- Очистка музыкальных прав
- Читайте также
- Диджей против музыкальных издателей
- Вам славы или денег? Екатерина Бирюкова о российских музыкальных премиях
- Три музыкальных брата
- Шведские развлечения. Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач)
- Шведские развлечения Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач)
- «Кто же из нас прав?»
- 8. Истолкование Вагнером отношения своих музыкальных драм к реальности
- Хендрик Ван Бален и Ян Брейгель Старший сотрудничают с мастером музыкальных инструментов
- Российский опыт использования трансмедийных технологий при продвижении музыкальных альбомов
- Лицензионные договоры о передаче прав
- Договор об отчуждении прав
- Очистка музыкальных прав
- Очистка музыкальных прав и штрафы
- Чьи песни легче получить в работу?
Очистка музыкальных прав
Очистка музыкальных прав
Для того чтобы начать работу по «очистке музыкальных прав», продюсеру следует знать информацию о бюджете, сроках, характере использования кино- или телепродукта. Существует два этапа очистки прав. Первый – это определение правообладателей и переговоры с ними, второй – это подготовка и заключение контракта.
Как только продюсер выясняет, кто является действующим правообладателем на тот или иной музыкальный трек, ему необходимо отправить всем этим правообладателям запрос на их согласие включения интересующего продюсера музыкального материала в проект. Если помнить, что существуют авторские права на текст и музыку, существуют смежные права на конкретное исполнение и аудиозапись, то важно учитывать, сколько времени понадобится, чтобы договориться со всеми, так как необходимо обладать лицензионным соглашением от всех владельцев музыкального произведения.
Существует мнение, что часто эту работу выполняют «музыкальные редакторы, у которых есть своя фирма, занимающаяся очисткой прав. Они давно в индустрии, кто-то, например, работал когда-то в музыкальных издательствах. У них наработаны связи, они сразу могут узнать, кому какая мелодия принадлежит и кому звонить»168. Продюсерская компания «Среда» на музыку к фильму «В спорте только девушки» потратила (для российского кино) достаточно высокую сумму – 6 миллионов рублей. В картине звучали композиции таких исполнителей, как Лана Дель Рей, Фрэнк Синатра, Офспринг. Среди продюсеров есть убеждение, что на зарубежную музыку имеет смысл тратить значительные суммы, так как подобное музыкальное сопровождение «дает достаточно большой выхлоп и стилизует кино совершенно по-другому»169.
В случае, если музыкальный материал доступен (а бывают ситуации, когда он недоступен), наступает этап ведения переговоров о размере вознаграждения за использование конкретных музыкальных произведений. Следующий этап вступает в силу после того, как продюсер принимает решение о необходимых для проекта музыкальных произведениях.
Если по разным причинам нельзя получить лицензию на синхронизацию у владельца необходимой композиции, то важно найти подходящий трек, как правило, неизвестной группы, не отличающийся по качеству, атмосфере и энергетике. В практике нередко бывают ситуации, когда монтажер, следуя за настроением сцены, подкладывает композицию известного исполнителя, например, Адель, цена на треки которой начинается от 25 тысяч евро170, что является почти неподъемной суммой для бюджета производства в России. Именно в этот момент музыкальные продюсеры начинают заниматься поиском соответствующей сцене более бюджетной дорожки.
Существует вариант обращения к исполнителям напрямую, без посредничества какой-либо организации. Однако это занимает намного большее количество времени, нежели структурированные действия соответствующих компаний. Продюсер О. Гранина, пытаясь связаться с Адриано Челентано для включения его песни в фильм «14+», столкнулась с тем, что личного ответа от певца она не получала, а, запросив очистку прав на конкретную композицию в международное агентство, была поставлена перед фактом, что певец не продает права на свои исполнения никому. Это означало, что продюсеру пришлось искать голос, который был бы похож на голос Челентано. После записи необходимым условием заключенного соглашения было непременное одобрение сделанной фонограммы итальянской стороной. География работы над треком оказалась впечатляющей. При том что голос записывался в московской студии «Пифагор», в Дании записывалась фонограмма, звуковой постпродакшн делался в Литве, а перезапись фильма – в Праге.
Миф о том, что треки зарубежных исполнителей крайне дорогие, на практике оказывается верен лишь отчасти. Ибо нет фиксированной цены на определенную композицию. Безусловно, существует ряд артистов, которые не опустят цену на свои песни ниже определенной суммы. Однако каждый случай уникален и стоимость лицензии на синхронизацию может оговариваться сторонами в индивидуальном порядке и зависеть от множества факторов. На цену музыки можно повлиять, попросив авторов увидеть проект собственными глазами, после чего решение о цене может сильно измениться. Если проект им понравится, то есть шанс, что вы «договоритесь».
Важным шагом по очистке прав является получение от правообладателя соглашения, касающегося условий использования выбранных треков. Если условия соглашения совпадают с заранее оговоренными требованиями продюсера, то стороны составляют контракт. Дальнейшим этапом становится утверждение контракта и его подписание обеими сторонами. Конечным результатом считается лицензия на синхронизацию, где все права на использование музыки четко прописаны. Лицензия передается после полной оплаты.
Владея точной информацией об именах авторов, названии музыкальных произведений продюсер находит информацию об их издателях. Издатели, как правило, требуют информацию о проекте и характере использования запрашиваемых треков.
Обычный запрос может состоять из следующих пунктов. Должны быть указаны «сведения о композиции: название, исполнитель, автор музыки, автор текста; описание использования композиции в проекте: количество раз, визуальное/не визуальное, вокальное/инструментальное, предполагается ли использование композиции на начальных или конечных титрах; хронометраж использования песни (если вы не уверены, выберите максимальную продолжительность, которую она может иметь, и укажите „не более этого времени“); территория проката (например, весь мир, Россия, США, кинофестивали, Вселенная и т.д.); предполагаемое использование в рекламе и маркетинге, например в трейлерах, рекламных теле- или радиопередачах; описание сцен, в которых будет использована музыка (иногда издатели просят подлинный текст или необработанное видео, будьте готовы их предоставить). Также здесь указывается, собираетесь ли вы использовать существующую запись или будете заново записывать музыку; длительность лицензии, обычно в годах (1, 3—5, 10—15 лет) или на неограниченный срок»171.
Система по включению музыки в кино- и телепроекты обладает множеством нюансов, отклонений и исключений. В современном медиапроизводстве музыкальному сопровождению не всегда уделяется достаточное внимание, однако в последнее время наблюдаются качественные сдвиги к улучшению этой ситуации. Отечественная медиамузыкальная индустрия находится в процессе становления. Образованность продюсера, глубокое понимание им производственного процесса и уважение к интеллектуальному труду создателей музыкальных произведений представляют собой залог успешного музыкального оформления кино- и телепроекта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Диджей против музыкальных издателей
Диджей против музыкальных издателей В союзе с музыкантами выступали издатели музыки, представлявшие тогда наиболее влиятельную часть отрасли. В момент рождения радио ноты были главным музыкальным товаром, а авторы песен — настоящими звездами. Однако когда весь мир
Вам славы или денег? Екатерина Бирюкова о российских музыкальных премиях
Вам славы или денег? Екатерина Бирюкова о российских музыкальных премиях Музыкальные премии делятся на те, которые дают просто так, и те, которые завоевывают на конкурсах. И поскольку соревновательный момент в музыкально-исполнительском искусстве развит более чем
Три музыкальных брата
Три музыкальных брата Жили некогда три брата, старшего звали Дянь Юаньшуай, среднего – Дянь Хун И, младшего – Дянь Чжи-бяо. Все трое были непревзойденными флейтистами.В период Гайюань (713—742 гг. н. э.) император Сюань Цзун из династии Тан назначил их своими придворными
Шведские развлечения. Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач)
Шведские развлечения. Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач) У шведов есть несколько любимых развлечений. Эти развлечения они ни на что не променяют!Например, пятничные посиделки, по-шведски это называется fredagsmys , а на русский
Шведские развлечения Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач)
Шведские развлечения Не звоните людям во время трансляции Евровидения (и других музыкальных передач) У шведов есть несколько любимых развлечений. Эти развлечения они ни на что не променяют!Например, пятничные посиделки, по-шведски это называется fredagsmys, а на русский
«Кто же из нас прав?»
«Кто же из нас прав?» Все дети, наверное, умеют считать до десяти, может быть, и до двадцати и даже до ста. Это я уже по опыту знаю. Нет смысла проверять, как каждый из них станет говорить мне скороговорку, состоящую из «раз-два-три-четыре-пять» и т. д., произнесенную залпом, без
8. Истолкование Вагнером отношения своих музыкальных драм к реальности
8. Истолкование Вагнером отношения своих музыкальных драм к реальности Подчеркиваем еще раз, что «Кольцо нибелунгов», «Парсифаль» и «Тристан и Изольда» находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и только вместе полновесно выражают концепцию мифа Рихарда Вагнера. Ее можно
Хендрик Ван Бален и Ян Брейгель Старший сотрудничают с мастером музыкальных инструментов
Хендрик Ван Бален и Ян Брейгель Старший сотрудничают с мастером музыкальных инструментов Вадим Садков Хендрик ван Бален (1575-1632) Ян Брейгель Старший (1568-1625) Состязание Аполлона и Пана Около 1610 Дубовая парке тированная доска, масло. 48,5 х 114,5 Частное собрание, МоскваНесмотря
Российский опыт использования трансмедийных технологий при продвижении музыкальных альбомов
Российский опыт использования трансмедийных технологий при продвижении музыкальных альбомов Яркий пример превращения музыкального альбома в целый мультимедийный проект и продвижения посредством трансмедийных технологий – это альбом «Из жизни планет» группы
Лицензионные договоры о передаче прав
Лицензионные договоры о передаче прав Лицензионные договоры о передаче прав на АУП заключаются в случае приобретения готовых АУП. Этот вид договоров заключается в основном при покупке прав на показ художественных фильмов или на вторичный показ каких-либо
Договор об отчуждении прав
Договор об отчуждении прав К существенным условиям данного договора, без которых его заключение невозможно, относятся предмет (т.е. передаваемое право) и размер вознаграждения.Отчуждение прав (в составе авторского договора заказа) характерно при создании АУП под
Источник
Очистка музыкальных прав
Вы когда-нибудь напевали мелодии из рекламы или кино? Только честно. Мы знаем ответ! Воздействие хорошей музыки на уши потребителя дорогого стоит. В прямом смысле. Ведь прежде, чем использовать популярные треки, их нужно «почистить». Очистка прав на музыку – юридически непростой, но увлекательный процесс легализации музыкальных композиций в сложных аудиовизуальных произведениях, например, в кино или рекламе. Мы обсудили эту тему с нашим сотрудником, который отвечает за музыкальный контент, звучащий в медиапродуктах агентства «Рексквер».
Что означает термин «очистка прав»? Это использование каких-то «серых схем» или абсолютно законные действия?
– Удивительно, но не все понимают, что значит очистка прав. Хотя здесь все довольно просто: эта разговорная формулировка означает, что мы получаем разрешение от правообладателя на использование музыкального произведения в своих проектах. Например, если мы чистим права на песню для рекламного ролика, то это значит, что мы получаем разрешение от всех правообладателей, музыку которых мы используем в составе рекламного ролика для его визуального проведения. Конечно, очистка прав не подразумевает, что заплатив за какой-то вид использования, ты получаешь эту песню навсегда и можешь её использовать теми способами, которые изначально не были обговорены. Условно говоря, если ты получаешь разрешение на создание кавера для какого-нибудь фильма — это не подразумевает, что ты потом эту песню можешь петь у себя на концертах.
Очистка музыкальных прав и штрафы
Отлично, с терминологией теперь всё понятно. Но что, если получить законное разрешение на использование композиции, например, в рекламе (есть такой термин «синхронизация»), не представляется возможным? Действительно ли существует практика, что в бюджет рекламной кампании еще на начальном этапе могут заложить сумму условного штрафа?
– Да, такая практика есть, я про неё слышал. По крайней мере, за рубежом. Моя коллега, которая делала фильм и выпускала его на территории Англии, рассказывала, что они специально открывают счёт в банке, на который кладут определённую сумму денег на случай, если не получится найти правообладателей. То есть они заранее готовятся к тому, что случится какой-нибудь неожиданный неприятный инцидент с правообладателем. Тогда дата открытия счета будет подтверждением того, что счёт был открыт заранее и на него была депонирована определённая сумма денежных средств. Это может помочь нивелировать недовольство правообладателя по поводу того, что его песню использовали без разрешения. Ведь если ты предоставишь информацию о том, что есть счёт, открытый специально для урегулирования конфликта, информацию о том, что была попытка связаться с правообладателем (может, есть какие-нибудь электронные или бумажные письма, может, сохранились звонки, номера телефонов, по которым ты пытался его найти), то, скорее всего, всё будет разрешено в досудебном порядке, комфортным способом для обеих сторон. Кстати, раньше даже некоторые телеканалы закладывали дополнительный бюджет с учётом финансовых рисков на то, что к ним кто-то придёт. Правда, сейчас я о такой практике вообще не слышу. И либо это говорит о том, что её стало меньше, либо ею пользуются, не особо афишируя этот метод работы с музыкальными правами.
Какой на твоей памяти был максимальный штраф за незаконное использование музыкальной собственности?
– Сложно сказать, все зависит от качества и формата контента. Если это реклама, то смотря что там используется. Если это вокальный трек, то, размер штрафа может быть более лояльный. Бывает такое, что правообладатели, в перспективе даже преследуя друг друга, работая с тем или иным брендом, могут закрыть глаза на то, что у них было некоторое нарушение, чтобы в дальнейшем работать с этим брендом. Насколько я знаю, штрафы регулируются увеличением премии до десятикратного размера. Поэтому всё зависит от аппетитов правообладателей и степени нарушения со стороны пользователя. На моей памяти были штрафы, которые доходили до 3 миллионов рублей, но это были рекламные кампании, которые обращались к достаточно крупным брендам. Чем больше рекламная кампания, тем шире узнаваемость её бренда и больше охват. Понятное дело, что они вкладывают больше денег. И, соответственно, если подвернётся случай, что музыка используется нелегально, для правообладателя это прекрасный повод придраться к бренду и заработать неоднократно сумму, которую они планировали. А однократная сумма может доходить до 5 и даже до 10 миллионов рублей. Если, условно, этот бренд не озаботился очисткой прав, то с него можно будет взять денег больше раз в пять точно. Эти длительные судебные разбирательства часто не заканчиваются даже одним годом, поэтому здесь нужно либо полюбовно закрывать вопрос и оплачивать задним числом то, что было уже использовано, и расходиться, дружить дальше, либо ссориться и получать в несколько раз больше денег от бренда, но больше никогда с ним не работать. Всё зависит от конкретной ситуации.
Чьи песни легче получить в работу?
Кого проще чистить, иностранных звёзд или русских? Именно не дороже, а проще по документообороту, по общению с менеджментом?
– Раз на раз не приходится, потому что все люди разные. Если говорить конкретно по синхронизации, то мы всегда идём до конечного правообладателя, потому что право по синхронизации остаётся за тем автором, кто композицию придумал. За некоторым исключением с русскими бывает проще, потому что ты разговариваешь с ними на одном языке – коммуникация быстрее, но и они не всегда понимают, что ты от них хочешь. Приходится объяснять. С теми правообладателями, которые на рынке давно, — легче. Проблемы получить от них то, чего ты хочешь, обычно не возникает. Но по моему личному опыту, проще работать с иностранцами, потому что, когда ты им говоришь, что именно ты от них хочешь, правильно формулируешь задачу, конкретный запрос, то они тебя сразу же понимают и говорят, сколько это стоит. Или же ты им предлагаешь сразу какую-то сумму, на которую они либо соглашаются, либо обсуждают её. Все довольно просто идут на диалог, готовы общаться, и проблем в коммуникации не возникает…
Во второй части обсудим, сколько придется заплатить за использование песен Майкла Джексона в рекламе, чем Нирвана похожа на Машину времени и почему не все звезды рады слышать свою музыку в рекламе Макдоналдс.
Источник