Что значит чертово колесо

Чертово колесо

Колесо́ обозре́ния (также в разговорной речи чёртово колесо́) — аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. В наши дни колесо обозрения является непременным атрибутом многих парков развлечений, а также и других общественных мест по всему миру.

Содержание

История

Прообразом современного колеса обозрения было приводимое в движение мускульной силой человека устройство, появившееся в XVII веке.

Одно из первых колёс обозрения в нынешнем понимании построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr ). Оно было установлено на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго. Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже. Диаметр колеса составлял 75 метров, масса — 2000 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л.с. каждая. К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было 20 сидячих и 40 стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскрёба того времени, однако оно было в четыре раза ниже Эйфелевой башни.

После закрытия выставки это колесо ещё дважды переносили на другое место. Колесо было окончательно разобрано в 1904 году после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе.

О важности вклада Ферриса в дело строительства колёс обозрения говорит хотя бы тот факт, что по-английски колесо обозрения до сих пор называется ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».

Позднее, в 1897 году, Феррис построил колесо обозрения для Вены. Это колесо сохранилось до сих пор, и сейчас оно является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы.

Первое колесо обозрения в Великобритании было построено в Лондоне в 1895 году. Оно было скопировано с колеса Ферриса в Чикаго двумя молодым австралийскими инженерами Адамом Гадделином (англ. Adam Gaddelin ) и Гарретом Уотсоном (англ. Gareth Watson ), которые впоследствии построили ещё около двухсот колёс обозрения по всему миру. Лондонское же колесо просуществовало с 1895 по 1906 год, успев покатать за это время два с половиной миллиона человек. Находилось оно в районе Earls Court.

Типы колёс обозрения

«Наблюдательные колёса»

Так называемые «наблюдательные колёса» (англ. obserwation wheel ) — новый тип колёс обозрения. Первым колесом такого типа стал «Лондонский глаз» (англ. London eye ). Это колесо было открыто в 1999 году. В настоящее время строительство колёс такого типа ведётся в Лас-Вегасе, Сингапуре, Шанхае и некоторых других городах.

Основное отличие наблюдательного колеса от колеса обозрения классического типа заключается в том, что кабины наблюдательного колеса не подвешены к ободу, а смонтированы снаружи обода. Если кабины обыкновенного колеса обозрения удерживаются в должном положении благодаря силе тяжести, то наблюдательное колесо для удержания кабин в нужном положении требует сложной механической системы стабилизации.

Другие типы

Необычным типом классического колеса обозрения было колесо со скользящими кабинами (устройство ясно из рисунка). Такое колесо было сооружено в 1920-х годах в парке «Corney Island» в Нью-Йоркском районе Бруклин. Оно сохранилось до сих пор и сейчас используется в парке «Deno’s Wonder Wheel Park». Копия этого колеса действует в парке калифорнийском Дисней-Лэнде.

В 1999 году для выставки в Нидерландах было создано колесо обозрения для автомобилей, где вместо кабинки была использована платформа, на которой закреплялся автомобиль.

Колёса обозрения в СССР и России

В СССР колесо обозрения было весьма распространённым аттракционом в парках культуры и отдыха, которые имелись в любом достаточно крупном городе. Как правило, во всех городах использовались одинаковые стандартные колёса. Кроме «большого» в большинстве городов имелись маленькие детские колёса, известные под названием «аттракцион „Солнышко“».

Известные колёса обозрения

  • Колесо обозрения в Вене (нем.Riesenrad ). Построено Феррисом в 1897 году и существует до сих пор. Диаметр колеса — 61 метр.
  • Небесная мечта Фукуока (англ.Sky Dream Fukuoka ) — самое большое колесо обозрения классического типа (не считая наблюдательных колёс), установлено в японском городе Фукуока. Диаметр — 112 метров, общая высота — 120 метров.
  • Парижское колесо обозрения (фр.Roue De Paris ) — одно из самых больших мобильных колёс обозрения. Высота — 60 метров. Не требует постоянного фундамента, так как стабильность обеспечивают балластные баки с водой объёмом 40 000 литров. Впервые это колесо было смонтировано в Париже в преддверии празднования миллениума. В 2003 году колесо было перенесено в Бирмингем, где и находилось до февраля следующего года, после чего было перенесено в Манчестер. После этого колесо снова вернулось на европейский континент. Летом 2005 года оно было смонтировано в Амстердаме.
  • Лондонский глаз (англ.London eye ) — первое наблюдательное колесо в мире, до открытия колеса обозрения «Singapore Flyer» в Сингапуре было самым большим колесом обозрения в мире. Открыто в конце 1999 года. Диаметр — 135 метров.
  • Колесо имени 850-летия Москвы
  • Колесо обозрения Singapore Flyer (Парящий Сингапур) — самое большое колесо обозрения в мире — 165 метров, открыто в апреле 2007г.
  • Колесо обозрения в Измайловском парке культуры и отдыха — самое большое колесо обозрения эпохи СССР

См. также

  • Аттракцион
  • Наблюдательное колесо
  • Лондонский глаз
  • Феррис, Джордж Вашингтон Гейл (младший)

В искусстве

  • Муслим МагомаевЧёртово колесо
  • Под эту песню во втором выпуске мультфильма Ну, погоди! Волк и Заяц крутились на ч. колесе.
  • Дэнс-Панк Группа Чёртово Колесо : Ferris Wheel из Петербурга

Литература

  • Norman D. Anderson. Ferris Wheels: An Illustrated History. Popular Press ISBN 0-87972-532-X

Ссылки

Колесо обозрения в Вене (анимация) Google Maps KMZ (3D модель — файл KMZ для Google Earth)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Чертово колесо» в других словарях:

ЧЕРТОВО КОЛЕСО — 1926, 76 мин., ч/б, Ленинградкино. жанр: драма. реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, сц. Адриан Пиотровский, опер. Андрей Москвин, худ. Евгений Еней. В ролях: Петр Соболевский, Людмила Семенова, Сергей Герасимов, Эмиль Галь, Антонио… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

ЧЕРТОВО КОЛЕСО (1926) — «ЧЕРТОВО КОЛЕСО», СССР, ЛЕНИНГРАДКИНО, 1926, ч/б, 87 мин. Эксцентрическая мрачная мелодрама. По мотивам повести В.Каверина «Конец хазы». Советский моряк Шорин (П.Соболевский) увлекся в парке Ленинградского Народного дома случайной знакомой… … Энциклопедия кино

ЧЕРТОВО КОЛЕСО (новелла в киноальманахе «Доминус») — «ЧЕРТОВО КОЛЕСО (новелла в киноальманахе «Доминус»)», СССР, ДЕБЮТ (МОСФИЛЬМ)/ФОРА ФИЛЬМ, 1989, цв., 25 мин. Притча. По рассказу Рэя Бредбери. «Я и ясновидец, и создатель снов подчас грандиозных снов, И еще я маг. » (Рэй Брэдбери). В ролях: Борис … Энциклопедия кино

Чертово колесо для автомобилей — Колесо для автомобилей в 2004 году в Торонто Колесо обозрения для автомобилей (англ. Drive In Ferris Wheel) разновидность колеса обозрения, где вместо кабинки для людей используется платформа, на которой закрепляется автомобиль. Впервые «чёртово … Википедия

Колесо имени 850-летия Москвы — У этого термина существуют и другие значения, см. Москва (значения). Координаты: 55° с. ш. 37° в. д. / 55.82786° с. ш. 37.6402° в. д. … Википедия

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич — (21 мая 1906, село Кундравы (ныне Челябинская область) 28 ноября 1985, Москва), режиссер, актер, сценарист, звукорежиссер; народный артист СССР (1948); лауреат Гос. премий СССР (1941, 1949, 1951, 1971); лауреат премии Ленинского комсомола (1970); … Энциклопедия кино

КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович — (22.03.1905, Киев 11.05.1973, Ленинград), режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964). Лауреат Государственных премий СССР (1941 за кинотрилогию о Максиме, 1948 за фильм «Пирогов»); Лауреат Ленинской премии (1965, за фильм «Гамлет»). Родился … Энциклопедия кино

Жестокие игры (телеигра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Жестокие игры. Жестокие игры Жанр Телевизионная игра Производство ООО «Красный квадрат» Ведущий(е) Дмитрий Дибров, Кирилл Набутов, Яна Чурикова Композитор … Википедия

ГАЛЬ Эмиль — ГАЛЬ Эмиль, российский актер. 1925 Мишки против Юденича (см. МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА) актер 1926 Чертово колесо (см. ЧЕРТОВО КОЛЕСО (1926)) актер 1926 Шинель (см. ШИНЕЛЬ (1926)) актер 1928 Два броневика («Броневик») (см. ДВА БРОНЕВИКА) актер 1928… … Энциклопедия кино

ЕНЕЙ Евгений Евгеньевич — (09.06.1890 06.06.1971), художник. Лауреат Гос. премии СССР (1948 за участие в фильме «Пирогов», совместно с С.Малкиным).Народный художник СССР (1969). Учился в Будапештской Академии художеств. Как художник постановщик дебютировал в фильме… … Энциклопедия кино

Источник

Что значит чертово колесо

Первое колесо обозрения построили в 1893 году ко Всемирной выставке в Чикаго. Архитектурным символом предыдущей парижской выставки была знаменитая Эйфелева башня. Необычная металлическая конструкция высотой 300 метров поразила мировую публику, и колумбийские градостроители задались целью затмить успех французских коллег.

Для этого американский инженер Джордж Феррис спроектировал аттракцион в виде колеса диаметром 75 метров. С его вершины можно было увидеть всю экспозицию. Сначала дирекция не была уверена в безопасности сооружения, но идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры, а инвесторы предложили вложить в строительство 400 тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.

Колесо весом в 2000 тонн двигали две мощные паровые машины, вращая его вокруг стальной кованой оси. К ободу крепилось 36 кабинок-автобусов, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. Так на аттракционе помещалось одновременно 2160 пассажиров.

В английском языке аттракцион до сих пор называется «колесом Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

По другой версии, аттракцион позаимствовал имя у своего предшественника — «колеса смеха», которое состояло из горизонтального круга на подвижной платформе. Когда оно начинало вращаться, человек в центре терял равновесие и ударялся о мягкие стенки. Механик, управляющий колесом, менял скорость и саркастически шутил. А толпа вокруг смеялась и восторженно кричала. Аттракцион был довольно травмоопасным, поэтому в народе его тоже называли «чертовым колесом». Позднее он стал вертикальным и более безопасным, но оригинальное название сохранилось.

Первое колесо обозрения построили в 1893 году ко Всемирной выставке в Чикаго. Архитектурным символом предыдущей парижской выставки была знаменитая Эйфелева башня. Необычная металлическая конструкция высотой 300 метров поразила мировую публику, и колумбийские градостроители задались целью затмить успех французских коллег.

Для этого американский инженер Джордж Феррис спроектировал аттракцион в виде колеса диаметром 75 метров. С его вершины можно было увидеть всю экспозицию. Сначала дирекция не была уверена в безопасности сооружения, но идею Ферриса поддержали коллеги-инженеры, а инвесторы предложили вложить в строительство 400 тысяч долларов — и проект все-таки одобрили.

Колесо весом в 2000 тонн двигали две мощные паровые машины, вращая его вокруг стальной кованой оси. К ободу крепилось 36 кабинок-автобусов, в каждой из которых было по 20 сидячих и 40 стоячих мест. Так на аттракционе помещалось одновременно 2160 пассажиров.

В английском языке аттракцион до сих пор называется «колесом Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной версии, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.

По другой версии, аттракцион позаимствовал имя у своего предшественника — «колеса смеха», которое состояло из горизонтального круга на подвижной платформе. Когда оно начинало вращаться, человек в центре терял равновесие и ударялся о мягкие стенки. Механик, управляющий колесом, менял скорость и саркастически шутил. А толпа вокруг смеялась и восторженно кричала. Аттракцион был довольно травмоопасным, поэтому в народе его тоже называли «чертовым колесом». Позднее он стал вертикальным и более безопасным, но оригинальное название сохранилось.

Источник

Почему чертово колесо так называется?

Прообразом современного чертова колеса считается конструкция, построенная в 1893 году инженером Джорджем Вашингтоном Гейл Феррисом. В движение механизм приводился с помощью двух паровых машин, 1000 л.с. каждая.

По легенде, рабочие устанавливали его в сжатые сроки. От усталости они постоянно ругались и обзывали колесо чертовым.

Историческая справка

Чертовым колесо называют только в русском языке. Во всем мире аттракцион известен как колесо Ферриса (по имени изобретателя). Его детище состояло из 36 кабин и имело диаметр 75 метров. Одновременно на аттракционе могло поместиться более двух тысяч пассажиров.

Сначала никто не поверил в безопасность сооружения, но ученые идею поддержали. Практически сразу нашлись меценаты, готовые вложиться в строительство. Проект обошелся в 400 тысяч долларов.

Цель создания — американский ответ Эйфелевой башне (символу прошлогодней архитектурной выставки). Организаторы в Чикаго очень хотели утереть нос зазнавшимся французам.

Они были обязаны придумать что-то оригинальное, смелое и уникальное. Ось колеса, весившая 70 тонн, на тот момент считалась самой большой кованой деталью в истории техники.

За время работы выставки на колесе прокатилось полтора миллиона человек. За поездку продолжительностью в 10 минут платили по 50 центов. Организаторы в итоге обогатились на 730 тысяч долларов.

При чем здесь колесо обозрения?

На самом деле «колесо обозрения» и «чертово колесо» — не синонимы.

  • Первое — развлечение, понимаемое нами в традиционном ключе. Огромное вертикальное колесо с кабинками для пассажиров.
  • Второе — уже практически вышло из обихода. Раньше подобный аттракцион называли колесом смеха. Стены горизонтального круга на подвижной платформе обивали мягкими подушками. Карусель запускали в движение, а человек терял равновесие и ударялся о мягкие бортики. Рабочий, управляющий механизмом, постоянно менял скорость (шутил, словно черт).

Интересные факты

Полезная информация по теме статьи, о которой мы еще не успели сказать, отражена далее короткими пунктами.

  • Существует версия, что идею создания колеса Феррис позаимствовал в книге английского путешественника Питера Мундо. Тот наблюдал колесо обозрения в Болгарии, только крутилось оно вручную.
  • На берегу Темзы, у здания бывшего Горсовета, установили колесо «Лондонский глаз». Без него не обходится ни один праздничный фейерверк. Это удобная обойма для пиротехники. Любопытно, что конструкция планировалась как временная, но так удачно вписалась, что разговоры о ее закрытии тут же прекратились.
  • Феррису пришлось судиться: прибыль, получаемая от пользования колесом, мужчине не досталась. Он умер в бедности от туберкулеза. Медики полагали, что во многом болезнь спровоцировали постоянные нервные переживания.
  • Иллюзионист Дэвид Блейн сделал полный оборот на колесе обозрения, стоя на одной из его кабин.

Во многих парках есть этот аттракцион. Чаще всего, колесо обозрения становится его визитной карточкой. Чем выше поднимается сооружение, тем красивее открывается вид на город. Однако мало кто задумывался, с чего начиналась история удивительного аттракциона.

Источник

Читайте также:  Soda luv что значит ник
Оцените статью