Что значит честь для пугачева

Что означает понятие «честь» для героев повести «Капитанская дочка»? Иван Кузьмич, Гринёв, Савельич, Пугачёв, Швабрин (Пушкин А. С.)

Что такое честь? Честь — это качество личности человека, обозначающее его внутренние нравственное достоинство, доблесть и благородство души. Да, это будет верно, ведь так пишут в учебниках и книгах, но у каждого человека своё понимание чести, свои способы ей следовать, своё осознание. Так что же такое «честь» для героев романа Пушкина «Капитанская дочка»?

Честь Ивана Кузьмина и Гринёва схожа, они оба без колебаний бросились на защиту дорогих им людей и родной крепости, зная, что могут не вернуться.

«Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузьмич. — Умирать так, умирать: дело служивое!». Когда же перед ними предстал выбор: предать своих и перейти на сторону врага или остаться верными, но умереть. Оба благородно, без колебаний выбрали смерть. Швабрин же в данной ситуации выбрал предательство, но и после он не раз доказывал, что ему нельзя верить, и что благородство и достоинство у него нет. Савельич в данной ситуации был готов пожертвовать собственной жизнью, только ради спасения Гринёва и всеми силами старался уберечь своего господина, несмотря на то каким путём он это осуществит. Пугачёв же показывает свою справедливость «услуга за услугу, помощь за помощь», он много раз помогал Гринёву и старался всегда следовать своим словам. Может для большинства он и отрицательный персонаж, но для Гринёва он в какой-то степени даже друг.

Читайте также:  Жидкий стул темно зеленого цвета что значит

Честь для Ивана Кузьмича и Гринёва — это защита любимых и дорогих сердцу людей, быть верным и правдивым до самого конца. Для Савельича же — эта защита и верность своему господину. Честь Пугачёва — это справедливость, правдивость и благородство. А для Швабрина понятие «честь» не существует, или же это мы что-то не понимаем, или не знаем. Честь для каждого своя, но у кого-то мнения могут совпасть, а у кого-то разойтись. Берегите платье — снову, честь — смолоду.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Тема: Вопросы чести и долга в повести Капитанская дочь

Понедельник, 25 Января 2010 г. 18:40 + в цитатник

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг- Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: « Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринёва и в Белгородской крепости, где он служил. Там Пётр познакомился с дочерью начальника Миронова. Из-за Маши Пётр поссорился со своим подлым товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринёв вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Швабрин- полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин- когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Праведный гнёв Гринёва близок и понятен мне. Ведь Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам. Швабрин примкнёт к Пугачёву, и его осудят как придавшего присягу офицера.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, стихию Был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: « С честью пойдешь по жизни- умрёшь. Против чести пойдешь-жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других.

Я узнала, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Честь и долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по- своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия- примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Мать Маши были примерной женой, которая хорошо понимала своего мужа и старалась всячески ему помочь. В моей памяти она осталась такой до последнего.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине было развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение.

Что касается Гринёва, то вполне понятно, что он предпочёл смерть. Ведь присягнув Пугачёву- убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку Пугачёва- значило предать все жизненные идеалы, предать честь. Гринёв не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше было умереть, но умереть героем. Пётр всё-таки не поцеловал руку Пугачёва. Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Вот как Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! — говорил бедный дядька- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». Я думаю, что в этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Мне кажется, что Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Хотя Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени, как мне показалось, оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели- освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость, поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

На пире между Пугачёвом и Гринёвым возникает словесный дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гринёве -ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачёве- разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: « А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по детски оценивает жизнь!». Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва оказала влияние даже на самого Пугачёва. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили в данный момент, решая в данный момент чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт- смысл жизни, для Гринёва же- «жить убийством и разбоем значит по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв после погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: « Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент.

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых я в начале повести и предположить не могла в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачёва, которому был обязан своим счастьем. Пугачёв узнал его и кивнул с эшафота. Пётр Гринёв проявил себя с самого начала во всех выпавших на его долю испытаниях с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, не изменив присяге и понятии о чести и морали.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Источник

Пугачев и понятие чести в повести «капитанская дочка»

Вспомним произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Андреевич Гринёв — главный герой повести. Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом. На семнадцатом году он должен был отправиться на военную службу. Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром и дамским угодником. Но служба в Белогорской крепости свела Петра с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова. Здесь он встретил Марью Ивановну и искренне полюбил её. Швабрин видел отношения Петра и Маши и старался всячески испортить их. Он ни перед чем не останавливался. Дело дошло до грубых оскорблений Марьи Ивановны. Пётр Андреевич посчитал своим долгом заступиться за возлюбленную, и не задумываясь вызвал Швабрина на дуэль. Гринёв показал себя смелым и благородным человеком.

Тему чести можно назвать основной в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести — «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» — сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное.

Источник

Оцените статью