Чёрная изба
Словарь Архитектурных терминов. . EdwART . 2011 .
Смотреть что такое «Чёрная изба» в других словарях:
изба — ы, вин.; избу/ и и/збу; мн. и/збы; ж. см. тж. избушка, избёнка, избяной 1) Деревянный крестьянский дом. Новая, старая изба/. Поставить, сломать избу … Словарь многих выражений
изба — ы, вин. избу и избу; мн. избы; ж. 1. Деревянный крестьянский дом. Новая, старая и. Поставить, сломать избу. * Не красна изба углами, а красна пирогами (Посл.). Белая и. (имеющая печь с дымоходом, выведенным через крышу наружу). Чёрная и.… … Энциклопедический словарь
Изба — русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII XVIII вв. и городской), в узком смысле отапливаемое помещение (древнерусское истьба , истобка , упоминается в летописях с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной… … Архитектурный словарь
курная изба — курная изба, чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и др. народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и спец. отверстия в стене или крыше волоковые окна … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Курная Изба — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна … Этнографический словарь
КУРНАЯ ИЗБА — чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна … Словарь этнографических терминов
Тюремная изба — Чёрная палата. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
сборный — ая, ое. 1. Являющийся местом сбора кого , чего л. С. пункт. С ое место. 2. Состоящий из лиц, собранных из разных мест, организаций и т.п. С ая труппа. С ая команда на пароходе. Сборная команда (=сборная). 3. Составленный, собранный из разнородных … Энциклопедический словарь
КУРНАЯИЗБА — КУРНАЯ ИЗБА чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и других народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и специальные отверстия в стене или крыше волоковые окна … Этнографический словарь
Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия
Источник
Почему на Севере еще сто лет назад топили избы по-черному, хотя так и сажи в доме полно, и угореть можно?
Не поверите, но огромные деревянные дома на Русском Севере еще какую-то сотню лет назад топились по-черному — весь дым выходил прямо в комнату и скапливался под потолком.
И это притом, что сто лет назад уже были автомобили, первые самолеты и танки, а у нас на Севере до сих пор топили по такой же технологии, как в девятом веке. И дело далеко не в том, что мы были отсталые.
Вообще протопку помещения по-черному придумали значительно раньше, чем более сложную схему с дымоходом — по-белому. И если в девятом-десятом веках, когда только образовалось Русское государство, такой способ был вполне-себе современен, то в начале двадцатого века по-черному за границей уже практически не топили.
Недостатки у топки по-черному были, причем немало. Самый главный из них – это опасность угореть.
Под крышей всегда было отверстие, через которое весь дым должно было вытягивать на улицу, а тепло при этом оставалось внутри дома. В большинстве случаев дым действительно уходил, но угарный газ – вещь очень коварная. Человек не чувствует, как ему становится плохо, а если при этом он еще и спит, то появляется шанс и не проснуться вовсе.
Помимо опасности угореть потолок в курных избах всегда был закопчённым. Если стены умелая хозяйка еще могла сохранить в чистоте, то вот потолок как ни крути был весь черный.
Но при всей этой куче минусов у топки по-черному было и несколько преимуществ, из-за которых в домах на севере не складывали печи с дымоходами. Климат был не в пример холоднее сегодняшнего, а печи по-черному давали куда больше тепла, чем привычные нам «голландки» с дымоходом.
Когда топишь по-черному, не нужно нагревать небо. Все тепло от горящих дров остается дома, и лишь незначительная его часть уходит вместе с дымом через то самое вентиляционное отверстие.
А во-вторых сажа и смоль, пропитывавшая весь дом за годы топки по-черному, являлись отличным антисептиком. Мало того, что в таком доме меньше заводились всяческие клопы, жучки и паучки, так еще и домашние меньше страдали от простудных и вирусных заболеваний. Естественная дезинфекция была!
Простудных и вирусных меньше, что в нашу ковидную пору особенно актуально, а вот легочных было намного больше. Понятно, что среди незажиточных крестьян мало кто все эти болячки своевременно лечил, и средняя продолжительность жизни была соответствующей.
Так что у знати и тех крестьян, у кого денюшки водились в приличных количествах, дома еще с восемнадцатого века топились по-белому, печью с дымоходом. Все-таки так и почище в доме, и не угоришь, если только заслонку раньше времени не закрыть.
Источник
Как выглядит настоящая чёрная изба
Это уникальный сохранившийся памятник деревянной крестьянской архитектуры -«черная изба» (с топкой по чёрному -без дымохода). Когда-то такой тип домов был распространён достаточно широко. Возможно такой тип домов был своеобразным ответом на «дымный налог». В России налоги на печные и банные трубы были введены ещё в Киевской Руси.
Своё название чёрные избы обрели благодаря тому, что внутри помещения было черно от копоти. Всё в буквальном смысле было в саже. Жить в таком доме сейчас представляется сложным, но судить своими категориями о старинном укладе жизни нельзя. Тогда люди умели жить в таких домах и не угорать от дыма. Всё это требовало большой сноровки.
Не обошли такие постройки и творчество известных людей, так, например, все знают слова из песни Высоцкого «Банька по-черному»
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи!
Эх, сегодня я отмаюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!…
Современный изнеженный человек навряд ли сможет помыться в баньке по чёрному. Не стоит даже предпринимать такие попытки. Можно просто угореть.
Данный дом постройки первой половины 19 века принадлежал Тарасову из д.Мухино , Вохомского -р-на, Костромской области. Поражают его размеры, чувствуется капитальность и продуманность постройки . Находится он в музее деревянной архитектуры «Костромская слобода.»
С XV века появились, так называемые, «белые» избы, в которых уже имелись печи с трубами. Однако, трубное отопление оставалось распространённым, в основном, у зажиточных слоёв населения — князей , бояр , купцов и т. д. и только в городах. В других же населённых пунктах отопление по-чёрному просуществовало до конца XIX века, а кое-где сохранилось и вплоть в XX веке.
Использовались материалы: парк-музей «Русский остров.» Оригинал статьи опубликован на сайте .
Подписывайтесь на наш канал в яндекс-дзен , инстаграмм и ю-туб.
Источник
Новое в блогах
История русской избы
Свои дома крестьяне на Руси называли избами. Это слово имеет древнеславянское происхождение и образовано от слова «истьба» (означает отапливаемый жилой сруб). Это жилище многие века было основным местом проживания около 90 процентов населения России, однако до нас дошли избы не старше середины 19 века, так как деревянная крестьянская изба характеризовалась высокой степенью изнашиваемости.
Отапливаемый жилой сруб
На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне слободе и т.д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».
Характерной чертой постройки русской избы являлось то, что они возводились в один или два ряда вдоль реки или озера, основным материалом при постройке являлось дерево (кирпичные дома встречались в селах крайне редко).
Очень важным событием в жизни крестьянина было строительство собственного жилища. Однако, основной целью было не просто построить дом и обеспечить крышу над головой для себя и для своей семьи, но и наполнить его любовью, покоем и уютом. И соорудить такую избу было возможным, лишь следуя традициям своих предков.
На первом этапе строительства необходимо было выбрать такое место, которое было бы сухим, высоким, светлым и счастливым. Под понятием «счастливое место» подразумевалось такое пространство, которое прошло проверку временем, и было хорошо обжитым. Соответственно, места с захоронениями считались неудачными для строительства избы. Обычно, русская изба ориентировалась на юго-восток, оно и понятно – дом освещается лучше, и, кроме того, мифологически – это божественная, красная сторона.
Что же касается материалов, из которых крестьяне строили избы, то особое предпочтение оказывалось избам, выстроенным из сосны, ели или лиственницы, так как у данных пород деревьев были ровные стволы, которые идеально ложились в сруб, удерживали тепло, и долго не гнили.
При постройке избы крестьяне соблюдали различные обряды, так например, начало строительства отмечалось жертвоприношением курицы или барана (когда укладывался первый венец избы). Под первый венец укладывали деньги, шерсть, зерно для того, чтобы в доме царило благополучие и мир, и ладан — как символ святости дома. Окончание строительных работ отмечалось роскошным угощением всех, кто принимал участие в работах.
Черные избы, что это такое?
Черная изба. Вы слышали когда-нибудь о таких избах? В них печь без трубы, как бы просто костер в комнате: дым идет внутрь, стелется под потолком и выходит в обычную дыру. А еще такую избу называют курной, а на Севере – рудной, то есть закопченной.
В нашем представлении черная изба – вросшая в землю развалюха, вся продымленная, словом, бедность на грани нищеты.
Советский исследователь Г.В.Алферов в своем путешествии по Архангельской области в 1969 году, наткнулся на одну из деревень, где использовали для жилья черные избы, Ошевеиск так называлась эта деревенька, расположившаяся в болотах в 45 километров от города Каргопль.
В своем исследовании он описывает следующее:
В Ошевенске я увидел черные избы — интереснейшие реликвии.
Общая площадь обычной черной избы, более 1000 кв. м. Самая большая из них имеет 40 метров в длину и 20 в ширину. В избе два этажа. Она скорее похожа на дворец. Рублена из вековых сосен, сосны отшлифованы ветрами, снегом и дождем и сияют как серебро.
Зачем же все-таки строились именно черные избы?
Северный дом – это комплекс построек: здесь под одной крышей и жилые комнаты, и хозяйственные помещения, и склады, и помещения для скота. Это – горницы, шомнуши, клети, подклети, подгорницы, рундуки, сараи и т. д. Конечно, этот комплекс обходился очень дорого. И естественно, было стремление, как можно дольше сохранить этот дом. А суровый северный климат разрушал его. От влаги дерево начинало гнить. Но северяне знали: если топить по-черному, то есть давать возможность дыму заполнить все комнаты, то дерево гнить переставало.
Мы теперь знаем, что дым подавляет деятельность микроорганизмов, разрушающих дерево.
Помогал сохранять дым и красивые, уникальные крестьянские наряды, так — же обходившиеся недешево. Пропитанные дымом платки, кружева, сарафаны сохранялись долгие годы. Словом, не дом, а целая лаборатория по консервации архитектуры и предметов быта, кстати, в таких домах, которые сохранились и используются в музейных целях, применяют только освещение светодиодными светильниками, что бы сохранить запах дыма.
В доме, кроме черной печи, была еще и белая. Она помещалась в маленькой пристройке, так называемой заднюшке. Там и собиралась семья, пока топилась черная печь.
Черная печь – сооружение не менее сложное, чем обычная печь. Она устанавливалась на основании, сделанном из толстых брусьев. На брусьях выкладывались самодельные кирпичи, и все это обмазывалось глиной. Получался так называемый под печи. Над подом поднимаются своды, называющиеся боровком. Дым выходит из того же отверстия – устья, через которое закладываются в печь дрова. Дым поднимается по челу печи, заполняет все комнаты и постепенно уходит в отверстие в стене. К этому отверстию присоединен деревянный короб – дымник. Он ведет на крышу. Дымник поднимается над крышей на метр-полтора. Украсить дымник ажурной резьбой (причем у всех разной) было делом чести для каждого хозяина.
Окна в избе маленькие, расположенные очень высоко над землей. Ведь избу иногда чуть ли не по крышу заносит снегом. А на зиму окно вообще закрывалось ставней с крохотным, чуть больше ладони, оконцем.
Тепло на Севере дорого, а света зимой из окна все равно мало, ведь большая часть зимы ночь.
К сожалению, в настоящие время, данных архитектурных сооружений не сохранилось, и все сведения о них мы с вами можем получить вот из таких записей исследователей советских времен.
Источник
РУССКАЯ ПЕЧЬ
Русские — жители тайги создали свой особый стиль жизни, другую цивилизацию, основа которой — дом с особой русской печью, благо древесины для строительства дома и отопления в тайге хватало. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь». Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой — дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.
Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному — большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Курная изба и печь по-черному. Это русская печь, толко без дымохода. У нее отдельный от дома фундамент и опечек, а в боку печурки. Загружается печь дровами и горшками через устье, через устье и дым выходит. Стены в избе чистые, закопчен только потолок, значит, хозяйка умелая.
Печи с трубой на руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу — на обограв улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой — заволокой).
Печи по-черному были широко распространены у русских в Сибири в XVII-XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла в личных покоях тобольского архиепископа Киприана. Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами — жаркостью большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают также целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей.
Со временем топку по-черному сменила топка по-серому – дым стали выпускать через отверстие в потолке и деревянную трубу. Из трубы сильно охлажденный дым рассеивался во все стороны. Выпускать горячий дым с искрами было очень опасно, так как кровли домов часто делали из соломы, и в сухую погоду они вспыхивали от малейшей искры. Так что избы по-черному — это не неумение наших предков придумать и построить камин с трубой, а способ жить в тепле и при этом не вызвать пожар.
Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение». Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.
В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века.
РУССКАЯ ПЕЧКА ПО-БЕЛОМУ
Вначале русские печи по-белому появились в домах богачей — бояр да князей, но к XVII веку широко распространились и среди среднего сословия. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. были города Владимир и Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовлявшие печные приборы — задвижки, дверки, ухваты и т.д. В XVIII веке кирпичное производство приобрело массовый характер, в это время было возведено много церквей в городах и селах. Но русские не спешили отказваться от дерева в качестве строительного материала. Избы строили из бревен и богатые, и бедные. В домостроении если кирпич и использовали, то из него делали первый нежилой этаж, а жилым этажом был второй деревянный. Долгое время и церкви каменные и деревянные сосуществовали в одном селе рядом друг с другом. Каменная холодная церковь была летняя, а деревянная — теплая зимняя.
Совсем не от глупости русский мужик продолжал строить деревянные дома, предпочитая их каменным, а делал это он от хорошего знания законов теплофизики. В Западной и Южной Европе зима теплая, там можно и в каменном доме не замерзнуть. А на русском севере в каменном доме зимой полный «кирдык», а если топить до хорошего тепла в каменном доме, то дров не наберешся. Сами посудите: если камень греть с одного конца, то нагреется быстро и другой, так как камень хорошо проводит тепло. А вот лучинку если подожжешь, то за другой конец можно держаться, пока огонь вплотную к пальцам не придет. Не проводит дерево тепло, а камень проводит. Деревянная стена из деревянного бруса толщиной 15 см сохраняет тепло лучше, чем кирпичная толщиной в 1 метр. Ну а о панельных бетонных стенах толщиной 35 см я уж молчу. Они вообще тепло не держат: если в панельном доме перестанут быть горячими батареи (отключат отпление зимой при 30-ти градусном морозе), то через полчаса в квартирах будет отрицательная температура, а через 3-5 часов температура в квартире и на улице выровняется. А мы удивляемся: и почему отопление многоквартирных домов в городах так дорого обходится?
Если бы в Ленинграде в блокаду люди жили в панельных домах, то до середины первой блокадной зимы никто бы не дожил. А в старых ленинградских домах были стены толстые кирпичные, и печи с дореволюционных времен сохранились. Мебелью и книгами, но можно было согреть хотя бы одну комнату. Сегодня много строят, но все новостройки без печей. А на всякий аварийный случай не помешали бы печки. Да что там печки, хотя бы дымоходы устраивали. Ау! МЧС, где вы? Почему не подготовите для Думы проект такого закона, чтобы на аварийный случай печи или хотя бы дымоходы в многоквартирных домах строители делали в обязательном порядке?
А предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку по-белому. Русская печь совершеннее всех печей в мире. Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна.
Устье русской печи закрыто заслонкой, которой печь закрывают, когда она не топится. Шесток из огнеупорного кирпича: в печи он продолжается ровным, из такого же кирпича выложенным подом. На шестке и поде не должно быть неровностей, они сильно затруднят движение чугунков и горшков. Зимой шесток — очень теплое место, здесь любят греться кошки.
Русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель, ольха и др. породы), можно использовать в качестве дров отходы деревообработки: щепу, горбыль, корьё, и т.д. В безлесых частях страны, где отапливаться дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, печь топили бурьяном, соломой, тростником, а также торфом и кизяком (прессованными и высушенными на солнце брикетами из смеси навоза и соломы). Самые жаркие дрова — березовые, а самые бездымные — ольховые и ивовые. Сухие дрова во много раз эффективнее для отопления, чем сырые. У хороших хозяев наколотые дрова под навесом сохли 2 года прежде, чем их начинали использовать. Таких дров требовалось в 2-3 раза меньше, чем сырых или недосушеных.
В русской печи готовили пищу: варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались горшками, корчагами, плошками, гусятницами, чугунками, сковородками, противнями. А чтобы поставить в печь и вынуть из нее что-то, использовали ухваты, сковородники (цапельники), деревянные лопаты. Обязательным атрибутом возле печи были: клюка или кочерга, емкость для гашения и хранения древесных углей, которые выгребали при окончании топки из печи. Посуда раньше изготавливалась из глины, но потом по большей части пользовались металлическими горшками из чугуна — чугунками, однако применялись и глиняные плошки и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы, металлический совок — угли выгребать. Кроме тепла и варки пищи, печка производила древесный уголь для кипячения самовара и золу, которую использовали для стирки одежды, когда не было мыла, и для удобрения огородов. Золу складывали в специальную емкость во дворе — зольник. В деревнях на дорогу ни уголь, ни золу никогда не выбрасывали. Поэтому снег в деревне был чистый до самой весны. Не то, что сегодня в городах!
Русская печь в действии. Дружно горят сухие дрова. Дым выходит через устье. В чугунках варится: в одном картошка, в другом, надо полагать, щи или борщ. Северные русские варили щи, а южные русские предпочитали борщ. Всеми нами любимая и сегодня незаменимая картошка в России появилась только в XVIII веке. Она вытеснила репу. До картошки русские люди ели пареную репу и варили каши: перловую (из пшеницы), ячневую (из ячменя), овсяную, гречневую. Из пареной репы готовили особое блюдо — реповую запеканку. Сахара употребляли очень мало, вместо него ели сушеные и моченые ягоды, пили хлебный квас.
В русской печи в большом чугуне кипятили воду для приготовления пойла скотине: заваривали корнеплоды с комбикормом. Когда дрова сгорают полностью, чугунки задвигаются вглубь печи, и там пища остается горячей до обеда и даже до вечера. В обед и в ужин ее разогревать не надо. В печи, закрытой заслонкой, жар держится до самой ночи.
В русской печи внутренняя поверхность кирпичей и воздух во время топки разогревается до 200 градусов Цельсия. Высокая температура в печи может сохраняться часами без дополнительной топки печи. Для приготовления пищи – это идеальные условия.
Абсолютного технологического совершенства русская печь достигла в XIX в. К сожалению, о совершенстве русской печи известно мало, а если и известно, то об этом наши евролюбы умалчивают. Вот и строят новые русские в своих нелепых коттеджах примитивные очаги камины, в которых все тепло, не задерживаясь, вылетает в трубу вместе с опасными горящими искрами.
В конце XV века и в русских деревнях глинобитные печи стали вытесняться печами, сложенными из кирпича. Наши предки научились обжигать кирпич, настроили кирпичных заводов чуть ли не в каждой деревне. Примерно в это время крыши стали крыть дранкой или тесом, отчего вероятность возникновения пожаров резко снизилась. Вскоре у русской печи появилась дымовая труба, при этом тяга стала много лучше, но и потери тепла с выходом еще горячего дыма увеличились многократно, и риск возникновения пожара тоже возрос значительно. Для повышения КПД русской печи придумали изогнутую трубу с оборотами в кожуке. Пока дым идет по всем колодцам дымохода, он отдает тепло кирпичам, а искры при этом гаснут. На чердаке, прежде чем выпустить дым в небо, его пускают по горизонтальному отрезку трубы — так называемому борову. Так что когда дым вылетает из трубы на крыше, он уже не горячий, а просто теплый. В таких трубах вороны иногда даже гнезда устраивали и высиживали птенцов. При этом печь вдруг начинала дымить, умный хозяин, прежде чем начинать чистить трубу от сажи, лез на крышу и проверял, нет ли в трубе вороньего или сорочьего гнезда.
Одна из причин, почему долгое время печи топили по-черному — это дороговизна кирпича. Использовать его могли себе позволить только очень обеспеченные люди, поэтому долго ещё «чёрные» печи оставались в ходу, а по-белому топили в хоромах князей да бояр. Русская печь с кирпичной трубой называется «белой» и, соответственно, топят её по-белому. Конструкция русской печи с трубой оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально и не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её параметры. Обожженый кирпич был действительно очень дорог, поэтому крестьяне печи нередко делали из необожженого кирпича — сырца, а из обожженого устраивали только под и свод печи. Думаю, для пояснения достаточно привести два примера из российской истории.
В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство распространилось и в Западной Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников того времени: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова. Типы русских печей распространились тогда в Германии, Франции, Англии. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовекового опыта русского народа. Научные основы конструирования печей и систем печного отопления заложил Н.А. Львов (1751-1804). И.И. Свиязев в XIX в. изучал и испытывал конструкции отопительного оборудования, он теоретически обосновал приемы его проектирования, изобрел оригинальные типы печи. В 1867 г. он издал «Теоретические основы печного искусства», в которых привел методику расчета длины газовых каналов и сечений дымовых труб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции» и в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета отопительных печей.
Часто русская печь располагали в углу избы, слева или справа от входа. Устье печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату. Между печью и торцевой стеной под потолком устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской части России. В домах пятистенках и в домах с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где слева находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, ее называли «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом стоишь, проходи, не стесняйся». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между задней стенкой печи и стеной называлось «куть». Куть традиционно принадлежала хозяйке и предназначалась в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял сундук с приданым, взятым девушкой из дома родителей. Возле печи был вход в подполье, часто оформленный как «голбец». На печь и на голбец залезали по лесенке. На полати можно было перелезть с печи.
Сложить хорошую белую печь было делом непростым. Сначала прямо на земле в подполье на отдельном фундаменте устанавливалась опечье – небольшой деревянный сруб, служивший основанием для печи. На опечье настилали доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня или кирпича сооружался полукруглый свод печи. Под имел слабый наклон в сторону устья. В топке русской печи взрослый дюжий мужик мог сидеть, и над его головой до свода оставалось еще около 20 см, а от его плеч до стенок печи было расстояние не менее 40 см.
Русская кухня. Обратите внимание на разделку у этой печи. Разделка — это утолщение дымохода там, где он касался или проходил сквозь потолок и крышу. В этих местах кирпичная кладка похожа на выпирающий венец. Делалась она для пожарной безопасности, ведь вокруг было сухое дерево. Столбик со странными металлическими крючками использовался для витья веревок. На крючки насаживали большой пук льняной кудели (льняного волокна) и вытягивали из него толстые нити, которые свивали в веревку.
Русская печь со временем по мере усовершенствования приобретала массу удобных приспособлений. Например: шесток, полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу, печурки в боках печи, выступ на кожуке для хранения спичек и др. На шесток из печи после окончания топки выгребались раскаленные угли, предназначенные для кипяченя самовара и для утюга. В неглубоких нишах в стенке печи (печурках) обычно сушили мокрые рукавицы, носки и портянки. На плечике печи рядом с кожуком хранилось сухое, гладкое без сучков березовое полено для щепания лучины для растопки. Лучину щепали большим тяжелым ножом-тесаком, который почему-то называли косарь. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, которую приносили из хлева.
Очень важное отличие русской печки по-белому от русской печки по-черному, на которое мало кто обращает вимание, — в том, что печка по-белому имеет самостоятельный фундамент, а печка по-черному стоит на полу. Объясняется это просто. Вес печи по-белому в два, а то и в три раза больше, чем вес печи по-черному. Пол такой вес уже не выдерживал, вот и пришлось делать отдельный фундамент.
»Русская печь – удивительное сооружение. Когда на улице мороз ниже -45 градусов по Цельсию, то спасти может только русская печка. Печь в русском доме – это огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток».
Источник