Что значит человек что ты помнишь его или сын человеческий что ты посещаешь его

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 8:5

Свт. Афанасий Великий

Ст. 5-6 Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаении его? Умалил еси его малым чим от Ангел

Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его

Другой переводчик (неизвестный) говорит: что каждый человек, что помнишь его. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) вместо: посещаешь, говорит: посе­тить его. Сказав о сотворенной природе и посред­ством части означив целое, пророк обращает теперь речь к промышлению о людях. Хотя и упомянутые создания суще­ствуют для нашего рода и суть доказательства промышления, которым он пользуется, – потому что все твари для человека, – но пророк касается и другого вида промышления, начиная го­ворить о нем не вдруг, но с великой предусмотрительностью, воздав благодарность за вселенную и сказав о всеобщих благодеяниях, а потом уже и представляя величие попечения, относящегося к человеку. Если и прежде человек был ни­что, то тем более он таков после столь многих и великих грехов, когда пришел Христос. Таким образом, он пока­зывает, что пришествие Христово было делом не только по­щады, но и великого человеколюбия. Подлинно, Бог, как пре­восходный врач, оставив здоровых, пришел к нам – боль­ным, ничтожным. Представляя это, он и говорил: «Что есть человек»? Иначе сказать: он – ничто, существо ничего не знача­щее. Видя такое промышление, такое попечение и такие распо­ряжения, какие сделал Бог для спасения человеческого рода, он крайне удивляется и изумляется, почему Он удостоил человека такого промышления. Представь, что для него все ви­димое, для него все распоряжения от Адама до пришествия Христова, для него рай, заповеди, казни, чудеса, наказания и благодеяния, во времена закона, для него Сын Божий сделался человеком. А что сказать о благах будущих, которыми он будет наслаждаться? Представляя все это, пророк и говорит: что такое человек, что он удостоен таких благ? Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении.

Читайте также:  Что значит нужен как рыбе зонтик

Беседы на псалмы. На псалом 8.

Блж. Феодорит Кирский

Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его

Сие сказано уже не о создании, а о промышлении. Не говорит Пророк: «яко» создал еси, но: «яко помниши и посещаеши». В другом же месте яснее в достоплачевных чертах изображает ничтожность естества человеческаго. Ибо, говорит, «человек суете уподобися: дние его яко сень преходятъ» (Пс.143:4). И еще: «человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не» познается «ктому» место его (Пс.102:15–16). Можно найти тысячи и других подобных мест в Божественных Писаниях, низлагающих человеческую гордыню. Потому и здесь пророческое слово в удивлении взывает: «что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?» И не только привел в бытие, но и даровал благобытие, и не престаешь помнить, и посещаешь недугующаго.

Евфимий Зигабен

Что есть человек, яко (что) помниши его, или сын человеч, яко (что) посещаеши его

Это также по причине вочеловечения Бога (см. ст. 2) сказал пророк, предузнавший тайну сего события. Что такое есть человек,—как бы так говорит он,—что Ты взыскиваешь его, Боже, своим милосердием, это непокорное создание Твое, забывающее о Твоем над ним владычестве? Здесь речь не собственная, метафорическая, а заимствовал пророк эту метафору у тех людей, которые постаравшись забыть о ком-нибудь, потом, спустя некоторое время, движимые состраданием к забытому ими лицу, снова воскрешают в себе воспоминание о нем; этого мало: они даже стараются помочь ему в чем нужно, и защитить его. Вот это самое и означает то посещение, о котором говорится выше, в слове—посещаеши. Ибо не ангел, и не ходатай, но сам Господь пришел, чтобы спасти нас. Но что же такое в самом деле человек, что это ради него должно было совершиться? Почему, когда пали ангелы, Ты, Боже, ничего подобного не сделал для них, но вот падает человек, и Ты Сам вдруг приходишь на помощь к нашей немощи. Слова: человек и сын человечъ, соответствующие одно другому выражению, которые означают одно и тоже. Подобный способ выражения свойствен Ветхому Завету. Сын человечъ здесь собственно кажется перифраз слова человек.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его?

Доказав величество Божие, каково оно есть в самом себе, теперь доказывает, каково оно к людям. Что есть, глаголет, человек, яко Ты, Творец сый неба и земли, помниши того, иже есть прах и пепел пред Тобою? А понеже глагол, помниши, не простую память означает в Бозе, но и склонность к благотворению: сего ради присовокупляет, изъясняя, или сын человечь, яко посещаеши его? Посещение убо сие означает особливое провидение, которое имеет Бог о людех, наипаче же оное, которое явил нам Бог, послав Сына Своего в мир, Иже восприяв на Себе человеческое естество, совершил дело спасения нашего. И о сем-то посещении пророк Захария в песни своей глаголет: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим. Таковое посещение воистинну достойно воскликновения онаго: что есть человек, яко помниши его?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его

Каким незначительным является в сравнении с этим, в Своем откровении в природе, безпредельно великим Богом, слабый, тленный человек; каким незначительным кажется он, если сравнить с ним открывающуюся в звездном небе творческую славу Божию. И однако при всем Своем величии Бог так милосерд, снисходителен к человеку (помниши и посещаеши. Руф. 1:6, Лк. 1:78).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его

См. Толкование на Пс. 8:4

Прот. Григорий Разумовский

Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его

Изречения эти, по связи с предыдущими, имеют такой смысл: велик и чуден Ты, Господи, не только по отношению к видимой природе, к сотворенным Тобою небесам и светилам небесным, но и по отношению к человеку, который есть прах и пепел пред Тобою. Что есть человек, что Ты помнишь его? Или что такое сын человеческий, что Ты посещаешь его, т.е. с таким благоволением, с такою любовью взираешь на него? Что значит человек – существо после грехопадения такое слабое, подверженное всяким немощам, но и того Ты, Господи, не забываешь, помнишь и посвящаешь Своею милостью. Св. апостол Павел в Послании к Евреям (Евр. 2:6–8) ясно истолковал эти слова, относя их к Спасителю, а потому, принимая во внимание это истолкование, будем и следующие изречения понимать как пророческие – о Спасителе. Потому словам объясняемого стиха должно дать такой смысл: когда я созерцаю славу и величие Божие во вселенной и то, что все в ней подчинено Господу Иисусу Христу, то в удивлении от этой славы Его восклицаю: что это за человек, так много Тобою возвеличенный, о котором так много печешься?

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 143:3

Свт. Иоанн Златоуст

Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его

Другой переводчик (Акила) говорит: «что есть человек, и ты знаешь его» (καὶ γνώση). Третий (Симмах): «что ты обращаешь внимание на него» (γνωρίζεις). Следо­вательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или – лучше – будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семь­десят толковников: «познался еси ему», – выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал про­рок: «что есть человек, познавший Тебя», но: «что такое человек, что Ты открылся ему»?

И Павел непрестанно выражает ту же мысль, – напр., когда говорит: «а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). И Сам Христос: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15:16). И еще в другом месте Павел: «но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в дру­гом месте он говорит: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я» (Флп.3:12). Не сказал: я постиг, но: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг». Как же пророк говорит: «что такое человек»? Между тем другой говорит: «многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит» (Притч.20:6). И еще иной: «по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых «те, которых весь мир не был достоин» (Евр.11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: «что такое человек» го­ворится о человеческой природе. Правда, велика и природа че­ловеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

Пусть выслушают это последователи еретиков, которые так безумны, что выходят из своих пределов и страдают крайним невежеством, утверждая, будто они знают то, что выше их. Так, и в незнании может быть знание, и в зна­нии незнание. Если хотите, объясним это предметами чувствен­ными. Скажи мне, если бы кто стал утверждать, что он мо­жет измерить море и узнать, сколько заключается в нем мерных сосудов, то не он ли именно и не знает, что такое море? Напротив, кто говорит, что он не знает, что число мер в море неисчислимо, тот особенно и знает, что такое море. Так и в отношении к Богу, кто будет утверждать: я видел Бога и достиг до Него собственным зрением, тот именно и не окажется ли незнающим Бога, называя невидимого видимым, и преувеличением своего знания лишая себя и того, какое для него возможно? Напротив, кто скажет, что Бог невидим и что никто не может видеть Его, не тот ли особенно и знает Его? Также, если один назовет Бога непо­стижимым, а другой постижимым, то не будет ли последний незнающим Бога, а первый знающим? Посмотри, как Павел, идя тем же путем, говорит: «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1Кор.13:9). Представь, сколько создано тварей, чтобы познать Бога, – не то, каков Он по существу, но то, что Он существует. Так и Павел говорит: «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал» (Евр.11:6). О Нем возвещают все твари, – «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем.13:5), – самое устрой­ство человека, честь, предоставленная ему Богом, наказания, благодеяния, распоряжения, предвозвещенные пророками, различные чудеса; а после всего этого пришел Сам Единород­ный и совершил дивное и страшное домостроительство нашего спасения. И между тем есть люди, которые еще не знают та­кой ясной истины; и ты еще говоришь, что можешь собствен­ным разумом постичь, каков Бог по существу Своему? Итак, скажешь, ты не знаешь Бога? Нет, я знаю, что Он есть, что Он человеколюбив, что Он благ, что Он промыш­ляет, и все прочее, о чем говорится в Писаниях; но ка­ков Он по существу, этого я не знаю. Адам захотел знать больше, послушавшись диавола, и за излишнее желание лишился и того, что имел. То же бывает с людьми, которые руково­дятся человеческим разумом и не слушают, что «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч.2:6). Разве не слышат они Павла, который говорит: «нам Бог открыл это Духом Своим», и отвергает человеческие умство­вания (1Кор.2:10)? «Всякое превозношение, говорит он, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). И другой премудрый говорит: «вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец» (Прем.14:14). «Что такое человек, что Ты открылся ему»? Представь беспредельное Его величие. Впро­чем, когда я говорю это, я еще не говорю достойно Бога и не знаю, как сказать. Приписывая Богу величие, мы употребляем не собственное выражение, но так как нет другого выраже­ния, то и употребляем слова, какие можем. Так, называя Бога высочайшим, я не определяю Его места, но выражаю высоту и величие существа Его, которое превышает, и превосходит все. Поэтому и говорит пророк: «что такое человек, что Ты открылся ему»? Бог для того и сотворил человека уничиженным, и вместе даровал ему великие свойства, чтобы он не превозно­сился, чувствуя величайшую нужду в смирении по немощи своей природы. «Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» Видишь ли, каково величие существа Божия?

Беседы на псалмы. На псалом 143.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его

Да, если взять во внимание бесприкладное величие Божие и бренность человеческой природы, то действительно, надо удивляться, как Всевышний благоволил открыться ему или как Он вменяет его в нечто!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

«Господи что есть человек, яко познался еси ему, или сын человеч, яко вменяеши его?» Вместо: «познался еси», Симмах перевел: дал познать Себя. Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе. Потом показывает бренность естества.

Евфимий Зигабен

Господи! что есть человек, яко познался ecи (открылся) ему? или сын человечь, яко вменяеши его (помышляешь о нем)?

Подобные слова сказал и в 8-м псалме: что такое человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Почему можешь найти изъяснение сего там. Что за великая вещь, восклицает, есть человек, Господи, что Ты позволил ему, не только познавать бытие Твое, Боже, но и наоборот, что Ты, Боже, Сам открываешь человеку бытие свое, и подлежишь познанию и помышлениям его? Ибо по истине это великое дело и превосходит ничтожность человеческой природы.

Евсевий говорит: Давид хочет показать, что человек есть важная вещь, иначе он не вместил бы в себе познание Бога, и Бог не помнил бы его столько, что послал к нему и Спасителя и избавителя — Слово свое. Посему вопрос: что такое человек, означает не уничижение, а удивление. Посему сии слова значат сие: человек есть нечто великое; потому что удостоился Твоего познания и попечения; ибо говорит λογιζη вместо φροτηζεις. Итак, кто имеет познать Бога или лучше быть познан Богом, тот должен (говорит Златоуст) быть велик, и не только он, но и тот, которому имеет открыть себя Бог. Посему весьма хорошо перевели Семьдесят таи: Ты познался ему; сим они показывают, что не мы нашли Его, но Он нашелся для нас. Ибо не сказал: что такое человек познавший Тебя? но: что такое человек, что Ты познался ему? почему и Христос: не вы Меня избрали, но Я избрал вас, и Павел: тогда же познаю так, как и я познан, и еще: но если кто любит Бога, тот познан от Него; также: стремлюсь же не постигну ли, как постиг и меня (Христос). А здесь: что такое человек, сказано о природе (т. е. что он ничто и малость); впрочем и природа его велика; но в отношении к познанию, которого она удостоилась, она много уступает ему в совершенстве. Почему и блаженный Августин сказал: приближение до некоторой степени к Богу (т. е. чрез познание) есть величайшее блаженство.

Еп. Ириней (Орда)

Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его

Конечно, такой слабый человек, как псалмопевец, не достоин Божественного внимания. Познался еси – открылся посредством благодатных действий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его

Яко вменявши его; у Иова 7:17, что есть человек, яко возвеличил еси его; или: внимаеши ему умом. Ст. 13. Отрыгающая от сего в сие; когда в одной не помещаются семена, тогда переносят их еще в новую. Феодор. в изъяснение сего приводит Лк. 12:18, разорю житницы моя и большая созижду. Множащийся во исходищах своих; овцы так многоплодны, что плодятся, ходя на пажитях. Ст. 14. Ниже прохода; то есть скорбь никогда не приходит к ним.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его

Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем

Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем — проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ».

Источник

Оцените статью