Что значит быть русским философия

Философы рассказали, что значит быть русским

Философы рассказали, что значит быть русским

Вчера в Институте философии РАН за круглым столом развернулась серьёзная дискуссия на тему «Русский мир – смысл и ценности».

В понятие «русский мир» каждый вкладывает своё значение: одни имеют в виду только русскую нацию, другие – всех жителей нашей страны, третьи – всех, кто имеет хоть какое-то отношение к России.

«Когда был основан наш фонд, многие спрашивали, почему русский, а не российский, – рассказывает Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда «Русский мир». – Чем определяется русскость – генами, паспортом, верой? Очевидно, что русский мир существует не в рамках государственных границ, что это понятие не географическое, не религиозное и, конечно, не этническое».

Директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов в анкетной графе «родной язык» всегда указывает лезгинский – прославленный философ родился в дагестанском селении Алкадар: «И всё же я уверенно причисляю себя к русскому миру и не чувствую, что изменяю при этом родной культуре или родному языку. Русский мир – это не нация и не страна. Россия не умещается в рамках государственных границ – своим языком, культурой, ментальностью, амбициями она выходит далеко за них».

Русский язык, Православная церковь и русская культура – вот три кита русского мира, считает Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН:

«Человек, принадлежащий русскому миру, не обязательно должен любить Россию, он может и не относиться к ней лояльно, но открыто демонстрировать интерес к стране, к её культуре. Сама идея русского мира настолько гибкая, почти мифическая, что это понятие даже не переводится на иностранный язык – не поймут. Очевидно, что феномен мира за границами страны связан с миграцией. Даже тот, кто много лет живёт за рубежом, – часть русского мира. А не каждая страна, создав свою диаспору, может создать и свой мир».

Читайте также:  Тромбиновое время ниже нормы что это значит у ребенка

Пётр I называл чернокожего Ибрагима Ганнибала образцом русскости за его преданность царю и стране, а потомок мавра Александр Пушкин и по сей день представляет российскую культуру во всём мире.

Источник

Философия русской идеи

История русской идеи

Понятие «русская идея» сформировалась в XVI веке и получила свое воплощение в форме государственного устройства. Православная монархия стала воплощением того, что понималось под «русской идеей» в те времена. Христианский философ Петр Чаадаев впервые задался вопросом о предназначении русского народа, его особом смысле и призвании. Чаадаев не был убежден в исключительности России, но именно «Философическое письмо» Чаадаева, которое было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 году положило начало разговору о предназначении народа.

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет Чаадаев в «Философском письме», — мы — народ исключительный»

Обособленность русского народа от исторических процессов в мире изначально оценивалась философом в негативном ключе, но со временем сменилась убежденностью в исключительному пути для России. Источником счастья и благополучия для русских Чаадаев считал религию.

«…Меня повергает в изумление не то, что умы Европы под давлением неисчислимых потребностей и необузданных инстинктов не постигают этой столь простой вещи, а то, что вот мы, уверенные обладатели святой идеи, нам врученной, не можем в ней разобраться. А, между тем, ведь мы уже порядочно времени этой идеей владеем. Так почему же мы до сих пор не осознали нашего назначения в мире? Уж не заключается ли причина этого в том самом духе самоотречения, который вы справедливо отмечаете, как отличительную черту нашего национального характера? Я склоняюсь именно к этому мнению, и это и есть то, что, на мой взгляд, особенно важно по-настоящему осмыслить. … По милости небес мы принесли с собой лишь кое-какую внешность этой негодной цивилизации, одни только ничтожные произведения этой пагубной науки, самая цивилизация, наука в целом, остались нам чужды. Но все же мы достаточно познакомились со странами Европы, чтобы иметь возможность судить о глубоком различии между природой их общества и природой того, в котором мы живем. Размышляя об этом различии, мы должны были естественно возыметь высокое представление о наших собственных учреждениях, ещё глубже к ним привязаться, убедиться в их превосходстве…».

Термин «русская идея»

Русская идея — это философия или совокупность понятий? Сам термин впервые употребил Ф.М. Достоевский в 1860 году. Мир узнал о нем после доклада В.С. Соловьева «Русская идея», который был прочитан в Париже в 1888 году. Философ А.В. Гулыга давал ему вполне четкое определение:

«Русская идея Достоевского — это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности».

Русские философы Трубецкой, Франк, Карсавин и Федотов употребляли этот термин именно в таком значении. Они считали русскую идею связующим и объединяющим нацию звеном. Объединение достигалось в основном по следам Чаадаева — на основе религиозной мысли. Святая Русь — это Русь, объединенная почитанием святых Русской Православной Церкви.

В.С. Соловьев в статье «Русская идея» писал, что идея — «есть не то, что нация сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

И. Ильин отмечал значение патриотизма в философии русской идеи:

«Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия—во всем, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях». Иными словами, под русской идеей И. Ильин понимает лишь все великое, благое и только позитивное, что есть в истории, судьбе, культуре и духе российского народа. Н. Бердяев, напротив, включает в совокупность проблем и линий исследования русской идеи не только благое, лучшее, «правое» — он считает, что подойти к разгадке тайны «русской души», самобытности пути России, можно лишь в случае, если сразу признать «антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Тогда русское самосознание избавляется от лживых и фальшивых идеализации, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства».

Русская идея — это геополитический вопрос?

Ряд исследователей считал, что русская идея стала рассматриваться в геополитическом смысле и рассмотрение русского народа как народа-богоносца — это шовинизм. Подобных взглядов придерживался исследователь А. Л. Янов. Философ Гулыга видел в этом стремление «скомпрометировать духовную историю России».

Кроме того, термин «русская идея» он считал более широким, чем определение отношений общества и государства. Русская идея не заключалась, по его мнению, только в идее православной монархии.

Русская идея и современность

После распада СССР и духовного кризиса, который последовал за распадом, русская идея стала особенно актуальной.

«Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны…

…Русская идея — это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики», — писал Гулыга.

Русская идея играла и продолжает играть ведущую роль в возрождении Русской Православной Церкви.

Источник

Всем миром

Вчера в Институте философии РАН за «круглым столом» развернулась серьезная дискуссия на тему «Русский мир — смысл и ценности».

В понятие «русский мир» каждый вкладывает свое значение: одни имеют в виду только русскую нацию, другие — всех жителей нашей страны, третьи — всех, кто имеет хоть какое-то отношение к России.

— Когда был основан наш фонд, многие спрашивали, почему русский, а не российский, — рассказывает Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда «Русский мир». — Чем определяется русскость — генами, паспортом, верой? Очевидно, что русский мир существует не в рамках государственных границ, что это понятие не географическое, не религиозное и, конечно, не этническое.

Директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов в анкетной графе «родной язык» всегда указывает лезгинский — прославленный философ родился в дагестанском селении Алкадар: «И все же я уверенно причисляю себя к русскому миру и не чувствую, что изменяю при этом родной культуре или родному языку. Русский мир — это не нация и не страна. Россия не умещается в рамках государственных границ — своим языком, культурой, ментальностью, амбициями она выходит далеко за них».

Русский язык, Православная церковь и русская культура — вот три кита русского мира, считает Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН:

— Человек, принадлежащий русскому миру, не обязательно должен любить Россию, он может и не относиться к ней лояльно, но открыто демонстрировать интерес к стране, к ее культуре. Сама идея русского мира настолько гибкая, почти мифическая, что это понятие даже не переводится на иностранный язык — не поймут. Очевидно, что феномен мира за границами страны связан с миграцией. Даже тот, кто много лет живет за рубежом, — часть русского мира. А не каждая страна, создав свою диаспору, может создать и свой мир.

Петр I называл чернокожего Ибрагима Ганнибала образцом русскости за его преданность царю и стране, а потомок мавра Александр Пушкин и по сей день представляет российскую культуру во всем мире.

Источник

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ РУССКИМ ?

Рейтинг работы: 31
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 882
© 06.04.2009г. Алексей Филаткин
Свидетельство о публикации: izba-2009-79491

Виктор Один 15.02.2010 23:00:57
Отзыв: положительный
Сегодня нашел вот такое стихотворение в рунете
Автор Игорь Хомечко
ЖИТЬ ПО-РУССКИ

По-русски жить – неистово, мгновеньем,
С разлету – в пропасть, в омут – с головой,
Любить – безумно, до самозабвенья,
От пули – друга заслонить собой,

К земле родной на миг припасть губами,
Пить солнца свет в церковных куполах,
Гореть огнем (а не чадить годами),
Взахлеб, стремглав, без меры, впопыхах.

По-русски жить – по совести, по вере,
Веленью чести преданность храня,
Какой бы путь Всевышний ни отмерил –
Нас сбережет духовная броня.

Из катакомб, из подворотен узких
Мы вырвемся на волю, на простор.
Узнает мир, что значит жить по-русски,
Любить и верить всем наперекор!

Покой и сытость — смерть души.

Елена Никифорова (Киселёва) 18.06.2009 22:54:00
Отзыв: положительный
Алексей,в знак согласия с Вами шлю этакий манифест, не скажу, что поэтический, написан для школьников еще в начале этого века под таким же названием, что и у Вас:
Что значит быть русским сегодня,
В эпоху крутых перемен?
— Россию любить, быть свободным,
Не впасть в иноземный плен.
— Гордиться своею культурой,
Отчизною, домом, семьей,
Великою литературой,
Певучею речью родной.
Быть честным, и смелым, и гордым —
Хозяином быть на земле!
С широкой душой своей, щедрой,
Порядок упрочить в стране.
Россия была раньше сильной,
Могучей, богатой страной,
На поиски жизни тут сытой
Валил иностранец толпой.
Не кланялся доллару рубль,
Богатств наших было не счесть,
Служить гувернером в России
Французы считали за честь!
Что сделалось с нами сегодня,
— От пьянства нет спасу уже?
С усмешкою в мире злословят
О «загадочной русской душе».
Пятнают ее репутацию
Мошенники, плуты, ворье,
Позорит нас русская мафия,
«Свалив» за границу давно.

Пусть едут – народу лишь легче:
От гнили очистится кровь,
Жизнь будет честнее и чище,
Душа станет светлою вновь.

Не стать бы нам только лишь слабыми,
Войной тогда к нам не пойдут —
Крепить мощь России, быть сильными
И помнить: «Кто слаб, того бьют».

Что будем мы с вами без армии?
— Лишь пыль на чужих сапогах,
У хищников-завоевателей
Рабами валяться в ногах.
Что будем мы без целомудрия,
В плену у греховных страстей?
— Цинизма, разврата орудием, —
Не будет здоровых детей!

Враги, что на Русь нападали,
Терпели здесь полный провал…
«Сломить русских могут лишь русские!» –
Поверженный Гиммлер сказал.

Как часто твердят все заученно:
«Россию умом не понять!»
Но верить в жизнь светлую, лучшую,
Ведь Тютчев хотел нас призвать!

Так будем же мы патриотами —
А вера у нас уже есть!
Вернем мы России достоинство,
Богатство, свободу и честь!
2002г.

Источник

Что значит «быть русским»?

Святые, в земле Российской просиявшие, отвечают на вопрос, которые многие перед собой ставят, но ответ ищут не там. Что значит быть русским?

В человеке заложена потребность принадлежать к народу, и это естественно: мы так созданы, не как сухой песок, а как тело, организм, и каждый из нас нуждается в том, чтобы найти свое место в человеческой семье. Не бывает абстрактных людей, люди всегда принадлежат к каким-то общностям: к семье, к общине, к народу, и утрата этой принадлежности лишает человека чего-то очень важного.

Но что значит «быть русским»? Происходить от русских родителей? Наша замечательная русская святая, великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в чисто немецкой семье, и множество наших святых имеют венгерские, татарские, еврейские — да, какие угодно корни. В то же время человек со всех сторон русский может стать ненавистником России, таких примеров, увы, предостаточно.

Говорить и думать по-русски? Да, но этого недостаточно: увы, многие вещи, которые сейчас пишутся по-русски, пишутся людьми, неукротимо враждебными ко всему русскому.

Бороться с врагами нации? Мирской национализм обычно определяет себя через противопоставление «мы» против «них» — врагов, чужаков, инородцев. Приверженность «своему» определяется через враждебность тому, что объявляется «чужим». Увы, это что-то само собой разумеющееся в нашем падшем мире — сплоченность «своих», «национальное единство» обретается через неприязнь к “чужим”, и, увы, у нас перед глазами печальнейшие примеры того, как попытки обрести “национальное единство” таким образом приводили только к смуте и бедствию. Как мы видим, такого рода националисты могут быть довольно равнодушны к национальной истории и культуре, определяя себя чисто негативно — через ворогов, которым, как известно, смерть. Отнимите у националистов ворогов — и они останутся ни с чем. Высадите их на планету, где нет никаких ворогов — и они тут же объявят ворогами друг друга, потому что сам образ их существования есть разделение и ненависть.

Церковное прославление отечественных святых собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит

Церковное прославление отечественных святых есть дело прямо противоположное. Оно собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит. Святые Божии — не враги кому бы то ни было. Они принадлежат к новому, искупленному человечеству, в котором нет вражды и распрей, отвержения и ненависти. Они те, кого Бог собрал в Свое Царство, и мы знаем, что там, на Небесах, у Бога, есть много наших сограждан не только по духу, но и по происхождению, языку и культуре.

В святых мы видим Божий замысел о нашем народе. В них русская история, русский язык и русская культура обретают свое оправдание, смысл и предназначение. Наш народ существует, и должен существовать, и достоин преданности, заботы и сохранения, потому что в нем явились — и еще явятся — святые. В русских святых вечное Евангелие, благое и спасительное для всех народов, обретает уникально русское звучание, национальная культура становится тем, чем она должна быть — носительницей благовестия.

Православие — не национальная религия, а истина для всех народов. Но мы должны с изумлением и благодарностью переживать тот факт, что наша культура и наша история пронизана, более того, создана, православной верой.

Любой народ определяет себя через своих героев. Через тех, чья жизнь воспринимается как образец, тех, в ком люди (в данную эпоху, по крайней мере), видят славу своего народа, то, что данный народ принес в мир. Иногда целые народы впадают в тяжкое помрачение, как это было с нами после 1917 года, когда имена святых были вычеркнуты с географических карт, а города, улицы и площади переименовывались в честь бандитов и террористов.

Иногда люди видят славу своей страны в людях, несомненно, более достойных — ученых, поэтах, композиторах, художниках. Их помнят, их превозносят. Ничего дурного в этом нет — но есть и нечто лучшее.

Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную

Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную. Когда мы помним, что у нас есть писатели, которых читает весь мир — и благодарны за это — но полагаем самым важным, что у нас есть святые, те, кто предстоят за нас в молитве перед престолом Божию.

Не каждому из нас дано быть великим ученым, поэтом или художником. Но каждый из нас призван послужить своему народу чем-то гораздо более важным — стремлением к святости. Народ нуждается в святых; в людях, которые будут всей душой и всем сердцем искать Бога и Его святой воли. Как искали ее до нас многие поколения святых, просиявших в нашей земле. И быть русским — значит быть их наследником.

Источник

Оцените статью