- Совсем как взрослый: в какой момент мы взрослеем и как с этим жить?
- Александра Иваницкая
- Быть взрослым далеко не просто: нужно принимать сложные решения, нести ответственность, платить налоги, ходить на работу и выполнять многие другие ритуалы. К этому прибавляется давление общества, которое требует от взрослых «соответствующего» поведения, так что в момент начинаешь понимать Питера Пена, который вообще не хотел взрослеть. Однако на сегодняшний момент человек взрослый отличается от «типичного взрослого» — рассказываем, чем.
- Многоликий взрослый
- Когда человек начинает чувствовать себя взрослым
- Типичный взрослый vs. счастливый взрослый
- 3 фильма о том, что быть взрослым — это не всегда скучно
- Лавка Чудес
- Кристофер Робин
- Давайте потанцуем
- Социальная роль человека — какие бывают
- Определение в психологии
- Характеристики социальных ролей
- Значение социальной роли в жизни человека
- Как связаны социальный статус и социальная роль
- Виды социальных ролей
- Новые социальные роли молодежи
- Социальная роль гражданина, примеры из жизни
- Видео
Совсем как взрослый: в какой момент мы взрослеем и как с этим жить?
Александра Иваницкая
Быть взрослым далеко не просто: нужно принимать сложные решения, нести ответственность, платить налоги, ходить на работу и выполнять многие другие ритуалы. К этому прибавляется давление общества, которое требует от взрослых «соответствующего» поведения, так что в момент начинаешь понимать Питера Пена, который вообще не хотел взрослеть. Однако на сегодняшний момент человек взрослый отличается от «типичного взрослого» — рассказываем, чем.
Многоликий взрослый
Образ взрослого человека, который долгое время транслировался через различные медиа и нормы поведения, во многом собирательный. Он складывался из представлений об успехе, приличиях, из ожиданий и возможностей. Социальная роль взрослого пропитана еще и иерархическим флером: взрослому человеку предоставлено больше возможностей, с ним разговаривают более уважительно, не отказывают в обслуживании и не спрашивают: «А где твои родители?», когда он пытается расплатиться крупной купюрой.
Но на разных социальных уровнях к взрослому человеку различные требования и ограничения.
«Взрослый» — с точки зрения государства
Юридически человек становится взрослым в момент совершеннолетия, когда ему становятся доступны полная дееспособность и ответственность в соответствии с законами страны, гражданином (или резидентом) которой он является. Как правило, на этом уровне от взрослого ожидается осознание границ хорошего и плохого, законов и возможностей. Однако юридическим взрослым ничто не мешает проявлять далеко «невзрослое» поведение: жить в 50 лет с родителями, зарабатывать меньше считающейся достойной суммы, вкладываться в финансовые пирамиды и другое.
«Взрослый» как социальный статус
А вот на этом уровне располагаются пресловутые вечно тикающие часики и другие страшилки, с помощью которых человека призывают соответствовать набору стереотипов. По сути, взрослый человек с точки зрения социума и правда является набором образов и ожиданий: от него требуется определенный внешний вид, стабильная работа, подчеркнутая серьезность, но самое главное — ответственность за себя, свое дело или за другого человека (как правило, ребенка или престарелого родственника). При этом в некоторых отношениях роль ребенка может не смениться на роль взрослого вообще никогда, например, если у человека властные родители.
«Взрослый» как достижение или набор атрибутов
Представьте, что «сын маминой подруги» из детства вырос. У него есть своя недвижимость без кредита, стабильная работа с заоблачными перспективами и космическим окладом (а лучше, чтоб еще и свое дело), а еще он сыграл пышную свадьбу и завел детей. Это уже статусные атрибуты взрослого человека, которые, конечно, не всем достижимы. Однако есть вполне реальные преимущества, такие как возможность путешествовать без согласия родителей, совершать крупные покупки и так далее.
Как правило, все эти уровни стереотипов подразумевают только оболочку правильного взрослого человека, который не доставляет неудобства окружающим, подает правильный пример и образом вкладывается во всеобщее благо. В этой утопической картине из «надо», «ожидается» и «желательно» совершенно точно не хватает эмоциональной изнанки самого человека, который играет роль взрослого. Благо, сейчас разглядеть ее гораздо проще.
Во многом сложность исполнения роли взрослого заключается в том, что на разных уровнях взрослость начинается в разные моменты. На законодательном уровне смена роли происходит в момент совершеннолетия, как в Золушке — с двенадцатым ударом часов карета превращается в тыкву, кони — в мышей, беззаботное детство — в набор обязанностей. На социальном (неформальном) уровне от человека ждут окончательной фазы «взрослости», когда ему настанет пора остепениться, например, после заключения брака.
В Европе с 40-х годов по 80-е путь к взрослению примерно так и выглядел: молодой человек или девушка заканчивал/а школу, переходил/а на следующую ступень образования, заканчивал/а его, затем появлялась работа, собственное жилье, машина и дети — метаморфоза во взрослого человека завершалась. Но на сегодняшний день взрослость заключается далеко не в этом маршруте от выпускника к семейному человеку, и начинается она не в ночь восемнадцатилетия.
Когда человек начинает чувствовать себя взрослым
Взросление человека начинается в детском возрасте, с самого первого эпизода сепарации, когда он отделяется от родителей и начинает действовать самостоятельно. В этот момент начинают формироваться личные границы и понимание ответственности за свои действия.
Советский психолог и педагог Даниил Борисович Эльконин делил взрослость на две стороны:
Объективная взрослость
Когда другие люди признают самостоятельность, права и обязанности взрослого члена общества. Как правило, начинается с совершеннолетием.
Субъективная взрослость
Момент, когда человек (в основном, подросток) начинает ощущать себя взрослым. В этот момент он начинает перенимать взрослые нормы поведения и требовать к себе соответствующего отношения, такта, признания его решений или прав на уровне взрослого.
Ощущение взрослости у подростка формируется исходя из ролевых моделей, которые он видит в своем окружении: в первую очередь участие в этом принимают родители. Они не только подают пример взрослого поведения, но и влияют на формирование взрослости у подростка, поддерживая его или ограничивая. Именно родители могут поддерживать ребенка и помогать ему в развитии самостоятельности, финансовой и эмоциональной независимости, признавая его в роли взрослого.
Также поддержанию чувства взрослости способствует ближайшее окружение, друзья, сверстники. В результате успешной сепарации человек обретает эмоциональную независимость, финансовую и физическую независимость, он принимает решения не потому, что этого от него ждут, и не назло окружению, и также уверенно несет ответственность за принятые решения.
Типичный взрослый vs. счастливый взрослый
Взрослых на сегодняшний день существует много разновидностей. Есть стереотипные взрослые, суровые и сдержанные, образца 40–50-х годов, а есть кидалты](https://theoryandpractice.ru/posts/14565-ty-kidalt-kogda-zakanchivaetsya-detstvo-ili-otkuda-berutsya-infantilnye-vzroslye), которые и на пороге 30 не знают, кем они хотят быть, когда вырастут.
«Важно понимать, что возрастная психология — то, как мы определяем норму разных возрастов, — исходит из «средней температуры по больнице», и она изучает изменение человека в изменчивом мире. В связи с этим образ типичного взрослого перевернулся в общественном сознании уже множество раз. Сейчас детство стало более протяженным, а возможностей выбора — гораздо больше. Сейчас от 18-летних не ждут каких-то решений, принятых раз и навсегда, родители как правило не заставляют их идти на завод или печь хлеб, рожать детей и так далее. Мир изменился и продолжает изменяться очень быстро, и стереотипную картинку серьезного и собранного взрослого в пух и прах разбили новые медийные взрослые, такие как Джефф Безос, Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие.
Возраст, в котором мы приходим к эмоциональной, физической и финансовой независимости, тоже увеличился, можно говорить, что современный взрослый вылупляется к 30 годам. Примерно в это время он осознает свои желания, свои задатки и потенциал. И именно это, а не внешние атрибуты, характеризует современного взрослого. В нынешнем представлении взрослый зрелый человек — это тот, кто принимает решения, ориентируясь на собственные ценности, который не диктует другим, что нужно идти на войну или на завод, — то есть знает свои личные границы и не нарушает чужие. Даже его родители ему не говорят, что нужно делать, потому что он успешно от них сепарировался, и не поддается стереотипам и установкам, которые транслировались ему извне», — комментирует Алена Ванченко , психотерапевт, нейропсихолог.
3 фильма о том, что быть взрослым — это не всегда скучно
К счастью, образ стереотипного взрослого давно был взят в оборот кинематографом и литературой. Авторы произведений показывают, что быть серьезным и суровым можно, но иногда встречать превратности судьбы с кислой миной и сохраняя достоинство — не самое лучшее решение.
Лавка Чудес
2007, реж. Зак Хелм
Молли — в прошлом пианистка-вундеркинд, а сейчас — работница магазина чудесных игрушек, все пытается перепрыгнуть собственные достижения из детства. Она старается быть взрослее, стремиться к тому же, к чему и люди ее возраста, но когда на нее сваливается неожиданное наследство — Молли оказывается один на один с собственными желаниями и страхами.
Кристофер Робин
2018, реж. Марк Форстер
Кристофер Робин давно уже не тот мальчик со страниц детских книг — у него серьезная взрослая работа, ради которой он жертвует временем со своей семьей. У Кристофера Робина есть маленькая дочь, такая же фантазерка, как и он когда-то. Взрослый Кристофер уже забыл о том, каково быть ребенком, но друзья из детства вернутся, чтобы напомнить ему, что взрослая жизнь — это не только работа и отчеты.
Давайте потанцуем
2004, реж. Питер Челсон
У Джона Кларка жизнь стереотипного взрослого: в ней есть достижения в виде стабильной работы, крепкого брака, но все трещит по швам — работа рутинна, а семья ускользает, пока дела поглощают героя с головой. Но вот, он решает исполнить мечту внутреннего ребенка и научиться танцевать, и его жизнь меняется.
Источник
Социальная роль человека — какие бывают
Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».
Какова твоя роль в социуме
С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.
Определение в психологии
Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.
Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.
Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.
Характеристики социальных ролей
Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.
Составляющие социальной роли
Аспект | Характеристика |
---|---|
Масштабность | Один человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями |
Способ получения | Их 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование) |
Формализация | Отношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта |
Мотивация | Есть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия |
Многообразие социальных ролей
Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.
Значение социальной роли в жизни человека
Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.
Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.
На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.
Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.
Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.
Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.
Как связаны социальный статус и социальная роль
Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.
Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.
Статус – мотивация к действию
Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».
В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:
- родственные;
- гендерные;
- политические;
- экономические;
- религиозные;
- профессиональные.
Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.
Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль.
В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.
Виды социальных ролей
Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.
Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.
Роли в социуме
Виды | Особенности |
---|---|
Индивидуальные | Являются безличностными и определяют статусную деятельность на всех уровнях жизни. Подразделяются на категории: • профессиональная деятельность; • демографическая роль (иерархия в семье); • социально-половая (разделение на мужчин и женщин). Каждой роли свойственны шаблоны поведения, определяемые культурой и установленные социумом |
Межличностные | Определяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями |
Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).
Новые социальные роли молодежи
Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.
Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.
Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.
В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.
Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.
Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.
Социальная роль гражданина, примеры из жизни
Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.
Социальный статус гражданина
Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность.
К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.
Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.
К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой. Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.
Для каждой роли своя маска
Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).
Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.
Видео
Источник