Что значит быть официантом

По ту сторону стола: плюсы, минусы и секреты работы официантом

Категория: Бизнес

Читайте также

10 научных причин почему нужно читать книги

Четверо реальных людей, оставленных на произвол судьбы

Ученье — свет: самые престижные и желаемые ВУЗы мира

Как улучшить зрение: топ-5 реальных методов

Как преодолеть тягу к сладкому

Одни из самых популярных направлений работы среди вакансий на сайте о найме сотрудников – это профессии в сфере обслуживания. Первое место среди них занимает профессия официанта. Вообще, работа в общепите, в частности официантом, имеет много подводных камней, о которых многие и не подозревают. Снаружи всё может казаться красочным, а так ли это внутри заведения?

В этой статье мы расскажем о работе официанта изнутри и откроем несколько интересных фактов, которые будут полезны не только тем, кто раздумывает пойти работать официантом, но и потенциальному гостю ресторана.

Плюсы

Сайты, предлагающие поиск работы, просто кишат объявлениями о найме официантов. Практически везде есть кафе, рестораны, бары, ночные клубы и т.д., поэтому можно выбрать любое заведения на ваш вкус.

«Чаевые» – это, по сути, то, с чего состоит весь заработок официанта, а значит, что многое будет зависеть именно от вас и вашего умения располагать к себе людей. Обычно, чем популярнее заведение и чем оно престижней, тем больше чаевых оставляют гости. Поэтому советуем не останавливать свой взгляд на привокзальных кафешках, а мыслить шире.

Система чаевых у каждого заведения своя. Кто-то не практикует их вообще, хотя сейчас это встречается редко, кто-то позволяет забирать все чаевые официанту. В некоторых случаях вам придётся отдавать определенный процент чаевых, например, посудомойщице, если вы не хотите самостоятельно натирать посуду, что, хоть и неприятно, но является обязанностью официанта. Бывает, что какой-то процент чаевых может идти администратору, бармену или же кухне, так как они тоже играют свою роль в процессе обслуживания.

Некоторые заведения практикуют общий «чай». То есть, все официанты смены отдают заработанные «чаевые» в общий куш, а потом делят поровну. С одной стороны, это немного стабилизирует ваш доход, ведь бывает, что как ни старайся, а «чаевые» не идут. С другой стороны, если вы заработали больше, то эти деньги придётся отдать, а некоторые нерадивые коллеги будут выезжать за счёт вас. Но это сугубо ваш выбор, поэтому лучше уточнять о принятой системе при найме на работу.

Если вы работаете в престижном и популярном месте, куда стекаются люди, которые не прочь потратить вашу месячную зарплату за один вечер, то, соответственно, ваш заработок также будет достаточно высок за счёт заработанных чаевых.

Также иногда рестораны практикуют процент от продаж, как дополнительный стимул к работе, что хоть и немного, но дополняет ваш заработок.

  • Многие заведения берут на работу студентов
  • Многие заведения не требуют опыта работы
  • Удобный график работы

В большинстве ресторанов/кафе вы можете сами построить себе график выхода на работу. Даже если такой возможности нет, то всегда есть коллеги, которые смогут поменяться с вами сменами. Именно поэтому обычно официантами устраиваются студенты, совмещая работу с учебой, или же просто желающие подработать.

Зачастую администраторами ресторана становятся не те, кто отучился в ВУЗе от 4 до 6 лет, а обычные официанты, которые хорошо выполняли свою работу. Конечно, при условии, что вы готовы пожертвовать несколько лет своей жизни одному заведению за такую возможность.

Любой ресторан – это, прежде всего, еда, а еда – это то, чем мы никогда не перестанем пользоваться. Ознакомившись с кулинарными традициями вашего ресторана, вы с лёгкостью сможете применить эти знания в дальнейшем, что, безусловно, отразится на вашей эрудированности.

Минусы

Ваш заработок напрямую зависит от вас и от вашего заведения и количества работы. Некоторые официанты могут получать хорошие деньги и поэтому не спешат увольняться, другие – нет. Однако обычно ставка официанта очень небольшая.

Многие думают, что работа официанта – это золотая жила, ведь мало того, что есть ставка и «чаевые», так ещё и некоторые заведения практикуют включать в счёт 5,10,15% за обслуживание. С помощью нехитрой математики и приблизительного знания среднего чека получаем зарплату, которой можно только позавидовать. По этой причине в таких заведениях «чай» обычно небольшой. А зачем его давать, если вы и так уже заплатили процент от чека?
Гости даже не подозревают о том, что эти проценты за облуживание в большинстве случаев – нехитрый обман: что идут они не официанту, а в карман собственнику заведения.

Поэтому имейте в виду при трудоустройстве, что наличие включённых «чаевых» будет сильно сказываться на реальные «чаевые».

Чаще всего весь ваш заработок будет зависеть от «чаевых», а это значит, что сегодня вы можете идти с карманами, полными денег, а завтра питаться дошираком. Бывает, что то, сколько «чая» вы заработаете, практически не зависит от вас.

Помимо того, что гости бывают разные, вообще понятие «чаевых» в сознании нашего народа ещё недостаточно укоренилось. Если за границей принято всегда оставлять «чаевые», обычно в размере 10-15% от счёта, то у нас даже их наличие уже хорошо.

Работа официантом – это постоянная погоня с одного конца зала в другой и после рабочей смены ваши ноги не скажут вам «спасибо» за это. Кроме того, некоторые заведения не делают скидок на то, что вы девушка или просто не в состоянии поднимать тяжести. Устроился – будь добр: тягай столы, тащи ящики и передвигай мебель.

Помимо того, многие хорошие заведения устанавливают правило никогда не сидеть в зале, даже когда нет работы, что очень сложно выдержать физически.

  • Обычно рабочий день длится более 8 часов
  • Неоплачиваемые переработки

Многие заведения практикуют правило «работаем до последнего гостя». Однако вы можете столкнуться с тем, что за переработку вам никто не будет платить, якобы это уже входит в ваши обязанности. В этом случае остаётся надеяться на хорошие «чаевые».

  • Обычно эта работа не на долгое время

Для многих людей не кажется заманчивой перспектива проработать официантом всю жизнь или даже несколько лет. Обычно это временная работа или же подработка, что влечёт за собой большую текучку кадров и влияет на слаженность коллектива, ведь приходится постоянно привыкать и срабатываться с новыми коллегами.

  • Для хороших заведений требуется опыт работы

Да, вас возьмут в небольшую кафешку, сетевое заведение без опыта работы, но если ваша цель – престижный ресторан класса VIP, то тут работодатели будут ставить рамки даже жёстче, чем при трудоустройстве в хорошую фирму, ведь официант – это лицо ресторана. К требованиям могут относиться опыт работы сроком минимум полгода, ограничение в возрасте и знание английского языка.

Гости не всегда бывают хорошими и, наверное, самое обидное в работе официанта – гость всегда прав, даже когда правда на вашей стороне. Вы должны молча стоять и улыбаться, ведь это часть вашей работы. С другой стороны, такой минус можно найти чуть ли не в каждой работе. Также, если вы работаете в популярном заведении, то вам никак не избежать «запары», работать в которой надо ещё привыкнуть.

Также нужно понимать, что официант – это тот же продавец, но его работа имеет свою специфику. Главная задача ресторана – это не только оставить гостя довольным, но и заработать на этом деньги. Официант – это тот работник, который наиболее тесно контактирует с гостем, а это значит, что обязанность продавать практически полностью возлагается на его плечи. Это не то, что можно отнести к плюсам или минусам данной работы, потому что нравится или не нравится вам выступать в качестве продавца – зависит только от вас.

Сейчас многие рестораны практикуют стратегию «активных продаж». Что же это? Обычно официант выступает в качестве связующего звена между гостем и кухней. Тогда процесс продажи выглядит так: заказ гостя – передача заказа на кухню – рекомендации за надобностью гостя. «Активные продажи» предполагают всевозможное склонение гостя к тому, чтобы заказать как можно больше и, соответственно, получить из этого больше прибыли.

Задача официанта в этом случае – постоянно предлагать гостю попробовать что-то. Например, при заказе чая официант предлагает вам вкуснейший десерт к нему. Это и есть составляющая «активных продаж». Когда официант сам предлагает вам какое-либо блюдо, не успели вы открыть меню – это «активные продажи». Вместо того, чтобы сказать: «У нас есть вкусный стейк», — официант говорит: «Попробуйте наш сочный стейк из телятины с ароматными овощами на гриле», то есть использует «вкусные» эпитеты, как «сочный», «ароматный» и т.д. – это «активные продажи».

Гости обычно даже не замечают этого, но охотно берут всё, что вы им предложите.

С позиции официанта это может прибавить работы, ведь далеко не все могут быть такими красноречивыми.

Что ещё нужно знать о профессии официанта, так это то, что многое зависит от формата выбранного вами заведения.

Обычно в ресторанах при гостиницах у официантов есть множество дополнительных обязанностей, но часто зарплата не отличается от той, которую предлагают другие заведения. Например, работая в ресторане при гостинице, вы столкнётесь с необходимостью обслуживать завтраки. Учитывая, что стандартно завтраки начинаются в 7:00-8:00, вам придётся приходить рано на работу и особо не надеяться на «чай», ведь на завтраках это происходит достаточно редко. Кроме того, помимо основных обязанностей, вы также будете поднимать еду в номер гостя при его желании, проверять и пополнять минибары.

Работая в заведении ночного типа (караоке-бар, ночной клуб и т.д.), вашей прямой обязанностью будет постоянная или периодическая работа в ночные смены, что физически очень сложно. Конечно, для определённого типа людей это не является проблемой, к тому же, если у вас нет возможности заработать деньги днём, эта работа может вполне подойти. Нужно отметить, что ночные заведения всегда очень шумные и в дальнейшем может возникнуть проблемы со слухом. Кроме того, количество неадекватных пьяных гостей в заведениях такого формата на порядок выше, чем в остальных.

Однако плюсы тут тоже есть! Часто именно в ночных заведениях можно больше всего заработать «чаевых».

В заключение можно сказать, что работа официанта по-своему сложна и многогранна, однако от этого она не перестаёт быть интересной. Вы можете не только приобрести навыки и знания, которые вам пригодятся, но и получить жизненный опыт, особенно связанный с общением с людьми, что намного важнее. Вы также сможете посмотреть на жизнь с другой стороны баррикад, точнее, с другой стороны стола.

Источник

Профессиональный официант – это не просто гарсон с подносом, это — лицо заведения. Во многом, от того, насколько умела, внимательна и доброжелательна команда официантов, настолько велики шансы кафе, ресторана получить репутацию высококлассного заведения, обрасти постоянной клиентурой, увеличить количество банкетов на площадке и, соответственно, увеличить доходность всего заведения.

Мастерство появляется не сразу. Но если есть планы сделать работу официанта своей профессией и расти дальше по карьерной лестнице ресторанного бизнеса, нужно освоить ряд профессиональных умений. Кстати, многие успешные ныне рестораторы начинали официантами.

Какие навыки должен развить в себе и какие умения приобрести будущий профессиональный официант? Об этом сегодня — в статье www.4banket.ru

Набор личных качеств профессионального официанта

Хороший официант получается из того, кто сочетает в себе определенные природные задатки и приобретенные профессиональные характеристики.

Личностные качества официанта первичны. Не случайно, именно на них обращает, в первую очередь, внимание работодатель на собеседовании. Он правильно полагает, что научить можно многому, но только не искренней доброжелательности и сердечной улыбке.

6 личных качеств хорошего официанта

  • Коммуникабельность.

Официант не получится из социопата, замкнутого и неразговорчивого. В коммуникабельность входит также и психологическое чутье. Хорошие официанты всегда чувствуют своего клиента, знают, что и когда ему предложить, а что делать, категорически, не следует. Это чутье помогает им расположить к себе, а значит, и к заведению. Расслабленный и довольный обслуживанием гость тратится на заказ и не скупится на чаевые.

  • Вежливость и доброжелательность.

Не всегда вежливый и воспитанный человек ведет себя доброжелательно по отношению к другим. Хороший официант сочетает в себе такт, терпение и доброе отношение к окружающим. Он не будет спорить, настаивать на своем, обернет все в шутку, если возникнет напряжение. И сделает это легко и непринужденно, не смущая сидящих за столом.

  • Стрессоустойчивость.

Без этого личностного качества хорошего официанта не получится. Слезы и истерики из-за грубого гостя, подгоревшей котлеты и опрокинутого подноса – не допустимы для профессионала. Важны невозмутимость, спокойствие и уравновешенный характер, позволяющий контролировать и трезво оценивать ситуацию в зале, не впадать в панику в случае форс-мажора.

  • Умение работать в команде.

Одиночкам и индивидуалистам профессия официанта не подходит. Служба сервиса и обслуживания посетителей подразумевает командный дух и совместные усилия ради общего дела. Если кто-то начнет тянуть одеяло на себя и откажется подставлять плечо товарищу по команде, то команда распадется. Это недопустимо в работе официанта, полной непредвиденных ситуаций, когда поддержка коллег крайне важна.

Заповедь «Не укради!» должна быть незыблемой для официанта. Обсчет клиентов, недосдача, утаивание чаевых от коллег, обман и подлог губительны не только для карьеры официанта, но и для репутации заведения.

  • Исполнительность и ответственность.

Эти качества – прямой путь к профессионализму в любом деле. Их проявлением является и точность – истинный профессионал никогда не позволит себе опоздания на работу или не явку по неуважительной причине.

Что должен уметь официант: профессиональные навыки

Профессиональные навыки приобретаются. На скорость овладения секретами профессии влияют два фактора:

— природные таланты — удачный набор личных характеристик;

— личная заинтересованность — нацеленность на результат.

Профессиональный официант в ресторане это:

  • Невидимый ниндзя быстрый как молния.

Он появляется ниоткуда и исчезает в никуда и вновь появляется, уже с заказом. Грязные тарелки исчезает сами собой, бокалы всегда полны…

  • Телепат, читающий мысли на расстоянии.

Хороший официант умеет предугадывать желания своего клиента, не надоедать с расспросами и советами, возникать по мере необходимости и растворяться в воздухе, если необходимости в нем клиент временно не испытывает. Он понимает гостя с полуслова и полувзгляда.

  • Человек, запоминающий все с лёта.

У официанта должна быть хорошая память. Ему предстоит запомнить в подробностях заказ клиента, чаще не одного – с разными соусами, степенью прожарки стейка и прочими личными пожеланиями. Ему предстоит в точности передать заказ на кухню, проследить, чтобы все было сделано, как просил заказчик, подать в нужное время и в нужной последовательности. При этом, в голове официант «держит» нюансы не одного столика!

  • Воплощение толерантности и сплошной компромисс.

Профессиональный официант в своем лексиконе не имеет некоторых слов и умеет обходиться без них: «не могу», «не знаю», «не буду», «не умею». Все частицы и приставки со смысловым негативным или отрицательным оттенком официант избегает при общении с клиентом. Это касается и категоричных утверждений из уст официанта.

  • Кладезь красноречия.

У профессионального официанта должен быть подвешан язык. Ценится умение так рассказать о блюде, с такими аппетитными подробностями, что гость не сможет удержаться, чтобы не заказать его. При этом, не впадая в навязчивую крайность и не привирая. Все должно быть достоверно и соответствовать действительности.

  • Повелитель столового этикета.

Официант обязан владеть всеми нюансами сервировки и обслуживания за столом – где и для чего какая вилка, с какой стороны и какой рукой наливать вино клиенту, кому из сидящих за столом вручать меню первым, с кого начинается обслуживание на банкете и т.п.

Кроме того, официант престижного ресторана должен разбираться в марках вин, уметь их презентовать.

Чего не должен делать официант или 8 нельзя

Есть ряд правил, которые касаются всех официантов, обслуживающих разные виды банкетов.

Нельзя:

— торопить гостей с заказом;

— утаивать от клиента информацию о времени приготовления блюда;

— вести разговоры с клиентом на посторонние темы, отвлекать его от еды;

— иметь неопрятный вид;

— приносить свои личные проблемы и переживания в зал;

— навязывать свои вкусы и предпочтения посетителю;

— задерживать сдачу, надеясь оставить ее себе в качестве чаевых.

Вывод от www.4banket.ru : хочется повторить ещё раз: «Официант — это лицо заведения!» Так пусть лицо Вашего ресторана будет доброжелательным, улыбчивым, умным и красивым!

Желаем Вам не терять лицо!

Источник

Читайте также:  Что значит глючит смартфон
Оцените статью