врагами. Результаты были плачевны (1 Царств 4:3, 4; 5:11). А во дни Иеремии жители Иерусалима больше заботились о храме, чем о служении Богу в этом храме (Иеремия 7:12—15).
Тенденция чтить предметы, а не Бога жива до сих пор.
Можно ли молиться «святым» или Марии?
А правильно ли направлять молитвы людям, например Марии или «святым»? В ответ на искушение Сатаны Иисус Христос процитировал слова из Второзакония 6:13: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10). Позже он велел своим истинным последователям «поклоняться Отцу» и никому более (Иоанна 4:23). Осознавая это, ангел осудил апостола Иоанна за то, что тот хотел поклониться ему. Ангел сказал: «Смотри, не делай сего. Богу поклонись» (Откровение 22:9).
Правильно ли молиться Марии, земной матери Христа, или каким-либо «святым», прося их ходатайствовать за нас перед Богом? Ответ Библии однозначен: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).
Храните отношения с Богом
Почитание икон противоречит ясным библейским учениям и не может помочь людям обрести Божье благоволение и спасение. Напротив, Иисус Христос сказал, что вечная жизнь зависит от того, насколько хорошо мы знаем несравненную личность — единственного истинного Бога, а также его намерения и то, как он обращается с людьми (Иоанна 17:3). Иконы, которые не могут ни видеть, ни чувствовать, ни говорить, не помогают людям познавать Бога и правильно верить в него (Псалом 113:12—16). Знания о Боге можно обрести лишь изучая Слово Бога, Библию.
Почитание икон не только бесполезно, но и несет в себе духовную опасность. Почему? Прежде всего потому, что препятствует нашим взаимоотношениям с Иеговой. Об израильтянах, раздражавших Бога своими мерзкими идолами, он сказал: «Сокрою лицо Мое от них» (Второзаконие 32:16, 20). Чтобы восстановить отношения с Богом, им было необходимо отвергнуть идолов, которых их руки сделали «на грех» (Исаия 31:6, 7).
Как же уместен поэтому совет Библии: «Дети, храните себя от идолов» (1 Иоанна 5:21).
Источник
Богопочитание
Богопочита́ние (греч. Θεοσέβεια от Тео́с — Бог, Се́бомай — чтить, почитать) — в широком смысле, синоним понятия религия, заключающее в себе религиозную доктрину и религиозную практику, в узком, — понятие нравственного или, т. н., практического богословия (религиозной практики), обозначающее служение, угождение Богу.
Богопочитание в Русской православной церкви не является богословским термином, однако является смыслоопределяющим словом для ряда богословских терминов. Пост, молитва, покаяние, богослужение являются словами одного семантического поля. Однако, несмотря на это, в Русском Православии есть необходимость применять слово «богопочитание» в качестве термина, разделяя понятия «иконопочитание» и «богопоклонение», следуя раннехристианской традиции, по которой разделялось почитание т. н., святых предметов(иконы, мощи, Крест, на котором распяли Христа), почитание святых мест и почитание святых и Богородицы — Богопочитание в этом случае соответствует греч. слову проскюнесис, что переводится на русский как «богопоклонение». Непосредственное же служение Богу обозначается термином «Богопоклонение», что соответствует греческому латрея, что обозначает непосредственное служение Богу, минуя того или иного посредничества.
История вопроса
Теосебея — почитание бога. Для античности Теосебея — это благочестие, синоним слова Эвсебея. Так например, Страбон, (64/63 до н. э.-23/24 н. э.) греческий географ и историк, автор «Географии» (17 кн.), сообщает о вегетарианстве и целомудрии богопоклонников, живущих во Фракии, которые питались только сыром, молоком и мёдом, употребляли слово теосебея (К. Куманецкий «История культуры Др. Греции и Рима».) Теосебея выступает в качестве правильного отношения к богам. К правильному отношению к богам относится прежде всего «проскюнесис»: богопоклонники обязаны были падать ниц перед идолами богов, кроме того к правильному отношению к богам относятся служение им, что называется «латрея» (выплнение действия, связанного с культом) и «лейтургия» (культовое действие в храме, совершаемое жрецами). Термины «Латрея» и «Лейтургия» в античности не использовались в собственно религиозном смысле. Эти слова широко применялись в светской жизни.
Как термины культа они начали широко употребляться в Священном Писании
Понятие Б. в Септуагинте обозначается двумя основными греч. терминами «проскюнесис» (глагол «проскюнейн») и «латрейя» (глагол «латревейн»). «Латрея» — это перевод древнееврейского слова «хеба» (служение) и «проскюнесис» — «хашхатва» (видеть лик Яхве). «Латрейя» и «проскюнесис» встречаются, напр., в книге Исход, где Бог заповедует не поклоняться(п.) и не служить(л.) идолам: Не поклоняйтесь им не служите им» (Исх 20. 5). Слово «проскюнесис» («прскюнейн») обозначает в Свящ. Писании общее понятие поклонения: «И, ваши снопы стали кругом и поклонились(п.) моему снопу» (Бытие 37,7). Более узкое значение поклонения передает термин «гоню», (глагол «гонюпетео»), который используется в Свящ. Писании для обозначения «становление на колени» или «падение ниц», то есть жеста почитания. В В. З. приклоняются («гоню») не только Богу во время молитвы: «Он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу» (Даниил.6,10), но и людям: «Пришедши к Давиду, он пал на землю и поклонился ему» (2 Царств.1,2). А в НЗ термин «гоню» используется только для обозначения преклонения в молитве к Богу: «И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена („гоню“), молился.» (Лука 22,41). Термин «латрея» используется в Септуагинте для обозначения культового действия: жертвоприношения объекту поклонения. «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» Скажите: «это пасхальная жертва Господу…» (Исх 12. 26-27). Однако следует знать, что в ВЗ существительное «латрея» отличается от глагола «латревейн». Если «латрея» используется почти исключительно для обозначения культового почитания, то глагол «латревейн» приобретает значение служения не только внешнего, но и внутреннего Б.: «…чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил („латревейн“) Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор 10. 12). И в НЗ глагол «латревейн» имеет более общее значение, чем существительное «латрея». Содержание понятия «служить Богу» включает служение «постом и молитвою день и ночь» (Лука 2. 37), апостольское служение благовествования св. Евангелия: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его…» (Рим 1. 9),— а также всю добродетельную жизнь верующего: «…будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр 12. 28). Слово «латрея», хотя в большинстве случаев сохраняет за собой значение культового почитания (см.: Рим 9. 4; Евр 9. 1, 6; Иоанн 16. 4), в Послании к римлянам ап. Павла приобретает значение служения вообще, «разумного служения» («логике латрея»): «Представьте тела ваши в жертву …Богу…для разумного служения нашего.» (Рим 12. 1). Б. в Свящ. Писании отмечается ещё одним термином — «лейтургия (глагол «лейтургевейн»), к-рый обозначает служение священников и левитов в ветхозаветном храме. Священники и левиты выполняли общественное служение (Числа 3. 31; Иез 45. 4) В НЗ появляется особый термин для Б. — «теосебея». Он используется только в двух местах: в одном месте как существительное, в другом — как прилагательное. Ап. Павел пишет: «…желаю, чтобы… и жены… украшали себя… добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию („теосебея“)». Термин «теосебея» (лат. «pietas») здесь употребляется в значении «набожность, благочестие», хотя в греч. языке есть особый термин «эвсебея» (благочестие). (Греч. «теосебея», англ. «religion practice» — «это соответствующее вере и духовному опыту обязанность для установления отношения между человеком и Богом, благочестивость [англ. „piety“]». Greek-English Lexicon of The New Testament. United Bible Societies. N. Y. Vol. 2. 53.1, 6). В Евангелии от Иоанна использована другая форма «теосебея» — прилагательное «теосебейс» (почитающий Бога (в широком смысле)) (лат. «Dei cultor»): «Кто чтит Бога и творит Волю Его, того слушает [Бог — В. Б.] (Иоанн 9. 31). Стоит сказать, что в русс. Синодальном переводе словом «Б.» переведено греч. словосочетание «Идия дейсидаймония» (свои божества): «Но они имели споры с ним об их Богопочитании» (дословно «об их божествах») (Деян 25. 19). Здесь переводчик посчитал нужным употребить слово «Б.» так как понял, что речь идёт о понятии религии вообще.
Если в Священном Писании термин «теосебея» совпадает с понятием благочестия, то у Отцов Церкви этот термин приобретает и значение Б. Так напр., Климент Александрийский пишет о Б. Иисуса Христа к Отцу: «Угодной жертвой Богу является жертва плоти, как Господь принес в страданиях Свою, это и есть истинное Богопочитание» (Clem. D`Alex. Str. 5. 11. М.14.101в // Sources Chretiennes. Le editions du cerf. 1981. T. 1. № 278). Ориген же говорит о Б. так: «Апостол, говоря о разумном служении („логике латрея“), учит тому, что такое Б.» (Ориген. Комментарии к Евангелию от Иоанна 13. 25. М.14.441а // Sources Chretiennes. № 222 P. 112). Термины «латрея» и «лейтургия», не позднее V в. по Р. Х., получают значение богослужения (). Термин «проскюнесис» приобрел с VIII в. значение почитание икон, святых, мощей, св. мест , Богородицы, Креста Господня, св. предметов: «Чтобы чествовать их лобызанием и почтительным поклонением («Проскюнесис»), не тем истинным по нашей вере служением («Латрея»), которое приличествует одному Божественному Естеству (Орос 7-го Вселеннского Собора \\А. В. Карташов. Вселеннские Соборы. Спб.2002 г. стр.517-518) .
В России, в начале 18 столетия, термин Б. употребляется в трудах свт. Тихона Задонского не только в значении богослужения, но и в значении благочестия. Такое понимание Б. характерно для последующих времен. В работе «Служение христианина в секулярном обществе» (Женева ,1969 г.) митр. Антония (Блума) Б. он называет «Богопоклонением». Богопоклонение в узком смысле, он определяет как «отправление обряда, религиозная практика и действие» «В более широком смысле богопоклонение — пишет владыка Антоний — это отношение того, кто выбрал для себя наивысшие ценности, строит свою жизнь в благоговейном служении им и исполняет некоторые связанные с этим обязанности.»(«Церковь и время» 1998 г. № 3(6) стр.32) «Поклонение рождается из нашего чувства Божия присутствия» (Там же. С. 41). Автор постоянно говорит об ощущении Бога. Духовный опыт рождает живую веру : «Опыт Богопознания становится верой» (Там же. С. 35). Митр. Антоний употребляет термин «служение». Таким образом, по митр. Антонию, богопоклонение — это любовь к Богу, а служение- это ответственность перед Богом.
Б., имея значение богослужения, приобрело значение служения Богу вообще, потому что: «Божие слово показует, что Богу угодно и что не угодно Богу» (Иоанн (Маслов) Симфония по творениям Святитителя Тихона Задонского М.2002 г. С. 106). Лит.:
Источник
Что значит почитать Бога?
Текст в Откровение 4:10-11 описывает сцену на небесах: «Двадцать четыре старейшины падут ниц перед Сидящим на престоле… и сложат свои венцы к подножию престола, восклицая: «Ты достоин, Господь, наш Бог, принять славу, честь и силу…»» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Слова, переведенные как «слава» и «честь», тесно связаны и часто используются в Библии взаимозаменяемо. Но между ними есть тонкая разница. Слово, которое чаще всего переводится как «слава», означает «неотъемлемую, внутреннюю ценность», а слово «честь/почитать» означает «субъективно воспринимаемую ценность; воздавать славу или считать славным».
Слава – это качество, присущее прославляемому. Славу можно воспринимать как зеркало, дающее точное отражение. Когда мы точно отражаем характер Бога, мы прославляем Его. Прославлять Бога – значит воздавать Ему честь за то, кем Он есть на самом. Господь славен, потому что Он бесконечно ценен. Люди обладают славой, потому что мы созданы по образу Того, Кто является славным (Бытие 1:27). Мы прославляем Бога, когда демонстрируем через слова или действия Его славный характер или дела. Подражание характеру Иисуса также является прославлением Бога, потому что мы демонстрируем Его качества. И когда мы прославляем Бога, мы приносим Ему честь.
Честь исходит из наших сердец и подразумевает ценность, которую мы лично приписываем кому-то или чему-то. Коллекционеры ценят определенные предметы больше, чем те, кто не является коллекционером. То, что одни могут игнорировать, может быть высоко оценено кем-то другим и, следовательно, быть почитаемым. Мы чтим других людей в той мере, в какой считаем их положение и вклад значительными. Нам сказано проявлять почтение к людям за их положение, а не за поступки. Так, Библия призывает нас почитать отца и мать (Второзаконие 5:16; Ефесянам 6:1-3), пожилых людей (Левит 19:32; 1 Тимофею 5:1-2) и правителей (1 Петра 2:17). Когда мы почитаем Бога, мы демонстрируем свое высокое уважение к Нему.
Библия излагает множество способов почтения и прославления Бога. Мы проявляем к Нему почтение и отражаем Его характер, сохраняя моральную чистоту (1 Коринфянам 6:18-20), жертвуя из наших доходов (Притчи 3:9; 2 Коринфянам 8:7; 9:7) и ведя жизнь в посвящении Ему (Римлянам 14:8). Недостаточно просто чтить Его внешне. Бог желает чести, исходящей из наших сердец. «Господь сказал: «Народ этот близок ко Мне лишь на словах, лишь словами они Меня чтят, сердца же их от Меня далеки»» (Исаии 29:13; см. также Матфея 5-7). Когда мы стремимся к радости в Господе (Псалом 36:4), ищем Его во всех своих делах (1 Паралипоменон 16:11; Исаии 55:6), и делаем выбор, отражающий место, которое Он занимает в наших сердцах, то приносим Ему высочайшую честь.
Источник