Таинство Священства (Рукоположение)
Среди семи Таинств, существующих в православии, есть священнодействие Хиротония (его еще называют Рукоположение). Через него на человека изливается Благодать от Всевышнего, чтобы наделить его Святыми Дарами. Это своеобразное благословение на последующее служение, дающее ему право самому совершать Таинства. Хиротония обязательно проводится в алтаре, по этой причине к священнодействию допускаются только мужчины.
Рукоположение в православии
Рукоположением в православной церкви называют возложение рук патриархом или архиереем на человека, готового облачиться в священный сан. В результате этого священнодействия принимается сан:
Таинство рукоположение в архиерея должен проводить обязательно патриарх. Остальные хиротонии может совершать как патриарх, так и митрополит, епископ или архиерей. Другими словами, Хиротонию не дозволяется проводить равному священному чину, в Таинстве обязательно участие представителя высшей церковной иерархии.
Важно отметить, что это священнодействие ведет свою историю со времен раннего христианства. Самыми первыми священнослужителями были ученики Иисуса Христа.
Требования к ставленникам
Человека, принимающего участие в Хиротонии, именуют ставленником. Чтобы дослужиться до сана священника, он обязан одну за другой пройти все стадии Рукоположения с посвящения в низший сан – чтеца.
Какими качествами и особенностями должен обладать ставленник подробно описывает еще апостол Павел в своем послании. Сформулированные им заветы сохраняются до сих пор. На основании послания Павла церковью были оформлены правила, за соблюдением которых строго следят. Проверка на соответствие им в обязательном порядке проводится перед Таинством Рукоположения.
Ставленник, планирующий принять новый сан, обязан соответствовать определенным требованиям. Он должен быть:
- женат только один раз;
- целомудренным;
- трезвым;
- честным;
- не сребролюбцем;
- не иметь склонности к пьянству;
- странноприимцем (так называют людей, отдающих дань уважения странникам);
- миролюбивым;
- не убийцей;
- хорошим управленцем в своем доме (апостол Павел утверждал, что тот, кто не в состоянии управлять собственной семьей, не сможет справиться с церковью).
Канонические препятствия к Священству
Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:
- Возраст (ставленнику должно исполниться 18 лет, но он не может быть старше 75).
- В Священнодействие не могут участвовать женщины, так как Таинство проводится исключительно в алтаре, куда вход для них запрещен.
- Наличие физических недостатков, которые в будущем помешают ему проводить службы. К ним относится слепота, глухота, немота, отсутствие пальцев на руках, эпилептические припадки.
- Бесноватость.
- Самовольное оскопление.
- Недостаточный срок принятия православной веры (если человек был обращен в православие недавно, он не может сразу принять участие в Хиротонии, должно пройти определенное время).
- Нетвердость и недостаток православной веры.
- Наличие тяжких грехов. В Таинстве не могут участвовать те, за кем числится содомия, шантаж, убийство, прелюбодеяние, кража, ересь, святотатство, и др.
- Второбрачие.
- Брак, заключенный с вдовой, блудницей, актрисой, неверующей, родственницей, женщиной, которая до этого была разведена.
- Нахождение в рабстве.
- Незавершенная служба в армии.
- Неотбытый тюремный срок.
- Наличие кредитов или долгов.
- Нахождение на важном и значимом государственном посту.
Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.
Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.
Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.
Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.
Ход Таинства Священства
Данное Таинство совершается во время Божественной литургии. Если это иерейское Рукоположение, то оно происходит после исполнения Херувимской песни. После этого диаконы берут под руки ставленника, заранее занявшего место перед Царскими вратами. Они произносят: «Повели. Повелите!».
После этого все вместе проходят к Престолу в алтаре. Перед ним восседает архиерей. Когда исполняют венчальные тропари, ставленник с диаконами трижды обходит Престол, целует его и кладет земные поклоны. В завершении он становится на колени перед Престолом, а архиерей, возложив на него руки, произносит особую молитву для этого случая, символизирующую совершение Таинства.
Не случайно исполняются именно венчальные тропари, так как в этот момент Священнодействия символически совершается венчание ставленника с церковью. Данный образ символизирует, что ставленник, принявший участие в Таинстве, целиком посвящает себя служению Всевышнему и своим прихожанам. В знак этого иерей снимает обручальное кольцо. Также это делается, т.к. священнослужитель не должен иметь никаких мирских украшений, если даже они символически указывают на его брачные отношения.
Божественную Благодать, которая должна снизойти на ставленника, призывает архиерей. В тот момент, когда она изливается, считается, что отныне Господь будет сам наделять священника силами, необходимыми ему для служения православной церкви.
Архиерей, прочитав специальную молитву, выводит прошедшего Таинство ставленника к амвону через Царские врата и возглашает: «Аксиос» (это переводится как: «Достоин»). Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос». Затем надевает на него поручи, епитрахиль, фелонь. Из рук архиерея он получает служебник и наперсный крест.
В завершении архиерей говорит ставленнику, прошедшему Таинство: «Христос посреде нас», а ставленник целует правое и левое плечи архиерея и его руку со словами: «и есть и будет». В знак святости и чистоты новый иерей должен быть облачен исключительно в белые одежды.
Уже в алтаре архиерей дает наставления рукоположенному иерею. До завершения Божественной литургии последний молится у алтаря. В конце Таинства он произносит заамвонную молитву.
Источник
Таинство священства. Рукоположение во диаконы
В продолжение серии статей о Таинствах Церкви мы публикуем зарисовку известного московского регента, руководителя Московских Православных Регентских курсов при храме Трех Святителей на Кулишках , Е.С. Кустовского о рукоположении Сергия Серенко. Рассказ Евгения Сергеевича дополнен объяснением чина рукоположения во диаконы (источник — www.liturgy.ru).
Рукоположение во диаконы
В нашем храме — великое и волнующее событие. Один из наших прихожан, Сергей Серенко, был рукоположен епископом Алексием Орехово-Зуевским в диаконы.
Мой друг и коллега по служению, который когда-то начинал с того, что считывал службу с приходского аналоя, в течение нескольких лет прошел трудный и благодатный путь (чтец — алтарник — студент ПСТГУ — преподаватель там же — старший алтарник), а в минувшее воскресение стал диаконом нашего храма.
Хиротония
Сначала — хиротония за ранней Литургией в Новоспасском монастыре:
Диаконская хиротония совершается после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его. Диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя. Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласия архиерея на рукоположение. |
Рукоположение во диаконы
Наконец-то! Повели. Повели сердешного…
В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один-за правую, другой- за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго-палицу и руку архиерея, после третьего-три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия. При первом обходе хор поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…», призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты. Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников веселие…» возвещает, что по их примеру проповедию рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная. Третья песнь: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…» показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя. После этого архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится к правой стороне престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: «Боже, умило-стивися мне, грешному», и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними-голову. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобооб-разна всесвятейшему жертвеннику, освящающему Богообразные умы, — Самому Спасителю и Господу». В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что он готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его голову, по возглашении протодиаконом (или диаконом): «Вонмем», произносит вслух громко тайносовершительную формулу: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благо-говейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Протодиакон произносит мирную ектению об архиерее и «ныне проручествуе-мом диаконе», в это время иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), а хор медленно то же по гречески-«Кирие элеисон» (трижды) пока архиерей читает молитвы. |
Таинство. «Божественною благодатию…»
И в заключение: Аксиос.
По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и «разрешают препоясание его», т. е. снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «аксиос» (греч. — достоин), и хор вторит ему. |
Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает:.»аксиос», и оба клироса по очереди повторяют этот возглас. Этим возглашением объявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, сделался достойным совершать священнослужение.
Далее при пении «аксиос» ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, «стрещи святая», т. е. охранять Святые Дары, слегка помахивая над ними рипидою; это продолжается до возглашения: «Святая святым», после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.
Отец Сергий успел-таки в свой родной храм к середине нашей службы . В конце Херувимской шепот: «Приехал!» Ектению затягиваю до неприличия. Никто не ропщет: все знают, что Серега облачается в ризнице.
И вот возглас: Двери, двери…
На солее — ОТЕЦ Сергий. Символ веры поем со слезами — так ждали мы этого дня!
«Исполним молитву нашу, Господеви». Подстраиваюсь под тон диакона. Теперь, Бог даст, у нас будет время и возможности притереться друг ко другу и по тону, и по темпу. Но сегодня не до технологий. Сегодня главное — радость рождения нового диакона!
Отче наш. Прихожане старательно и с охотой выводят молитву под новым для них управлением.
И, наконец, служба закончена. Поздравление нашего настоятеля, о. Владислава. Вместо «Многая лета» снова звучит «Аксиос» — но теперь не по уставу, а вырвавшись изо всех наших радостных сердец!
Ну все, трапеза. Можно расслабиться. Последние наставления в формате тостов от священников, старосты, регента… ну, в смысле, меня, грешного.
Фотографии Анны Павловой
Источник
Рукоположение
Рукоположе́ние (греч. «хиротония») – богослужение, во время которого совершается Таинство Священства – постановление в священнослужители. Рукоположение совершается во диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения.
Во диаконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере, двумя архиереями – см. 1‑е правило св. апостолов). Рукоположение во диаконы совершается на литургии после Евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через Царские врата, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом «аксиос».
Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом – полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды.
Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения Трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через Царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом «аксиос» в архиерейское облачение.
Для посвящения в церковнослужители проходят через особое посвящение – хиротесию.
Жезл Аарона (символ священства) не ищут, но если его предлагают, то от него не отказываются.
Источник