- 7 советов психолога, как научить ребенка ответственности
- Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
- Самостоятельность не равна ответственности
- Когда начинать развивать ответственность у ребёнка
- Как научить ребенка ответственности
- Личный пример родителей
- Последовательный подход
- Право на ошибку
- Поощрение самостоятельности
- Установление связи между поступком и следствием
- Отказ от сравнений
- Права = обязанности
- Как научить ребенка ответственности в учебе
- Заключение
- Как научить ребенка ответственности
- Что такое ответственность?
- Ответственность или послушание?
- С какого возраста можно развивать ответственность?
- О важности личного примера
- Как научить ребёнка ответственности?
- Право на ошибку
- Отказ от навязывания целей
- Отказ от сравнений
- Поощрение самостоятельности
- Связка «права – обязанности»
- Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?
7 советов психолога, как научить ребенка ответственности
Ответственное поведение – то, что объективно необходимо детям для успешности во взрослой жизни. Но с субъективной точки зрения подрастающему поколению гораздо проще, когда за всё отвечают родители. Зачем за что-то отвечать, если есть мама и папа? И всё же взрослым стоит задуматься над тем, как научить ребенка ответственности и воспитать в нём умение принимать самостоятельные решения.
Взрослый человек отличается от ребёнка не только возрастом и ростом, но и определёнными социальными навыками. В том числе и способностью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Управление собственной жизнью – то, чему хотят научить детей многие родители. Но не всегда получается. Как же делать это правильно? Можно ли обойтись без муштры и насилия? Да, но при условии соблюдениях некоторых правил.
Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
В самом общем смысле ответственность понимается как способность индивида к признанию и принятию последствий добровольно выполненного действия. С этим понятием часто связывают и самостоятельность, которая хоть и близка по значению к ответственности, но всё же имеет существенные отличия.
Детскую самостоятельность можно описать двумя словами: «я сам». Это способность малыша или подростка действовать без вмешательства и активной поддержки взрослого. Ответственность же описывается другими словами: «я сделаю». Проще говоря, ребёнок соблюдает договорённость и делает самостоятельно то, что обещал сделать.
Что касается хронологического порядка, то сначала появляется самостоятельность, а ответственность развивается уже на её базе. Самостоятельным бывает и младший дошкольник, которые своими силами проводит уборку, одевается, ест ложкой. А вот ответственными бывают обычно подростки, и то при должном воспитании.
Важно понимать, что проще воспитать самостоятельного, а не ответственного ребёнка. Самостоятельность формируется на основе навыков, приобретаемых малышом по мере взросления. Умение отвечать за свои поступки – более сложный психологический феномен. И не каждый взрослый человек способен справиться с этой «моральной ношей».
Самостоятельность не равна ответственности
Мы уже упоминали кратко об этом, но стоит раскрыть этот нюанс более подробно. Если подросток умеет убираться, выгуливать собаку, готовить себе завтрак, читать книги, то это не означает, что он уберётся без вашего напоминания, каждое утро будет вставать для собачьего променада, листать литературу, заданную для домашнего изучения. Может – не означает обязательно сделает.
А ещё необходимо расставить приоритеты: собрать школьный рюкзак самому или предоставить эту возможность ребёнку, но тогда он опоздает в школу. Если для вас важен порядок, точное соблюдение всех норм, нежелание сталкиваться с дискомфортом, то придётся забыть о детской самостоятельности и ответственности. Ребёнок должен научиться принимать решение, сталкиваться с последствиями своего выбора. Это аксиома! Если хотите, закон мироздания.
Когда начинать развивать ответственность у ребёнка
Маленькие дети инфантильны по своей природе и не умеют быть ответственными. До трёхлетнего возраста малыши вообще не оценивают последствия своих действий. Да, ребёнок говорит маме: «Я сам», но это не означает, что он осознаёт конечные результаты своего поступка. Но это желание делать всё самому и формирует самостоятельность, которая, как мы знаем, является основой ответственности.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают принимать осознанные решения. Конечно, инфантильность ещё никуда не пропала, поэтому сложно требовать от семилетнего школьника качественной уборки или ответственного подхода к выполнению домашнего задания. Как научить ребенка ответственности в 8 лет? Только давая поручения и разрешая ошибаться.
Как научить ребенка ответственности
Итак, формирование ответственности протекает индивидуально в каждом случае, однако можно выделить ряд универсальных правил и советов. Они помогут научить ребёнка принимать решение и понимать последствия своих действий и выбора.
Личный пример родителей
Ребёнок познаёт мир, в том числе и глядя на родителей. И если вы хотите воспитать в своём чаде ответственность, начните с себя. Обещали прочитать сказку? Выполняйте. Хотите, чтобы ваш сын приходил в школу вовремя? Сами не опаздывайте на работу. И так далее. В ином случае дети видят двойные стандарты (маме можно, мне – нельзя), а также понимают, что безответственное поведение всё же допустимо.
Последовательный подход
Нельзя просто сказать ребёнку: «С завтрашнего дня ты сам следишь за выполнением уроков. Я тебе напоминать не буду». Начинать нужно с малого, постепенно расширяя зону и границы ответственности. Например, сегодня он следит за временем и без опоздания приступает к письменной работе. Завтра он сам проверяет ошибки за собой. Послезавтра – выбирает тему сочинения по своему вкусу и желанию.
Право на ошибку
Как научить подростка ответственности, если запрещать ему ошибаться или ругать за каждый промах? Правильный ответ: никак. Ответственное поведение невозможно представить без предыдущего негативного опыта. Да-да, тех самых ошибок, разбитых коленок, плохих отметок и прочих последствий, которые сопровождают принятое решение и сделанный выбор.
Такая последовательность, как «выбор → ошибка → наказание → боязнь инициативы», лишь отбивает у ребёнка желание взять на себя ответственность. Гораздо правильнее выглядит следующая связка: «выбор → ошибка → разбор ситуации → выводы, исправление ошибок». Это и есть ответственное поведение.
Поощрение самостоятельности
Об этом мы уже говорили, но повторим ещё раз. Формирование ответственности у детей невозможно без развития самостоятельности. Если мама следит за расписанием уроков, заполняет дневник, моет за ребёнком посуду и заправляет кровать, то нельзя говорить о воспитании самостоятельной и ответственной личности.
Начинать нужно с малого: того же самого мытья чашек-ложек и самостоятельного одевания. Но это касается маленьких детей. Если говорить о том, как научить ребенка ответственности в 12 лет и чуть старше, то нужно подбирать занятия, соответствующие возрасту.
К примеру, можно поручить подростку поискать дешёвые билеты на самолёт, подарки для родственников и т.д. Или предложить ему купить продукты для обеда, самостоятельно, не по списку. Пусть он приобретёт то, что посчитает необходимым, а потом посмотрит, что из этого можно приготовить.
Установление связи между поступком и следствием
Ответственный взрослый человек понимает, что у каждого действия, решения или выбора есть последствие. А вот маленькие дети часто не видят причинно-следственные связи. Родителям нужно помочь в понимании этого на конкретных примерах. Лучше всего, если они будут касаться самого ребёнка.
Допустим, малыш прыгал по лужам, а потом его ножки промокли, а сам он начал кашлять. Если донести до него эту причинно-следственную связь, то в другой раз он сто раз подумает, прежде чем лезть в лужу. Ведь, простудившись, он не сможет гулять на улице, пускать кораблики, играть с другими детьми.
Отказ от сравнений
Все люди разные, это утверждение не требует доказательств и отлично работает в случае с воспитанием ответственности. Так что сравнения ребёнка с «сыном маминой подруги» крайне непродуктивны и даже вредны. И если соседское чадо в 10 лет самостоятельно ездило в другой конец города на тренировку, то это не значит, что ваш сын способен на такие «подвиги».
Более того, следует избегать сравнений и с собой в прошлом. Конечно, фраза «Вот я-то в твои годы» льстит вашему самолюбию, но никак не мотивирует ребёнка. Вы существовали в других жизненных обстоятельствах, вас окружала иная обстановка, да и опыт разрешения то либо иной ситуации тоже был другим.
Права = обязанности
Что касается подростков, то в возрасте 12-16 лет отлично себя зарекомендовала связка «права – обязанности». Если у ребёнка много обязанностей и он со всеми ними успешно справляется, тем шире должен быть список его прав. И напротив, если он отказывается от выполнения взятых на себя обязательств, то часть прав он теряет.
Как научить ребенка ответственности в учебе
Конечно, было бы здорово, если учёба является личным делом и ответственностью ребёнка. Однако существует риск того, что пущенный на самотёк образовательный процесс приведёт к тому, что школьник перестанет учиться / будет получать одни неуды / станет постоянно забывать портфель, учебники / начнёт опаздывать на первые уроки…
Чтобы этого не произошло, необходимо здраво оценивать возможности ребёнка и найти для него золотую середину ответственного поведения в учёбе. То есть не нужно впадать в крайности. Во-первых, переоценивать возможности школьника, думая, что в 10 лет он уже способен отслеживать свои успехи и планировать свою деятельность. Во-вторых, предъявлять излишние требования к подростку, когда полный контроль сводит на нет все усилия по воспитанию ответственности.
Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4144696/
Чтобы результаты вас не разочаровали, следует помнить о нескольких важных аспектах.
- Возрастные особенности. Возраст – не просто цифры и количество отмеченных дней рождения, а объективный фактор. К примеру, некоторые участки коры больших полушарий мозга окончательно формируются к 13 годам. Это относится к лобным долям, которые отвечают за составление планов, прогнозов, контролирование своей деятельности.
- Пошаговый процесс. Любой навык развивается поэтапно. Сначала за ребёнка всё делает родитель, затем ребёнок делает что-то вместе с родителем, а только потом – выполняет самостоятельно. Это относится и к учёбе, когда на определённых этапах нужен родительский контроль.
- Организация процесса. Взрослый опытнее ребёнка, а значит, именно он должен помочь в освоении навыка школьнику. Чтобы воспитать ответственность к учёбе, нужно правильно организовать весь процесс. Например, составить перечень вещей, которые нужны к каждому уроку, распределить время на домашние задания и т.д.
Любую задачу, проблему нужно решать, исходя из детского опыта. Если ребёнок сам может решать уроки, мириться с одноклассниками, не стоит вмешиваться. Если же опыта решения проблемы нет, нужно помочь школьнику на первых этапах, а потом – отступить в сторону и позволить сделать всё самому.
Заключение
Как научить ребенка ответственности? Основными её компонентами являются самостоятельное поведение, способность признавать собственные ошибки, учиться на них и осознавать последствия своих действий. Именно на формирование этих качеств необходимо обращать особо пристальное внимание, если, конечно, вы хотите воспитать ответственного человека, способного самостоятельно управлять собственной жизнью.
Источник
Как научить ребенка ответственности
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как научить ребёнка ответственности. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Инфантилизм – состояние, присущее детям младшего и подросткового возраста. Привычка считать, что за всё отвечают взрослые, откладывается на подсознательном уровне. Родителям стоит воспитывать чувство ответственности в сыне или дочери. Маловероятно, что оно разовьётся само, ведь оставаться ребёнком проще и удобнее.
Что такое ответственность?
Ответственность – это способность:
- исполнять взятые на себя обязательства;
- анализировать жизненную ситуацию и прогнозировать возможные последствия совершаемых действий или бездействия;
- «примерять» к конкретной жизненной ситуации предыдущий опыт;
- выбирать формат собственных поступков с учётом возможных последствий;
- быть готовым отвечать за результаты сделанного выбора.
Несложно понять, что ребёнку такой «груз» кажется малопривлекательным. Картина мира его ещё не сложена, личный опыт ограничен, и проследить причинно-следственные связи между поступками и их последствиями в юном возрасте получается не всегда. Как научить ребёнка ответственности? Психологи разработали множество рекомендаций, реальность же всегда индивидуальна и зависит от характера младшего члена семьи. Взрослым приходится корректировать эти рекомендации и находить собственные решения.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Ответственность или послушание?
Многие взрослые не видят разницы между этими понятиями. Но послушание – это выполнение поручения, вне зависимости от осознания его целесообразности или правильности. Мотивировка поступает извне – имеет место простая исполнительность. Часто она подкрепляется страхом наказания или опасением выйти за рамки правил.
Ответственность подразумевает наличие осмысленного и самостоятельного решения, последствия которого человек оценивает.
С какого возраста можно развивать ответственность?
Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.
- Родитель учит маленького помощника выполнять несложную работу, объясняя цели и последствия невыполнения. Например, возможна такая логическая цепочка: цветок нуждается в воде, без неё он погибнет, люди, вырастившие растение, отвечают за него.
- Ребёнок осознает необходимость действий, принимает решение их выполнять, но периодически забывает. Ему нужно напоминать о его намерениях.
- Конечная цель – полная самостоятельность, ребёнок осознанно принимает решение заниматься чем-либо. В напоминаниях нужды не возникает.
Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.
Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.
У ребёнка с трёх лет возникает желание взять ответственность в свои руки. Это всем известное: «Я сам». Важно уловить момент, поддержать инициативу и не отбить желания решать свои небольшие вопросы самостоятельно. «Не бери. Не трогай. Не делай, ты еще маленький», – плохая линия воспитания. В статье это хорошо описано. Но не нужно забывать, что перегрузки в этом вопросе тоже ни к чему. И если поручения слишком сложные и ребёнок не может с ними справиться, то эффект будет противоположным. Такая ситуация может напугать, и позже он станет избегать ответственности, пытаясь переложить на плечи других. Зона ответственности должна расти постепенно. В пять лет – одна. В семь – побольше. Далее с каждым годом или полугодием ответственность растёт и задачи усложняются.
О важности личного примера
Если родители не становятся примером ответственного поведения для своих детей, то об адекватном формировании этого чувства можно забыть.
Если взрослые обещают почитать сказку, прийти на утренник, купить игрушку, но не исполняют этого, то у ребёнка на подсознательном уровне формируется и закрепляется установка: безответственное отношение допустимо! Можно сказать, но не сделать. Это понимание закладывается, когда родители ещё являются эталоном поведения. Искоренить его потом, в подростковом возрасте, очень сложно. В этот период происходит переход на новый уровень в физиологическом и личностном (социальном, нравственном) развитии. Вопрос, как научить подростка ответственности и самостоятельности, обретает особую актуальность.
Подростковый возраст – очень сложный период. Именно на этом этапе формирование ответственности особенно необходимо. Учёба в старших классах без осознания её важности и соответствующего подхода не принесёт хороших результатов. В свою очередь, отсутствие базовых знаний не позволит продолжить обучение в престижном вузе и перечеркнёт возможные перспективы.
Как научить ребёнка ответственности?
Выработка ответственности – процесс индивидуальный, но существуют некоторые универсальные рекомендации.
Право на ошибку
Способность осознавать свои ошибки – одна из составляющих ответственного поведения. Взрослые должны признавать право своих детей как самостоятельных личностей на выбор и на ошибку. При этом важно донести до них, что жизнь невозможна без неудач, никто от них не застрахован. Бояться этого не стоит, нужно лишь уметь признавать и извлекать из ошибки урок. Связка «ошибка → наказание → страх повторения ситуации» приводит к боязни брать на себя ответственность. Правильной будет цепочка: самостоятельное принятие решения → ошибка → анализ произошедшего → осознание неправильности собственных действий. Наказание не решает проблемы, а лишь усугубляет ситуацию.
Отказ от навязывания целей
Навязывая своё мнение, родители могут добиться того, что подросток либо озлобится, либо потеряет желание быть самостоятельным, принимать собственные решения и отвечать за них.
Чтобы этого не произошло, нужно знать цели и желания своего ребёнка. Если они кажутся недостижимыми или глупыми, критиковать и высмеивать их не стоит – нужно обсудить ситуацию, рассказать, через что придётся пройти, чтобы добиться задуманного, выяснить, действительно ли есть готовность к этому. В процессе реализации своей цели подростки часто теряют к ней интерес – это их собственное решение, приняв его, они учатся признавать свои ошибки.
Отказ от сравнений
Распространённая ошибка при воспитании – сравнение с более успешными людьми. Это причиняет боль, воспринимается как несправедливый упрёк и в конечном итоге приводит к нежеланию принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ведь всегда найдётся тот, кто будет лучше и успешнее.
Поощрение самостоятельности
Невозможно научиться ответственному отношению к жизни, не развив самостоятельности. Нужно дать возможность подростку обрести собственный опыт. Как позитивный, так и негативный. Проявление самостоятельности должно быть отмечено родителями – это даёт стимул к дальнейшему развитию качества. Можно задействовать таланты подростка на благо семьи – например, если он хорошо ориентируется в Сети, то вполне может подобрать несколько вариантов отелей для предстоящего семейного отпуска или найти дешевые авиабилеты.
Связка «права – обязанности»
В подростковом возрасте хорошо работает связка «права – обязанности». Чем больше обязанностей подросток на себя берёт и чем лучше их исполняет, тем больше прав он получает. И наоборот – не выполняя взятых обязательств, он теряет часть своих прав.
Если ребёнок все делает правильно – не скупитесь на похвалу. Очень важно, чтобы результат возложенной на себя ответственности, принятие решения и его выполнение вызывали положительные эмоции. Тогда такое поведение постепенно станет естественным.
Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?
Родители могут заставить ребёнка учиться, грозя наказанием или предлагая вознаграждение за успехи. Но это приносит временный результат и не способствует развитию адекватного отношения к учёбе. На школьном этапе ответственность – это осознанное решение учиться. Ученику нужно понимать, что даст ему обучение в школе, каких целей он сможет добиться. Важно, чтобы он не боялся получать плохие оценки, иначе в приоритете окажутся они, а не фактические знания.
К сожалению, современная школа не лишена недостатков – зачастую нежелание учиться даже при наличии правильной мотивации является следствием несовершенства учебного процесса.
По данным Росстата, в 2019 году число недовольных качеством образовательных услуг составило 13,3 % (опрос проводился среди людей, имеющих детей в возрасте до 15 лет).
Основные причины недовольства следующие:
- Программа даётся слишком легко. Такая ситуация характерна для одарённых детей. Пробуждению ответственного отношения к учёбе будет способствовать выход за рамки программы, но в условиях обычной школы это практически невозможно.
- Материал «не даётся», а учитель уже переходит к следующей, ещё более непонятной теме – ученик осознаёт необходимость учиться, но у него ничего не получается, возникает паника, опускаются руки.
- Конфликты с одноклассниками, неблагополучный класс – какой бы сильной мотивация ни была, в условиях постоянной эмоциональной встряски добиться хороших результатов в учёбе сложно.
- Конфликт с педагогами – учителя не всегда могут найти подход к ученикам и далеко не всегда правы. Это совсем не способствует успешному обучению. Особенно, если оценки занижаются намеренно. У школьника появляется ощущение, что ничего не исправить, поскольку его никто не будет слушать.
Такие ситуации не являются редкостью и никак не помогают развитию ответственности, а наоборот, полностью нейтрализуют её. Впоследствии это может негативно отразиться и на взрослой жизни.
Смена школы – решение сложное и не всегда осуществимое. Исходя из этого, многие родители выбирают более современный формат – обучение в Домашней школу «ИнтернетУрок». Такой формат образования возможен как с официальным зачислением и получением аттестата государственного образца, так и без зачисления, когда ученик самостоятельно выбирает интересные ему предметы или изучает сложные темы, не прерывая обучения в традиционной школе.
Гибкий подход к построению образовательного процесса пробуждает интерес и ученики более ответственно подходят к обучению. От получения знаний не отвлекают конфликты с одноклассниками или предвзятое отношение учителей.
Как научить подростка ответственности? Главными ее составляющими являются самостоятельность, умение признавать свои ошибки и делать выводы. На развитие этих качеств стоит обратить особое внимание.
Источник