Что значит быть субъектом обучения

Субъект учения

Это те структуры в учащемся человеке, которые обеспечивают возможность выполнения им деятельности учения, т.е. функциональный мозговой орган — носитель умения учиться, органы чувств и движения, используемые в процессе учения. При этом полностью завершенный субъект находится в состоянии актуальной готовности к инициированию или продолжению учения.

Говоря о наличии умения учиться, мы имеем в виду также знание учащегося о том, для чего ему нужны результаты учения, — оно выступает в качестве базы для мотивации учения; актуальная же мотивация предполагает состояние установки к деятельности учения и связана с активацией соответствующих сфер организма деятеля, с переживанием положительных эмоций и возникновением импульса к инициированию активности.

Умение учиться — это умение выполнять основной функциональный компонент учебной деятельности, а вовсе не какой- либо из ее подготовительных компонентов или подкомпонентов. В частности, умение учиться не предполагает, что учащийся должен осуществлять методическую обработку социального опыта, хотя оно и не исключает ее. Это значит, что он не обязательно должен обладать умением интерпретировать учебный материал, который дан ему для усвоения, — эта функция предполагается выполняемой преподавателем (« объяснение »). Умение учиться — это умение ассимилировать информацию, которая не только добыта другими людьми, но и обработана, приспособлена к исходному уровню и особенностям восприятия и памяти учащегося также другими людьми.

Разумеется, в жизни учащемуся приходится выполнять не только акты, направленные на усвоение, но и акты, связанные с переработкой учебной информации, которые предшествуют ее усвоению (« самообъяснение »), равно как и многие другие подготовительные функциональные компоненты. Однако это уже относится к умению осуществлять обучение самого себя (« самообучение »), а не учение.

Читайте также:  Базофилы крови нормы что это значит

Можно говорить также о субъекте деятельности учения, который не обладает умением учиться в полном смысле слова. В самом деле, учащийся может усваивать материал, используя в ходе усвоения какие-либо внешние средства фиксации алгоритма учения: учебные карты соответствующего содержания или обучающее лицо, которое осуществляет текущее управление процессом учения и подсказывает учащемуся, какое познавательное действие или операцию он должен выполнить в тот или иной момент времени. При этом умение учиться ограничивается некоторым базовым умением, позволяющим успешно оперировать внешними носителями информации и на их основе выполнять ориентировочные и исполнительные операции действий учения.

Другие авторы также допускают возможность эффективно учиться и без соответствующего умения, хотя наличие последнего существенно облегчает процесс усвоения и способствуют переходу к самообразованию.

В таких случаях речь идет о наличии или отсутствии внешних опор для реализации алгоритма деятельности собственно учения, а не тех предметно-специфических действий, которые подлежат овладению. Последние в ней выполняются ради усвоения соответствующего умения, поэтому они и должны быть даны в процессе учения — по крайней мере при усвоении их предметного содержания — на внешних носителях, в противном случае была бы излишней работа по их интериоризации.

Умение выполнять некоторую деятельность является важнейшим образованием ее субъекта. При этом ядром этого образования является ориентировочная основа деятельности. Она есть не что иное, как знание деятеля о том, какие совокупности внутренних и внешних условий, какие сочетания конкретных вариантов структурных моментов этой деятельности (в данном случае — деятельности усвоения) могут иметь место в действительности и какие варианты процедуры (в данном случае — процедуры усвоения) ведут к ее успешному завершению в каждой из этих ситуаций.

Здесь также нужно уточнить, что такое знание. Оно не совпадает в своем содержании ни с понятием «образ», ни с понятием «информация», но тесно связано с ними. «Знание» можно определить как информацию, которая фиксируется с помощью внут- рисубъектных, органических материальных носителей (см. выше) и актуализируется в виде соответствующих идеальных образов. Впрочем, осознанная актуализация происходит далеко не всегда, хотя реально знание используется в действии.

В ориентировочной основе деятельности учения фиксирована, вообще говоря, не «актуальная» информация, отражающая особенности каких-либо конкретных ситуаций учения, а «постоянная» информация, отражающая типы возможных конкретных ситуаций учения и соответствующие им способы действий учения.

При всей важности понятия ориентировочной основы деятельности она не исчерпывает собой умения. Субъект оперирует с этой информацией при реализации ориентировочных и исполнительных операций действия, а это предполагает наличие соответствующих внутримозговых и нервно-мышечных координаций , обеспечивающих работу органов чувств и движения.

Однако информационная характеристика умения должна считаться основной. В состав ориентировочной основы деятельности учения обязательно входит также знание субъекта о том, что конкретно он должен получить в результате учения и зачем ему нужен этот результат. Это характеризует цель и мотив деятельности учения. Если другие структурные образования деятельности учения (также, впрочем, как и любой другой деятельности) могут актуально не осознаваться субъектом, хотя они и представлены в виде психических образов, то цель всегда есть психический образ с актуально осознанным содержанием.

В соответствии с тем понятием мотива (субъективированные варианты), которое было рассмотрено выше в связи с анализом человеческой деятельности вообще, субъект учения должен не просто знать о том, какие преимущества ему может дать овладение желаемыми знаниями и умениями, — он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности. Иными словами, он должен в начале деятельности учения и периодически в течение всего ее процесса реально переживать образы подобных преимуществ, связанные с этим положительные эмоции и импульсы, побуждающие к активности в данном направлении.

То, что субъект деятельности учения должен иметь определенные органы чувств, двигательный аппарат, не требует особых комментариев. Однако то, какие именно органы будут использованы в учении, зависит не только от предметного содержания деятельности, которая выполняется учащимся с целью усвоения соответствующего умения, но и от этапа учения, индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося, а также от наличия у него тех или иных телесных дефектов. Нужно также иметь в виду, что учащийся может функционировать в качестве субъекта учения только тогда, когда он здоров и все подсистемы его организма обеспечены энергией.

Источник

Образование человека как субъекта обучения и воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование – это специально организованная деятельность по передаче знаний и опыта деятельности подрастающему поколению, освоению навыков и выработке ориентиров поведения.

Процесс образования включает в себя два составных компонента:

Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация представляет собой процессуальную работу по формированию основ существования личности и ее социального становления. Они направляются на отдельного человека, выступающего субъектом данных процессов.

Человек как субъект воспитательного процесса

Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на социальное развитие личности.

В ходе воспитания реализуется комплекс процедур, ориентированных на формирование основных качеств личности и реализацию ее природного потенциала. Воспитание является частью образовательного процесса. Оно осуществляется с раннего возраста и охватывает все уровни и этапы образовательной деятельности.

Субъектом воспитательной деятельности является человек, на которого оказывается воспитательное воздействие. Это связано с тем, что воспитание предполагает признание человека высшей ценностью и реализуется с учетом его потенциальных возможностей, потребностей и интересов. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает свой воспитательный маршрут.

Воспитание ориентировано на развитие личности, освоение социальных норм поведения. В ходе воспитания, ребенок участвует в активной социальной деятельности. Он учится навыкам созидания и преобразования окружающего мира, что формирует его социальную принадлежность и сознательное отношение к социальному миру. Данная деятельность является организованной и целенаправленной, т.е. она специально выстраивается таким образом, чтобы привлечь воспитанника к социальной жизнедеятельности и сформировать его потребность в участии в благих социальных делах.

Субъектом воспитания является индивид, наделенный:

  • Самосознанием;
  • Мотивационной сферой;
  • Спектром потребностей и интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание ориентируется на развитие этих компонентов и их приведение в социальные качества личности. По сути, в ходе воспитания осуществляется превращение индивида в личность, т.е. его особенности развития, потенциал, творческие задатки преобразуются в уникальные свойства личности, делающие ее участником социального пространства и субъектом социального взаимодействия.

Человек, выступая субъектом воспитания, имеет сознательное отношение к данному процессу т.е. он определяется в ходе воспитания и участвуют в созидании собственной личности и созидании социальной среды. Своими действиями и поступками субъект демонстрирует обществу свое «Я». Направления же его деятельности демонстрируют его формирование собственной личности. Это обуславливает сознательное отношение личности к собственному развитию. Ведь, личность предполагает наличие у индивида способностей и потребностей в самотворчестве, саморазвитии и самосовершенстввоании, а также стремления к созиданию окружающего мира и занятию субъектной позиции в социальном общении и взаимодействии.

Человек, как субъект воспитательного процесса, обладает следующими характеристиками:

  1. Оказание своими личностными качествами и направлениями деятельности непосредственное воздействие на воспитание других участников социального пространства. Любой индивид воспитывается в социальной среде. Социум и его законы функционирования – основа воспитания.
  2. Неосознанное влияние на формирование благоприятного социального пространства, ориентированного на реализацию творческого потенциала всех его участников.
  3. Реагирование на воспитательные воздействия за счет собственной мотивационной сферы. У каждого индивида имеются свои мотивы поведения, интересы и потребности. Они обуславливают его положительные, отрицательные или нейтральные реакции на внешние воспитательные воздействия.
  4. Обладание специфическими характеристиками и общими свойствами, присущими всем участникам воспитательного процесса.

Человек как субъект обучения

Обучение является процессом организованной деятельности по передачи знаний учащимся, а также формирования навыков познания и стимулирования познавательной заинтересованности.

В ходе обучения происходит овладение индивидом системой знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями и формирование мотивов их практического применения.

Обучение являются частью образовательного процесса. Эта часть имеет тесную связь и зависимость с воспитанием. Два составных компонента образования функционируют в единой направленности и ориентируются на становление и развитие личности субъекта данных процессов — учащегося и воспитанника.

Современное обучение основывается на организации образовательной деятельности путем опоры на субъект-субъектный подход во взаимодействии педагога и учащегося. Это означает, что учащийся занимает субъектную позицию в обучении.

Субъект обучения – это носитель познавательной деятельности и реализации предметно-практических операций. Он оказывает воздействие на формирование личностных качеств и познавательных навыков.

При этом, учащийся выступает не только как субъект обучения, но и как объект данного процесса, поскольку, педагогом применяется комплекс методов, ориентированных на познавательное развитие учащегося т.е. на него оказывается воздействие.

Однако, данное воздействие носит развивающий характер т.е. у учащихся формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности и потребность в выстраивании собственного образовательного маршрута.

Человек, как субъект обучения, обладает следующими характеристиками:

  • Стремление к познанию и самопознанию, развитию и саморазвитию;
  • Овладение способами добывания информации;
  • Творческая ориентация образовательной деятельности;
  • Осознание необходимости непрерывного обучения и воспитания;
  • Трудолюбие;
  • Положительное отношение к обучению и всем его аспектам;
  • Мотивация к выбору определенного образовательного маршрута.

Источник

Субъект образования

Первоначально под субъектом учебной деятельности понимался только обучающий, который передавал свои знания и опыт обучаемому – объекту учения. Затем было отмечено, что обучающийся также является субъектом обучения.

Субъект — это не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Важнейшая характеристика образования состоит в возможности для личности в образовательном процессе встать в субъектную позицию.

  • Васильев П.В. К вопросу о субъектах и объектах педагогического процесса // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. P. 19 – 26.

«Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности. Субъект – это человек на высшем уровне активности»

  • Брушлинский А.В. вл. Субъект. Мышление, учение, воображение. 2nd ed. МПСИ, МОДЭК, 2003. 408 p. (с.5)

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

См. Педагогическое взаимодействие Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Активность, по утверждению И.А. Зимней, есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

  • Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2005. № 10. P. 77 – 82.
  • Витвицкая Л.А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. P. 55–58.

Коллективные субъекты образования

Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов показали, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают не только люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения. Сегодня накопленный в педагогике массив знаний о коллективе, учебной группе и педагогическом коллективе позволяет утверждать, что все они являются и объектами, и субъектами учебной деятельности.

Источник

Оцените статью