- Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
- Содержание:
- Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество
- Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
- Какое значение имеет искусство в жизни человека
- Какую роль играет искусство в жизни общества
- Человек искусства
- Чем отличается творческий человек от нетворческого — 18 признаков
- Они мечтают
- Они все замечают
- У них свои часы работы
- Они находят время для уединения
- Они «переваривают» жизненные преграды
- Они в поиске новых впечатлений
- Они терпят неудачу
- Они задают важные вопросы
- Они наблюдают за людьми
- Они рискуют
- Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения
- Они следуют своей истинной страсти
- Они выходят за границы собственного разума
- Они теряют чувство времени
- Они окружают себя красотой
- Они соединяют точки
- Они постоянно встряхиваются
- Они находят время для осознанности и медитаций
Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
Содержание:
Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:
- Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
- Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
- Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.
Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:
- Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
- Украшение мира.
- Раскрытие духовных ценностей.
- Формирование ощущения и понимания прекрасного.
- Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
- Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
- Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.
Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.
Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:
- Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
- Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
- Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
- Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
- Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
- Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
- Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.
Какое значение имеет искусство в жизни человека
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:
- Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
- Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
- Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.
В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:
- Это наглядный и образный способ передачи информации.
- Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
- Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.
Какую роль играет искусство в жизни общества
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:
- Средневековье. Произведения были практически полностью подчинены религии. Люди того времени воспринимали искусство, как способ подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму православных обрядов, иконописи, росписи храмов.
- Возрождение. Центральная позиция в духовном мире людей принадлежала живописи. Великие художники эпохи были уверены, что именно живопись является ключевым способом отражения мира, а не наука или теория. Для мыслителей художество было единственным источником свободного волеизъявления людей.
- Просвещение. Творчество воспринимается, как источник нравственности, воспитания для будущих поколений.
- Современный период, двадцатый век. Значимость шедевров резко снижается, возникает творческий кризис. Отмечается закат в культуре запада. Вместо классических произведений популярность завоевывают научные разработки, достижения техники, массовые зрелища, спорт. Творчество перестает быть источником гармонии и образности. Со временем отмечается исчезновение целостности в образе человека, вызванное появлением абстрактной живописи.
Источник
Человек искусства
Человек искусства – особенный человек. Всю свою жизнь он пытается показать Прекрасное в его безграничности и многогранности. «Если человеку искусства удалось донести до истинных ценителей свою гениальную мысль – он талантлив. Ежели не вышло, значит никто не понимает его гениальности, но в этом уже не его вина» — с таким девизом Андриан Валентинович попал в мир Прекрасного, и сразу с переменным успехом стал примерять на себя роли в театре и кино.
Однако в первый же день выяснилось, что молодой человек в театре задержаться не может. С великим удивлением новоприбывший покоритель вершины Великой Славы узнал, что свою роль нужно учить. Нигде он актерскому мастерству прежде не учился, и никак не мог знать о подобной проблеме. «Вот ведь оказия какая…» — подумал он, уходя. Для Андриана не то что о запоминании текста – о чтении речи идти не могло. Молодой человек с непривычным для россиян именем страдал болезнью. Впрочем, болезнь достаточно необычна, и болеют ею такие же необычные и, главное, знаменитые люди. Потому он считал неуместным упоминать о каких-то страданиях, связанных с недугом.
Андриан не мог читать. Он видел тексты, строки, слова, но невозможность понять написанное вгоняла его чуткую натуру в апатию. Именно поэтому он и не читал. И название болезни не знал, поскольку не смог его прочитать. «Видеть не значит понимать,» — успокоил он себя когда-то, припрятав медицинскую карточку.
На поприще киноактера ему повезло куда больше: пытаться разобрать буквы ему не приходилось вовсе – что режиссер говорил, то он и делал. Лучше всего ему, игравшему эпизодические роли, удавались сцены ухода из жизни. На Андриана нарадоваться не могли. Он хорошо всякий раз вживался в новый образ, который от предыдущего отличали только имя и фамилия персонажа. Было в игре молодого человека столько чувственности и искренности, что однажды знаменитый режиссер решил взять его на роль главного героя в новом фильме. Андриан Валентинович со всей серьезностью взялся за это дело: пересмотрел великое множество кинолент с похожей тематикой, приметил для себя черты характера, жесты и мимику персонажей.
После премьеры картины выяснилось, что столько усилий потрачено было не зря. О его дебюте заговорила вся страна. Коллеги, не прошедшие слушание, хмыкали, когда слышали его имя, а миллионы поклонниц каждый день присылали ему любовные письма. Ничто так не тешит человеческое самолюбие и не одаривает деньгами, как востребованность. А уж ее Андриан ощутил очень хорошо.
«Я человек искусства!» — с этой мыслью он засыпал и просыпался. Эта мысль преследовала его всюду: в магазине, на улице, в парке, где окружающие непременно хотели заполучить автограф звезды. Разве что метро и автобусы молодой человек старался избегать – негоже марать себя попыткой проехать хотя бы одну остановку в общественном транспорте. Тем не менее, судьба вынудила его в один прекрасный день спуститься в подземку.
Со страхом озираясь на проходивших мимо людей, Андриан Валентинович брезгливо морщился всякий раз, когда его толкали.
— Не видишь, люди спешат? чего стоишь как столб? отойти трудно? – прикрикнула на него пожилая женщина.
— Да, трудно! Если надо – можете и обойти, — раздраженно ответил актер, и заметил, что неподалеку от него сидит калека в инвалидном кресле. Он с интересом наблюдал за случившейся перепалкой. Ноги несчастного были перемотаны тряпками и совершенно не двигались. Увидев, что актер обратил на него внимание, калека поманил его рукой.
— Что, правда так трудно с места сдвинуться на своих двоих? – спросил он и кивнул на ноги Андриана.
— Всего лишь не считаю нужным кого-то обходить. Пускай сами.
— Вы, вероятно, особенным себя считаете?
— Конечно!
— Разрешите узнать, почему? – мужчина в кресле чуть подался вперед, всем своим видом показывая заинтересованность.
— Потому что я – человек искусства, мне обязаны давать проход и не должны повышать на меня голос, — отчеканил Андриан Валентинович.
— А я – калека. У меня отнялись ноги, и я вынужден просить деньги у пассажиров. — Чуть слышно прошелестел его собеседник и устало облокотился на спинку кресла.
— Простите, а какое это ко мне имеет отношение?
— Самое непосредственное. Вот представьте: я еду в кресле, а Вы идете мне навстречу. Куда быстрее разрешится ситуация, если Вы дадите мне проход, и куда медленнее, если я стану Вас объезжать.
— Действительно, — пробормотал актер.
— Более того, Вам нужно сделать два шага в сторону, а мне передвижение будет стоить куда бОльших усилий.
— Я стану уступать калекам дорогу! – радостно сообщил понятливый Андриан.
— Всем калекам, — уточнил мужчина. – Не все из них будут смертельно больны как я…
— Так Вы смертельно больны?
— Да. Совсем скоро у меня отнимутся руки, — мужчина поднес ладони к глазам, — а еще позже легкие перестанут выполнять свою функцию. И я умру.
Повисло молчание, которое было нарушено сиплым от волнения голосом калеки:
— От удушья.
Андриан Валентинович был потрясен до глубины души:
— Хорошо. Я стану уступать дорогу всем калекам.
— А остальные люди что, не имеют право быть награжденными Вашей милостью?
— Милостью? Да конечно имеют право!
— Ну вот видите! И люди искусства, и обычные, в Вашем понимании, люди имеют право на уважение и почтительное обращение. А теперь не поможете ли Вы мне подняться на улицу?
Андрей Валентинович так расчувствовался, что не только помог калеке подняться на эскалаторе, но и до дома довез. Попрощавшись, он, абсолютно счастливый, что сделал доброе дело, широким шагом направился по своим делам. Пока он шел, ему встретилось много людей, и каждому он уступил дорогу, и пожилую женщину по пешеходному переходу перевел.
Калека, посмеиваясь, наблюдал за ним издалека. «Все-таки мне лучше удается разжалобить людей, чем тебе» — сказал он себе под нос и встал с инвалидного кресла. — «Кто же из нас человек искусства?»
Источник
Чем отличается творческий человек от нетворческого — 18 признаков
Творчество неисповедимо и часто парадоксально. Стабильное креативное мышление это определяющая характеристика некоторых личностей, но оно может меняться в зависимости от ситуации и обстановки. Зачастую вдохновение и новые идеи появляются, казалось бы, из ниоткуда, а затем, когда мы больше всего в них нуждаемся, они пропадают. Творческое мышление требует комплексного восприятия, оно полностью отличается от мыслительного процесса.
Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.
С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.
«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», — рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности . у этих людей более хаотичный ум».
Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.
Они мечтают
Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.
Они все замечают
Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.
У них свои часы работы
Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.
Они находят время для уединения
«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы . не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.
Они «переваривают» жизненные преграды
Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.
Они в поиске новых впечатлений
Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».
Они терпят неудачу
Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.
Они задают важные вопросы
Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.
Они наблюдают за людьми
Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми. ».
Они рискуют
Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — . Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».
Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения
Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.
Они следуют своей истинной страсти
Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.
Они выходят за границы собственного разума
Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».
Они теряют чувство времени
Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.
Они окружают себя красотой
Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.
Они соединяют точки
Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.
Они постоянно встряхиваются
Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.
«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.
Они находят время для осознанности и медитаций
Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.
Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.
Источник