Что значит быть отличником

Содержание
  1. Думай как троечник, работай как отличник: почему выгодно быть сразу и тем, и другим
  2. Преимущества менталитета отличника
  3. Отличники целеустремленны
  4. Отличники умеют ждать вознаграждение
  5. Но игры отличаются от учебы скоростью обратной связи. Если в играх сразу понятно, правильно ли ты поступил, то в учебе нужно ждать результаты ЕГЭ или олимпиад. Отличники умеют откладывать вознаграждение, чтобы достичь поставленной цели.
  6. Отличники самостоятельны
  7. Отличники умеют следовать правилам
  8. Недостатки менталитета отличника, они же преимущества менталитета троечника
  9. Отличники конформны. Троечники — бунтари
  10. Отличники зависимы от чужого мнения. Троечники думают за себя сами
  11. Отличники узко мыслят. Троечники много пробуют и расширяют кругозор
  12. Отличники плохо работают в команде. Троечники развивают социальные связи
  13. Отличники не привыкли ошибаться. Троечники умеют учиться на ошибках
  14. Читайте также
  15. «Я лучше всех, у меня нет права на ошибку»: к чему приводит синдром отличника
  16. 1. Признайтесь себе, что вы отличник
  17. 2. Разложите все по полочкам
  18. 3. Попросите независимой оценки
  19. 4. Попробуйте стать хорошистом
  20. 5. Чаще работайте в коллективе

Думай как троечник, работай как отличник: почему выгодно быть сразу и тем, и другим

Преимущества менталитета отличника — это недостатки менталитета троечника, и наоборот. Автор телеграм-канала о самообразовании «Я ХЗ» и соведущий подкаста «Высшая школа жизни» Кирилл Мишук составил список сильных стороны отличников и троечников, чтобы показать: между ними не только нет противоречий, но напротив — они дополняют друг друга.

Спор о том, кто успешнее в жизни — отличники или троечники, вряд ли когда-нибудь прекратится. Обе стороны имеют свои сильные аргументы, да и иногда кажется, что сам вопрос не имеет смысла и что успех в жизни не зависит от оценок в школе.

Читайте также:  Что значит собака аборигенного типа

Но проблема «отличников» и «троечников» куда глубже отметок: каждая из ролей тянет за собой установки, привычки и отношения к себе и миру. Я не готов дать ответ на философский вопрос о том, какая из двух моделей мышления и поведения успешнее. Зато я побывал и в шкуре отличника, и в шкуре троечника и нашел в каждом варианте свои плюсы и минусы, которые можно комбинировать. Их понимание позволит вам лучше адаптироваться под конкретную ситуацию.

Преимущества менталитета отличника

Отличники целеустремленны

Ради высокой оценки они готовы тратить больше свободного времени на домашние задания. Если не получилось с первого раза, отличники прикладывают больше усилий. Им важно, чтобы учителя думали о них хорошо. Это стимулирует их достигать результатов и приводит к успеху.

Например, для ребенка из провинции хороший балл по ЕГЭ — один из немногих способов перебраться в столицу или другой престижный город. А хорошее образование — социальный лифт, хотя бы для России.

Весь 11-й класс я жил мечтой поступить в один из вузов в Москве: Финансовый университет, Плехановский или НИУ ВШЭ. Ради этой цели тратил больше свободного времени на подготовку к олимпиадам.

Отличники умеют ждать вознаграждение

В начальной школе быть отличником легко. Но чем старше становишься, тем труднее удержать высокую планку. Особенно если начинаешь участвовать еще и в олимпиадах. Это требует отказа от других сторон жизни: компьютерных игр, телевизора или залипания в сети и так далее. Отличник готов отбросить ненужные помехи на пути к цели.

И в играх, и в учебе работают похожие механизмы мотивации: ребенка хвалят за достижения. Только в играх это делают товарищи по команде, а в школе — учителя или родители.

Но игры отличаются от учебы скоростью обратной связи. Если в играх сразу понятно, правильно ли ты поступил, то в учебе нужно ждать результаты ЕГЭ или олимпиад. Отличники умеют откладывать вознаграждение, чтобы достичь поставленной цели.

Психолог Уолтер Мишель провел знаменитый «зефирный тест». Он посадил детей в закрытую комнату и поставил перед ними тарелку с зефиром. Условие было простое: можно было либо съесть одну зефирку сейчас, либо подождать 15 минут и съесть целых две. Часть детей не смогли удержаться и съели зефирку раньше времени. Другие же успешно дождались и получили удвоенную награду.

Но на этом исследование не закончилось. Мишель и его команда наблюдали за жизнью детей несколько лет. Те дети, кто умел ждать, стали более успешными: больше зарабатывали и имели более высокий социальный статус. Попытки опровергнуть результаты эксперимента пока не слишком убедительные.

Когда наступала пора олимпиад, я спокойно отказывался от компьютерных игр. В итоге смог поступить в НИУ ВШЭ на факультет менеджмента, а в июне 2020 года защитил диплом бакалавра. Хоть качеством обучения я не доволен, наличие свободного времени компенсировало недостатки. Точно не жалею о своем выборе и очень рад, что в 16–17 лет мне хватило упорства отбросить лишнее ради достижения цели.

Отличники самостоятельны

Эти люди умеют работать в одиночку и рассчитывают только на себя. Они не любят списывать, а хотят сделать всё сами. Если они получили 4, то в следующий раз лучше подготовятся и сдадут всё на 5, даже если придется пожертвовать сном.

Отличники сами справляются с поставленной задачей: ставят дедлайны, определяют шаги и поэтапно их проходят. Они либо не готовы просить помощи со стороны либо сделают это при угрозе полного провала. Такой самостоятельностью они завоевывают уважение взрослых.

Весной 2016 года я поехал в выездную школу подготовки к олимпиадам по экономике и впервые увидел, как занимаются другие дети: в своем городе я был единственным, кто попал на заключительный этап всероссийской олимпиады. Ребята рассказывали, как они готовились по ночам, что вызывало у меня зависть: я не мог себя заставить заниматься после 22:00.

Отличники умеют следовать правилам

Троечниками не всегда становятся из-за нехватки способностей: недостаток дисциплины также влияет на оценки учителей. У отличников таких проблем нет, они ведут себя как примерные ученики.

Если же отличники внутренне согласны с правилами, то еще и будут их жестко отстаивать. Таких людей трудно убедить последовать за большинством, если они этого не хотят. Они редко убегают с уроков, потому что такой поступок уронит их репутацию в глазах учителей.

Во время учебы в школе у меня ни разу не возникло сомнений, что в школьной программе может быть что-то не так. Я исправно выполнял задания учителей, целиком и полностью полагаясь на их мудрость. Хоть дисциплинарные проступки и случались, это было скорее неумышленно.

Недостатки менталитета отличника, они же преимущества менталитета троечника

Отличники конформны. Троечники — бунтари

Школьная система развивает в отличниках конформность: преподавание предметов не нацелено на создание дискуссии и развитие самостоятельного мышления. Даже в сочинениях по литературе от учеников ждут шаблонные ответы, совпадающие с оценкой нескольких критиков. Отличники на всё это соглашаются, чтобы получить одобрение. Троечники часто имеют свое мнение, не совпадающее с учительским. Они часто не готовы отказаться от него только из-за авторитетности учителей или учебников, стремятся добраться до сути вещей и теряют интерес к школе, если та не отвечает на их личные вопросы.

В школе, чтобы добиться успеха, нужно лишь следовать правилам. Но в жизни пригодится не только послушание, но и критическое мышление и смелость подвергать привычное анализу. Этому творческому сомнению можно поучиться у троечников.

Как стать успешным в жизни? Как сделать так, чтобы люди тебя уважали? На эти вопросы не найти ответа в школьной программе и у многих взрослых. Отличники часто даже не задумываются о таких вещах до конца учебы, а троечники начинают собственные поиски еще в школе или университете.

Отличники зависимы от чужого мнения. Троечники думают за себя сами

Учеба в школе построена на внешней мотивации: ученик никак не влияет на содержание школьной программы и должен делать то, что от него требуют учителя и родители. Преуспеть в школе часто означает угодить взрослым. Отличники, чтобы получить высокую оценку, начинают ориентироваться на мнение других и могут стать от него зависимыми.

Но когда отличник становится взрослым, он должен, во-первых, понять, что не всегда мнение о нем других людей — лучший ориентир для него самого; а во-вторых — примириться с тем, что он может не нравиться другим людям, и это нормально. Троечники гораздо раньше понимают, что невозможно нравиться всем и иногда остаться без поддержки, но со своим мнением гораздо более продуктивно, чем наоборот.

На первом курсе мне тяжело далось решение бросить учебу. Из вуза я не ушел, но и на парах стал появляться всё реже. И сильнее других мое решение не поддерживали родители. Это был первый раз, когда я поступил не так, как они ждали от меня. Я осознанно стал троечником, чтобы потратить больше времени на поиски себя. Считаю, что это время окупилось: я понял, что мне интересны писательство, образование и когнитивная психология.

Отличники узко мыслят. Троечники много пробуют и расширяют кругозор

Целеустремленность отличников имеет свои минусы: они видят лишь один вариант достижения цели. Если они не смогли набрать требуемые баллы на ЕГЭ или не выиграли олимпиаду, то это трагедия.

Троечники видят несколько способов, как добиться своего. Они понимают, что и без крутого образования можно стать успешным. Троечники меньше боятся пробовать новое и искать то, что им действительно подходит. Возможно, у них не такая глубокая эрудиция, зато у них широкий кругозор, они более практично относятся к жизни и раньше начинают работать. Отличники же привыкли, что у них всё должно получаться, поэтому им сложнее менять направления карьеры.

В книге Range журналист Дэвид Эпштейн говорит о важности match quality — ситуации, когда человек занимается подходящим для него делом. То есть оно не только интересно, но еще и хорошо получается. И достичь высокого match quality смогли те люди, кто во время учебы попробовал несколько профессий.

На третьем курсе я впервые устроился по специальности — маркетологом — и понял, что буду искать другую профессию. До этого у меня был опыт в прямых продажах, переводах, технической поддержке и предпринимательстве. Я не стал останавливаться на первом же варианте и искал то, что мне действительно будет интересно.

В японской культуре есть похожее на match quality понятие «икигай» — нахождение предназначения в жизни. Возможно, именно поэтому японцы живут так долго: для них важно быть на своем месте.

Отличники плохо работают в команде. Троечники развивают социальные связи

Самостоятельность отличников помогает им в условиях школы, когда это поощряется установленными правилами. Но в реальной жизни сложные задачи невозможно решить в одиночку. Умение работать в команде — важный навык, который позволяет добиться более амбициозных целей.

Отличники стараются решить всё самостоятельно и крайне неохотно признают, что сами не знают, как делать правильно. Троечники же более охотно обращаются за помощью к другим и вообще делают ставку на развитие социальных связей.

Однако даже великие философы прошлого не работали в одиночку. В своем труде «Социология философий» Рэндалл Коллинз пишет, что 18 из 28 (то есть 64%) первостепенных философов связаны личными контактами с коллегами. Среди второстепенных философов так поступали лишь 33 человека из 68 (то есть 49%).

Из книги профессора Адама Гранта «Брать или отдавать» я узнал, что наибольшего успеха в жизни добиваются люди, привыкшие отдавать другим больше, чем брать. Такие люди готовы помогать в ущерб собственным интересам, не надеясь на ответное вознаграждение. И всё же чаще получают его.

На втором курсе я удаленно работал в криптовалютном стартапе. Это был мой первый опыт работы именно в команде: в отделе продаж у меня был индивидуальный план, и успех зависел только от моих действий. Было непривычно понимать, что я чего-то не знаю, и обращаться за помощью. После окончания проекта со мной справедливо не продлили контракт. Но зато я понял, что крутых результатов невозможно добиться в одиночку.

Отличники не привыкли ошибаться. Троечники умеют учиться на ошибках

Для отличников оценка становится важнее возможности научиться на своих ошибках. Они стараются изо всех сил избежать провала и поэтому делают то, что у них уже хорошо получается, не соглашаясь на интересные занятия с высоким риском неудачи. Троечники более толерантны к ошибкам и больше обращают внимание на интерес к процессу — а потому способны извлечь ценные уроки из провалов.

Американский психолог Кэрол Дуэк выделяет два типа установок: на рост и на данность. Человек с установкой на данность считает, что успех предопределен врожденным талантом и бесполезно прикладывать усилия, если ты изначально обделен природой. Человек с установкой на рост уверен, что, приложив достаточно усилий, можно добиться желаемого результата.

Читайте также

Я очень хотел поступить в Вышку (НИУ ВШЭ). У меня было два варианта: либо хорошо написать олимпиады, либо набрать больше 360 баллов ЕГЭ из 400 по математике, русскому языку, обществознанию и английскому. На ЕГЭ нужно было сделать всё правильно с первого раза. Я посчитал, что поступать через олимпиады проще психологически: можно было участвовать в 5 олимпиадах, хорошо написать лишь одну и всё равно поступить в престижный вуз.

Страх перемен иногда сковывает настолько, что сложно начать действовать. Я преодолеваю этот страх с помощью дневника достижений, куда пишу те занятия, которые всё же смог освоить после первых неудач: катание на роликах, чтение научных статей в оригинале, публичные выступления.

Нельзя утверждать, что троечники круче отличников или наоборот. Для успеха в жизни важны оба майндсета: отличники могут откладывать вознаграждение, что помогает им дождаться более выгодных предложений, — а троечники способны учиться на ошибках и не вступают в конкуренцию за звание самого умного, и потому хорошо работают в команде.

Если понять ограничения каждого из майндсетов, то можно быть одновременно и троечником, и отличником. Я прошел похожий путь и уверяю: это возможно. Хотя и нелегко.

Источник

«Я лучше всех, у меня нет права на ошибку»: к чему приводит синдром отличника

Прыгнуть выше головы, сделать работу лучше всех, получить высшую оценку, завоевать признание коллектива любой ценой — узнаёте себя? Значит, у вас синдром отличника. И, оказывается, это не всегда хорошо. Об этом рассказывает психолог социально-реабилитационного центра «Возрождение» Анастасия Золотова.

Синдром отличника — состояние, при котором он старается достичь самых лучших результатов во всех делах, будь то учеба, спорт, домашняя работа или карьера. Проявляться этот синдром начинает в школе, когда ребёнок усердно учится, чтобы порадовать хорошими оценками родителей. Так он получает признание и любовь от них. Если школьник терпит неудачи, это провоцирует истерики, плохой сон, нервные тики и массу других проблем, что может вылиться в серьезную психологическую проблему.

В социально-реабилитационном центре «Возрождение» на сопровождении состоит такой ребёнок — своим стремлением быть лучше всех он загнал себя в затяжную подростковую депрессию. Но, к счастью, грамотная диагностика первопричин и оперативная работа специалистов помогли ему обуздать свой синдром.

Взрослые отличники уверены, что у них нет права на ошибку. Если не получается — они тут же начинают заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и часто из-за этого впадают в депрессию. Стремясь к своему идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, пренебрегая процессом, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других.

Отличники часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только минусы. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных качеств человека этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении дел, соблюдение временных рамок и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться — важно взять его под контроль. Сделать это помогут следующие шаги:

1. Признайтесь себе, что вы отличник

Самое главное в любой ситуации — анализ и осознание глобальности проблем, вытекающих из нее. Для начала надо честно признаться самому себе, что у вас есть этот синдром, это не плохо и не хорошо. Это будет первым шагом для корректировки данного синдрома, укрепления его сильных сторон и контроля над слабыми. Никто не говорит, что это будет легко, но это сделать необходимо.

2. Разложите все по полочкам

Вторым шагом станет понимание положительных и отрицательных сторон, которые вы получаете от состояния отличника. Что вам мешает жить, а что, наоборот, делает счастливым. Возьмите листок и ручку и начните анализировать свои стороны со знаками «плюс» и «минус». Например, вы ответственный, исполнительный, четко выдерживающий временные рамки, — это же прекрасно, записываем в плюс. Но при этом вы совершенно не можете воспринимать критику со стороны, это вас раздражает и выводит из равновесия — записываем в минус. Привыкли добиваться результата любыми путями и при этом не получаете удовольствия от процесса — это тоже повод поработать над собой. Пропишите свои плюсы и минусы, которые вы считаете важными. И приступайте к смягчению минусов.

7 причин, почему быть троечником гораздо лучше, чем отличником

3. Попросите независимой оценки

Отличники, как правило, тяжело воспринимают критику — и оценку со стороны тоже воспринимают болезненно. Но для того, чтобы качественно проработать свой синдром, взгляд со стороны будет очень кстати. И как урок по работе с критикой, и как независимая оценка обладателя синдрома. Постарайтесь не воспринимать ее как строгие замечания, выговоры или укоры. Принимайте оценку трезво, без обид и расстройств, как добрый совет, который поможет сделать вас еще лучше.

4. Попробуйте стать хорошистом

Проведите эксперимент, сделайте какую-нибудь работу не отлично, а хорошо. Качественно, в сроки, но не перебарщивая с идеальностью. Позвольте себе немного расслабиться и насладиться процессом, а не результатом. И вы увидите, что успешное выполнение нескольких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать на высшем уровне. Проведите анализ своих чувств после: что-то изменилось?

5. Чаще работайте в коллективе

Поменяйте свой девиз: «Я лучше всех» на «Один за всех и все за одного». Коллективная деятельность — отличная профилактика и контроль «минусов» синдрома отличника. Распределение ответственности, делегирование, поддержка, интересный и увлекательный процесс, возможность совершить ошибку, развитие гибкости и многие другие полезные процессы вы сможете познать в групповой работе. Чем чаще вы будете работать в группе, тем лучше будет результат.

Если же вам тяжело самостоятельно контролировать синдром отличника, обращайтесь за помощью к психологам столичных семейных центров

Специалисты подскажут, как выйти из трудной ситуации и восстановить жизненное равновесие. Для удобства граждан на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый может оставить свое обращение и получить обратную связь в течение одного рабочего дня.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Vectorium

Источник

Оцените статью