Кого мы называем мусульманином?
Одним из самых щепетильных вопросов в Исламе является обвинение кого-либо в неверии (такфир). В последнее время слово такфир все чаще ассоциируется с заблудшими мусульманами, которые без устали обвиняют в неверии всех тех, кто хоть чем-то противоречат их убеждениям.
Действительно, эта проблема очень актуальна в наше время, но наряду с этой крайностью существует и другая крайность. Крайность, заключающаяся в том, что некоторые мусульмане смешали и исказили правила называния кого-либо мусульманином. И это несмотря на то, что Шариат установил четкие, недвусмысленные и понятные всем правила обвинения кого-либо в неверии или называния кого-либо мусульманином.
Известно, что для принятия Ислама нет каких-либо особых ритуалов, как это есть в других религиях. Принять Ислам очень просто, достаточно произнести слова свидетельства (шахада), будучи абсолютно убежденным в них, без тени сомнения и принуждения, а также покорившись им. Но точно так же из Ислама довольно просто выйти, достаточно иметь какое-нибудь убеждение, высказать какое-нибудь слово или совершить какое-нибудь действие, противоречащие основам Ислама и указывающие на отрицание того, с чем пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Признать веру языком является обязательным условием для того, чтобы мы считали определённого человека мусульманином. Ввиду того что нам неведомо, какое убеждение исповедует тот или иной человек, мы выносим решения на основе явных слов и действий человека. По этому поводу правило Шариата гласит:
نحن نحكم بالظاهر والله يتولى السرائر
«Мы выносим решения на основе внешних проявлений человека, а Аллах берет на Себя тайное».
Таким образом мы понимаем, что пока не мусульманин не произнес слова свидетельства о вере, он для нас не будет считаться мусульманином. И наоборот, пока мусульманин не произнесет слова или не совершит действия, выводящие его из Ислама, то такой человек не перестает для нас оставаться мусульманином. Это очень простое, но в то же время важное правило, которое нам всем необходимо запомнить. Оно упоминается, например, в известной нам книге «Мухтасар», которую издавна принято изучать в Дагестане. Ее автор Али из с. Кумух (ум. в 1529 г.) пишет в ней следующее:
فمن ترك الاقرار فهو كافر
«Кто не признал веру словесно – кафир».
Здесь важно отметить, что под непризнанием веры мы имеем в виду ту ситуацию, когда нет каких-либо препятствий для этого, например, человек не является немым. В случае немоты, разумеется, на него не возлагается произносить признание веры вслух.
Пишет дагестанский ученый Яхья из с. Гамсутль (ум. в 1946 г.) в своем комментарии к «Мухтасару» под названием «Канз аль-иман аль-кабир»:
وأما الآبي بأن طلب منه النطق بالشهادتين فأبى فهو كافر فيهما ولو أذعن في قلبه فلا ينفعه ذلك ولو في الآخرة
«Что же касается того, кто отказывается произносить свидетельство [без уважительной причины]: так что от него потребовали произнести оба свидетельства, а он отказался, тот считается кафиром в обоих мирах, даже если покорился сердцем. Ему это не принесёт пользу, даже на том свете».
Кому-то может не понравиться поднятие данной темы, мол, называние иноверцев кафирами сеет межконфессиональную рознь и т.д. Это весьма распространённая позиция, которая не только противоречит здравому смыслу, но и угрожает целостности веры мусульман.
Во-первых, нет ничего предосудительного в назывании иноверцев кафирами, ведь слово кафир означает «неверующий», то есть он не верит в то, во что верим мы. Таким образом, мы просто констатируем очевидный факт. Данное понятие было введено Всевышним Аллахом в Коране, так неужели теперь мы будем отменять то, что ввел Всевышний Аллах?
Да, запрещается называть кого-либо кафиром, проявляя гордыню, потому что Ислам запрещает проявлять гордыню над кем-либо из творений. По этому поводу шейх Саид-афанди (к.с.) говорил:
«Шариат запрещает гордыню. Нельзя гордиться тем, что ты родился мусульманином или стал мусульманином, это не твоя заслуга, а милость Всевышнего к тебе».
К тому же, надо отметить, что подобный термин в отношении иноверцев используют и представители других религий. Так, в христианстве тоже употребляется слово неверные, оно даже неоднократно упоминается в Новом Завете. В иудаизме для обозначения иноверцев используются понятия: мин, эпикорос, кофер и мумар.
Во-вторых, в фикхе, в его классическом представлении, люди делятся на две категории: верующие (муъмины) и неверующие (кафиры). Данная классификация связана с тем, что каждой из этих категорий предписано соответствовать определенным правилам и нормам, нарушение которых категорически воспрещается. Например, неверующих запрещается хоронить на мусульманских кладбищах и т.д.
Теперь, если мы размоем понятия неверный и верующий, то это приведет к нарушению постановлений Шариата, когда к человеку будут применяться те нормы, которых он не удостоился или не заслужил.
В-третьих, Ислам призывает и обязывает называть вещи своими именами. В вопросах, связанных с верой и неверием, этот призыв намного строже и жестче. Так, например, если некто назовет мусульманина кафиром (зная, что он мусульманин), то он сам впадает в неверие. И наоборот, если некто откажется называть неверующими тех, чье неверие засвидетельствовал сам Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то такой человек тоже впадает в неверие.
Ниже мы приведём мнения дагестанских учёных в этом вопросе.
По этому поводу Яхья из с. Гамсутль в книге «Канз аль-иман аль-кабир» писал следующее:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام كالنصارى أو شك في كفرهم
«Также в неверие человека вводит случай, когда он не называет кафирами представителей других религий, например, христиан, или сомневается в их неверии».
Другой ученый из Южного Дагестана Абдуррахман афанди из с. Ахты писал в «Асас ад-дин ва-ль-иман»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, то он впадает в неверие».
Упомянутый выше ученый Али из с. Кумух писал следующее в книге «Аль-Мухтасар аль-кабир»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام أو شك في كفرهم
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, или сомневается в том, что он неверный, то такой человек впадает в неверие».
Мухаммад ибн Идрис (ум. в 1967 г.), ученый из цунтинского села Халах, писал в своей книге «Муаллафат аль-факир ила Рабб аль-Кадир»:
«Также сомнение в неверии иудеев и христиан вводит в неверие (куфр)».
Кто-то может возразить, что существуют некоторые представители религии, которые, как и мы, верят в Единого Бога, так за что их называть неверующими? На это хорошо ответил Абдулатиф Гоцинский (ум. в 1890 г.) в своей книге «Наджм аз-зулям фи тахкики дин Аль-Ислям»:
فائدة: اليهود المعاصرون لنا يوحّدون الله تعالى ولا ينكرون نبوة نبينا صلى الله تعالى عليه وسلم أي ليس فيهم ما في النصارى من الأمور المكفرة المارة فحصل لهم التصديق والأعمال خارجة عن التصديق فتشبهوا بعصاة المؤمنين التاركين للأعمال فلِم يحكم لهم بالخلود؟
قلت: هذا التصديق أيضا يحصل في إبليس اللعين لأنه يعرف حقية ربوبية الله تعالى ووحدانيته ونبوة نبينا محمد صلى الله تعالى عليه وسلم لكن هذا التصديق خال عن الإذعان وهو غير مقبول، وفي «الجواهر السنية شرح العقائد الشرقية»: المراد من تصديقه صلى الله عليه وسلم قبول ما جاء به والإذعان له لا مجرد وقوع نسبة الصدق إليه في القلب من غير إذعان وقبول وإلا لزم الحكم بإيمان كثير من الكفار الذين كانوا عالمين بحقية نبوته صلى الله تعالى عليه وسلم، انتهى. ومثله في «حواشي شرح العقائد» لشيخ الإسلام كمال الدين بن ابي شريف المقدسي.
«Полезное примечание: современные иудеи придают Всевышнему Аллаху единобожие и не отрицают посланническую миссию нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). То есть в них нет того, что вводит их в неверие, как это есть у христиан. Тогда получается, что они подтверждают (тасдик) истинность нашей веры, но действия, которые они совершают, не соответствуют этому подтверждению. Тем самым они стали подобны мусульманам-грешникам, не выполняющим предписания религии, так почему же вынесли решение, что они будут вечно пребывать в Аду?
Я скажу: подобное подтверждение (тасдик) также имеется и у проклятого Иблиса, потому что он знает о господстве и единственности Всевышнего Аллаха, и о пророчестве нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако это подтверждение без проявления покорности не принимается.
В книге «Аль-Джавахир, ас-сунния шарх аль-акаид аш-шаркия» сказано: «Подтверждение Пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) подразумевает принятие всего того, с чем он пришел, и повиновение ему, а не простое признание его правоты сердцем без проявления подчинения и принятия. В ином случае из этого следовало бы, что многие неверные, которые знают об истинности его пророчества, являются верующими». Подобное мнение есть также в «Хаваши шарх аль-акаид», автор Шейх Аль-Ислам Камалуддин бин Абу Шариф Аль-Макдиси».
Таким образом, из книг дагестанских ученых нам стало ясно, что мы должны называть вещи своими именами и не позволено отказываться называть неверующим того, чье неверие очевидно. Но еще раз напомню, что данный термин необходимо применять только для того чтобы правильно идентифицировать людей согласно правилам, которые регламентировал Шариат, а не для того, чтобы посеять вражду и смуту среди населения, ведь это запрещено в Исламе.
Да поможет нам всем Аллах.
Ибн аль-Хаджи аль-Гидатли
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Мусульманин
Мусульманин (араб. مسلم) — тот, кто принял Ислам, что подразумевает под собой покорность перед Богом и следование тому, с чем явился пророк Мухаммад.
На сегодняшний день словом «мусульмане» обычно обозначается община пророка Мухаммада. Однако среди ученых-богословов имеется мнение, что понятие «мусульмане» относится и ко всем предыдущим общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за пророками, которые были отправлены к ним, например, последовали за Иисусом, Моисеем, Авраамом, Ноем. Есть также мнение, что слово «мусульмане», наряду с общиной пророка Мухаммада, применимо только в отношении всех предыдущих пророков. Таким образом, по их мнению, применение этого слова в отношении общины пророка Мухаммада является своего рода знаком почтения к ней. Свое мнение они аргументировали тем, что все виды имеющихся в Исламе предписаний (например, молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и паломничество) также были вменены в обязанность всем предыдущим пророкам, в отличие от людей, последовавших за ними. Именно поэтому община пророка Мухаммада именуется словом «мусульмане». Кроме этого, согласно мнению большинства ученых раннего периода, в Священном Коране слово «мусульмане» всегда использовано только в отношении общины пророка Мухаммада, и не выявлено ни одного случая использования этого слова в отношении общин других пророков. Ко всему вышесказанному можно также добавить, что если слово «мусульмане» понимать в узком значении, то оно применимо только в отношении общины пророка Мухаммада, а если понимать в более широком значении, например, в значении «верующие в единого Бога», то в этом случае допустимо применять его и ко всем общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за своими пророками.
Согласно мнению всех ученых-богословов, с принятием Ислама на человека возлагаются все те обязанности, которые возложены на всех мусульман. Кроме этого, такой человек может пользоваться всеми теми правами, что есть и у других мусульман.
Чтобы принять Ислам и стать мусульманином, необходимо произнести слова шахады (свидетельство Единобожия): «Свидетельствую, что нет бога (божества), кроме Аллаха (Бога, Господа), и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха (Бога, Господа)». Если желающий принять Ислам ранее был приверженцем других верований и традиций, кардинально противоречащих Исламу, то после произнесения этих слов необходимо отказаться от них и впредь к ним не возвращаться. Произносить слова свидетельства следует осознанно и искренне. Дети, родители которых являются мусульманами или у которых только отец является мусульманином, по умолчанию тоже являются мусульманами. Поэтому им не требуется произносить слова свидетельства. Также важно отметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, признание веры в Бога сердцем, не выражающееся на языке, является достаточным, чтобы считаться верующим человеком.
В Исламе пять столпов религиозной практики: произнесение свидетельства Единобожия, совершение пятикратной молитвы-намаза, выплата закята (обязательного пожертвования), совершение паломничества (хадж) и пост в месяц Рамадан. Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, если какой-либо человек, ранее не относившийся к числу мусульман, станет совершать молитву, как это делают мусульмане, то он тоже будет считаться мусульманином[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ислам // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 4. С. 259–273.
Источник
Аль-Фуркан — независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока
Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411
Что значит быть мусульманином?
Асият и Муслим — брат и сестра. Они часто слышали, как взрослые рассказывают об Аллахе, о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) и о религии Ислам. Однажды Асият и Муслим подошли к маме, поцеловали ее и попросили рассказать им обо всем по подробнее.
Милая мамочка, расскажи нам, пожалуйста, что значит быть мусульманином, — сказали хором Асият и Муслим.
— Объясни нам, — добавили они.
Мама очень обрадовалась и сказала:
— Мои любимые, мои умницы, я вам все расскажу. Быть мусульманином — это значит верить и любить Аллаха, выполнять все Его повеления, которые записаны в нашем Священном Коране и прислушиваться к тем советам, которые давал людям последний пророк Аллаха — Мухаммад (мир ему и благословение). Коран – книга, ниспосланная ему нашим Творцом. Мусульманская религия состоит из трех основ: иман, Ислам, ихсан.
— Мамочка, а что же такое Ислам? — сказала малышка Асият.
— Ислам — это наша религия — религия мусульман. Из этого следует, что мусульманин — это последователь Ислама.
Можно также сказать, что мусульмане — это те, кто придерживается пяти важных правил, которые установил Аллах для людей. Во-первых, мусульманин верит только в Аллаха и говорит: Ашхаду алля иляха илляллах, что означает «я свидетельствую, что, поистине, нет никакого божества, которому следует поклоняться, и который достоин поклонения, кроме одного Единственного Бога – Аллаха», ва ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах – «я также свидетельствую, что, поистине, Мухаммад — посланник Аллаха». Во-вторых, пять раз в день совершает молитву. В-третьих, соблюдает пост в месяц Рамазан. В-четвертых, раз в год обязательно делает пожертвование для бедняков, которое называется закят. И, в-пятых, хотя бы раз в своей жизни ради Аллаха совершает хадж, т. е. паломничество в Мекку. Мы, мусульмане, знаем, что Аллах — Един, нет кроме Него, других богов. Именно Он Всемогущий Аллах создал нас, весь мир и все, что в нем есть.
— Я тоже мусульманин и моя маленькая сестренка тоже мусульманка — воскликнул Муслим.
— Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха.
— Правильно, конечно же! — подтвердила мама, крепко обняв его и поцеловав маленького Муслима. Во что мы верим
— Мамочка, мамочка как же сильно я тебя люблю — сказала маленькая Асият, прибежав к маме. За ней прибежал и Муслим.
— Мамочка, любимая, а во что должен верить мусульманин?
— Милые мои слово иман, значит «вера». Мы верим в Аллаха. Мы знаем, что Он — Единственный. Кроме Него, нет других богов. Аллах создал все. Он создал Вселенную и все что есть в ней. Он может все. Для того, чтобы что-нибудь появилось в этом мире или случилось с нами, — Ему нужно только пожелать. Ничего не может произойти без Его воли! Аллах — самый Сильный. У Него нет родителей и детей. Аллах ни на что не похож и нет ничего похожего на него.
Аллах — наш Господь. Он — Хозяин всего. А значит, мы — Его рабы, или преданные слуги. Мы должны молиться Аллаху и стараться делать все, что Он хочет от нас. Мы, мусульмане, боимся только Него! Аллах — самый Мудрый. Наш Создатель знает, чего хочет каждый малыш или взрослый. И Он дает нам только то, что для нас хорошо. Аллах всегда слышит все наши просьбы. Он самый Добрый и Милостивый. Мы верим в священные книги, что Аллах ниспосылал людям. В этих книгах записаны Его слова. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 – в виде книг, это: Таврат (Тора), Инджиль (Евангелие), Забур (Псалтырь) и, наконец, последнее писание Священный Коран. Он был ниспослан пророку Мухаммаду. В Коране написано все, что нужно для всех людей, которые живут с нами на нашей планете Земля.
Мы верим в пророков. Это лучшие и избранные из людей, они были посланы Аллахом для доведения и разъяснения Своих законов нам. Они призывали людей к Исламу и учили правильно жить на этой удивительно прекрасной планете Земля, совершать добро. Они являются образцом для подражания во всем. Их было очень много, больше 120 тысяч. Имена 25 из них приводятся в Священном Коране. Вот они: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Аюб, Щуайб, Муса, Харун, Зулькифли, Давуд, Сулайман, Иляс, Ильяса, Юнус, Закарья, Яхья, Иса, и последний пророк, любимец Аллаха — Мухаммад (мир им всем и благословение Аллаха). После Мухаммада (мир ему и благословение) больше не будет пророков. Адам (мир ему) был первым пророком на Земле, а Мухаммад (мир ему и благословение) — последним. То, чему учили нас пророки Аллаха, и называется Исламом.
А еще мы верим в Судный день. Аллах пробудит всех людей после их смерти. Это называется воскрешением. И мы готовимся к Судному Дню, потому что верим в суд Аллаха. В Судный День все, кто творил добро, получат большую награду и будут вечно жить в прекрасных садах Рая. Те же, кто ослушались Его и делали зло, будут наказаны. А самые плохие люди, которые не верят во Всевышнего и любят зло, никогда не попадут в Рай. Аллах поселит их в том месте, которое называется Ад. Значит, мои милые малыши, мы верим в Рай и Ад. Рай — это самое прекрасное место, а Ад — самое ужасное.
Мы верим в предопределение судьбы. Вера в предопределение судьбы — это вера в то, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, будь то совершаемое человеком или животным, будь то происходящее в природе или обществе, — все происходит по воле, знанию и могуществу Всевышнего Аллаха. Все происходит от того, что это создано, сотворено Аллахом. Мусульмане верят в то, что наш Создатель посылал пророков для того, чтобы научить людей отличать добро от зла. Поэтому каждый малыш и каждый взрослый может выбирать для себя то, что ему нравится: делать добро и всегда быть с Аллахом или любить зло и попасть в Ад.
—Мамочка это все так интересно, а что еще ты нам расскажешь, мы еще хотим, — сказали Муслим и Асият.
— Крошки мои я расскажу вам об ихсане.
Ихсан это искренность, совершенство. Наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение), когда его спросили об ихсане сказал: «Ихсан — это поклонение своему Господу — Аллаху так, как будто ты видишь Его. Хотя ты и не видишь Его, Он же всегда и везде видит тебя».
— Мои умницы! Аллах всегда следит за нами. На нашей Земле нет места, где бы вы могли от Него спрятаться, поэтому не поступайте плохо. А если вы сделали что-нибудь нехорошее — обязательно попросите прощения у Аллаха. Он любит тех, кто просит у Него прощения и искренне жалеет о своей ошибке.
— Мама я всегда буду помнить об Аллахе и буду всегда слушаться тебя и помогать тебе и Аллах будет мною доволен, — сказал Муслим.
— И я тоже — сказала Асият и взяла маму за руку.
Муслим и Асият вернулись из школы, мама приготовила им вкусный обед и позвала к столу. Асият и Муслим перед едой помыли руки и сказали «бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» и начали кушать. После еды они сказали «альхамдулиллах».
— Мама, милая, расскажи нам о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) мы хотим знать о нем больше, — сказали вместе Асият и Муслим.
— Конечно же расскажу, мои маленькие. Вы узнаете о самом прекрасном человеке из всех людей, которые когда-либо жили на нашей планете Земля. Его имя — Мухаммад, отца звали Абдулла, а мать звали Аминат. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, родился в Мекке, где находится и священная Кааба, утром в понедельник 12 числа месяца раби’ уль-авваль, в год слона. Это было в 571 году. Мухаммад родился сиротой. Его отец Абдулла умер еще до того, как он появился на свет. Но Мухаммад недолго жил и со своей матерю. Когда ему исполнилось шесть лет, его мать Аминат умерла. После ее смерти совсем осиротевшего Мухаммада воспитывал его дедушка Абдуль-Мутталиб. Он очень любил внука и хорошо о нем заботился. Но дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было всего лишь восемь лет. И мальчик стал жить с братом отца, которого звали Абу Талиб. Мухаммад – самый любимый для Аллаха, высокочтимый и лучший из всех людей на земле. К нему был ниспослан Священный Коран. С ним происходили самые необыкновенные чудеса и волнующие истории. Пророк Мухаммад — милость для всех. Он донес до нас Коран, в котором записаны все повеления Господа миров. И это самое великое чудо Аллаха из тех, которые Он даровал пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он довел до нас религию Аллаха — Ислам. Он последний пророк, больше уже не будет пророков. Мухаммад (мир ему и благословение) для нас самый любимый, лучший, смелый, щедрый, добрый, красивый. У него самый прекрасный нрав.
У нашего любимого Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей: Касим; Зайнаб; Рукия; Фатима; Умму Кульсум; Абдуллах; Ибрахим.
Потом Мухаммад (мир ему и благословение) переселился в город Медина. Там он покинул этот мир и его могила — равза находится там.
Каждый мусульманин не только обязан соблюдать все столпы Ислама, но и должен стараться во всем следовать примеру и указаниям нашего любимого пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Маленькая Асият очень обрадовалась этому рассказу.
— Я очень люблю Аллаха и Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и я всегда буду стараться делать добро и следовать Его велениям.
— Я тоже всегда буду делать хорошее и слушаться тебя, мамочка, я же мусульманин, — подчеркнул Муслим.
Источник