- Вдумчивый читатель статья (9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как стать хорошим читателем? Пять правил Владимира Набокова.
- Значение словосочетания «внимательный читатель»
- Значение слова «внимательный»
- Значение слова «читатель»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к словосочетанию «внимательный читатель»
- Синонимы к словосочетанию «внимательный читатель»
- Предложения со словосочетанием «внимательный читатель»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «внимательный читатель»
- Сочетаемость слова «внимательный»
- Сочетаемость слова «читатель»
- Понятия, связанные со словосочетанием «внимательный читатель»
- Афоризмы русских писателей со словом «внимательный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «внимательный»
- Значение слова «читатель»
- Предложения со словосочетанием «внимательный читатель»
- Почему необходимо внимательно читать
- С книгой в обнимку: как стать хорошим читателем
- Как выбирать книги
- Как читать книги
- Узнавайте больше
- Творите вместе с писателем
- Читайте сосредоточенно
- А что потом?
- Сформулируйте свое впечатление
- Перечитывайте книги
- И напоследок
Вдумчивый читатель
статья (9, 10, 11 класс) на тему
Статья о необходимости внимательного, вдумчивого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 13.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение – увлекательное занятие, которое приносит много пользы. Но чтение – это тоже искусство, которому нужно учиться. Ведь настоящий читатель – это не тот, кто «проглатывает» одну книгу за другой. И не тот, кто дочитывает книгу лишь до середины, а потом принимается за другую.
Настоящий читатель – это вдумчивый читатель , то есть человек, который внимательно читает книгу, вдумывается в каждое слово. М. Горький писал, что нужно воспитывать в себе культуру чтения. По его мнению, читать нужно медленно, не торопясь. Что толку в чтении, если потом вы не помните ни одного слова из прочитанного, если не можете толком рассказать, какие мысли автора отражены в его произведении. А чтобы узнать эти мысли, нужно обращать внимание на детали, даже самые незначительные. Они могут многое рассказать.
Например, А.П.Чехов в рассказе «Человек в футляре» рисуя главного героя пишет, что у него нож был в чехле, и зонт тоже был в чехле, и очки, и другие предметы – все было помещено в футляр. Да и сам герой, казалось, находится в каком-то футляре: пальто с поднятым воротником, калоши. Незначительные детали описания привычек и внешности героя, но когда вчитываешься в рассказ дальше, то понимаешь, что вся жизнь Беликова – это футляр, за рамки которого он боится выйти: «Как бы чего не вышло».
Или у Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» дается портрет полковника. Внимание читателя заострено на белых бакенбардах и руке в замшевой белой перчатке. Сначала полковник этой рукой ведет в танце свою дочь Вареньку, а потом бьет ею провинившегося солдата. Незначительная деталь на первый взгляд. А на самом деле эта рука имеет очень важное значение для понимания основной мысли рассказа. И таких примеров можно привести много.
Если читатель не вдумывается в текст, он не обратит на это никакого внимания, и самое важное в произведении пройдет мимо него. Вдумчивый и внимательный читатель не пропустит никакой мелочи, потому что в произведении нет незначительного. В нем все важно, все емко. Поэтому настоящий читатель – это тот, кто задумывается над тем, что прочитал, тот, кто не стремится прочитать быстрее, а стремится понять прочитанное.
Помимо того, что мы должны научить наших детей читать, мы просто обязаны научить их думать над прочитанным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ .
Урок литературы в 7 классе по теме: «Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель».
ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит.
«Воспитание вдумчивого читателя».
Обобщение опыта по теме «Воспитание вдумчивого читателя».
Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателя
Литература — хранилище духовно-нравственных ценностей. Взаимодействие школы и районной библиотеки по воспитанию вдумчивого читателяАвтор: Гаврилова Н.Е., учитель русского языка и литературы ГБОУ .
Киноматериалы как способ воспитания вдумчивого читателя
В пособии представлены материалы уроков литературы по проблеме использования кино для изучения литературных произведений.Методическое пособие адресовано учителям литературы в качестве помощи по самооб.
Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя
В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов.
Учимся читать вдумчиво
Учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Значит, обеспечивая активность и осознание того, что? .
Источник
Как стать хорошим читателем? Пять правил Владимира Набокова.
Владимир Набоков, один из ярчайших литераторов ХХ века, был убеждён, что сильный читатель не менее важен, чем хороший писатель. Сегодня я расскажу, как стать таким читателем по его методу.
0. Основополагающее правило — не нужно ждать от литературы и от искусства в целом практической пользы. Идеи и уроки, которые есть в книге можно выразить одним абзацем, её главная ценность — любовь, которую вложил автор, и которую она может пробудить в Вас. Об этом писал не только Набоков, но и, к примеру Оскар Уайльд и Сент-Экзюпери.
1. Читатель должен иметь хорошее воображение. Как автор при создании книги использует воображение, так это должен делать и читатель. Важно, по мнению Набокова, не пытаться отождествить себя с героями и событиями книги, а воспринимать сюжет отвлеченно, со стороны, сосредоточившись на эстетическом восприятии.
2. Нужно иметь хорошую память. Главное в литературе — не великие идеи, а частности. Чтобы взять от книги всё, что можно и не упустить важных моментов, нужно быть очень внимательным и уметь держать в голове множество деталей.
Поэтому тренировать память просто необходимо, чтобы стать сильным читателем.
3. Важно развивать свой художественный вкус. Чувство прекрасного — это понятие крайне расплывчатое и неточное, однако оно совершенно необходимо. Только большой читательский опыт и внимательность позволят отделить алмаз от ширпотреба.
4. Нужно иметь под рукой словарь. Этот пункт может показаться странным, но он очень важен. Литература состоит из бесконечной словесной игры, многие элементы которой : метафоры, аллюзии, эпитеты .- не получится понять с первого раза без широчайшего кругозора. Набоков уж точно знал в этом толк. В наше время словарь может легко заменить интернет, так что нам очень повезло.
Вооружившись этими простыми правилами, Вы сможете здорово прокачать свой читательский навык и научиться воспринимать даже самую сложную литературу. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, я только начал развивать его и буду благодарен за Вашу поддержку.
Источник
Значение словосочетания «внимательный читатель»
Значение слова «внимательный»
ВНИМА́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Делающий что-л. со вниманием (в 1 знач.), проявляющий внимание. Внимательный наблюдатель. Внимательный ученик. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «читатель»
ЧИТА́ТЕЛЬ , -я, м. 1. Тот, кто читает, кто занят чтением каких-л. произведений, к кому обращены произведения письменности. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выбрасываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «внимательный читатель»
Синонимы к словосочетанию «внимательный читатель»
Предложения со словосочетанием «внимательный читатель»
- Внимательный читатель заметит изменения и в образах героев, и в самом стиле повествования.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «внимательный читатель»
- (Пусть, например, внимательный читатель сравнит хоть в третьем томе стр. 187 с приложением X, стр. 621.)
Сочетаемость слова «внимательный»
Сочетаемость слова «читатель»
Понятия, связанные со словосочетанием «внимательный читатель»
Афоризмы русских писателей со словом «внимательный»
- Если вы хотите, чтоб с вами спорили и понимали вас, как должно, то и сами должны быть добросовестно внимательны к своему противнику и принимать его слова и доказательства именно в том значении, в каком он обращает их к вам.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «внимательный»
ВНИМА́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. Делающий что-л. со вниманием (в 1 знач.), проявляющий внимание. Внимательный наблюдатель. Внимательный ученик.
Значение слова «читатель»
ЧИТА́ТЕЛЬ , -я, м. 1. Тот, кто читает, кто занят чтением каких-л. произведений, к кому обращены произведения письменности.
Предложения со словосочетанием «внимательный читатель»
Внимательный читатель заметит изменения и в образах героев, и в самом стиле повествования.
Внимательный читатель может заметить, что авторские гипотезы в разных собранных в книге расследованиях не всегда стыкуются между собой и временами противоречат одна другой.
Внимательный читатель наверняка уже заметил отсутствие в этом скорбном списке расстрелянных генералов одной фамилии.
Источник
Почему необходимо внимательно читать
- Почему необходимо внимательно читать
- Почему необходимо читать
- Почему важны книги
При невнимательном чтении велика возможность упустить значительный элемент содержания или неверно понять его. Дело в том, что рассуждение строится на взаимосвязи мельчайших фактов. В условиях множества сюжетных линий невнимательное отношение к какой-либо мелочи приведет к тому, что вы запутаетесь в этих тонких причинно-следственных цепочках. А значит, неверно поймете или вообще не поймете суть происходящего на страницах книги. Во втором случае придется возвращаться к тому месту, на котором вы оступились. Плавный ход повествования будет нарушен, вы «вынырнете» из книжной реальности, и эмоциональное воздействие этого произведения будет уже не таким сильным.
Важная часть литературного или публицистического произведения – это подтекст. Заметить его можно только при вдумчивом чтении. С помощью такого «подводного течения» автор может изменять смысл сказанного до противоположности или обогащать простую фразу дополнительными смыслами. Этот прием придает всему произведению объем и значимость.
Еще один способ обогащения смысла – интертекстуальность. Только внимательно вчитываясь в каждое предложение, вы заметите, что автор вплетает в текст явные и скрытые намеки на другие книги, факты современности и прошлого.
Внимание при восприятии информации позволяет не только принимать ее к сведению, но и анализировать. Причем при вдумчивом чтении процесс анализа начинается еще до того, как вы отложите текст. В противном случае возникает лишь один эффект: «в одно ухо влетает, из другого вылетает».
В процессе чтения есть возможность узнать не только то, о чем написано, но и как именно это написано. Внимание к языку, способу изложения информации позволит вам получить дополнительные сведения. Речевые характеристики зачастую формируют образ героя. Стиль изложения автора делает его узнаваемым для вас. Совместив информацию о личности автора, времени создания текста и языковые особенности произведения, вы получите характеристику определенной эпохи и страны (в которых текст был создан или происходит действие произведения). Постепенно набирая подобные примеры, вы сформируете свой собственный стиль или манеру изложения и значительно расширите словарный запас.
Навык внимательного чтения пригодится вам и в самых заурядных, бытовых ситуациях. Ведь именно вдумчивое восприятие всех документов обезопасит вас от юридических ошибок.
Источник
С книгой в обнимку: как стать хорошим читателем
В эссе о литературе нобелевский лауреат Герман Гессе пишет: «Жизнь коротка, в горнем мире не спросится, сколько книг ты осилил в своём земном бытии. Поэтому неумно и вредно тратить время на бесполезное чтение». И тут же уточняет: бесполезным его делает не выбор плохих книг, а качество самого чтения.
Человек, пролиставший томик Пруста или Набокова ради очередной галочки в чек-листе, получит от гениального текста гораздо меньше пользы, чем въедливый читатель незамысловатого жанрового романа. Чем больше внимания и сил мы вкладываем в текст, тем большую отдачу получаем. Даже тогда, когда проводим вечер не с проверенной временем классикой, а с непритязательной беллетристикой.
В то время, как журналы и блоги полнятся советами, как читать больше и чаще, мы предлагаем подумать о том, как вывести чтение на качественно новый уровень. Стать читателем осознанным, включённым и пытливым. Ведь хорошая книга может быть не только приятным времяпрепровождением, но и важным опытом, формирующим наше мировоззрение, развивающим эрудицию и раскрывающим новые грани нашей личности.
Как выбирать книги
Не существует универсальных книг, которые нравятся всем и всегда. Следовать популярным спискам в стиле «100 лучших романов всех времён», выбирая, что почитать на выходных, не более рационально, чем подкидывать монетку. Главное правило выбора материала для вдумчивого чтения звучит так: книгу надо именно выбирать, а не полагаться на случай (или красивую обложку).
Чтобы произведение не разочаровало, необходимо понимать, что вы хотите от него получить. Не браться за «Маленькую жизнь», если вам хочется чего-то лёгкого и весёлого. Отказаться от Кафки, если именно сейчас требуется чтение тёплое, уютное и утешительное. Аннотация редко даёт полное представление о том, что скрывается под обложкой. Другое дело — профессиональные рецензии. Критик Галина Юзефович советует найти своего «гуру» в мире литературы, чей вкус совпадает с вашим, и следить за его публикациями.
Хорошая литература — это сад расходящихся тропок, так что присмотритесь повнимательнее не только к критике, но и к текстам своих любимых авторов. Современный нонфикшн изобилует книжными рекомендациями, но и эссе старых мастеров могут хранить в себе настоящие жемчужины. Осталось только выбрать, чьему вкусу вы доверяете и внимательнее приглядеться к его прозе. Кафка, например, безумно любил «Братьев Карамазовых», а Фолкнер благоговел перед творчеством Джойса и Манна.
Как читать книги
Узнавайте больше
Каждая книга — не отдельный остров, а часть большого литературного архипелага. В любом большом романе отражается эпоха, традиция и современный ему контекст. Знание условий, в которых был написан текст, биографии автора, особенностей его поэтики открывает новые грани и смыслы, которые невозможно заметить при поверхностном прочтении.
Тот же Герман Гессе утверждал, что «читать книгу — для хорошего читателя это значит постигать существо другого человека» и советовал не упускать возможности познакомиться со всем, что выходило из-под пера любимого автора. Однако не стоит впадать в крайности. Начинать знакомство с творчеством Льва Николаевича с покупки полного собрания сочинений в 90 томах — это трюк для настоящих профессионалов. Но хороший читатель всегда готов узнать о прочитанной книге чуть больше, чем спрятано под обложкой. Хотите посмотреть на любимый роман свежим взглядом? Почитайте профессиональную критику, интервью автора или, как минимум, предисловие к ней.
Творите вместе с писателем
Чтение — это не пассивный процесс потребления контента, а сотворчество. По словам канадского писателя Альберто Мангеля, чтение — это «мастерство, которое обогащает текст, придуманный автором, углубляет его… и расширяет до самых дальних границ читательской вселенной». Учитесь быть активным и творческим читателем: снимать поверхностный слой повествования, чтобы добраться до идейной основы произведения, и критически переосмысливать прочитанное.
Владимир Набоков, к примеру, был уверен, что «Анну Каренину» невозможно понять, не нарисовав схему спального вагона, в котором Анна возвращается из Москвы в Петербург. Такое чтение потребует больше внимания и времени, но и удовольствия принесёт больше, чем простое следование за сюжетом.
Читайте сосредоточенно
Не стоит упускать из виду и чисто практический аспект: как, где и в каких условиях вы планируете читать. Всё это оказывает непосредственное влияние на ваше восприятие и уровень вовлечённости. Двадцать минут сосредоточенного чтения перед сном дадут несравнимо больше, чем попытки урвать по паре страничек в течение всего дня. Когда вы сфокусированы только на тексте и не отвлекаетесь на посторонние дела и уведомления из соцсетей, вы можете полностью «погрузиться» в историю, чтобы прочувствовать атмосферу, созданную автором.
А что потом?
Сформулируйте свое впечатление
Вдумчивое чтение требует не только сосредоточенности в процессе, но и подведения некоторых итогов. Не пожалейте времени на то, чтобы, закончив роман, сделать паузу и отрефлексировать полученный опыт. Если вы читаете две или больше книг в месяц, будет полезно завести блокнот для заметок, чтобы сохранять в нём свои размышления о прочитанном. Даже чиркнуть пару строк в Instagram полезнее, чем, закрыв одну книгу, тут же приступить к новой.
Перечитывайте книги
Владимир Набоков был убеждён, что книги нельзя читать — их можно только перечитывать. «Хороший читатель, — писал он в своих лекциях, — читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель». Читая книгу в первый раз, мы знакомимся лишь с её общей формой, словно окидываем беглым взглядом картину. Увлекшись сюжетными перипетиями, упускаем из виду важные нюансы, которые открываются лишь при втором, третьем прочтении, когда сюжет уже известен и можно внимательно присмотреться к технике исполнения. К тому же, многие детали раскрываются лишь ретроспективно. Зная развязку, мы способны разглядеть в характере и поведении персонажей то, что раньше было незаметно или непонятно.
Даже если филологические тонкости вас не интересуют, перечитывать книги всё равно полезно. Ведь восприятие одних и тех же сюжетов по прошествии времени может серьёзно измениться. Как известно, «Анна Каренина», прочитанная в 20 и в 40 лет — это два совершенно разных произведения. Вот почему иногда литературе, которая «не зашла» при первом прочтении, стоит дать второй шанс.
И напоследок
Любой литературный текст открыт к миллионам различных толкований. Не существует одного-единственного верного способа прочитать и понять книгу. Так что доверяйте своему чутью, а не мнению критиков и литературоведов. Да, тысячестраничный том комментариев к «Дару» позволит разгадать набоковские шарады и реконструировать культурный контекст романа. Но как говорит сам его составитель, Александр Долинин, «мой комментарий рассчитан прежде всего на людей, уже прочитавших «Дар» и получивших удовольствие от первого чтения».
Со временем любое великое произведение обрастает исследованиями и интерпретациями, но не позволяйте им затмевать первоисточник. В конце концов, литература создается не для учёных, а для читателей.
Источник