- Итоговое сочинение: Что значит быть самим собой?
- Вариант 1
- Вариант 2
- Дополнительные аргументы
- Что значит быть самим собой? «Отцы и дети», «Мы» (Итоговое сочинение (декабрьское))
- ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
- Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
- Разговор с собой — аргументы для итогового сочинения
- Тезисы
- Аргументы
Итоговое сочинение: Что значит быть самим собой?
Уважаемые выпускники! Предлагаем вам итоговые сочинения на тему «Что значит быть самим собой?», содержащие размышления по данному вопросу с опорой на русскую литературу.
Вариант 1
Каждый человек индивидуален. Он обладает личностными характеристиками, определенным мировоззрением, принципами. У каждого есть свои привычки, увлечения, линия поведения, манеры. Решения люди обычно принимают сообразно моральным принципам и воспитанию. Иногда бывают ситуации, когда обстоятельства и окружение требуют поступиться своими принципами, убеждениями. Некоторые люди не могут и не хотят отстаивать свои позиции, подчиняясь давлению извне. А есть люди, которые при любых обстоятельствах остаются собой, хранят верность убеждениям, в своих поступках руководствуются велением сердца. Это подтверждают и произведения художественной литературы.
Понятие чести для потомственных дворян в 19 веке значило очень много. Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Андрей Гаврилович был благородным, умным и честным человеком. Он не был богат, но не мог позволить себе поступиться честью. Был у Дубровского сосед и приятель Кирила Петрович Троекуров, человек богатый, своевольный и не щепетильный в вопросах чести. Однажды псарь Троекурова оскорбил Дубровского. Андрей Гаврилович уехал домой и больше не появлялся в Покровском, чем разозлил Троекурова. Более того, Дубровский потребовал наказать наглеца, Троекуров не только этого не сделал, но решил наказать друга. Подкупив судей, он лишил Дубровского имения. Для Андрея Гавриловича это было большой неожиданностью. Автор подчеркивает порядочность героя, говоря о том, что Дубровский даже предположить не мог, что кто-то может так бесчестно поступить. Но даже риск потерять имение не заставил его поступиться своими принципами и честью. Он не смог вынести такого разочарования, заболел и умер. Для Дубровского честь была важнее жизни. Если бы он пошел на поклон к Троекурову, он перестал бы себя уважать. Такие люди остаются собой в любой ситуации, обстоятельства не имеют власти над ними.
Главными чертами героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой были искренность, одухотворенность и верность себе. Мы встречаемся с героиней, когда она еще совсем ребенок, но уже тогда она стремится к любви, искренна в проявлениях своих эмоций. Эти качества останутся с ней на всю жизнь. Толстой не идеализирует героиню. Она совершает непоправимые ошибки, которые причиняют боль другим людям. Она изменяет своему жениху Андрею Болконскому, поддавшись чарам беспутного Анатоля Курагина. Осознав свою ошибку, Наташа очень страдает. Эти страдания заставляют ее повзрослеть, они помогают раскрыться новым качествам ее души. Толстой дает ей возможность искупить свою вину перед Андреем. Она дарит ему свою любовь и скрашивает его последние дни. Толстой подчеркивает серьезность и новизну чувства, которое она испытывает к Болконскому. Автор отмечает в характере героини еще одно ценное, на его взгляд, качество – близость к народной культуре. Оно проявляется, когда Наташа поет, танцует. Ее душа откликается на движения природы. Она никогда не пытается притворяться, всегда естественна. В любых обстоятельствах Наташа оставалась собой. В дружбе, любви, помогая другим людям, она была все та же простая, открытая, добрая, какой мы встречаем ее в начале романа. Человек меняется с годами, но главные черты, которые проявляются у него в детстве, составляют основу характера.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что человек остается собой, когда он верен своим убеждениям, понятиям о чести, естественным движениям души. Обстоятельства не могут служить оправданием того, что кто-то поступил бесчестно, предал, изменил. Для них не существует выбора между честью и бесчестьем. Все их поступки искренни и естественны.Такие люди не зависят от влияния среды, в этом их сила. Они достойны восхищения и уважения.
Вариант 2
Быть самим собой – значит иметь свои убеждения и не изменять им под влиянием толпы или обстоятельств. Человек, который живет в согласии с собой, самодостаточен. Он имеет внутренний стержень и знает, чего хочет в жизни. Его не всегда понимают другие люди, иногда даже осуждают. Мнение других людей для самодостаточного человека имеет мало значения. Если он уверен в своей правоте, то никто не заставит его поступиться своими принципами. Если это человек высоконравственный, то он никогда не предаст ни себя, ни других людей. Эту мысль подтверждают примеры из художественной литературы.
Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором: остаться собой и умереть или приспособиться к обстоятельствам и выжить. Главный герой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» предпочел первое. Юрий Андреевич выбрал одну из самых гуманных профессий – он стал врачом. По характеру он добрый, мечтательный человек. В свободное время он пишет талантливые стихи, которые отражают его отношение к миру. От жизни ему нужно так мало и одновременно очень много. Он хочет жить, лечить людей, любить, писать стихи. Революция отняла у него эту возможность. Живаго отнесся к революции, как к неизбежности. Спасти больное общество могут только кардинальные меры. Его сочувствие революции не помогло ему в жизни. Он не мог стать своим в новом обществе, слишком они отличались друг от друга. Приспосабливаться к новым условиям Живаго не хотел. Потеряв своих близких, лишившись возможности лечить людей, Живаго словно старается исчезнуть. Его состояние граничит с раздвоением личности, он словно живет в параллельных мирах. Его душа осталась в прошлом, а тело существует в настоящем. Живаго умирает, но остается собой. Он не пытается изменить жизнь, и сам остается прежним насколько это возможно. Условия жизни меняются, но человек остается верен своим идеалам, остается собой, в этом проявляется его сила.
Жизнь главного героя романа В. Каверина «Два капитана» Сани Григорьева наполнена разными встречами и событиями. Герой старается найти свой путь в жизни, оставаясь верным своим идеалам. Григорьев – честный, мужественный человек. Он верен своему слову. Главным событием его жизни стало знакомство с семьей капитана Татаринова. Заочно он познакомился с ними еще в детстве, когда была найдена сумка почтальона с недошедшими до адресатов письмами. Из них Саня узнал о судьбе экспедиции, которую возглавлял Татаринов. Потом мальчик узнал, что капитан так и не вернулся домой. Григорьев поставил перед собой цель: найти пропавшую экспедицию. Каверин показывает самоотверженность, мужество юноши, настойчивость, с которой он идет к своей цели. Даже, когда все перестали верить в его успех, он не сдается и идет вперед. Его девизом являются слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Саня нашел пропавшую экспедицию, подвиг капитана Татаринова стал известен людям. Доброе имя Сани Григорьева, которое пытались опорочить его враги, было восстановлено. Герой точно знал, чего он хочет от жизни. Он достиг своей цели, сохранив верность своим идеалам. Обстоятельства не сломили героя, он остался самим собой, несмотря ни на что. Нравственные качества человека дают ему силы противостоять трудностям и чужому мнению.
Подводя итог, можно сказать, что быть собой, когда весь мир против тебя, не просто. На это способны только сильные душой. Эти люди не подвластны обстоятельствам, скорее они сами подчиняют себе обстоятельства. Над ними не властны перемены, происходящие в жизни. Эти люди имеют собственное мнение и готовы нести ответственность за свои решения. Они остаются верны себе, им есть чем гордиться.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» размещены в разделе «Банк аргументов». Они помогут написать собственные оригинальные сочинения.
Источник
Что значит быть самим собой? «Отцы и дети», «Мы» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Одной из наиболее важных задач, которую должен решить для себя каждый человек, является задача понять самого себя. Найти свое место в мире и свою роль — вот главная цель, достигнуть которой удается не каждому. Но, помимо поиска самого себя, для начала стоит ответить на вопрос: что же вообще значит быть собой?
Быть собой — значит быть тем, кем ты видишь себя сам. Это значит поступать так, как кажется тебе правильным и справедливым, не надевая маски притворства и лести. Кроме того, быть собой не значит быть таким, каким тебя хотят видеть окружающие. Лишь отстаивая свои убеждения, свои идеалы и верования можно по-настоящему стать собой. Не сковывать свои чувства и не подстраивать их под желание других, быть открытым — без всего этого невозможно показать истинного себя.
В произведениях литературы можно найти немало примеров героев, которые смогли найти себя настоящих. Одним из таких героев является Евгений Базаров из произведения “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Базаров — студент, но считает, что уже смог постичь главную жизненную истину. Он нигилист, отрицает все существующие ценности, в том числе искусство и любые чувства, называет их пустыми. Базаров самоуверен, он ловко спорит с Павлом Петровичем Кирсановым. В то время как представитель старого поколения настаивает на значимости аристократии, говорит о крестьянстве как об основе русской народности, восхваляет искусство и религию, Евгений ловко и емко разбивает все его аргументы, отрицая и ломая все ценности Кирсанова. Но таков ли истинный Базаров, это ли его лицо? Как показывает нам автор, нет. Все меняется после того, как в жизни героя появляется Одинцова. С героем происходит то, что, как ему казалось, с ним не произойдет никогда — он влюбляется, его побеждают собственные чувства. Чувства, которые нельзя обуздать, взять в рамки нигилизма. И так открывается настоящая сущность героя, не та, что скрывалась под личиной вечного отрицания. И его признание в любви Одинцовой — окончательный раскол между Базаровым-нигилистом и Базаровым истинным, способным верить, чувствовать, любить, быть самим собой.
Другим хорошим примером героя, который осознает свое истинное Я, является Д-503 из романа Евгения Замятина “Мы”. В начале произведения он живет в обществе, построенном исключительно на законах математики, всем управляют цифры. В таком мире нет места чувствам, нет места свободе слова и мысли. Д-503 — инженер, конструктор космического корабля, в начале своего конспекта описывает свою жизнь как череду повторяющихся этапов, которые установлены общим для всего Единого Государства распорядком дня. Он верит в силу математики, в то, что цифры способны создать настоящий порядок, которого можно достигнуть лишь путем тотальной несвободы. Но в процессе романа он знакомится с героиней по имени I-330, которая меняет его мировоззрение. Она искушает его, ломает внутренний порядок, провоцирует нарушить законы. Более того, она знакомит его с другими революционерами, которые готовят восстание против Единого Государства. И в процессе общения с I герой чувствует, что болен, как оказывается позже, его болезнь — это душа. Д становится больше, чем просто “нумер”. Он понимает свою человеческую сущность, он становится самим собой. Увы, история героя заканчивается тем, что у него удаляют центр фантазий, и он перестает ощущать своё. Я, вновь говорит о себе, как о части целого — Мы. Но та часть жизни, то короткое время, проведенное с момента знакомства с I до Великой Операции — он был не элементом системы, он был человеком, был собой настоящим.
В заключение можно сказать, что по-настоящему стать собой — нелегкая задача, требующая немалой храбрости и силы воли. Лишь показав свое истинное лицо, отстояв свои принципы, может, даже признав свои слабости, — только тогда человек сможет стать тем, кем он является на самом деле.
Источник
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи
Не многим людям удается быть самим собой, так как общество внушает определенные образцы поведения. В погоне за соответствием общепринятых правил люди теряют себя. Каждый человек должен не бояться выражать свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию. Важно уметь выражать собственные мысли и принимать собственные решения. Быть собой-значит обрести внутреннее равновесие и отказаться от всего, что навязано внешней средой. О важности становления самим собой рассуждали многие писатели в своих произведениях.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» ярким примером является Чацкий, который не хотел подстраиваться под общество. «Фамусовское общество» диктовало свои строгие правила и порядки. В данном социуме люди были излишне доброжелательны, улыбались и вели себя в рамках требований эталона поведения. Чацкий не обрел единомышленников в обществе, но при этом не пошел против себя, изменяя свое мнение и жизненные установки. Главный герой не смог смириться с устоявшимся цинизмом и правилами, поэтому бросил свою возлюбленную и уехал.
Данный пример показывает, что важно уметь быть собой и уважать себя. Важно прислушиваться к мнению других людей и при этом делиться своим взглядом на ситуацию. Только сильному человеку по силам не попасть под влияние окружающих и сохранить свою уникальность.
Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» привел в пример Андрея Болконского, который обрел самого себя в процессе войны. Для главного героя целью всей жизни была слава. Примером для него являлся Наполеон. Во время битвы под Аустерлицем Болконский решил совершить подвиг: взять в руку знамя и вести отступающих солдат в бой. После ранения он переосмыслил свои ценности, впоследствии чего увидел собственными глазами Наполеона, но уже не испытывая почтения к данной личности. Перед Бородинским сражением Андрей Болконский сказал, что война- не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Именно война помогла отказаться главному герою от ложных идеалов и обрести гармонию.
Таким образом, на примере главного героя можно увидеть, что неблагоприятные события могут повлиять на понимание самого себя и своих ценностей. Быть собой — значит пережить многое в своей жизни, но прийти к завершающему «я».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что быть самим собой — значит обрести внутреннюю гармонию, настоящие ценности и быть честным. Нельзя отрицать, что у каждого человека свои принципы и взгляды, но стоит отметить, что, рассказывая о своих моральных устоях, мы даем возможность другим людям развиваться. Именно тогда общество не будет стоять на одном месте.
Источник
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Разговор с собой — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
- Трудно ли быть самим собой?
- В чем заключается смысл жизни?
- Для чего человеку нужна совесть?
- Помогает ли любовь понять себя?
- Что помогает человеку лучше понять себя?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Чем опасно бессмысленное существование?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Что значит быть честным с самим собой?
- Что помогает человеку совершенствовать себя?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- К чему приводит душевный разлад?
- Что значит быть самим собой?
- Герой — тот, кто хочет быть самим собой
- Каждый человек ищет смысл жизни.
Аргументы
А.И. Куприн, «Олеся». Трудно ли быть самим собой? Конечно же, это нелегко, ведь подстроиться под общество гораздо проще, чем отстаивать право на индивидуальность и сталкиваться с непониманием. Это доказывает пример из повести А.И. Куприна «Олеся». Главные героини прослыли в «Полесье» колдуньями, потому что их премудрости казались невежественным крестьянам грехом и черной магией. И бабушка, и внучка могли бы затеряться в толпе и сдать такими же сельскими женщинами, как все остальные. Олесю уж точно приняли бы с радостью, ведь она была красива. Тогда им не пришлось бы скитаться и вечно бояться взрыва негодования со стороны соседей. Лицемерить, скрывать свои таланты и знания, напоказ креститься и ходить в церковь — это, что понадобилось бы им для безопасности и комфорта. Однако Мануйлиха и Олеся предпочли отстаивать свою самобытность и вести тот образ жизни, который им нравился. За этот выбор Олесю побили деревенские женщины, и героиням пришлось спешно покидать родную избу. Очевидно, что «быть самой собой» трудно и Олесе, и ее бабушке.
Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Смысл жизни заключается в любви, и это доказывает Н.М. Карамзин в своей повести «Бедная Лиза». Главный герой книги обретает редкий дар — чистое и светлое чувство к крестьянке Лизе. Девушка преданно любит именно его, а не статус или богатство. Но прокутив все деньги в армии, Эраст задумывается о будущем и приходит к выводу, что бытие без солидной материальной обеспеченности не имеет смысла. Поэтому он женится не на Лизе, а на богатой вдове, меняя на роскошь свободу, честь и нежные чувства. Обманутая им крестьянка не выдержала предательства и бросилась в воду, ведь не видела без любви никакого стимула жить. А что Эраст? Что получил он от своей сделки? Герой всю оставшуюся жизнь жалел о ней, ведь существование в роскоши, но без любви его тяготило. Значит, смысл всего нашего пребывания на земле сводится к тому, чтобы отдать свое сердце другому и трепетно заботиться о том сердце, которое мы получим взаимен.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Для чего человеку совесть? Это нравственное мерило, которое позволяет нам понять, что мы поступили неправильно, и исправить ошибку. Например, герой романа «Преступление и наказание» возомнил себя вершителем судеб и счел жизнь старухи-процентщицы вредной для общества. Он решил расправиться с ней, а потом убил и случайную свидетельницу убийства — сестру Алены Ивановны. Родион думал, что преступление убедит его в исключительности собственной натуры, однако совесть убийцы восстала против его бесчеловечной теории. Раскольников заболел от расстройства и едва не сошел с ума от мук совести. Он до последнего не признавался, что испытывал их, но именно чувство вины направило его к Соне Мармеладовой, чтобы та расшифровала сигналы его души. После беседы с ней и самоанализа Родион все-таки решил признаться в убийстве и пойти по пути раскаяния. Нравственный судья, находящийся внутри него, спас Раскольникова от ужасного влияния вредоносной и несправедливой теории. Совесть показала ему, что он оступился, и вывела его из тьмы к свету.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Помогает ли любовь понять себя? Это чувство освещает душу изнутри и дает нам увидеть то, что раньше находилось в тени. К примеру, в романе-эпопее «Война и мир» князь Андрей был мрачен и угрюм, еще не оправившись от смерти жены и своей травмы под небом Аустерлица, и это депрессивное настроение не давало ему взглянуть вглубь себя. Видя старый и уродливый дуб на поляне, герой невольно сравнивал себя, еще молодого мужчину, с мертвым деревом, которое глухо к зову весны. Андрей не видел сил и мыслей, новых побегов воли, спрятанных в его затемненной душе. Но в усадьбе Ростовых он повстречал Наташу — девушку, которая стала его невестой. Любовь преобразила князя Андрея: он стал таким же цветущим и сильным, как и могучий дуб на обратном пути. Тучи внутри него рассеялись, оцепенение спало, и Болконский понял, что вся жизнь еще впереди, и он должен еще многое сделать. Чувство к Наташе помогло герою найти в себе былое мужество и лучше узнать себя.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Что помогает человеку лучше понять себя? Зачастую именно испытания и страдания позволяют людям сделать важные выводы о себе. Подобный пример можно найти в романе «Тихий Дон». Степан был плохим мужем и хозяином: узнав о том, что его молодая жена не девственна, он начал совместную жизнь с ней с побоев и надругательств. Все заботы о хозяйстве он скинул на плечи Аксиньи, а сам часто не ночевал дома, пил и днем отсыпался после кутежей. Естественно, героиня не смогла долго терпеть такой участи и ушла от супруга. Он винил ее во всем, бил и хотел отомстить ее любовнику. Однако после войны и долгого плена Степан осознал, что был не прав. Страдания, страх, одиночество и унижение на чужбине показали ему, что он сам разрушил свою семью. У него было время подумать и остыть, помучаться и почувствовать себя на месте жены — избитым, отчужденным, слабым и беспомощным. Своим поведением он только отпугивал Аксинью, хотя очень любил ее в глубине души. Он пришел к ней и во всем покаялся, пообещав забыть о взаимных обидах. И жена, хоть и не любила его, вернулась в семью. Так, испытания войной и пленом помогли герою лучше понять свои проблемы и измениться к лучшему.
Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Что значит быть совестливым человеком? Это во все времена означало готовность признать свои ошибки и исправить их. Так, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Ермил Гирин, был очень честным и преданным своему делу. Все соседи уважали его за справедливость и выбрали его бургомистром. Чиновник из народа справлялся очень хорошо, все были довольны, но однажды он шокировал толпу всенародным признанием в своем грехе. Воспользовавшись своим служебным положением, Гирин отправил в рекруты не своего брата, как должен был, а другого мужчину. Этот поступок жег сердце героя, он не мог спать спокойно. От мучений совести он искал спасения даже в попытке суицида. Видя такое нравственное преображение, победу добра над злом в душе человека, народ простил своего любимца, ведь в рекруты пошел все-таки его брат. Этот пример доказывает, что совестливый человек — это тот, кто готов признать свою вину и исправиться.
А.П. Чехов, «Крыжовник». Чем опасно бессмысленное существование? Разумеется, тем, что оно способствует деградации человека: и физической, и нравственной, и интеллектуальной. Это доказывает пример из рассказа «Крыжовник». Николай Иваныч всю жизнь стремился лишь к одному: его интересовало приобретение усадьбы, где можно было бы выращивать свой собственный крыжовник. Ради этой цели герой не погнушался самыми сомнительными средствами: женился по расчету, уморил супругу скаредностью, сам недоедал и ходил в поношенных вещах. В итоге участок с домом были куплены, и кислые ягоды — выращены. Но брат новоявленного барина был неприятно удивлен, когда побывал в гостях у родственника. Николай Иваныч приобрел «самомнение, самое наглое» и обо всем теперь судил с важностью, но во всех речах «барина» сквозили невежество, грубость и пошлость. Достигнув цели, герой остановился в развитии. Кроме этого кислого крыжовника на своей земле, он больше ничего не хотел и ни к чему не стремился. Он полнел, старел, ничем не занимался и лишь упивался собственной значимостью в новой роли. Он не оставил потомства, не помог обществу, не сделал открытия. Все его существование было лишь актом удовлетворения эгоизма. Деградация Николая Иваныча — следствие того, что в его обеспеченной жизни не было никакого высшего смысла.
М. Горький, «Детство». Как формируется внутренний мир человека? Этот процесс подробно описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой страдает от жестокости, скопидомства и грубости своего деда, недоумевая, как человек мог стать таким? Василий Васильевич не скрывал от внука тяжелой правды: он рос без отца и рано взял на себя заботу о семье. Ему пришлось перепробовать много разных профессий и изведать много горя и нищеты на своем веку. «Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь» — рассказывал он о себе. Будучи бурлаком, он тратил все силы на тяжелейший труд, а получал очень мало. Несправедливость и произвол начальства, ужасные условия труда, нищета, грубая среда отчаявшихся людей — все это сделало Василия скупым, злым и недоверчивым человеком, который от всех ждал только подвоха. Чтобы добиться успеха, он привык идти по головам и жалел денег даже для родной жены. Из-за его жадности и агрессии сыновья выросли такими же алчными и злыми людьми. Очевидно, что внутренний мир Василия сформировался под влиянием бесконечных испытаний и трудностей. Бедность и унижения ожесточили его сердце и возвели материальные ценности в культ, которому старик был фанатично предан до конца своих дней.
М. Горький, «На дне». Что значит быть честным с самим собой? Это означает готовность объективно оценивать себя и мир вокруг и принимать эту данность. Проблема правды и лжи была затронута в пьесе «На дне». Горький изобразил героя, который, в отличие от многих обитателей ночлежки, был честен с собой и другими людьми, не пытаясь приукрасить или замаскировать свое положение иллюзиями. Сатин утверждает, что «правда – бог свободного человека», и подкрепляет этот тезис своими прямолинейными репликами. Он признает, что у него на дне нет никакого будущего, не тешит себя надеждами о возвращении в общество. Все вокруг знают, что он — шулер, ведет нечестную игру, зато его речи всегда максимально правдивые и объективные. Именно он сказал Актеру, что Лука обманул его, и нет никакой больницы для бедных. Сатин уверен, что ложь унижает человеческое достоинство, поэтому не щадит чувств Актера. Он честен с ним, как и с собой, поэтому произносит приговор себе внятно и четко: «После тюрьмы нет ходу». Признав это, он принимает решение обходиться данностью, а не фантазиями, и живет сегодняшним днем, развлекая завсегдатаев ночлежки и беседуя с ними откровенно. Сатин честен с самим собой, и его позицию нельзя не уважать.
Дж. Лондон, «Мартин Иден». Что помогает человеку совершенствовать себя? На этот вопрос ответил Джек Лондон в романе «Мартин Иден». Главный герой — невежественный, грубоватый и бедный моряк. Но судьба сводит его с людьми из высшего общества, и он влюбляется в Рут — образованную и красивую девушку из обеспеченной семьи. Чтобы добиться ее расположения, Мартин решает стать таким же умным и богатым. Только тогда он сможет попросить ее руки. Но денег на университеты у бедняка не было. Герою пришлось самому осваивать науки с помощью чтения книг и бесед с умными людьми. Уединенные занятия и коллективные философские прения дали свои плоды: невежда с рабочих окраин вскоре перегнал бакалавров и магистров, став интеллектуалом и знаменитым писателем. Самообразование дало гораздо больше, чем ученые звания и степени, потому что Мартин имел мотивацию, усидчивость и силу воли. Именно эти качества и средства помогли герою совершенствовать себя.
М. Горький, «Челкаш». Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? Разумеется, нет, ведь внешность мы наследуем на уровне генов, а мировоззренческие основы и качества характера формируем сами на протяжении всей жизни. Это доказывает пример из рассказа «Челкаш». Главный герой внешне выглядел агрессивным и грубым человеком. Глядя на него, каждый смутно ощущал исходящую от него враждебность. Вор одевался неопрятно, не следил за собой, а выражение его лица от природы было гордым и хищным. На его фоне очень выделялся юноша по имени Гаврила: крепкий и красивый крестьянский парень с ясным взором и мягкими чертами лица. Однако внешность обманчива, и испытание алчностью все расставило на свои места: вор честно поделил добычу, как договаривались, а крестьянин набросился на него со спины в попытке убить и завладеть всем. Жадный, подлый и трусливый Гаврила, который казался таким честным, безобидным и открытым, оказался гораздо злее, агрессивнее и опаснее, чем портовый вор Челкаш, казавшийся опытным преступником. В итоге вор отдал все деньги крестьянину от презрения к его мелочности и корысти. Такого поступка от поджарого, сильного и матерого вора с волевым лицом хищника никто не мог бы ожидать, впрочем, как и жестокости от Гаврилы. Их внутренние миры совсем не соответствовали обличию.
Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». К чему приводит душевный разлад? К сожалению, человек, чья душа отягощена внутренним конфликтом, склонен совершать ужасные поступки. Одним из ярких примеров является суицид Анны Карениной из одноимённого романа Льва Толстого. Замужняя героиня полюбила другого и ушла от мужа, не приняв его попытки сохранить семью. Однако общество того времени не могло принять развод, и Анна стала чужой в кругу знакомых и друзей. Никто не мог открыто ее принять и пригласить. Его положение осложнялось разлукой с сыном. Супруг забрал Сережу себе. Мать и ребенок не виделись, и Анна сильно переживала из-за этого. Завершающим ударом было бесконечное ожидание развода. Каренин решил отказать жене и не дал ей свободу. Поэтому героиня не могла узаконить свои отношения и стать Вронской. Рано или поздно любовник мог ее оставить на произвол судьбы, и Анна остро чувствовала свою социальную незащищенность, одиночество, любовь к сыну. Она безумно ревновала Вронского и ничего не могла с этим поделать. Видимо, эти бьющие через край эмоции подтолкнули ее к употреблению наркотических средств и психическому расстройству, итогом которого стало самоубийство. Таковы последствия душевного разлада.
И.А. Гончаров, «Обломов». Что значит быть самим собой? Это означает готовность принять себя таким, какой ты есть. Наглядной иллюстрацией этого выражения можно считать Илью Обломова, героя одноименного романа Ивана Гончарова. Илья Ильич не любил общество, не нашел своего призвания в нем и не хотел тратить время на бесплодную суету города, поэтому лежал у себя дома и предавался мечтаниям, не снимая уютного халата. Пока другие люди изображали интерес к рутине и бегали друг за другом в надежде что-то повторить и скопировать, накопить денег или занять должность повыше, герой Гончарова жил так, как хотел, и делал то, что считал нужным. Его попытка подстроиться под окружение и стать кем-то другим, чтобы соответствовать амбициозным планам Ольги, ни к чему не привела: он остался собой и был доволен этим. Ольга полюбила не его, а образ того, кем он должен стать. Но проблема в том, что этот кто-то был бы уже не Обломовым, и Илья Ильич вовремя это понял. Поэтому он выбрал союз с Агафьей, которая смогла принять его таким, каким он был на самом деле: инфантильным, непрактичным, но мягким и добрым человеком. Решение Обломова — это и есть пример того, как человек может быть самим собой.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». «Герой — тот, кто хочет быть самим собой» — говорили древние. Эта истина не подлежит сомнению, ведь тот, кто подстраивается под других и копирует кого-то, не может стать кем-то значимым и заметным. Конформизм не требует героизма, это очень легко, в отличие от попытки защитить свою индивидуальность. Это продемонстрировал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Чацкий мог бы сыграть того, кем на самом деле не являлся, чтобы добиться своих целей. Он мог бы легко увлечь Софью, претворившись героем зарубежных романов. Он мог бы заполучить выгодное место, ведь имел хорошую родословную и образование. Он мог бы играть по правилам фамусовского общества и преуспеть. Это делали все остальные, потому что в подхалимстве и лицемерии нет ничего трудного. Однако Александр пошел против системы и героически отстаивал свою точку зрения, не желая лгать. Ему было тяжело выстоять одному против всех и убедиться, что его справедливые речи никто не понял и не принял. Он имел передовые взгляды и был обречён на насмешки толпы, потомки которой признают ее неправоту и возвеличат Александра. Так, подлинный героизм мы увидели в характере человека, который смог остаться собой.
А. Платонов, «Юшка». «Каждый человек ищет смысл жизни» — такова закономерность развития личности. Это доказывает пример из рассказа Андрея Платонова «Юшка». Главный герой был больным и немощным бедняком, которого презирали и били многие соседи за то, что он не давал сдачи и вел себя странно. Многие недоумевали, зачем живет этот ничтожный и никому не нужный одиночка? Однако сам Юшка искал ответ на этот вопрос и находил его в беспредельной любви к людям. Именно поэтому многие годы он ограничивал себя во всем, чтобы обеспечить сироту и дать ей медицинское образование. Благодаря ему на свете появился человек, который поможет многим. Сам же Юшка выполнял не менее важную функцию: на нем односельчане срывали злобу, которая не доходила до их семей. Герой играл роль громоотвода, хоть никто этого и не понимал вплоть до его смерти. После нее люди почувствовали, что без Юшки атмосфера в городе стала мрачнее, и злость не давала покоя многим. Так, смысл жизни ищут и находят даже те, кого мы в силу недомыслия считаем незначительными и ограниченными людьми. Эти поиски свойственны каждому из нас.
Источник