Что значит быть религиозным человеком 4 класс

Религиозный человек — кто он?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Русский философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский сказал, что «человек – это его вера». Но кого можно считать верующим или религиозным человеком? Что вообще это значит – быть религиозным, и откуда взялось само слово «религия»?

С этой статьи мы в рубрике «Толковый словарь» начинаем разбирать и латинские слова. Латинский язык тоже очень важен для Православной Церкви. Как и древнегреческий, это язык Священного Писания. Знаменитая Вульгата, переведенная Блаженным Иеронимом, написана в конце 4 – начале 5 века после Рождества Христова. На латинском языке писали многие отцы Церкви: Тертуллиан, Августин, Лактанций, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Многие слова в русском языке, важные для христианской религии и религиозного сознания, восходят к латинскому языку. То же слово «религия», например. Или «семинария», «конфессия», «культ» и т.д. Поэтому латинский язык наряду с церковнославянским и древнегреческим всегда преподавался в духовных школах (академиях и семинариях) Русской Православной Церкви. Более того, само преподавание в семинариях в нашей стране велось на латинском языке вплоть до 1820–1830-х гг.! Лишь позже в семинариях полностью перешли на русский язык.

Также из латинской лексики берут свое происхождение слова, которые обозначают важные и актуальные явления, отношение к которым сегодня далеко не безразлично для церковного сознания: либерализм, фанатизм, секулярность, толерантность, интеллигенция, мораль, цивилизация, культура и т.д. Все эти слова тоже пришли из латинского языка.

Читайте также:  Лид или лип что значит

Начнем же мы латинский Толковый словарь со слова «религия». Думаю, это будет логично.

Существует несколько теорий о происхождении или этимологии слова religio(еще это слово имеет в латинском языке такие значения как совестливость, благочестие, благоговение, святость и даже сомнение). Каждая из них по-своему интересна и позволяет лучше видеть в феномене религии и религиозности разные смысловые грани.

Итак, еще знаменитый римский оратор и политик 1 в. д.н.э. Цицерон производил religio от глагола relegere – вновь собирать, посещать, перечитывать, опять осуждать и обдумывать. Вот что он говорил в своем трактате «О природе богов»:

«Те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi)».

Если согласиться с таким толкованием и такой этимологией, то тогда религиозен тот, кто относится к Высшей Силе с особым почтением, благоговением и вниманием, кто постоянно думает о Ней и возвращается к ней в своих мыслях, регулярно читает и перечитывает священные книги. То есть, в феномен религиозности обязательно должно входить глубокое почтение и благоговейное отношение к Тому, в Кого и во Что веришь.

Другая, очень известная этимология слова religio принадлежит западному христианскому писателю и оратору Лактанцию (250 – 325). Он считал, что слово «религия» происходит от глагола religare – «связывать», «соединять». Поэтому Лактанций определял религию как «союз благочестия» человека с Богом, благодаря которому человек находится в соединении с Богом:

«С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя “религия” произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека».

Это толкование указывает на самое, пожалуй, существенное в религии, на то, что это реальное соединение или союз Бога с человеком. Оно устанавливается самим Богом, поскольку этим союзом благочестия Сам «Бог соединил с Собою человека». Значит, подлинная религия основана на Божественном Откровении, а не на просто человеческих открытиях. С другой стороны, это и реальная экзистенциальная связь, раз в этом союзе человек на деле, в своей жизни и в своем сердце должен повиноваться и следовать Господу.

В целом же два этих этимологических толкования феномена религии и религиозности хорошо дополняют друг друга. Получается, если исходить из латинского языка, что религиозен тот, кто стремится к благочестивому соединению или союзу с Богом, который невозможно представить без благоговейно и максимально почтительного отношения человека к Богу и Небесным Силам.

Источник

Что значит быть православным человеком — как написать сочинение 4 класс?

Сочинение Что значит быть православным человеком готовые тексты

Прежде всего это значит быть человеком, который принял православную веру и принимает законы православной религии.

Православный человек должен ходить в храм, соблюдать посты, молиться и обращаться к Богу в своих мыслях и поступках.

Нужно каяться в своих грехах и ходить на исповедь, молиться за себя, за друзей и близких, верить в то, что Бог услышит эти молитвы и поможет Вам и другим людям. Православный человек маленького возраста может читать Детскую Библию вместо взрослой, а также смотреть православные фильмы, некоторые из них созданы специально для детей.

Быть православным человеком, значит носить нательный крестик, уметь правильно креститься, кушать на Пасху куличи и крашеные яйца и два раза в год зажигать в Храме свечку. И ни в каком случае не смотреть фильм «Матильда».

Быть православным человеком- это значит креститься, носить нательный крестик, иногда бывать в церкви, смотреть православные мультфильмы, выучить наизусть какую-нибудь молитву и осуждать всех, кто не верит в бога, как ты.

Школьный маскарад, сочинение по литературе.

В конце февраля учительница объявила, что первого марта в школе состоится маскарад, посвященный первому дню весны. Что мы будем провожать зиму и потому должны прийти в нарядных и необычных костюмах. Ирочка тут же спросила:

-А вы тоже будете в костюме, Нелли Ивановна?

-Конечно, Ирочка, — ответила учительница и улыбнулась. — Я буду играть Весну.

-А кто будет играть Зиму? — зашумели дети.

А зиму будет играть директор — подняла палец вверх Нелли Ивановна.

Я очень загорелась этой идеей и стала думать, какой же костюм приготовить к маскараду. Мне хотелось быть кем-то волшебным и сказочным, но ничего кроме зайчика в голову не лезло. Наконец мне пришла одна идея и я очень обрадовалась.

И вот долгожданный день настал. Школу наводнили зайчики, медведи, снеговики, снежинки и даже сосульки. Был даже один ручеек, хотя пока он об этом не сказал, никто и не думал, что это именно ручеек.

Но мой костюм был самым лучшим. Все мне просто обзавидовались. Я была в костюме Снегурочки, а когда меня спрашивали причем тут Снегурочка и весна, я отвечала:

-А вы сказку внимательно прочтите.

Проще всего выделить кого то из родных для идеи, к примеру я хочу быть как моя мама, она везде все успевает и готовить и стирать, даже просто поругать,я хочу быть как мой папа, сильным, смелым, терпеливым, и так далее, главное идею захватить , и сочинение пойдет уже легче.

Зачастую в пословицах и поговорках отражается народная мудрость,которая не теряет своей актуальности вплоть до наших дней. То же можно сказать о пословице: «Береги платье снову, а честь смолоду», ведь честь — это важная часть личности, которая отражает, как человек поведет себя в той или иной ситуации. Именно поэтому нужно с раннего возраста беречь честь, не только из-за людского мнения (ведь его можно изменить), но и для себя самого,: когда у человека есть привычка поступать правильно и честно, то и в сложной ситуации сделать правильный выбор ему гораздо проще.

Сначала разберёмся с теми понятиями, которые нам предложены.

Проклятие — это неизбежное, неотвратимое наказание за что-то, жуткая, в принципе, вещь, которая рано или поздно настигает проклятого. И никуда от этого не деться.

Дар — это благодать, то, что даётся даром, безвозмездно, но опять-таки за что-то или с какой-то целью.

Разум же — это данность. Все мы, без исключения, получаем разум, заслужили мы это или нет. С ним мы рождаемся, но способны в этой данности что-то изменить, использовать её по своему усмотрению либо относиться к ней так, как считаем нужным. В каждом конкретном случае разум используется по-разному. Кто-то копается в «настройках», ломая подарок, кому-то удаётся что-то узнать и даже изменить, кто-то и не пытается разобраться, используя только пару кнопок в этой игрушке, которую не ценит именно потому, что имеет от рождения. Кто-то заслужил наличие разума, кто-то — нет.

И всё же разум — это дар. Только вот чей? И насколько он счастливый? Человечество способно сделать этот дар проклятием (вспомним хотя бы «мирный» атом), в таком случае ни о каком счастье от такого подарка и речи быть не может.

Нельзя промолчать и ещё об одной важной вещи. Люди осознают, что смертны, и часто воспринимают это как обречённость, как наказание. Если бы нам меньше ума, чтобы не могли мы предугадывать безысходность, боль, потери в будущем, может, мы и страдали бы меньше. Если рассматривать разум с этой точки зрения, то он напоминает проклятие Зевсом Прометея. Понял что-то важное, изменил существующий порядок — вот и страдает, вечно испытывая страшные мучения. Хочется надеяться, что безграничные, ещё не исследованные полностью возможности разума позволят людям превратить его в счастливый дар, только боюсь, что это будет не в этом столетии. И не в следующем.

И никогда нельзя оценивать разум, определять его роль для человека и человечества, для цивилизации отдельно от нравственности, ведь один только разум, без Бога в душе, может опустить человека в пучину злодейства, вот тогда это действительно станет проклятием. Яркий пример — преступление Раскольникова или гиперболоид инженера Гарина.

Источник

Конспект урока «Православное учение о человеке» ОРКСЭ 4кл

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

города Рославля, Смоленской области.

Методическая разработка урока

по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

модуль « Основы православной культуры»

УМК «Школа России»

по теме: « Православное учение о человеке».

Учебник : А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.

Учитель начальных классов: Денисова М.В.

« Православное учение о человеке»

Цель:- осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности;

— раскрытие понятий душа, образ Божий в человеке, духовный мир (мир Огня), болезни души,

— получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

— развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

— воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие. Прогнозируемые результаты : — Узнать о православном учении о человеке, понятия «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в человеке».

Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для работы индивидуально и в группах , фигурки человечков из бумаги, видеоматериалы.

Форма организации деятельности:

У: — Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

У: — Ребята, давайте еще раз повторим все ,что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведем блиц – опрос «Основы православия».

-Кто такие христиане?

-Что значит быть православным человеком?

-Что значит слово «молиться»?

-Как по-другому называют Библию?

-Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

3. Постановка цели.

У: — Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с ценностями православной культуры. И я хочу, чтобы вы посмотрели видео, и сами догадались о теме нашего урока.

(Демонстрация видео « Притча о душе»)

У: — Итак, кто может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(о душе).

Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.

«Берегите Жизнь!» — Такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но насколько легче стало сразу
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)

У: — Как вы считаете, что хотел сказать автор этих строк? (обсуждение детей).
— Посмотрите на слайд и прочитайте, что же мы должны будем сегодня открыть для себя нового? ( Слайд 2 )

4. Открытие нового.

У: — Православие говорит нам, что религиозный человек верит в Бога. А как вы понимаете слова: «Человек верит в Бога?», в чем заключается его вера?

( у Бога можно просить исцеления, помощи, совета, мудрости в принятии важного решения)
Работа с учебником с. 32(только первый абзац):

У:- В православии человек тесно связан с Богом, и если человек верит в Бога, то во что верит Бог? Откройте страницу 32 и прочитайте самостоятельно первый абзац. (дети читают, затем отвечают на поставленный вопрос.)

У:- Итак, мы узнали что Бог верит в человека, ведь человек создан по образу и подобию самого Бога. Бог, доверяя человеку, дает ему свободу. А что такое образ ?

( внешние очертания, оболочка, лик ).

У: — Верно. А как вы думаете, что дал человеку Бог, создавая его по своему образу?

( внешнюю оболочку, тело)

5. Работа в минигруппах.

(Минигруппы можно сформировать, если попросить детей повернуться к сидящим позади соседям по парте, и сесть кружком).

У: — Ребята, перед вами на партах лежат фигурки человечков.

На каждой фигурке напишите, что может делать тело человека. Тем, кто испытывает затруднения, можно воспользоваться карточками – подсказками, которые лежат на ваших столах. ( карточки: ходит, бегает, ест и т.д.)

Дети в минигруппах составляют модель тела человека. ( Тело может ходить, сидеть, расти, ползать, болеть и т.д.) ( Слайд 3 )

У: — Да, всё верно. Наше тело как рабочий механизм отвечает за нашу безопасность и движение. Но что отличает человека от животных?

(Человек может говорить, мыслить, у него намного выше уровень развития )

У: — Да, это так. Чтобы человек был подобен Богу, Бог дал человеку душу. Слово « душа» произошло от слова «дышать». Душа невидима, но именно душа делает человека человеком.

У вас на столах лежат сердечки, символизирующие душу человека. Напишите на них, что может делать душа .

Дети в минигруппах составляют модель души человека.( Душа может думать, мечтать, любить, переживать, болеть) ( Слайд 4 )

У: — Можно ли утверждать, что душа- это образ Божий в человеке, а тело- храм для души? Почему?

Дети доказывают своё мнение.

7. Продолжение работы.

У:- Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте фигурку человека на сердечко. Тело и душа неразлучны.

Демонстрация видеоролика притчи « Три Я».

(Обсуждения детей. Дети подводятся к выводу, что душа очень значимая для человека часть, но вместе с тем она таинственна.)

Работа с учебником.

У:- Откройте учебник на странице 33 и прочитайте материал с третьего абзаца по четвёртый.

(Дети самостоятельно читают .)

У:- Итак, мы отметили на фигурах общие и различные свойства тела и души. Как вы думаете, когда про тело и душу говорят, что они растут?

(Дети обсуждают в минигруппах и высказывают свое мнение.)

У: Обратимся к материалу учебника. Прочитайте в группах самостоятельно, чем отличается человек от животного. Выпишите на карточку- подарок дары, которые дал человеку Бог в знак своей веры в него.(заготовки карточек на партах у детей).

(Учащиеся в минигруппах работают с материалом учебника и выписывают дары Бога: свобода, понимание добра и зла, творчество и мысль.)

У:- Прочитайте, что у вас получилось.

(Дети рассказывают о результатах своей работы.( Слайд 5)

У: — Действительно, все эти чудесные дары отличают человека от животных. Это- образ Божий в человеке. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремится к духовному миру.

8. Чтение учителем притчи « Свой мир».

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.

— Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша старика.

— А какие люди жили в городе, который ты покинул?- спросил у него старик.

— Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.

— Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:

— Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только, что приехал и не знаю местных обычаев.

— Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришел?

— Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.

— Здесь ты найдешь таких же.

Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:

— Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…

— У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.

У:- О каком мире в сердце человека говорил старик? Как вы поняли смысл притчи?

(Дети делают вывод о том, что все дары Бога человеку составляют его внутренний мир. А уже от человека зависит, как он их будет использовать.)

У:- Внутренний мир человека- это и есть образ Бога в человеке.

9. Беседа о болезнях души.

У:- Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали ? (Слайд 6)

— Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” .

А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.

(Дети обсуждают и высказывают предположения) .

У: — Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?

(Выслушиваются мнения детей.)

У:- Перед вами на столах в конверте карточки. Ваша задача выбрать и наклеить на жёлтый листок в столбик названия болезней души.

(Дети в минигруппах составляют список болезней души.)

У:- Проверим, что у вас получилось. Какие болезни души вы выделили?

(Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.)

Возможна демонстрация видеоролика « Притча о гневе» с последующем обсуждением.

У:- Ребята, а как исцелить душу от ее недугов? Найдите лекарство для души.

(Обсуждение в минигруппах: добрые мысли и поступки, добрые слова, молитва.)

Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой.

10. Подведение итога.

У: — Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в виде синквейна.

(Учитель составляет синквейн на доске, дети называют выводы)

У:- Назовите главное понятие нашего урока. (душа)

У:- О какой душе мы вели разговор? ( богатая, красивая, здоровая)

У: Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)

У:- Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока.

( Человек должен заботиться о своей душе. Душа-самое ценное, что есть у человека.)

У:- Как назвать душу человека по-другому? (внутренний мир)

У:- Прочитайте ещё раз то, что мы записали. (Слайд 8)

11. Домашнее задание: (Слайд 9)

У: — Поразмышляйте дома вместе с родителями и подготовьте ответ на вопрос: Что такое внутренняя красота человека? Подберите пословицу на тему « Тело и душа»

Литература и интернет- ресурсы:

А.В. Кураев Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.

« Не хлебом единым». Притчи и христианские легенды.- М.: «Белый город», 2013 г.

Арефьева О.В.Урок основ православной культуры. Сайт http//:

Бондаренко Т.Н.Конспект урока Тема: Православное учение о человеке: душа. Сайт http//: vsevmeste . ru

Источник

Оцените статью