- Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?
- Кто такой лидер
- Разновидности лидерства
- Классификация в зависимости от главной функции лидера
- Как помочь ребенку стать лидером
- Как воспитать в себе лидера
- Лидер и руководитель
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Поиск по дневнику
- —Музыка
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Курс XIV Урок 14. Стратегия лидера — быть первым
Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?
Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.
Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.
Кто такой лидер
Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.
Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.
Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.
Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:
Категория качеств | Характеристика |
Физиологическая группа | Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность. |
Психологическая группа | По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. |
Интеллектуальная группа | Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением. |
Деловая и личностная группа | Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность. |
Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.
Разновидности лидерства
Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.
Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.
Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:
- Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
- Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
- Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.
Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:
- бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
- социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
- политический: государственные и общественные деятели.
Классификация в зависимости от главной функции лидера
- Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
- Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
- Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
- Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
- Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.
В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.
Как помочь ребенку стать лидером
Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.
Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.
Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:
- Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
- Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.
Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.
Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:
- Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
- Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
- Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
- Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
- Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.
Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.
Как воспитать в себе лидера
Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.
Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.
Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:
- Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
- Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
- Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.
Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.
Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:
- Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
- Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
- Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
- Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
- Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.
Лидер и руководитель
Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.
Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.
Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:
Признаки лидера в коллективе | Признаки руководителя |
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. | Регулирует официальные связи группы. |
Лидерство — это субъект микросреды. | Руководство — это субъект макросреды. |
Лидерское поведение возникает само собой. | Назначение руководства происходит целенаправленно. |
Лидерство нестабильно. | Существует некая стабильность. |
Нет системы санкций. | Есть система санкций. |
Лидер решает более насущные задачи. | Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия. |
Сфера влияния — малая группа. | Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе. |
Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.
Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:
- Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
- Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
- Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
- Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
- Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
- Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.
Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- XIX. Управление временем (40)
- III. Йога: 21 шаг к самопознанию и личностному рос (37)
- Рецепты здорового питания (35)
- Краткий курс классической философии (35)
- Правила великих людей (28)
- VIII. Творческое мышление: 21 шаг к творчеству (26)
- XVI. Управление персоналом: 21 шаг к эффективности (25)
- Библиотека школы (24)
- Всякие всякости и разные разности (24)
- XIII. Финансовое мышление: 21 шаг к полноценному б (24)
- VI. Позитивное мышление: 21 шаг к оптимизму и счас (24)
- XV. Бизнес в позе лотоса: 21 шаг к созданию прибыл (23)
- XIV. Стратегия лидера XXI века: 21 шаг к истинному (23)
- XII. Нетворкинг: 21 шаг к построению хороших взаим (23)
- IX. Стратегическое мышление: 21 шаг к дальновиднос (23)
- XVII. Власть над самим собой (21)
- I. ЗОЖ: 21 шаг к здоровому образу жизни (21)
- Заметки преподавателя йоги (20)
- VII. Динамичное мышление: 21 шаг к развитию мощног (19)
- IV. Работа с информацией: 21 шаг к эффективности в (19)
- XVIII. Методология обучения (18)
- II. Омоложение: 21 шаг к омоложению тела и ума (18)
- X. Крепкая семья: 21 шаг к крепкой, богатой, процв (10)
- V. Системное мышление: 21 шаг к развитию сильног (10)
- Курс мини-MBA для будущих лидеров (9)
- Стратегии продвижения (4)
- Секреты копирайтинга (3)
- Стратегии великих людей (1)
- Стратегии талантливых людей (1)
- XI. Воспитание детей: 21 шаг к воспитанию успешных (9)
- Автобиографические рассказы (6)
- Философия ста поколений (1)
- Азбука построения личного бренда (1)
- Краткий курс логики (0)
- Краткий курс философии успеха (0)
—Цитатник
Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.
Есть много способов пахнуть скунсом. Мудрость индейцев. Эти высказывания принадлежат Сидячему .
6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.
10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.
Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.
—Поиск по дневнику
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Статистика
Курс XIV Урок 14. Стратегия лидера — быть первым
Теоретическая часть
Что значит быть первым?
Первым всегда достаётся всё самое лучшее: деньги, успех, уважение, внимание противоположного пола и т.д. Почему? Просто потому что они на виду! Они могут не выделяться умом, способностями, достижениями. Но то, что они на виду, — делает их узнаваемыми и успешными.
Поэтому важнейшая стратегия лидера — быть первым .
Быть первым — означает: хотя бы в чём-то превосходить остальных . Если все вокруг вас с высшим образованием — получите два высших образования. Если все вокруг вас кандидаты наук — станьте доктором наук. Если все вокруг вас кандидаты в мастера спорта — станьте мастером спорта. И так далее.
Но самое важное — первым реагируйте на возникающие трудности. На каждую трудную ситуацию смотрите как на возможность проявить себя и повести за собой.
Задайте себе вопросы:
— Чем я могу быть полезен окружающим?
— Почему окружающие выберут именно меня?
Ответив себе на эти вопросы, вы сможете найти точку лидерства и стать первым в любой сфере.
Научное обоснование лидерства
Когда американские исследователи Кэмерон Андерсон и Гевин Килдафф изучали процесс группового принятия решений, то провели один интересный эксперимент. Они разбили студентов на несколько групп, по четыре человека в каждой и предложили им совместными усилиями решить сложные математические задачи. Ход обсуждений исследователи записывали на видеокамеру и предлагали сторонним наблюдателям определить, кто является лидером группы. После этого они предлагали самим участникам группы определить, кто был их лидером. Результат оказался интересным: все единогласно признавали лидерами тех, кто начинал говорить первым! Ещё интереснее было то, что окончательный ответ группы в 94% случаев совпадал с первым высказанным мнением.
Поэтому, если вы хотите, чтобы люди верили вам и шли за вами, начинайте говорить первым ! Предлагайте решения тех или иных проблем, объясняйте преимущества того или иного решения, убеждайте людей в своей правоте — и уже одно это сделает вас лидером.
Вопросы для самопроверки
— Что значит быть первым?
— Какие вопросы себе нужно задать, чтобы найти точку лидерства?
— Почему в групповом общении нужно начинать говорить первым?
Практическая часть
Упражнение 1. Становление чемпиона
Чтобы стать первым, нужно разобраться в себе и найти ключевые точки.
1. Выпишите все свои навыки и умения, после чего найдите среди своих навыков что-то уникальное:
— Я уникален тем, что .
2. Поставьте перед собой цель максимально развить свой уникальный навык:
— Завтра я сделаю . для улучшения своего навыка
— Через месяц я сделаю . для улучшения своего навыка
— Через год я буду уметь . и буду зарабатывать на этом .
— Через пять лет я буду уметь . и буду зарабатывать на этом .
3. Составьте список людей, которые вам могут помочь достичь вашей цели, компаний, в которых вы могли бы проявить и продать свои навыки, а также книг, которые вам нужно прочитать, чтобы улучшить свой уникальный навык:
— Люди, которые мне могут помочь — .
— Компании, в которых я хотел бы работать — .
— Книги, которые мне нужно прочитать — .
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги «Инсайт», все услуги — бесплатно, для остальных — по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/
Рубрики: | XIV. Стратегия лидера XXI века: 21 шаг к истинному |
Метки: лидерство
Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям
Источник