Что значит быть родителем психология

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

TPL_BEEZ3_NAVIGATION

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ»

Согласитесь, как бы мы ни любили своих детей, бывают ситуации, когда раздражение перерастает в агрессию, за которой следуют чувства вины и стыда за собственную несдержанность. Многих родителей волнует, нормально ли это и могут ли они считать себя хорошими родителями, испытывая время от времени подобные чувства.

Поспешу успокоить: все мы просто люди со своими слабостями, проблемами. И в первую очередь нужно пытаться разобраться в причине возникновения негативных эмоций, а потом уже устранять последствия и делать соответствующие выводы. А причины возникновения деструктивных чувств могут быть самыми различными. Рассмотрим все по порядку.

С рождением ребенка психология женщины резко меняется. Включается материнский инстинкт, происходит переоценка ценностей, усиливается чувство ответственности. У мужчины появляется больше обязанностей, и, как ему кажется, меньше прав, в том числе на жену, все внимание которой приковано к новому члену семьи. Если раньше нужно было заботиться только о самих себе и о других уже взрослых людях, и это не требовало много усилий, то теперь все по-другому, рядом появилось маленькое беспомощное существо, которое целиком и полностью зависит от вас. Приходится менять привычный уклад жизни, многим жертвовать.

Читайте также:  Что значит этнокультурное положение страны

Особенно сильно меняется образ жизни женщины-матери. В одних случаях женщина осознанно жертвует собой. В других приносит себя в жертву ребенку. В первом случае ее желание совпадает с ее долгом. Во втором — она не хочет жертвовать, но чувство долга сильнее, чем ее желания и потребности.

Чтобы быть более-менее хорошими родителями, оба партнёра в первую очередь должны быть взрослыми зрелыми людьми. Психологически незрелый родитель не способен выполнять полноценную роль родителя. И появление ребёнка никого не сделает взрослым, а напротив только сделает незрелость более явной в связи с отсутствием осознанной родительской позиции.

Эмоционально зрелый родитель – это тот, кто понимает, что для того, чтобы ребенок качественно взрослел, ему нужно прежде всего. обеспечить нормальное детство.

Нормальное детство – это возможность опираться на другого взрослого, доверять ему, чувствовать себя понятым, услышанным, любимым и успешным в своих детских делах. Это беззаботность и радость, неуемная активность и желание познавать, наполненность символическим: сказками, историями, фантазиями, чудесами и волшебством.

Это здоровая зависимость и здоровая идеализация – вера в то, что именно его родители – самые прекрасные, мудрые, любящие, сильные, и они все могут. Это самоощущение «я – хороший, любимый. Я справлюсь. А если не справлюсь, то меня поддержат и помогут. Меня научат справляться самому. И я стану таким же успешным и уверенным взрослым, как мои родители».

Ребенок взрослеет естественно только тогда, когда видит перед собой успешную модель взросления.

Когда учится опираться на взрослых, а затем и на самого себя. Когда учится узнавать новое о себе и мире, слушая интересные рассказы взрослых, наблюдая, как его близкие справляются со взрослой жизнью. Когда видит, что взрослые имеют и разделяют со своими детьми все более полную и интересную жизнь.

Тогда ребенок будет воспринимать взросление не как непосильную ответственность и невыполнимые задачи, а как необъятные возможности, удовольствие и колоссальный интерес – проживать каждый свой возраст, максимально в него погружаясь и выполняя задачи именно этого возраста, активно впитывая все, что стоит впитать, и отдавая взамен, формируя свое будущее.

Рассмотрим основные типы психологически незрелых родителей.

Тип первый: «Быстрее вырастай»

Многие так и не повзрослевшие родители почти сразу после рождения ребенка, мгновенно устав (а на самом деле просто не будучи готовы) от ответственной и непосильной для их психики ноши, хотят только одного: чтобы их дети как можно быстрее повзрослели.

Эмоционально невзрослый родитель легко и непринужденно манипулирует понятиями: когда его мальчику хочется поехать с папой на рыбалку, прокатиться с братом на велосипеде, поучаствовать в общем празднике, длящемся допоздна, то его ребенок «еще маленький», а когда трехлетнего малыша заставляют присматривать за только что родившейся сестричкой, убирать ее игрушки, терпеть ее приставания, то он «уже большой».

Такой родитель убежден, что если ребенок появился в семье, то его, ребенка, задача-минимум – не мешать, не путаться под ногами, не осложнять ему жизнь.

А задача максимум – удовлетворять его, родителя, эмоциональные потребности.

Именно таких родителей ни в каком возрасте невозможно покинуть. И в основном по двум причинам.

Первая причина: даже выросший ребенок будет оставаться возле таких родителей в подсознательной надежде, что вот сейчас он еще немножко поможет маме справиться с чем-то, мама повзрослеет и даст ему, уже тридцатилетнему, сорокалетнему, все то, чего недодала в детстве. Вот-вот уже позаботится, защитит, поймет и примет. И, безусловно, пока он рядом, у мамы и нет особых причин, чтобы взрослеть и хотя бы на старости лет учиться тому, чему бы стоило научиться давным-давно.

Вторая причина: когда мама становится больше дочкой своему ребенку, чем мамой, то ребенок, рано взявший на себя ответственность, несвойственную его роли, не сможет покинуть свою «маму-дочку», потому что та без него не справится. К тому же чувство вины, которое способна актуализировать в ребенке такая мама, будет непереносимым и «неперевариваемым», ведь оно ляжет на уже достаточно рано сформированный ответственно-виноватый фон.

Тип второй «Я все для тебя сделаю»

Такой тип родителя начинает усиленно заботиться о своем ребенке, давая ему все то, чего самому не хватало, уберегая его от того, от чего не уберегли его самого.

Будучи не в состоянии разобраться с собственными детскими дефицитами, травмами и проблемами, такой родитель будет видеть в своем ребенке не личность, отдельно взятую, уникальную и неповторимую, являющуюся даже не суммой генотипов матери и отца, а неким целостным новым, а будет видеть прообраз своего внутреннего ребенка – страдающего, нуждающегося и лишенного.

Такая мама начинает вкладываться в своего ребенка активно и самозабвенно.

Она твердо знает, что ему нужно (что неудивительно, ее внутренний ребенок отлично помнит все то, в чем нуждался). Она дает ему то, что когда-то нужно было ей самой, и удивляется тому, что ее сын или дочь не становятся немедленно счастливы. Она часто жертвует собой, своими насущными потребностями, она вкладывается что есть силы. Она убеждена, что умеет любить и отлично понимает своего ребенка и сделает все, чтобы быть ему хорошей матерью.

Но ее реальные дети почему-то все равно капризничают, куксятся, занимают все ее жизненное пространство, все время дергают ее, все время чего-то от нее хотят, хотя она сделала для них даже больше того, что могла.

И вот тогда она взрывается. Ее «несет», она жутко злится: на их неблагодарность, на их ненасытность, на то, что они не хотят оставить ее в покое! А потом и на то, что ее идея стать хорошей матерью рассыпается в прах, потому что она до ужаса напоминает себе собственную мать и все то, что когда-то случилось в ее детстве.

Даже во взрослом возрасте дети накрепко привязаны к такой матери (или к тому, кто ее заменяет), потому что только в ее присутствии избавляются от тревоги и паники, возникающих от того, что вынуждены лицом к лицу встречаться со взрослой жизнью, а у них маловато опыта под названием «я справился сам».

Они всегда ощущают некую вину, потому что явно («я тебе всю свою жизнь посвятила, а ты…») или неявно приняли эту ее жертву и теперь не имеют права маму расстраивать, покидать, обижать, заставлять волноваться. Тем более что не так уж и редко такие мамы, зациклившись на своем ребенке, разваливают партнерские женско-мужские отношения.

Тип третий: «Ты мне должен»

Это, как правило, родитель, сам рано лишившийся взрослой опеки, выросший в детском доме, в чужой или неблагополучной семье, психологически совершенно не готовый к тому, чтобы иметь детей, но все же их имеющий.

Такой взрослый легко и без сомнений перепоручает свои родительские функции кому-то другому, чаще всего старшему ребенку, когда тот хоть немного подрастает.

Дети получают совершенно однозначные послания – служить своим родителям. Любые их попытки иметь свои собственные чувства и желания воспринимаются как криминал, дети в таком случае немедленно объявляются жадными, эгоистичными, неблагодарными.

Очень часто такой взрослый будет жить в тотальном отрицании. Ребенок может болеть и страдать, но заметят это скорее другие взрослые: учителя, воспитатели, соседи.

Такой родитель не будет защищать своего ребенка ни от унижений, ни от нападений.

Он всегда будет подстраиваться под систему: школу, детский сад, соседей, родственников, религиозную общину, всегда в конфликте принимая сторону системы, а отнюдь не своего маленького, зависящего от него, близкого человечка. Ребенок всегда будет виноват уже тем, что система им недовольна, и его бедной маме нужно стыдиться, бояться или напрягаться.

Многие из тех, кто воспитывался эмоционально незрелыми родителями всю свою жизнь живут только ради того, чтобы порадовать маму или папу. Учатся не там, где хотят, женятся на тех, кого мама предложит, работают и живут там, где надо, а не там, где хочется. Страх не оправдать надежду родителей, настолько глубоко живет во взрослых людях, что они уже порой и сами не понимают почему несчастны, ведь делают вроде все правильно, как положено.

Как правило, эмоционально незрелые родители воспитывались в семьях, где их собственные родители закрылись в эмоциональном плане, когда сами были детьми.

Теперь рассмотрим вариант, когда родительская позиция сформирована и четко определена. В таком случае взрослый может выполнять следующие функции:

  • Контакт(связь с ребенком, чувствительность к нему: это формирует базовое доверие к миру, ощущение «Я есть», чувство безопасности, принадлежности, желанности в этом мире) — это значит, что ваш ребёнок должен ощущать надежную и неразрывную эмоциональную и физическую связь с родителем. У родителя достаточно ресурсов на огромное количество искреннего интереса и внимания к ребёнку тогда, когда ему это необходимо. Любая угроза этой связи порождает в ребёнке постоянный страх, что его оставят. Незрелый родитель не предоставляет ребёнку этой связи, а манипулирует: пока ребёнок хороший — он с ним, если ребёнок плохой — родитель отстраняется.
  • Забота(поддерживает базовые потребности и ритмы ребенка: формирует понимание человеком своих потребностей и умение их удовлетворить, состояние удовлетворенности своей жизнью, умение брать хорошее и не брать, отбрасывать негодное, ненужное; соблюдать баланс «брать и давать» в отношениях) — только родитель формирует способность ребёнка чего-то хотеть и понимать, чего конкретно он хочет. Для этого придётся считаться с ребёнком, а не наполнять его своими мнениями, потребностями и представлениями о том, каким должен быть мой ребёнок, чего он должен хотеть. Незрелый родитель желает, чтобы ребёнок хотел «правильного» и не хотел «неправильного».
  • Контейнер(стабильность; выдерживает потребности, импульсы и аффекты ребенка: формирует устойчивость к стрессу, способность к проживанию чувств, способность справляться с потерями и разочарованием) — да, это значит, что зрелый родитель выдерживает и принимает любые эмоции ребёнка, сохраняя спокойствие. Это родитель обязан обеспечивать ребёнку спокойствие, а не ребёнок должен думать о спокойствии родителя. Незрелый родитель хочет, чтобы ребёнок не доставлял ему неприятных эмоций.
  • Зеркало(отражает ребенку его потребности, импульсы, чувства, действия и т. д.; ребенок бессознательно и некритично впитывает: зеркалит отношение мамы к нему, окружающим, происходящим событиям и т. д. – формирование бессознательных установок в отношении себя, других, мира; жизненные сценарии; получает в наследство как ресурсы, так и травмы предыдущих поколений) — мы не можем транслировать ребёнку ничего другого, кроме самих себя. Зрелый родитель понимает, что не надо воспитывать ребёнка — надо воспитывать себя. Незрелый же родитель уверен, что сможет сделать из ребёнка лучшую версию того, чем был он сам.
  • Посредник(установление связей, постепенная передача полномочий ребенку и окружающим из своей «системы поддержки»: формирует предпосылки для самостоятельности, сепарации, первичной социализации ребенка) — функция родителя всегда в том, чтобы вырастить и отпустить. Незрелый родитель делает ребёнка функцией для себя и своего удовлетворения. Чтобы ребёнок смог выполнять эту функцию — его нужно вырастить максимально зависимым, неуверенным, напуганным, не способным к самостоятельности.
  • «Альфа»(быть уверенной в своей родительской роли; доминирование + забота = формирование безопасной привязанности, опоры на родителей как ресурс, правильная системная иерархия; задает модель отношений с партнером, модель родительства) — родитель для ребёнка должен быть самым безопасным в этом мире человеком. Однако незрелый родитель становится для ребёнка главным врагом и опасностью, потому что там отсутствует понимание, принятие, безусловная любовь и т.д. Есть только ожидания, требования, вина и страх.

Есть очень простая идея — дети похожи на банковский вклад. Что туда положили, то и получите обратно. С процентами. Незрелый родитель в первую очередь не берет на себя ответственность за последствия своих как родителя действий. Он не способен честно задать себе вопрос «Каков мой вклад в происходящее?». У незрелого родителя проблема всегда в ребёнке, а он всегда молодец и лучше знает, как правильно. При этом не прочитав ни одной книги по воспитанию детей, не зная этапы психического развития ребёнка, не понимая своих на самом деле функций.

Незрелый родитель воспитывает незрелого ребёнка. Причём ровно до того возраста, до которого дозрел он сам. Не больше.

Однако не стоит отчаиваться: данная ситуация может измениться – в настоящее время есть много вариантов помощи тем, кто хочет стать для своего ребенка именно тем родителем, который ему нужен.

Источник

Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок

Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.

Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

Немного подробнее о каждом из них.

  • Эго-состояние «Родитель»

Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.

Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

  • Эго-состояние «Ребенок»

Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

  • Эго-состояние «Взрослый»

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».

Как работают эго-состояния?

Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Проблемы состояния «родитель»

Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Проблемы состояния «ребенок»

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Проблемы состояния «взрослый»

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

Источник

Оцените статью