- Валькирия — это кто в славянской мифологии?
- Кто такие валькирии
- Происхождение слова «валькирия»
- Архетип Великой Матери и Валькирия
- Где встречаются упоминания о валькириях
- Скандинавские мифы и валькирии
- Какая роль отведена валькириям в славянской мифологии
- Место валькирий в славянских ритуалах
- Символ валькирия
- Валькирии – воинственные девы, наказанные за любовь
- Валькирии – суровые девы войны
- Красавицы на конях-облаках
- Брюнхильда – самая известная валькирия
Валькирия — это кто в славянской мифологии?
Валькирия — это мифологический персонаж, представляющий интерес для современной культурологии, а также образ, который пользуется популярностью в народном творчестве. До сих пор про валькирий пишут книги, сочиняют песни, рисуют этих дев. Популярны они также в жанре фентези. Многие авторы вдохновляются данным образом для создания своих героев. Но откуда вообще появилась валькирия? Кто это? Где были найдены первые упоминания о девах-воительницах? Какое значение имела валькирия в славянской мифологии? Где ее корни? Какой архетип общественного сознания ее породил?
Кто такие валькирии
Валькирия — это загадочное существо, которое у различных народов имеет свой собственный вид и описание. Чаще всего это девушка или женщина, богиня или ее помощница, связанная со смертью и войнами. Собирательный образ валькирии — это дева-воительница, которая сопровождает павших в поле битвы воинов в мир мертвых, покровительница солдат и дружин.
В некоторых источниках валькирии изображаются девами с лебедиными крыльями на спине. В некоторых — это дева в доспехах, которая летает над полем боя на крылатом коне.
Также они считались одновременно и покровительницами воинов, иногда участвуя в битве, а иногда просто наблюдая за ее исходом.
Происхождение слова «валькирия»
Корни слова «валькирия» имеют скандинавское происхождение. Значение слова кодируется двумя словами древнеисландского языка valr «трупы убитых в битве» и kjósa «выбирать». Это отображает мифологическую роль данного существа на поле боя как проводницы убитых воинов в царство мертвых. Также в самом слове есть отсылка к месту под названием Вальгалла — дворец павших воинов в мире мертвых.
Учитывая этимологию слова, стоит понимать, что в славянскую мифологию она пришла именно от скандинавов. Однако валькирия скандинавов и валькирия славян имеют много общего.
Архетип Великой Матери и Валькирия
Любой мифологический образ по Юнгу рождается из архетипов, которые уже существуют в нашем сознании.
Корни образа Валькирии, конечно, берут начало в обычной земной женщине, которая может зародить в себе новую жизнь. Однако сознание человека разделяет образ Великой матери на две составляющие: дающая жизнь и забирающая ее. Плодородие имеет важное значение в становлении мифологического образа различных богинь.
А другая сторона образа Великой Матери как раз и трансформировалась в отдельного персонажа — Валькирию.
Например, со словом валькирия созвучно исландское сочетание Velu māte, что означает «мать мертвых». В скандинавской мифологии есть такое понятие как «отец мертвых» — Valfọðr. Логично предположить, что там, где есть отец, всегда есть мать. Из-за наступления патриархального уклада в скандинавских племенах мать мертвых не появлялась как парный элемент для Valfọðr. В балтийском варианте, наоборот, нет такого прямого термина как отец мертвых, однако есть Velu māte.
Где встречаются упоминания о валькириях
Первое упоминание в письменных источниках появилось в произведении «Старшая Эдда» — сборнике древнеисландских песен о сражениях, богах скандинавского пантеона и героях.
Также встречаются упоминания о валькириях и в древнегерманской мифологи, где они являются дочерьми Одина и помогают ему в Вальхалле. Также можно встретить образ этот в «Песни о Нибелунгах».
В менее известных источниках также встречаются упоминания о валькириях. Например, в «Прорицание вельвы», «Речи Гримнира», «Видение Гюльви».
Скандинавские мифы и валькирии
Валькирия в скандинавской мифологии — это дева-воительница, которая помогает воинам в битве. В одних источниках упоминается ее свойство влиять на исход битвы, в других, наоборот, подчеркивается их подчиненное положение по отношению к богине Фрейе и Одину и неспособность чем-то помочь воинам.
Однако они провожают павших в бою в мир мертвых. При этом валькирия описывается как красивая девушка в доспехах и шлеме на крылатом коне.
Также одной из функций этих девушек является прислуживание воинам на пиру в Вальхалле. Они подносят напитки героям, которые пали как доблестные воины.
Какая роль отведена валькириям в славянской мифологии
В славянских Ведах также есть упоминание о валькирии. Что такое валькирия в славянской мифологии — вопрос до сих пор спорный.
В Ведах упоминается она как богиня-покровительница воинов. Как и в скандинавской мифологии, богиня Валькирия сопровождает воинов, которые погибли в бою в Вол Халу, где они будут теперь жить и пировать во главе с богом Волхом — богом-войном, защитником славянских народов.
В славянской культуре она также считалась защитницей Вед, оберегая их от дурных глаз. В славянской мифологии обрела более высокий статус. В отличие от скандинавской прислужницы или дочери Одина, у славян Валькирия имела полноценный статус богини.
Она могла решать судьбу воина, который ей вверился, предопределять исход битвы. У славян богиня не была воительницей, она просто оберегала воинов от неблагоприятного исхода битвы и сопровождала их в мир иной.
При этом людей, которые умирали своей смертью или не в сражениях, забирала богиня Марена.
Место валькирий в славянских ритуалах
Валькирия считалась защитницей и утешительницей воинов, вместе с тем хранительницей Вед. Эта ее роль определяет также участие в ритуалах славян.
Валькирия изображалась в форме оберега, который был призван охранять своего владельца от злых сил. Причем использовать его могли не только воины, также оберег делали и для мужчин, и для женщин.
Считалось, что символ дает дополнительную доблесть мужчине, который его носит, а женщине дополнительный источник мудрости.
Также данный символ наносили как печать на рукописные книги. Уже после появления письменности и христианской культуры этот символ все равно иногда использовали как защиту знаний.
Именно из легенды о валькирии появился обычай у женщин отпускать косы и не стричь их ни в коем случае, если их мужчина находится в бою.
Изначально, еще во времена славянского язычества, считалось, что богиня Валькирия имеет земных помощниц, обычных дев, которым передает свою силу и магию через волосы.
Символ валькирия
Валькирия — это также еще и одно из изображений древних славян, несущих в себе эзотерическую символику. Символ этот состоит из круга, символизирующего собой дневное небесное светило, в который заключены два квадрата и четырехконечная специфической формы свастика.
Данный символ объединяет в себе четыре важных аспекта воинской славянской культуры:
- Благородство. Считалось, что любой, кто носил этот символ — становился более благородным.
- Мудрость. Появлялась способность мыслить и действовать разумно и ясно.
- Справедливость. Для воина это считалось важнейшей чертой характера.
- Честь. Способность отстоять свой народ перед врагом.
Данный символ считался защитником рода славян. Война — это всегда потери. А валькирия — это символ, который был способен сгладить негативную энергию войны, а также дарить участникам боев спокойствие, умиротворение и смирение перед исходом битвы. То самое смирение, которое заставляет действовать по чести и совести вне зависимости от предполагаемого результата войны.
Получается, что данный знак валькирии в славянской мифологии — это не только дева с крыльями. Это нечто сакральное, олицетворяющее защиту всего славянского рода. И на самом деле тот факт, что валькирия и как персонаж, и как символ весьма прочно укоренились в древнеславянской культуре, не случаен.
Источник
Валькирии – воинственные девы, наказанные за любовь
Скандинавская мифология хранит предания о прекрасных воительницах – валькириях. Именно эти воинственные девы сопровождали души бойцов, павших во время сражений. С ходом времени менялся и характер валькирий.
Из жестоких и суровых божеств войны они превратились в романтизированных красавиц, воплощавших гармонию и покой героя, покинувшего мир живых. Поразительно, но некоторые исследователи всерьёз считают, что валькирии могли существовать на самом деле. Кем же были эти мифические девы? И почему порой образ валькирии не кажется вымышленным?
Валькирии – суровые девы войны
Валькирий называют низшими женскими божествами, что появляются в скандинавских и германских мифах. В переводе с древнеисландского их название значит “выбирающая убитых”.
На мой взгляд, это определение вполне точно характеризует деятельность валькирий. Прекрасные девы были помощницами верховного бога Одина. Их главной задачей являлась опека душ погибших воинов. Валькирии всегда появлялись в местах боёв, где проливалась кровь. Они уносили души погибших в прекрасный мир Вальхаллы, мира богов и духов.
Константин Васильев «Валькирия над сраженным воином»
Как я уже заметила, валькирии не всегда были однозначными персонажами. Изначально их можно было сравнить с демонами войны и смерти. Они появлялись в местах сражений, выступая вестниками скорой гибели воинов. Более того, валькириям нравился вид кровавых побоищ, ведь во время них девы могли выполнять свои обязанности.
Словно стервятники, воительницы кружили над полем боя. Выбирая тех, кому уже не суждено было оставаться среди живых, валькирии уносили души героев в “чертог убитых”, Вальхаллу. Там воители могли совершенствовать своё боевое искусство, полностью посвящая себя любимому занятию.
Ханс Макарт «Валькирия и умирающий герой»
Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Красавицы на конях-облаках
Более поздние скандинавские легенды подают нам уже совсем иной образ валькирий, причиной чему стала романтизация персонажей преданий. Из жестоких божеств они превратились в золотоволосых дев, облачённых в доспехи. В руках валькирий – щит Одина, а белоснежная кожа красавиц напоминает сияющие снега. Отправляя души героев в Вальхаллу, валькирии прислуживали им в пиршественном зале иного мира.
Изображались “новые” валькирии в облике дев-лебедей или прекрасных всадниц на крылатых конях. Скандинавы верили, что лошадьми красавиц являются сами облака. С их грив на землю падают дождь и росы.
Константин Васильев «Валькирия»
Сколько же было валькирий? Их число меняется в зависимости от времени и эпоса, где о них упоминается. Например, в «Старшей Эдде», «Саге о Ньяле» говорится о тринадцати девах, однако поздние предания уже насчитывают несколько десятков воительниц. Интересно, что у каждой валькирии было “говорящее” имя. Например, в легендах появляются Хлёкк (значение – Шум битвы), Христ (Потрясающая), Мист (Туманная) и другие.
Несмотря на красоту и близость к людям, есть совсем немного преданий, где валькирий связывают отношения с людьми. Одна из самых известных пар – небесная воительница Хельга и её земной возлюбленный Вёлунд. Особенной популярностью пользовалась и история из «Речей Сигрдривы». В ней мы встречаем уже знакомую нам валькирию, что была околдована сном. Лишь влюблённый герой Сигурд смог пробудить воительницу ото сна, после чего та стала его супругой. Вам это ничего не напоминает? На мой взгляд, сюжет сказки о Спящей Красавице был взят из этого предания.
Брюнхильда – самая известная валькирия
Ни в одном сказании нет намёка на то, что в Вальхалле валькирии оказывали услуг личного характера. Впрочем, некоторые из них могли влюбиться в героев, с которыми были связаны судьбой. Нередко страсть к земным мужчинам являлась губительной для валькирий. Примером тому может стать история о самой знаменитой валькирии, которую звали Брюнхильдой (встречается также версия имени Сигрдрива).
Брюнхильда была девушкой из знатного рода, являлась дочерью одного из самых могущественных князей северных земель, однако своим отцом считала Одина. За верность и преданность богу Один назначил её одной из своих помощниц. Вместе с другими валькириями Брюнхильда переносила души воинов в иной мир, бывала на полях сражений, участвовала в пиршествах Вальхаллы. Но однажды произошло событие, что навсегда изменило жизнь девы.
Валькирия / © Giulia Costanzo / giulia_costanzo.artstation.com
Между двумя конунгами разгорелся пламенный спор. Никто не хотел уступать, поэтому вскоре между Хьяльм-Гуннаром и Агнаром вспыхнула война. Первый из воителей был уже не молод, однако за его заслуги и многолетний опыт Один пообещал победу именно ему. Молодой Агнар ещё лишь начинал свой воинский путь, а потому никто из богов не принял его сторону.
Казалось, исход битвы был решён, но внезапно на поле боя появилась Брюнхильда. Валькирия была сражена красотой юного воина. Не задумываясь о последствиях, забыв о правилах, она перешла на его сторону, и Хьяльм-Гуннар был повержен. Один бы разгневан на свою служительницу. По его приказу девушке запретили участвовать в сражениях, а бог заявил, что постарается как можно скорее выдать её замуж.
Йохан Густаф Сандберг «Валькирии вступают в битву»
Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
По замыслу Одина перед Брюнхильдой оказался сонный шип, уколовшись о который она впала в долгий беспробудный сон. В этой спячке она должна была находиться до той поры, пока не найдётся достойный жених. Согласитесь, этот сюжет очень напоминает сказку о Спящей Красавице.
Сколько пришлось проспать Брюнхильде, неизвестно. Но однажды сын короля, храбрый Зигфрид, решил подняться на гору и поискать там богатства или спрятанные сокровища. Вместо золота и камней Зигфрид увидел в пещере спящую деву. Когда он снял с неё кольчугу, Брюнхильда проснулась и напоила его мёдом. Узнав, что Зигфрид с раннего детства известен как храбрец этого края, она согласилась стать его женой.
Чарльз Батлер «Зигфрид и Брюнхильда», 1909 год
Могли ли валькирии существовать на самом деле? Конечно, речь не идёт о девах, летающих на конях. Однако не исключено, что у грозных викингов и женщины могли прекрасно разбираться в военном деле. Быть может, появление дев-воительниц на поле боя было абсолютно реальным событием, а не только красивым сюжетом легенд? Не исключено, что ответ на этот вопрос история даст нам уже в ближайшее время.
Сегодня северные народы уже не верят в валькирий, перед силой которых преклонялись их предки, однако это не значит, что воинственные красавицы забыты. Нет, как и прежде, истории о мифических женщинах-воинах продолжают вдохновлять людей, особенно мужчин. В чём секрет? Мне кажется, что здесь всё элементарно: в образах валькирий сосредоточено чарующее сочетание грозной силы и влекущей женственности, что не могут оставить равнодушным никого.
Источник