- Значение слова «куранты»
- кура́нты I
- КУРАНТЫ
- Значение слова куранты
- Словарь Ушакова
- Архитектурный словарь
- Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
- Словарь музыкальных терминов
- Москва. Энциклопедический справочник
- Энциклопедический словарь
- Словарь Ожегова
- Кремлевские куранты — история происхождения выражения
- КУРАНТЫ
Значение слова «куранты»
КУРА́НТЫ, —ов, мн. Старинные башенные или стенные часы, бой которых сопровождается музыкой, а также музыкальный механизм таких часов. Стихает гром московского трамвая, Звенят куранты, полночь отбивая. Сурков, Ленин. Куранты часов на башне сыграли тонкими колокольчиками —, а потом пробили два часа. Л. Толстой, Воскресение.
[От франц. courant — текущий, бегущий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Куранты (фр. courant — бегущий, текущий, сродни традиционному танцу в сюите) — старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности. Обычно куранты исполняют небольшую музыкальную фразу каждый час, полчаса, четверть часа, иногда в первую четверть часа фраза исполняется один раз, во вторую — два, в третью — три.
КУРА’НТЫ, ов, ед. нет, м. [фр. courant] (старин.). 1. Придворно-дипломатическая газета в 17—18 вв. 2. Башенные или стенные часы с музыкой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кура́нты I
1. разг. башенные или большие комнатные часы с музыкальным боем (преимущественно о часах на Спасской башне Московского кремля) ◆ И сейчас сердца простых людей всего мира отсчитывают не секунды времени, как золотые стрелки Кремлёвских курантов, а сотые доли их… Д. Нагишкин, «Дай клятву, товарищ» (1953) // «Тихоокеанская звезда»», 9 марта 1953 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это уютное место является к тому же и самой удачной точкой, чтобы фотографироваться на фоне Фрауэнкирхе. Ежедневно в одиннадцать утра и в пять вечера толпы туристов собираются на Мариенплац, чтобы посмотреть (именно посмотреть, а не только послушать) городские куранты. В. В. Овчинников, «Своими глазами», 2006 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Так что теперь я живу в Малом Толмачёвском переулке, и в квартире у меня нет настенных часов: в окно видны куранты на Спасской башне. Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)
2. музыкальный механизм в таких часах ◆ По приезде в дом сию махину починил и сделал стенные деревянные часы с кукушкою гораздо исправнее первых; потом делал медные стенные часы и починивал карманные и стенные с курантами, а наконец сделал для поднесения её императорскому величеству часы в гусиное яйцо мерою с курантами, достойные удивления и великой похвалы, а особливо потому, что он без науки, но сам собою дошел до сего совершенства. Н. И. Новиков, «Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов. Л. Н. Толстой, «Война и мир. Том четвертый», 1867-1869 г. ◆ Золушка протягивает принцу руки, но вдруг раздается торжественный и печальный звон колоколов. Куранты башенных часов отбивают три четверти! И, закрыв лицо руками, Золушка бросается бежать. Е. Л. Шварц, «Золушка», 1946 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Там, на тёмно-красном сукне длинного стола, были разложены стройные карандаши, блестели стаканы, толпились на полках переплетенные журналы, и стучали маятником высокие часы с вестминстерскими курантами. Набоков, «Другие берега [переработанный автоперевод с английского]», 1954 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И сейчас древнее ремесло не умирает, ведь многие города заказывают куранты для башенных часов только здесь — в колокольном городе Апольде. Какие бывают музеи: Дайте-ка молоток!, «2003» // «Знание ― сила»
Источник
КУРАНТЫ
Кандидат филологических наук Н. АРАПОВА.
Для современного человека, говорящего по-русски, слово куранты существует только в устойчивом словосочетании кремлевские куранты — часы на Спасской башне Московского Кремля, мелодичным боем отмечающие каждый час. Бой часов предваряют несколько аккордов, вызванивающих и каждую четверть часа. Прилагательное кремлевские понятно, а что такое, собственно говоря, куранты ? В словаре иностранных слов куранты означают бегущие . Пояснение по отношению к часовым механизмам сомнительное: мы говорим часы бегут , когда они показывают неверное время, большее, чем на самом деле. К кремлевским курантам сие неприменимо: это очень точный механизм, по которому вся страна сверяет часы.
Обратимся к истории. Слово куранты — иноязычного происхождения. Однако ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами :
в польском — zegar wygrywajacy melodie («часы, наигрывающие мелодию»);
в немецком — Turmuhr mit Glockenspiel («башенные часы с колокольным перезвоном»);
во французском — horloge a carillon («башенные часы с колокольным перезвоном»);
в итальянском — orologio a cariglione («башенные часы с колокольным перезвоном»).
Часы с музыкальным боем появились в России при Петре I на колокольне старой Исаакиевской церкви, предшественницы нынешнего Исаакиевского собора, а также в Петропавловской крепости. Однако тогда такие часы назывались не куранты , а боевые или колокольные часы. И все же в одном памятнике этой эпохи мы встречаем выражение курантные часы : «…от помянутой молнии загорелась Санкт-Питерскирх, на которой шпиц и часы курантные сгорели» («Походный журнал», 1721).
А было ли существительное куранты и что оно значило?
В «Архиве князя Ф. А. Куракина» (1705) читаем: «В Амстердаме на ратуше часы большие — обычай такой: каждого понедельника сам часовник на тех часах играет полчаса после двенадцати, как бьет разные куранты, руками и ногами, и то вельми трудно, так как я мог видеть одним случаем, что пришел в великий пот».
Здесь куранты означают музыкальные пьесы. Название восходит к танцевальной мелодии, родившейся во Франции: danse courante буквально «бегущий танец» (в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Надо полагать, танец считался чрезвычайно модным и популярным, — если его мелодия звучала не только на ратушах, но и на колокольнях. Со временем танец вышел из моды, забылся, но название его еще продолжает встречаться в текстах. Например, в «Арапе Петра Великого» А. С. Пушкина: «Сей заслуженный танцмейстер имел лет 50 отроду, правая нога была у него прострелена под Нарвою, и потому была не весьма способна к менуетам и курантам». В «Господах Головлевых» (1875) М. Е. Салтыкова-Щедрина Арина Петровна говорит сыну: «У меня, голубчик, деньги-то не шальные; я не танцами да курантами приобретала их, а хребтом и пoтом» (гл. «Семейный суд»). Тем не менее слово куранта (женского рода) как название старинного танца включено в семнадцатитомный Словарь современного русского литературного языка (1948-1965), а форма курант (мужского рода) характеризуется как устарелая.
Во второй половине XVIII века слово куранты сохранилось лишь для обозначения несложных мелодий, исполняемых вручную или механически на колоколах башенных часов. В «Российском с немецким и французским переводами словаре, сочиненном Иваном Нордстетом», первый том которого вышел в 1780 году, русское заглавное слово куранты переводится как «ein Glockenspiel, un carillon», то есть «колокольный перезвон». Курантами также назывался набор колоколов (или колокольчиков), на которых исполнялась мелодия: «…послал он в … церковь, приказал, чтоб на находящихся на колокольне курантах начали уже играть умирательную песнь (журнал «Экономический магазин», 1785, т. 21). В «Истории о Японском царстве» (1789) читаем: «Они играют на флейтах, арфах, органах, тромпетах, барабанах, бубнах, на курантах и медных тазах разного рода».
Уже в первой половине XVIII века слово куранты приобрело еще одно значение — механизм музыкального боя в часах (в том числе комнатных). В описи 1741 года упоминаются «часы большие заводные и с курантами, в корпусе деревянном, слесарного дела мастером Степаном Яковлевым в Санкт-Петербурхе [изготовленные]» («Материалы для истории имп. Академии наук», т.4). Такое значение сохранилось и в стихотворении Г. Державина «К портрету Н. А. Дьякова»:
Курант духовный, повсеместный:
Лишь только заведи
И прочь поди,
Играет арии небесны.
Это значение у слова куранты , кажется, и было основным вплоть до середины XIX века. Так, во Французско-русском словаре И. И. Татищева (1827) французский глагол carrillonner переводится как «завести куранты, чтоб они играли».
А. И. Герцен пишет в письме к Н. А. Захарьиной 30 ноября 1836 года: «Вдруг громко начали бить часы с курантами». Это значение и зафиксировано Словарем Академии наук (1847): «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…».
Если бы традиция такого употребления слова куранты продолжалась доныне, она, естественно, привела бы к тому, что этим словом стали называть музыку в мобильниках. Однако этого не произошло. Часы с музыкальным боем как-то исчезли из быта и сохраняются лишь как антиквариат (или подделка под таковой), а слово куранты прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности.
Источник
Значение слова куранты
Словарь Ушакова
кур а нты, курантов, ед. нет, муж. (франц. courant) (старин.).
1. Придворно-дипломатическая газета в 17 — 18 вв.
2. Башенные или стенные часы с музыкой.
Архитектурный словарь
Крупные часы, соединенные с музыкальным механизмом, который исполняет мелодию через определенные промежутки времени (например, через четверть часа).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Старинные башенные или стенные часы, бой которых сопровождается музыкой.
* ► Куранты часов на башне сыграли тонкими колокольчиками, а потом пробили два часа. // Лев Толстой. Воскресенье // *
* ► Деньги-то не шальные; я не танцами да курантами приобретала их, а хребтом да потом. // Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы // *
Словарь музыкальных терминов
башенные часы с комплектом настроенных колоколов, через определенные промежутки времени автоматически исполняющих заданную последовательность звуков или музыкальную пьесу.
Москва. Энциклопедический справочник
1) историко-краеведческий альманах. Выходил в издательстве «Московский рабочий» (Чистопрудный бульвар, 8) в 1983—89 (выпуски 1—3). Публиковал материалы по истории, искусству и о современной культурной жизни Москвы. Имел рубрики: «Вехи истории», «Края Москвы, края родные», «Каменная летопись», «Памятники», «В музеях и библиотеках столицы», «Архивы, документы и свидетельства», «Мемуары», «Московская мозаика» и др.
2) еженедельная общественно-политическая газета (Вознесенский переулок, 12). Основана в 1990 (учреждена Моссоветом, с 1995 учредитель — ООО «РИЦ газеты «Куранты»»). Освещает новости Москвы и Подмосковья, публикует статьи по проблемам экономики, строительства и архитектуры Москвы, культуры, науки, искусства, а также по вопросам трудоустройства, быта, здоровья и отдыха москвичей и др.
Энциклопедический словарь
- (от франц. courant — текущий, бегущий), старинное название башенных или больших комнатных часов с музыкальным механизмом, издающих бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющих небольшие музыкальные пьески. См. также Карийон, Кремлевские куранты.
- («Вести», «Вестовые письма»), первая русская рукописная газета. Составлялась в Посольском приказе для информации правительства о зарубежных событиях. Сохранились с 1600.
Словарь Ожегова
КУРАНТЫ, ов. Башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом. Кремлёвские к. Бой курантов.
Источник
Кремлевские куранты — история происхождения выражения
Значения: часы на Спасской башне Московского Кремля и звуки их боя.
Происхождение: от французского: «courant» — бегущий.
Первоначально, в XVII веке, часы выглядели иначе:
Вместо стрелок, в качестве указателя, было солнце, острие луча которого указывало время. При этом, вращался сам циферблат, а указатель, в виде солнца, был неподвижен. «Часов» было не 12, а 17. [долго объяснять, почему]
Звук исходил из 13-ти колоколов, отлитых мастером, Кириллом Самойловым.
После пожара 1626 года часы сгорели. Их восстановили в 1668. Иностранные специалисты разместили вместо колоколов «музыкальный механизм».
Вернувшийся из-за границы Пётр I принялся реформировать всё вокруг, в том числе и времяисчисление.
В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени: 2х12 часов. И приказал заменить старые часы на голландские, с двенадцатичасовым циферблатом.
Музыка там тоже была, но что за рингтон — доподлинно неизвестно. Ломалось это иностранное новшество исправно и регулярно.
А после Троицкого пожара 1737 году окончательно уничтожено.
Во времена Екатерины II
в 1770 немецкий мастером Фацем, были установлены часы из Грановитой палаты Кремля.
Исходя, видимо, из дамских вкусов императрицы, играли они: «Ах, мой милый Августин»: (естественно, колокольную «минусовку»)
Через три года, после пожара Москвы 1812 года
часовщик, Яков Лебедев, в очередной раз восстановил механизм. За что удостоился звания — «мастер Спасских часов».
В 1851 году при императоре Николае I
часы пришлось реставрировать, в связи с износом. Колоколов прибавилось до 24-х. Играли они по очереди: гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» и марш лейб-гвардии Преображенского полка.
Во время Революции 1917 года, 2 ноября, состоялся штурм Кремля большевиками.
Часы вновь сломались. В них пальнули из пушки картечью.
В 1918 г. часы отремонтировали. Музыку разумеется изменили . В 12 дня они отбивали «Интернационал», а в полночь — «Вы жертвою пали в борьбе роковой».
Правда в 1932 году аскетичный «Вождь всех времён и народов»
решил, что надо избавится от всего лишнего. И оставил одну мелодию — «Интернационал». При этом, механизм часов отреставрировали.
Лишь с 1974 года, после реконструкции Кремлевских курантов мастерами НИИ часовой промышленности, они отбивают привычные нам всем удары.
Сделал статью про часы хронограф. Для чего у него дополнительные циферблаты и крутящееся кольцо. Читайте здесь .
Источник
КУРАНТЫ
Кандидат филологических наук Н. АРАПОВА.
Для современного человека, говорящего по-русски, слово куранты существует только в устойчивом словосочетании кремлевские куранты — часы на Спасской башне Московского Кремля, мелодичным боем отмечающие каждый час. Бой часов предваряют несколько аккордов, вызванивающих и каждую четверть часа. Прилагательное кремлевские понятно, а что такое, собственно говоря, куранты ? В словаре иностранных слов куранты означают бегущие . Пояснение по отношению к часовым механизмам сомнительное: мы говорим часы бегут , когда они показывают неверное время, большее, чем на самом деле. К кремлевским курантам сие неприменимо: это очень точный механизм, по которому вся страна сверяет часы.
Обратимся к истории. Слово куранты — иноязычного происхождения. Однако ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами :
в польском — zegar wygrywajacy melodie («часы, наигрывающие мелодию»);
в немецком — Turmuhr mit Glockenspiel («башенные часы с колокольным перезвоном»);
во французском — horloge a carillon («башенные часы с колокольным перезвоном»);
в итальянском — orologio a cariglione («башенные часы с колокольным перезвоном»).
Часы с музыкальным боем появились в России при Петре I на колокольне старой Исаакиевской церкви, предшественницы нынешнего Исаакиевского собора, а также в Петропавловской крепости. Однако тогда такие часы назывались не куранты , а боевые или колокольные часы. И все же в одном памятнике этой эпохи мы встречаем выражение курантные часы : «…от помянутой молнии загорелась Санкт-Питерскирх, на которой шпиц и часы курантные сгорели» («Походный журнал», 1721).
А было ли существительное куранты и что оно значило?
В «Архиве князя Ф. А. Куракина» (1705) читаем: «В Амстердаме на ратуше часы большие — обычай такой: каждого понедельника сам часовник на тех часах играет полчаса после двенадцати, как бьет разные куранты, руками и ногами, и то вельми трудно, так как я мог видеть одним случаем, что пришел в великий пот».
Здесь куранты означают музыкальные пьесы. Название восходит к танцевальной мелодии, родившейся во Франции: danse courante буквально «бегущий танец» (в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Надо полагать, танец считался чрезвычайно модным и популярным, — если его мелодия звучала не только на ратушах, но и на колокольнях. Со временем танец вышел из моды, забылся, но название его еще продолжает встречаться в текстах. Например, в «Арапе Петра Великого» А. С. Пушкина: «Сей заслуженный танцмейстер имел лет 50 отроду, правая нога была у него прострелена под Нарвою, и потому была не весьма способна к менуетам и курантам». В «Господах Головлевых» (1875) М. Е. Салтыкова-Щедрина Арина Петровна говорит сыну: «У меня, голубчик, деньги-то не шальные; я не танцами да курантами приобретала их, а хребтом и пoтом» (гл. «Семейный суд»). Тем не менее слово куранта (женского рода) как название старинного танца включено в семнадцатитомный Словарь современного русского литературного языка (1948-1965), а форма курант (мужского рода) характеризуется как устарелая.
Во второй половине XVIII века слово куранты сохранилось лишь для обозначения несложных мелодий, исполняемых вручную или механически на колоколах башенных часов. В «Российском с немецким и французским переводами словаре, сочиненном Иваном Нордстетом», первый том которого вышел в 1780 году, русское заглавное слово куранты переводится как «ein Glockenspiel, un carillon», то есть «колокольный перезвон». Курантами также назывался набор колоколов (или колокольчиков), на которых исполнялась мелодия: «…послал он в … церковь, приказал, чтоб на находящихся на колокольне курантах начали уже играть умирательную песнь (журнал «Экономический магазин», 1785, т. 21). В «Истории о Японском царстве» (1789) читаем: «Они играют на флейтах, арфах, органах, тромпетах, барабанах, бубнах, на курантах и медных тазах разного рода».
Уже в первой половине XVIII века слово куранты приобрело еще одно значение — механизм музыкального боя в часах (в том числе комнатных). В описи 1741 года упоминаются «часы большие заводные и с курантами, в корпусе деревянном, слесарного дела мастером Степаном Яковлевым в Санкт-Петербурхе [изготовленные]» («Материалы для истории имп. Академии наук», т.4). Такое значение сохранилось и в стихотворении Г. Державина «К портрету Н. А. Дьякова»:
Курант духовный, повсеместный:
Лишь только заведи
И прочь поди,
Играет арии небесны.
Это значение у слова куранты , кажется, и было основным вплоть до середины XIX века. Так, во Французско-русском словаре И. И. Татищева (1827) французский глагол carrillonner переводится как «завести куранты, чтоб они играли».
А. И. Герцен пишет в письме к Н. А. Захарьиной 30 ноября 1836 года: «Вдруг громко начали бить часы с курантами». Это значение и зафиксировано Словарем Академии наук (1847): «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…».
Если бы традиция такого употребления слова куранты продолжалась доныне, она, естественно, привела бы к тому, что этим словом стали называть музыку в мобильниках. Однако этого не произошло. Часы с музыкальным боем как-то исчезли из быта и сохраняются лишь как антиквариат (или подделка под таковой), а слово куранты прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности.
Источник