Что значит бюрократизация государственного аппарата

Что такое бюрократия простыми словами

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так сложилось, что слово «бюрократ» мы воспринимаем как нечто нарицательно-ругательное.

Но каково истинное значение понятия «бюрократия» знает далеко не каждый человек.

Девиз нашего блога: «Знать больше!», именно поэтому сегодня мы разберемся, что такое бюрократия, каковы ее виды, и существует ли идеальная бюрократия.

Бюрократия — это.

Суть понятия «бюрократия» кроется в его переводе. А произошло это слово от слияния французского «bureau» (канцелярия) и греческого «κράτος» (власть).

Прямой перевод – «канцелярская власть», т.е. власть людей, наделенных полномочиями управления. Полномочия передаются в форме специальных письменных указаний, приказов, распоряжений.

Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.

Основная функция аппарата управления – администрирование процессов. Такой аппарат называется бюрократическим, а граждане, работающие в нем – бюрократами. Как видите, ничего обидного и «ругательного».

Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.

Почему она воспринимается негативно

Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.

Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.

Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?

Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.

Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.

К сожалению, зачастую бюрократических «проволочек» становится в нашей жизни слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неминуемое зло.

Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.

Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.

Свести бюрократию «на нет» невозможно, она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно минимизировать, исключив из администрирования принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.

Кратко об истории бюрократии

С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.

Бюрократия появилась уже в древнем Египте, получила развитие в древнем Китае и Римской империи. Бурное ее развитие в России началось при Петре Первом. Его нововведения касались не только «европеизации» страны, подъема экономики, но и администрирования. Централизация управления государством была введена именно им.

Может ли бюрократия быть идеальной?

Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:

  1. система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
  2. бюрократы подчиняется легальной власти;
  3. приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
  4. каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
  5. функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
  6. существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).

Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.

Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.

Виды бюрократии

Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:

    Классическая форма бюрократии подразумевает четкое выполнение управленческих функций, как их позиционировал в свое время Вебер (описание принципов – в предыдущем абзаце статьи).

Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).

На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).

Недостатком классической формы является:

  1. чрезмерное стремление к соблюдению формы (форма ради формы), т. е. бюрократизм в современном его понимании;
  2. недостаточное использование интеллектуальных способностей сотрудников аппарата;
  3. низкая эффективность управления при изменяющихся внешних условиях или в нестандартных ситуациях. Допустим, для решения определенной проблемы предписан установленный алгоритм действий, а условия требуют иного решения.

Служащий обязан отправить запрос вышестоящему звену, получить ответ, и, в зависимости от решения сверху, «разрулить» сложившуюся ситуацию. На это уходит время, и сама ситуация уже может стать не актуальной.

Профессиональная бюрократия предполагает, что сотрудники бюрократического аппарата имеют достаточно знаний и имеют достаточный уровень полномочий, чтобы решать вопросы, находящиеся в их компетенции.

Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.

К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).

Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.

Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.

Структура бюрократической системы

Структура классического бюрократического аппарата подчинена строгой иерархии. Это значит, что существует жесткая субординация по цепочке «сверху → вниз».

Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.

Достоинства и недостатки бюрократии

Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:

достоинства недостатки
возможность централизованного управления организацией, обществом, государством искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ

Читайте наш блог, это познавательно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Думаю, что никто не будет спорить о необходимости процедур, их и выполняют чиновники.

Другой вопрос, что бюрократическая система зачастую иррациональна, можно сказать, что просто палки в колеса людям вставляет, вот такую систему нужно исправлять, но система же не существует сама по себе, она опирается на законы, значит нужно менять эти законы, вносить поправки, тогда и ведомства изменят внутренние процедуры на основании новых законов.

Конечно, нужно менять законы и вносить поправки, чтобы они работали на благо общества и шли в ногу со временем. Зачастую законы просто отстают от действительности. Вот тогда мы ругаем бюрократов, поскольку они действуют по законам.

Источник

Бюрократизация государственного аппарата

Проблема бюрократии не является присущей какому-либо определенному обществу. Бюрократия существовала в Древнем Египте, в Герман­ском государстве Фридриха II, в царской России, в современных правовых государствах. Бюрократический характер госу­дарственного аппарата обусловлен его отчуждением от общества. Дан­ный политический феномен достаточно широко распространен и захва­тывает государственный аппарат как тоталитарных, авторитарных, так и демократических обществ. Однако степень бюрократизации государст­венного аппарата во многом зависит от того, насколько государство сто­ит над обществом или находится под контролем гражданского общества. В тоталитарном обществе, где разрушено и гражданское общество, и правовое государство, бюрократизация государственного аппарата дос­тигает своего максимального выражения.

На это обращал внимание, в частности. НА. Бердяев. «Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую как паутина всю страну и все подчиняющую. Это новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы» (10, с.104).

Бюрократия, отмечает один из философов, это господство на ос­нове правил и предписаний посредством чиновников. «Бюрократия — это средство. Однако, она склонна к тому, чтобы превратиться в самоцель. Ставшая автономной, бюрократия обладает уже не этосом самоограни­чения, а тенденцией к безграничному саморасширению. Это возможно потому, что бюрократический аппарат именно в виду своей сложности уклоняется от общественного контроля, становится недоступным как для населения, так и для правительственных органов. Он существует благо­даря общности интересов своих служащих» (15, с.26).

Остановимся более подробнее на проблеме бюрократизации и рассмотрим некоторые подходы к пониманию природы и сущности 6юрократизма. Начнем с К. Маркса, который отмечает, что экономической основой бюрократии является государство, которое она рассматривает как принадлежащую ей собственность. При этом бюрократия на первый план выдвигает собственные цели, которые по сути являются ее карьери­стскими устремлениями. Важным условием существования бюрократии он также считал таинство в принятии решений, закрытый корпоратив­ный характер отношений с обществом.

В качестве характерных черт бюрократического аппарата К. Маркс выделял формализм, бездушие, произвол, крючкотворство. И появление этих негативных явлений он связывал с утратой бюрократией главного смысла своей деятельности – в интересах общества и ориента­ции ее только на сохранение и удержание своего положения в сфере распределения власти и материальных благ.

Бюрократический аппарат создает такой тип управления, кото­рому присущи политический цинизм, идейный и моральный конфор­мизм, формальное выполнение процедур и правил. Мало того, что бюро­кратия стремится скрыто принимать управленческие решения, избегать гласности, открытости своей деятельности, она пытается также не допус­кать, пресекать появления полезных для общества инициатив, новации старается всячески дистанцироваться от исполнителей, сохранить свою независимость, корпоративистский дух.

Свою лету в разработку данной проблемы внес и М. Вебер, ко­торый предложил идеальную модель бюрократизма. Он выделил три основных свойства, присущих бюрократизму.

1. Иерархия. Иерархическое устройство управленческого аппа­рата имеет целью квалифицированную и качественную работу бюрокра­тии на всех ступенях иерархической лестницы и распределение се здесь по принципу компетентности.

2. Компетенция. Вся деятельность бюрократии предопределена инструкциями, положениями, представляющими для нее кодекс правил, которым она слепо следует. Подлинный бюрократ прекрасно разбирается в этих инструкциях, хорошо усвоил те или иные параграфы и свои обя­занности исполняет весьма компетентно. Этим объясняется живучесть, неуязвимость бюрократии.

3. Деперсонификация. Основным правилом для бюрократии яв­ляется служение общему благу. Подлинный бюрократ не использует власть для себя лично, не берет взяток и всегда доступен народу. Работает он планомерно, без эмоций и гордится своей принадлежностью к го­сударственному аппарату и своим служением народу.

Следует учитывать, что выделяя данные атрибуты бюрократиз­ма, М. Вебер исходил из основного принципа европейской культуры (рационализма) и видел в бюрократии квалифицированный аппарат европейских государств.

При этом М.Вебер выделял два типа бюрократии: традицион­ную «патримониальную» и современную рациональную. Основной сфе­рой влияния первой всегда была область государственного управления и поддержания общественного порядка. Вторая сформировалась в Новое время и сферой се преимущественного влияния стала частнохозяйствен­ная деятельность (прежде всего, крупных промышленных предприятий). Затем ее влияние распространилось и на другие стороны общественной жизни, что вело к постепенному вытеснению из них бюрократии патримониального типа.

Западные политологи отмечают, что развитие бюрократии ведет к определенным негативным последствиям. С одной стороны, прогрес­сирующая неэффективность бюрократизированного управленческого механизма. С другой – нарастающая тенденция к се превращению в самостоятельную и самодовлеющую силу. Естественно, здесь предприни­маются определенные попытки, чтобы обуздать бюрократию, не допус­тить чрезмерной бюрократизации государственного аппарата.

Мощное разрастание получила бюрократия в странах «казарменного» социализма, в том числе и в нашей стране. С одной сто­роны, ее питало бюрократическое наследие самодержавия, с другой — монополизация властных функций. Бюрократический аппарат подчинил себе все сферы общественной жизни — экономическую, политическую, духовную, не находя себе реального противодействия. В стране сложи­лась своеобразная система бюрократического абсолютизма, когда бюрократия претендует на абсолютное господство над обществом.

Экономической базой функционирования бюрократической сис­темы служили те отношения в народном хозяйстве, которые обусловлены внеэкономическим принуждением, редистрибутивной системой фондов, ресурсов, потребительских благ и связанной с этим системой админист­ративной коррупции. Ну а социальная база бюрократизации государст­венного аппарата кроется в той системе партийно-советскохозяйственной номенклатуры, которая составляла иерархизированную пирамиду власти тоталитарного режима.

На этой иерархии основывается и идеология бюрократической системы. Рождение теоретических истин на верхних уровнях и их во­площение без осмысления на низших. Бюрократический механизм суще­ствует не ради выявления и удовлетворения интересов и потребностей человека, а для бездумного исполнения спускаемых сверху решений, указаний. Главное в тактике бюрократии – это стремление уйти от персональной ответственности, переложить ее на других, выше или ниже­стоящих чиновников, путем бесконечных согласовании вопроса, бес­смысленных отписок и т. п. Расцветает бюрократия и в постсоветской России.

Задача заключается, следовательно, в разрушении бюрократиче­ского механизма, подрыве социально-экономических основ функционирования бюрократической системы. Обличительные обвинения, критические выступления не дадут никакого результата, пока существует для этого почва – бюрократическая система управления, деятельности и мышления. Господство бюрократии должно быть ликвидировано, хотя сама бюрократия вряд ли устранима. И пока существуют определенные предпосылки, она будет неизменно воспроизводиться.

Тем не менее, создание правового государства, складывание гражданского общества должны подорвать систему бюрократического абсолютизма, уничтожить тотальное господство бюрократии. В свою очередь, ограничение бюрократической системы развяжет самодеятель­ность различных общественных организаций, объединений, ассоциаций, гражданские инициативы людей, повысит их личную ответственность, что позволит ускорить формирование правового государства и граждан­ского общества.

Источник

Читайте также:  Что значит когда тату иконы
Оцените статью