- Вампирократия
- Этот мир принадлежит им
- Природа оборотней
- I. Двойственность в единстве
- II. Загадка зверочеловека
- III. Психология оборотней
- Кто такой оборотень на самом деле?
- Кто такой оборотень?
- Оборотни и метвецы
- Способы стать оборотнем
- Типы оборотничества и оборотней
- Волки-оборотни
- Шаманы-оборотни
- Страх перед оборотнем и защита от обортня
Вампирократия
Этот мир принадлежит им
Природа оборотней
I. Двойственность в единстве
С точки зрения стороннего наблюдателя оборотень представляет собой два различных существа, соседствующих в одном теле. Прежде всего оборотень — это человек, живущий обычной жизнью со всеми ее страстями и проблемами. Он не герой и не преступник, просто еще одно лицо в толпе других людей, которые всегда являются лишь тем, чем кажутся. С другой стороны оборотень — это хищный опасный зверь, таящийся от любопытных глаз под покровом тьмы. Его дороги — загадка для людей, не способных последовать за ним в его ночных странствиях. Человек по большей мере безопасен, хищник же таит в себе смертельную угрозу. Человек и зверь неразделимы, хотя и не тождественны друг другу. Так думает сторонний наблюдатель.
Рассказанная Льюисом Стивенсоном история Джекила и Хайда сильно исказила образ оборотней в массовом сознании, сместив проблему оборотничества в моральную плоскость: если в человеке живут два существа, то кто из них является истинным? Несет ли человек ответственность за поступки зверя и можно ли безнаказанно убить хищника, если знаешь, что вместе с ним погибнет и человек? На протяжении долгого времени эта моральная дилемма решалась весьма простым и безыскусным способом: оборотня нужно судить за преступления зверя, когда он находится в человеческом обличии, и можно со спокойной совестью уничтожить его, если он перекинулся в хищника.
Таким образом между человеком и зверем была проведена черта, отделившая одно от другого, что впоследствии породило теорию шизофренического раздвоения личности, призванную объяснить феномен оборотничества. Кроме того, человек был в некоторой степени оправдан, когда развитие науки принесло надежду на излечение от оборотничества средствами медицины, поскольку христианские проповеди оказались в этом деле совершенно бесполезны. Однако примитивная фармакология и зарождающаяся психиатрия не принесли нужного результата. Возможно зверь оказался сильнее всех достижений человеческой цивилизации, хотя есть и другое объяснение: проблема была сформулирована неверно и опиралась на ложные предпосылки, испытавшие на себе влияние религиозных представлений о человеке, как об оторванном от природы творении Бога.
Кажущаяся двойственность оборотня возникла из христианского дуализма «добра» и «зла», веками влиявшего на мышление лучших представителей науки и философии. Человек был, очевидно, божьим созданием, а поселившийся в нем зверь — кознями Дьявола, стремившегося исказить замысел творца. Сначала считалось, что освободить человека из цепких лап Сатаны можно лишь с помощью молитвы. Затем, когда оборотничество перешло в разряд заболеваний, за дело взялись медики, следовавшие все той же квазирелигиозной логике: болезнь — это искажение истинной природы человека; оборотничество искажает природу человека, следовательно, оборотничество — болезнь, которую хотя бы теоретически можно вылечить. Результаты их стараний известны любому, кто умеет считать до нуля.
Двадцатый век перевернул многие представления людей о самих себе. Открытия Дарвина, Фрейда и нескольких поколений генетиков и этологов доказали, что на глубинном уровне человек является животным, вырастая из него в нечто большее, но не антагонистичное своему истоку. Эту мысль можно пояснить на простом примере: автомобиль является далеким потомком телеги, однако автомобиль и телега не тождественны и не противоречат друг другу. Автомобиль можно превратить в телегу, если запрячь в него лошадей (в некоторых отсталых регионах планеты так и поступают, если нет бензина), а поставив на телегу мотор мы превратим ее в некое подобие автомобиля. При этом не нужно думать, будто «Лада Калина» представляет собой промежуточное звено между телегой и «Феррари», скорее это тупиковая ветвь эволюции, обреченная на вымирание в конкурентной борьбе за потребителя.
В деле исследования психологии оборотней двадцатый век оказался решающим. Если человек имеет биологические и психологические корни в животном мире, прежняя теория, четко разделяющая людей и животных, была в корне ошибочна. В оборотне живут не два разных существа, а одно, обладающее развитыми способностями к трансформации. Сегодня нам кажется очевидным, что физическое превращение человека в зверя должно подразумевать и структурные изменения в личности, протекающие с той же скоростью. Оборотень превращается в хищника как внешне, так и внутренне, и никакая другая сущность в нем не обитает. Исключив из уравнения лишнее, мы получили правильный ответ… и целый ворох новых вопросов.
II. Загадка зверочеловека
Вопрос о сущности звучит немного странно, однако обойти его вниманием нельзя. Формулируется он примерно так: является ли оборотень в действительности человеком или зверем? Мы отличаем людей от животных в первую очередь по их признакам: человек ходит на двух ногах, зверь — на четырех, человек умеет рассказывать несмешные анекдоты, зверь может укусить. Когда мы видим оборотня в человеческом обличии, мы считаем его человеком, потому что он соответствует нашем представлениям о человеке. С животным дело обстоит точно так же. Так можно ли считать внешние признаки достаточным основанием для подобной классификации? В случае с обычными людьми и животными — да, проблема в том, что оборотень со всей очевидностью выпадает из этого ряда. Не следует ли нам отнести оборотней к отдельному классу существ, отличных от людей и животных?
Представьте себе многоэтажный дом, где все люди живут в своих квартирах, а один человек поселился в лифте, свободно перемещающимся между этажами. Можем ли мы назвать лифт обычной квартирой на том лишь основании, что в нем кто-то живет? Лифт — это устройство, предназначенное для иных целей, хотя в нем действительно можно жить, но это не квартира. Оборотень за час может преодолеть миллионы лет эволюции, опускаясь в персональном лифте своего тела в глубины биологической истории нашей планеты. Вопрос о том, как он это делает рассматривался в предыдущей статье (см. Происхождение оборотней), сейчас куда как важнее понять, что это значит.
Мы привыкли считать оборотня человеком только лишь потому, что видим его таким. Если бы волки имели способность к абстрактному мышлению, они бы думали, что он волк, который зачем-то превращается в человека. Так кто такой оборотень на самом деле: человек или зверь? На каком этаже живет человек, который поселился в лифте? Является ли человеческое обличие по-настоящему подлинным для оборотня, или он прикидывается человеком точно так же, как научился прикидываться волком?
Последний вопрос требует пояснения. На самом деле оборотень, трансформирующийся в волка, не просто опускается вниз по эволюционной лестнице, но еще и мимикрирует, имитируя внешность знакомых нам животных. Современный волк не является прямым предком людей, и превратиться в него просто так невозможно. Требуются дополнительные усилия, чтобы оборотень сделался похожим на кого-то из сегодняшних животных: возможно это просто маскировка или движение вверх по соседней эволюционной ветке, что, впрочем, сопряжено с огромными затратами энергии, которых можно избежать с помощью искусной имитации. Скорее всего оборотень не превращается в волка, а лишь принимает его облик, оставаясь в действительности кем-то другим. Если мы сделаем еще один шаг вперед в наших рассуждениях, то зададимся вопросом: не имитирует ли оборотень внешность человека точно так же, как и обличие животного. Допустимо ли после всего сказанного называть этого генетического Протея человеком или волком?
Несомненно, что первых оборотней создавали из людей, однако более чем тринадцати тысяч лет эволюции и скрещивания как с людьми так и с животными вполне достаточно, чтобы границы человеческой природы в них были сильно размыты, а то и вовсе утеряны. Вообразим человека-оборотня, который женился на простой женщине, родившей ему дочь, унаследовавшую генетику своего отца. Она будет человеком и оборотнем. Достигнув репродуктивного возраста эта девушка во время одного из своих ночных странствий забеременела от волка и у нее родились дети (в преданиях описываются подобные случаи). Кем они будут: людьми, волками или зверочеловеками? Чей генотип возьмет верх: человеческий или волчий? Если она родит волчат, то какими способностями они будут обладать и смогут ли иметь потомство?
Ответить на эти и многие другие вопросы невозможно, поскольку у нас чрезвычайно мало достоверных данных о половой жизни оборотней и их генетических особенностях. Люди с большей охотой интересовались кровавыми похождениями оборотней нежели их сексуальной жизнью. В прежние времена подобные темы были табуированы, а сегодня благодаря сексуальной революции любые исследования в данном направлении будут дискредитированы вследствие широкого распространения фурри и йифф-арта. С другой стороны нельзя исключать, что мода на йифф представляет собой отголосок родовой памяти человечества, регулярно сталкивавшегося с последствиями «сексуальной распущенности» оборотней. Такие вещи не проходят бесследно, хотя и опошляются потомками сверх всякой меры.
III. Психология оборотней
Если наше предположение о том, что оборотень не является ни человеком, ни зверем, но совмещает в себе все промежуточные ступени между двумя этими состояниями, окажется правильным, то психология подобного существа будет представлять весьма интересное поле для дальнейших исследований. Какие звериные черты сохраняются в поведении оборотня, когда он находится в человеческом обличии, и какие функции человеческого разума не отключаются при превращении в зверя? Вполне возможно, что вопреки общепринятому мнению, оборотень менее опасен, чем другие звери, когда он становится одним из них, и представляет бóльшую угрозу для людей, когда он неотличим от них.
Рефлексия не присуща животным. Зверь наслаждается собственной силой исключительно в ее проявлениях, когда он убивает жертву или сражается за место в общей иерархии. Для него не существует возможностей и оправданий. Спасовав однажды, он рискует навсегда оказаться в числе низкоранговых особей, обязанных подчиняться альфа-самцам. Людям присущи такие качества как хитрость, мстительность и привычка оправдывать собственные поражения неудачным стечением обстоятельств.
Эти и многие другие противоречия между психологией человека и животного давно должны были превратить оборотней в зацикленных невротиков, находящихся на грани нервного срыва или самоубийства, однако подобного мы не наблюдаем, из чего следует, что они научились обходить внутренние психологические конфликты или преодолевать их путем интеграции на более высоком уровне.
Не исключено, что оборотни намного ближе к описанному Ницше образу сверхчеловека, чем многие из самозваных последователей великого философа. Даже поверхностный анализ его текстов наводит на мысль, что он знал о тайном мире вампиров и оборотней больше, чем кажется на первый взгляд, только не спешил делиться своими открытиями с недоверчивой публикой. В конце концов это знание, а может нечто совершенно иное, свело его с ума, поскольку писать о вымышленном сверхчеловеке — это одно, а столкнуться с ним однажды лицом к лицу — это совсем другое.
Итак, следует признать, что оборотни зачастую следуют животной стратегии даже в повседневной жизни. Они в большей степени склонны к прямому действию, нежели к многословным рассуждениям на отвлеченные темы. У оборотней также должны быть проблемы с абстрактным мышлением. Практику они ставят выше теории и лучше усваивают информацию, проиллюстрированную конкретными примерами.
Скорее всего они не любят жизнь в больших городах и при любом удобном случае стремятся на лоно природы. В лесу они чувствуют себя намного лучше, чем в мегаполисах с их суетливыми обитателями. Им требуется большое жизненное пространство, своя территория: большой участок земли или просторная квартира с высокими потолками. Древние инстинкты определяют судьбу оборотня, его жизненные цели, выбор профессии и внешний облик.
Оборотень-мужчина в независимости от своей внешности обладает так называемым «животным магнетизмом», притягивающим к нему женщин. Женщина-оборотень в буквальном смысле заставляет мужчин терять голову, пробуждая в них первобытные инстинкты охотника и агрессора. При этом она вовсе не играет пассивную роль Любой, кто видел кровавые брачные игры гепардов, поймет, о чем я толкую.
Практический ум заставляет оборотня ненавидеть бессмысленную суету урбанизированного мира, порождая презрение к людям и ко всей человеческой цивилизации в целом. Мизантропия освобождает оборотня от моральных оков, запрещающих убийство человека, однако не следует думать, будто все оборотни предаются в свободное время безудержному людоедству. Скорее всего количество оборотней, попробовавших на вкус человеческое мясо, невелико, и вряд ли более благоразумные собратья по стае приветствуют их вкусы.
Каждый конкретный человек слаб и представляет собой легкую добычу для оборотня, однако общество обладает властью и возможностями покарать оборотней, если они преступят черту, объявив охоту на людей. С этим приходится считаться. Уже в глубокой древности первые человеческие общины заключали с оборотнями взаимные соглашения о ненападении. Люди не трогали оборотней, если они охотились далеко от поселений и не попадались на глаза детям. В прежние времена убийство ребенка оборачивалось массовой травлей оборотней на весьма обширных территориях. Впоследствии христианство нарушило складывавшееся веками равновесие между людьми и оборотнями, объявив их порождениями Сатаны и освободив их таким образом от клятв, данных людям. Однако даже в наши среди оборотней сохраняется негласное табу на убийство детей.
В этом нет ничего удивительного, поскольку, в отличие от вампиров, оборотни способны к половому размножению и, как и люди, с удовольствием пользуются этой возможностью, а за своего ребенка оборотень будет сражаться насмерть. Именно поэтому он способен понять чувства людей, которым неприятно думать, что где-то рядом с их детьми бродят опасные хищные звери, умеющие перекидываться людьми.
Духовное родство оборотней и людей (любовь к детям, коллективизм, умение договариваться) могли сделать их союз серьезной угрозой для вампиров, поэтому в античную эпоху дети ночи предприняли титанические усилия, чтобы очернить оборотней, приписав им наихудшими черты из тех, которыми обладали сами. И по сей день вампиры вызывают у многих из нас скорее положительные чувства и даже зависть, хотя причина их интереса к человечеству никогда особо не скрывалась: люди — скот, предназначенный для кормления своих бессмертных и безжалостных хозяев. Оборотни намного ближе и понятнее нам, однако их преувеличенная дурная слава до сих пор служит поводом для страха и презрения масс, одураченных вампирской пропагандой. Впрочем, склонность к рациональному поведению никогда не была присуща людям в достаточной степени, чтобы одержать окончательную победу над глупостью.
Источник
Кто такой оборотень на самом деле?
Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?
Кто такой оборотень?
Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».
В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.
Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.
Оборотни и метвецы
Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.
Способы стать оборотнем
Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов — колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.
Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.
Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).
Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.
Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.
Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два — задние, а один — хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.
Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.
Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.
В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» — ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».
Типы оборотничества и оборотней
Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.
К первой группе — добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.
Цели превращения колдунов и ведьм — корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.
Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.
К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.
Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.
Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.
Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.
Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.
И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час — обычно ночью — непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.
Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.
К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.
Волки-оборотни
Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.
Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке — леопарды-оборотни, в Южной Америке — ягуары-оборотни и так далее).
Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей — общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».
Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак — это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.
По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть — на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.
Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу — он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.
Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.
Шаманы-оборотни
Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма — способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой — шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.
У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху — «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».
Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.
Страх перед оборотнем и защита от обортня
Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.
Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.
Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.
Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.
В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.
Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.
Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.
С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня — при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.
Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.
Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях — если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.
Источник