Роли мужа и жены в православной семье
Может ли гармонично жить семья, в которой один из супругов любит побыть в кругу семьи, а другому интересны новые люди, новая информация?
Такая семья не сможет жить гармонично, потому что одному интересно одно, другому ‒ другое, и будут возникать семейные конфликты. Однажды ко мне пришел мужчина и говорит: «Я прожил с женой 30 лет, но больше я с ней жить не буду, хочу разводиться. Я человек верующий, но я так больше не могу. Я нашел себе женщину ‒ она со мной везде ездит. Я на рыбалку ‒ и она на рыбалку, я за грибами ‒ и она за грибами, я люблю лес и не могу без леса: я за клюквой ‒ и она за клюквой… А жену о чем ни попрошу, она все принимает в штыки, я просто замучился. А та живет моими интересами». Я пригласил его жену на разговор. Она пришла, я спрашиваю: «Тебе что, сложно оторваться от дома и поехать в лес за грибами? Что, это много сил требует?» Она отвечает: «Я не хочу, устала и не хочу». Я говорю: «Потеряешь брак». В результате он развелся с ней. Таких примеров можно привести много.
Но наш вопрос надо немного переформулировать. Не «один из супругов», а жена должна подчиняться интересам мужа. Как это ни неприятно слышать девушкам, но жена должна жить интересами мужа, так устроено, таков духовный закон. Если жена не живет интересами мужа, то возникают трудности, дисгармония в семье и брак распадается.
Бывает, женщина жалуется: «Да мне десять лет не нужна эта дача и эти помидоры». Но муж любит эти помидоры, и ты вынуждена их поливать и ездить с ним на дачу: он там умиротворяется. И если женщина принимает интересы мужа, между ними сохраняются хорошие отношения.
У каждого свое: один мужчина рыбку поймает и радуется целый день, что он ее добыл для семьи. Другой насобирает ягод, грибов… Жена должна учиться жить интересами мужа и поддерживать их всегда. Многие думают: Сейчас понапрягаюсь, а дальше все пойдет автоматом». Автоматом не пойдет. Как только у супругов оказываются разные интересы, возникают конфликты. Почему мужья изменяют женам и уходят в другие семьи? Потому что возникает дисгармония в семейных отношениях.
А если жена в силу обстоятельств не может подчиняться интересам мужа по уважительным причинам? Если он хочет развлекаться, а она не может это делать, и не один день, а какое-то продолжительное время?
Это все равно будет вносить дисгармонию в брак. Такая жена имеет оправдание в семье, потому что у нее уважительная причина, например, она учится или работает. В этом случае муж должен немножечко подключить голову, потому что нужно так все выстраивать, чтобы их свободное время и интересы совпадали, т.е. это процесс обоюдный. Я пока про жену говорил, но процесс обоюдный, муж тоже должен к общности стремиться. Но если он подстраивается под жену, а она чего-то не хочет все равно, то это уже приобретает другую окраску. Бывает, жена меняет работу (или выбирает), совершенно не взвешивая, как это может отразиться на семейных взаимоотношениях. Не думает, сможет ли она жить интересами мужа и все ли будет получаться. Если при выборе работы жена не учитывает семейных интересов, то она сама как бы закладывает мину замедленного действия под свой брак. Она выбрала то, что ей нравится, но создает неудобства для семейной жизни. В результате муж будет жить своей жизнью, а жена ‒ своей, потому что обстоятельства будут ее закручивать так, что, подчиняясь им, она уже не сможет, жить интересами мужа.
А если жена беременная и потому не может ходить развлекаться? Например, в какие-то дни она плохо себя чувствует… Почему она должна подчиняться мужу и быть заинтересована в его делах? В таких ситуациях разве не должен муж идти навстречу? Как найти компромисс? Жена должна всегда отпускать мужа, чтобы не спровоцировать конфликты в семье?
Компромисс здесь должен быть обоюдный. Жена должна отпускать мужа, если видит, что он не дорос до того, чтобы жертвовать своими интересами. Ей придется это делать, потому что иначе в семье будут конфликты, ссоры, скандалы и отношения ухудшатся. Очень важно жене проявлять женскую мудрость, а не бить в лоб: например, когда мужу куда-то хочется пойти, сказать: «Я себя плохо чувствую, и мне было бы очень приятно, что бы ты сегодня со мной погулял. Конечно, если у тебя не получается, то не надо… Но если сможешь, погуляй со мной на свежем воздухе или просто побудь со мной, пожалуйста, мне так нездоровится…»
Некоторые жены, и мужья тоже, думают, что если они что-то не высказали, то вторая сторона настолько догадлива, что обязательно догадается. Это большая ошибка молодых супругов и даже супругов со стажем. Конечно, на определенной стадии брака муж и жена начинают друг друга понимать без слов, иногда даже говорят одновременно одно и то же, не сговариваясь. Т.е. люди начинают жить душа в душу, действительно становятся два в плоть едину. Но даже в этом случае все равно ошибка, если муж или жена ждет, что вторая половина о чем-то обязательно догадается. Бывает, супруг или супруга ходит, мнется: «Я себя плохо чувствую, а он не понимает… Мне невесело, неужели он не догадается? Почему он не догадывается. Ну когда же ты догадаешься, в конце концов? Не понимаешь ничего? Ну, и иди куда хочешь тогда…» Так себя накручивать нельзя. Нужно, конечно, в деликатной форме, донести до супруга, что у вас проблема, что вам нужна помощь, что вы хотите, чтобы ваша половинка вошла в ваше положение. Высказав свои просьбы, вы получите совершенно адекватную реакцию. Но не стоит 30 раз повторять: «Я себя плохо чувствую, я себя плохо чувствую…» ‒ это изводит. Если сказала и видишь сопротивление, надо отпустить.
Семейная жизнь ‒ процесс обоюдных компромиссов, но жена должна учиться жить интересами мужа.
А если муж живет интересами жены, и ему казалось, что это и его интересы? Они ему все равно навязаны?
Идеальный вариант ‒ когда муж и жена живут взаимными интересами, мужу интересны интересы жены, а жене ‒ интересы мужа. Но, поскольку семья, ‒ все-таки система патриархальная, она строится на принципе единоначалия и муж является патриархом семьи, главой. Потому, какие бы изменения в семье ни происходили, жена вынуждена подчиняться. Муж едет в командировку ‒ она вынуждена с этим смиряться, его отправляют на новое место службы ‒ она с ним вынуждена ехать на место службы, ему приходится недосыпать, вставать рано на учения ‒ и ей приходится вставать рано, он приходит чуть живой от усталости и бухается в сапогах на кровать ‒ ей приходится стаскивать с него сапоги. Вот что значит жить интересами мужа. Когда хочется отдохнуть, а он говорит: «Давай пойдем туда. Я понимаю, что тебе хочется сходить в театр, но давай мы сегодня обойдемся без всяких сборищ, я просто хочу побыть с тобой или сходить с тобой на природу». В этом случае приходится что-то в себе переламывать, но идти мужу навстречу. Т.е. жена начинает жить жизнью мужа. Безусловно, в нормальной семье и муж живет интересами жены, каждый старается, чтобы другому было хорошо. Это нормальное явление, но все равно мужской приоритет в христианской семье должен сохраняться.
Как себя вести, чтобы муж чувствовал себя главой семьи?
Муж должен не чувствовать себя главой, он должен стать главой семьи. От женщины для этого требуется очень много. Сейчас, к сожалению, сложность в том, что очень много неполных семей. Одна моя знакомая рассказывала, что пригласила в гости молодых людей, студентов, пришло 7 пар, все парни с девушками. В процессе разговоров выяснилось, что все ребята ‒ из неполных семей. Но есть и другие примеры. Многие из тех, кто приезжают к нам учиться в вузах из Сибири и других регионов, из многодетных благополучных семей.
Однако неполных семей все равно много. И конечно, мальчику, который вырос в семье без отца, чрезвычайно сложно стать главой семьи. Если жена ему не поможет, подножку подставит, то он никогда не вырастет главой семьи и так и будет, что называется, за женой. Каждый супруг должен на себя брать ответственность, выполнять свои функции. С мужем из неполной семьи жене, возможно, придется выполнять и свои функции, и мужские, это нарушит ее нормальное семейное состояние.
Существуют ли правила поведения между супругами и другими людьми, когда семья появляется в обществе других людей?
Муж должен быть рядом с женой, жена ‒ рядом с мужем. С другими людьми муж не должен забывать, что с ним жена, а жена ‒ что у нее есть муж. Они не должны друг другу подавать никакие поводы для соблазна, ревности. Не должно быть момента унижения. Жена должна проявлять уважение к своему мужу, а муж не должен унижать свою жену; он должен уважительно к ней относиться, чтобы она себя не чувствовала изгоем. Целостность семьи должна сохраняться, когда супруги оказываются в обществе. Особенно ‒ если это общество малознакомых людей.
Источник
Каким должен быть брак?
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24).
Признаюсь, мои практические познания о браке довольно ограничены. Потому как семьи у меня было всего лишь две. Первая — где я родился, вторую уже создал сам. На виду были многие семьи, но то не в счёт. Внешнее видно глазами со стороны, внутреннее иной раз не всегда понятно даже самим членам семьи.
В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать
Самое главное семейное правило, на мой взгляд, это любить — отдавать, а не брать. А иначе что за сомнительное удовольствие — использовать близкого человека в своих целях? Реализованная возможность дарить себя, угождать любимым людям — мужу, жене, папе, маме, детям, братьям и сёстрам во благое, на пользу им — вот то, что делает человека счастливым. В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать.
— Сказано же в Библии, что жена должна повиноваться мужу как Господу, — сказал мне один православный муж, оправдывая свои самовлюблённость и гордыню.
— Точно так, — согласился я, — там ещё чуть дальше написано, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за неё (ср. Еф. 5, 25). Любите ли вы жену так?
Мужчина заколебался, не зная, что ответить.
— Или, может, любите её как своё тело? Зуб заболел — таблетку выпил и бегом к врачу. Рука устала работу выполнять — дал ей отдых. Есть захотел — поел. Скучно стало — развлёкся. Так же реагируете на нужды своей жены, как на нужды своего тела?
Муж молча покачал головой.
— Да если б жён так любили, как написано у апостола Павла, они были бы рады таким идеальным мужьям повиноваться как Богу, — добавил я.
А православной жене пришлось напомнить, что тело её мужу принадлежит (как и тело мужа — жене), и уклоняться от общения можно лишь по взаимному согласию, а не в качестве наказания за какие-то обиды.
Дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака
В истории человеческой мысли легко найти два главных направления в учении о браке. Первое — реалистическое: смысл брака — в размножении, в стремлении иметь продолжение своего существования. Такое воззрение встречается в древнеиндийских, греческих, римских законах. Ветхозаветное мышление видело сущность и цель брака также в воспроизводстве рода. Это было очевидным и необходимым знаком Божьего благословения. Послушание Авраама и его вера даровали ему обещание обильного потомства: …умножая умножу семя твое…и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 17–18). Это обещание Аврааму объясняет, почему евреи считали бесплодный брак проклятием. Нормальным явлением были браки моногамные и полигамные. Конкубинат подчас одобрялся, как гарантия продолжения рода (Быт. 16, 1–3). Бесплодие жены было и вовсе поводом к разводу. В случае бесплодия мужа прибегали к левирату (Быт. 38, 8). Моногамия существовала как некий идеальный образ, который никогда не был абсолютной нормой. Поэтому древние христианские писатели полагали, что почти всё дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака, и объясняли это отсутствием надежды на будущую жизнь.
В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Нигде в Евангелии не упоминается о том, что именно деторождение является оправданием брака. Само по себе оно является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается верой, любовью и святостью (1 Тим. 2, 15). Бог возвращает человека к самому началу, к Божественному замыслу творения (Мф. 22, 23–32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27–37), когда Им была положена основа брака. Адам и Ева были созданы только друг для друга. Их союз был полным и неразрушимым. Я бы даже сказал, что они являют собой образ и символ всех будущих браков. Все вступившие в брак — продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым. Идеал брака — чтобы двое обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Это взгляд идеалистический. Однако христианские писатели не всегда подчинялись этому направлению. В частности, блаж. Августин утверждает, что причина брака одна, а именно — рождение детей, и что там, где стремятся, чтобы детей не было, нет и брака. Это утверждение рассматривает и позднейшее схоластическое западное богословие. Восточная же традиция подчиняется как раз идеалистическому воззрению. Существует целый пласт святоотеческой литературы, освещающей этот вопрос. Большое внимание обязанностям супругов друг ко другу и отношениям в семье уделяют свт. Феофан Затворник и свт. Тихон Задонский, подчеркивая, что брак есть тайна единения. Яркий пример добродетельного супружества можно найти в переписке царя Николая II с супругой.
Союз мужа и жены является одним из средств ко совместному спасению
Почитая брак таинством, древняя Церковь не создала какого-либо особенного обряда венчания, а признала брак, заключенный по законам светского общества. До IX в. христианская пара после регистрации брака принимала участие в Евхаристии, и это, согласно Тертуллиану, и было печатью брака. С IV века у восточных христиан это таинство сопровождается торжественным обрядом. В конце IX в. появился независимый от Евхаристии обряд венчания, что можно связать с укреплением правового значения церковного брака. Несмотря на это, он до сих пор сохранил особенности, свидетельствующие о его первоначальной связи с Евхаристией. Вот откуда взялась нелюбимая многими церковная традиция непозволительности второго брака. Он всего лишь терпим по снисходительности к человеческой слабости (1 Кор. 7, 9). Более того, не поощряется второбрачие даже по вдовстве — по причине вечности и неразрывности брака. Церковь лишь допускает новый брак во избежание блуда. Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякую демагогию его истолкования. Союз мужа и жены уже сам по себе является одним из средств ко совместному спасению, и он ни в коем случае не может быть расторгнут ради продолжения рода или защиты каких-либо земных интересов.
Известно осуждение развода Христом (ср. Мф. 19, 8–9; Мк. 10, 2–9; Лк. 16, 18). Но возможность развода из-за прелюбодеяния ясно показывает, что Новый Завет не понимает под неразрывностью брачных уз абсолютного запрета на человеческую свободу. Эта свобода предполагает возможность греха и его последствий. В конечном счете грех может расстроить брак. Разрешая разводы, Церковь разъясняет людям причины развода и всегда рассматривает его как серьёзный грех. Однако Церковь всегда была готова допустить согрешивших в число верных после покаяния. Поэтому повторные браки заключались только путём гражданской церемонии и предусматривали покаяние с отлучением от Причастия на определённый срок.
В Библии брак представляется выражением предельной радости и полноты. Это полнота торжества радости и любви. Совершенный образ её виден в браке Агнца (Откр. 19, 7), то есть в соединении, в радости встречи Бога, ставшего человеком, с тварью. Образ, данный в лице Невесты Агнца — Христовой Церкви, — образ любви совершенной, жертвенной до конца. Именно взаимная жертвенность любви зачастую ускользает от внимания православных супругов.
Многие православные озабочены безрадостностью семейной жизни
Поэтому Церковь сегодня особенно встревожена неустойчивостью браков и горем, которое эта неустойчивость приносит как супругам, так и детям. Многие православные озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни. Но это происходит как раз потому, что идеал брака оказался для людей непонятым. Случается даже, что некоторые рассматривают брак просто как частный договор. В лексикон входит понятие «брачный контракт», в основе которого лежит расчетливость и сожительство, где нет места ни истинной любви, ни настоящему браку, совершаемому на небесах.
Но главной проблемой, как мне думается, становится восприятие брака как способа проживания вместе лишь для свободного сексуального удовлетворения. Гедонистическое понимание брака породило самые извращенные формы такого сожительства: гаремная, шведская, гомосексуальная семьи. Подобный способ сожительства извращает божественный замысел о браке. Свт. Тихон Задонский учит: «Блуд есть яд, умерщвляющий душу. Кто блудодействует, тот отрекается от Христа».
Церковь осуждает порнографию и блуд. Но в законном браке Церковь признаёт половую близость между супругами, поскольку телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом (Быт. 1, 28), и о них Церковь молится в чине венчания. Такую высокую значимость Церковь придает браку как вечному союзу, источнику радости и любви, как образу нераздельного единения Христа и Его Церкви, как пути в Вечное Царство.
— А можно ли вступать в брак с нелюбимым человеком? — иногда спрашивают меня верующие.
Да, конечно, можно! Но ни себе, ни друзьям (тут бы сказать ещё «ни врагам», но врагов среди людей у меня никогда не было) я бы такого не пожелал. Как терпеть от человека вольные и невольные огорчения, если не любишь его? Я бы точно не смог.
Источник