Слово педагога
Автор: Сервуля Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования / заведующий отделом декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Доклад
Тема: Методическая грамотность педагога дополнительного образования. Интеграция теории и практики.
Раздел: дополнительное образование
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
«. В конечном счете, мы сами создаем свои
притязания и связываем их с определенными
уровнями личностного развития»
(Постулат Уильяма Джемса)
общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на
конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой
при реализации на практике основных нововведений.
Отличительные для нашего времени изменения в образовании все более
инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих
Весомой альтернативой школьному образовательному процессу является
именно условия для формирования, развития и применения
знаниевого ресурса каждого, конкретного ребенка.
Дополнительное образование, как и общее, в настоящий момент бурно
Б а з о в о й целью
формирование универсального образовательного пространства, как показателя
личности в разнообразных развивающих условиях.
Д о п о л н и т е л ь н о е
о б р а з о в а н и е
я в л я е т с я
р а в н о п р а в н ы м ,
решение следующих целевых установок:
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов детей, укрепления их здоровья.
Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации
детей к жизни в обществе.
Формирование общей культуры у обучающихся, коммуникативных умений.
Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, природе, семье.
призвана обеспечить оптимальные условия для реализации: интеллектуальных,
творческих и личностных способностей обучающегося.Данная среда создает
гуманные, щадящие условия добровольного, идеально – желаемого
интересующих ребенка увлечений, которые выражаются в:
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
самостоятельном выборе направлений предметной деятельности;
щадящем, удобном режиме посещения;
отсутствие жесткой оценочной системы;
альтернативности дисциплинарных отношений;
относительно коротком адаптационном периоде;
наличие многообразия дел по интересам;
умеренно – необходимом темпе деятельности;
всесторонней педагогической и методической поддержке;
деятельности, а так же в их успешной
личностным особенностям детей и подростков.
образования, построена таким образом, что ведущими, приоритетными являются
потребности обучающихся, их мотивация на какой либо вид деятельности.
По этому, гибкое, умелое переключение на «волну желаний» ребенка, а так же
опыта, является первичным педагогическим условием субъект – субъективного
На сегодняшний день в нашей организации – 53 штатных педагогических
работника, из них: 45(85%) – педагоги с большим стажем работы с первой и
8(15%) – это молодые специалисты, проработавшие в
коллективе не более трех лет, которые только закончили профильный вуз или
Несмотря на достаточно внушительный количественный состав педагогов
со стажем – проведение образовательного процесса у каждого существенно
специалиста, профессионала, авторитета для коллег, обучающихся и их
опытности педагога, как специалиста.
пионеров и предполагала досуговую деятельность с детьми: репродуктивное
выставках, фестивалях не более чем на городском уровне.
историю и сейчас педагог дополнительного образования – это в первую очередь
с о с т а в л я ю щ е й
н а п р а в л е н и и
д е я т е л ь н о с т и ,
высокообразованный методист: теоретик, экспериментатор, исследователь,
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
изменчив и такие условия диктуют маленькому человеку необходимость:
видеть свои цели;
выстраивать социальные связи;
быстро включаться во временные коллективы.
Нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя современные
подходы в виде инновационных образовательных технологий, методик, новых
средним показателем внедрения инноваций в учебно-образовательный процесс.
Можно оправдать такое положение тем, что опытные педагоги работают
нововведениям по организации образовательного процесса.
Молодые специалисты еще неумело применяют инновации в работе, мало
Таким образом, лишь половина педагогического коллектива все же пробует
технологически не простое, инновационное.
Современный педагог, если он всерьёз задумывается о реализации задачи
доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге
аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от
реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в
освоении образовательных программ.
опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К
эмоционально-волевых свойств личности.
Педагог дополнительного образования – ключевая фигура в становлении
приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был
личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
следующий смысл: так, Коджаспирова Г.М. считает что «самообразование – это
система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой
волевое и нравственное самоусовершенствование».
В деятельности педагогов дополнительного образования существуют две
ярко выраженные составляющие.
Во-первых, каждый педагог – специалист в какой-либо области: спорт,
н а п р а в л е н о
р а с ш и р е н и е
у гл у б л е н и е
профессионально-методических знаний и умений педагога.
Суть самообразования заключается в овладении человеком техникой и
культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно
обновление содержания преподавания, изменение учебных планов, работа над
авторской программой, имидж педагога и т.д.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает в
выбор темы по самообразованию
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
изучение документов и материалов, представляющих профессиональный
приемов и находок на занятии;
самостоятельное проведение исследований;
представляющей профессиональный интерес для педагога;
отчета о достигнутом – в его конце;
посещение занятий и мероприятий у коллег;
Доклад на городском семинаре Сервуля Т.В.,
педагог ДО МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
собеседования с администрацией;
индивидуальная работа с наставником;
руководителя методического объединения;
разработка собственной программы самообразования;
разработка авторского курса и учебного пособия
посещение виртуальных библиотек и профильных сайтов;
участие в педсоветах;
участие в работе практических семинаров
анализ аспектов профессиональной деятельности
анализ применяемых методик
организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
занятий, организационно-массовых мероприятий, собственных учебных
разработка диагностических процедур, заданий, тестов и проведение
мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и
рефлексия и анализ собственной деятельности;
при необходимости корректировка педагогической деятельности.
Хороший специалист – практик станет отличным, методически грамотным
профессионалом лишь при гармоничной интеграции теоретических знаний и
практических навыков. Волевой, целенаправленный человек самообразованием
определяет всю свою сознательную жизнь и таким образом достигает наивысшей
степени профессионального уровня и морального удовлетворения.
Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б.Организация педагогического процесса в учреждениях
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист,
Источник
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
1 к.пед.наук, ст. преподаватель; 2 к.пед.наук, доцент, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
В статье рассматривается понятие «методологическая грамотность» педагога-исследователя, показаны составляющие данной грамотности, раскрыто их содержание.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, методологическая грамотность, педагог-исследователь, методологические знания, методологические убеждения.
1 candidate of pedagogical sciences, senior teacher; 2 candidate of pedagogical sciences, associate professor, Ershov Ishim State Teachers Training Institute
TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF MODERN TEACHER-RESEARCHER
In the given article the concept «methodological literacy» of teacher-researcher is considered, the components of this literacy are shown, their content is opened.
Keywords: professional competence, methodological literacy, teacher-researcher, methodological knowledge, methodological belief.
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, предъявляют всё возрастающие требования к профессиональной подготовке педагога.
Современной динамично меняющейся школе необходим методологически грамотный, компетентный педагог, способный самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи; умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях, обладающий навыками практического внедрения своих экспериментальных разработок. Поэтому методологические аспекты педагогического образования в последнее десятилетие находятся в центре внимания.
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как общая способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий [1]; основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [2]; совокупность необходимых психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений, готовность к их практическому использованию [7, c. 64].
Если рассматривать профессиональную компетентность, формируемую у студентов педагогических вузов, то можно говорить об индивидуальных способностях педагога: легко и быстро овладевать новыми оригинальными стратегиями поведения и способами деятельности, успешно выполнять профессиональные обязанности. Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это способность к результативному осуществлению профессиональной деятельности. Значимым является и то, что профессиональная компетентность педагога по своей сути представляет собой обязательный фактор общекультурного развития личности.
Ведущим направлением формирования профессиональной компетентности педагога является его целенаправленное и активное участие в профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, что стимулирует и обеспечивает формирование у него исследовательских умений и методологической грамотности.
Впервые понятие «методологическая грамотность» было использовано и исследовано В.В. Краевским. В кандидатской диссертации Ю.И. Нечаева дается следующее определение понятия: «методологическая грамотность – это система умений по приращению знаний на основе владения основными принципами методологии и научными методами познания, творческим системным стилем мышления» [4, c. 9].
О методологической грамотности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений, необходимых для успешного и результативного проведения исследовательской деятельности: умение научно обосновывать, критически осмысливать определённые концепции, формы и методы познания, конструирования исследовательской деятельности; умение использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности; умение анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата к планируемому; уметь применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; умение обобщать и систематизировать результаты собственной исследовательской деятельности; умение определять наиболее эффективные способы решения исследовательских проблем.
Ценной, на наш взгляд, является мысль о том, что компетентный педагог-исследователь должен иметь прочные знания методологии педагогики, поскольку без методологических знаний невозможно правильно построить и провести педагогическое исследование, разработать собственную авторскую программу обучения и воспитания, оценить её качество. Важная функция методологического знания – развитие способностей к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обосновании своих утверждений, ведению дискуссий, постановке исследовательских проблем и поиску их решений.
Отсюда можно сделать заключение, что успешность профессиональной деятельности педагога-исследователя непосредственно зависит от сформированности у него методологических знаний.
Кроме методологических знаний, как основы методологической грамотности педагога-исследователя, присутствуют и играют определённую роль убеждения, которые только лишь в данном случае могут называться «методологическими».
Убеждения – это «генеральные понятия», на которых основываются определённые направления человеческой деятельности [6, c. 121].
Методологические убеждения формируются на основе методологических знаний. Они способствуют формированию жизненной позиции педагога, оказывают существенное влияние на поиск методов решения исследовательских задач и активизируют его исследовательскую деятельность. Поэтому методологические убеждения можно считать рационально-эмоциональными образованиями. Эмоциональную сторону составляют чувства, оценки, уверенность в истинности и достоверности методологических знаний. Рациональная же сторона методологических убеждений состоит в отстаивании педагогом собственной точки зрения на ту или иную проблему, аргументации обоснованности и истинности своих методологических понятий.
Методологические убеждения формируются в процессе познания методологии научного исследования и реализации в практической исследовательской деятельности. Только творчески овладев методологией научного познания, педагог всегда будет испытывать потребность в дальнейшем пополнении своих знаний и реализации их на практике. Таким образом, методологические убеждения являются показателем реальной методологической зрелости педагога.
На основе методологических знаний и методологических убеждений формируется ядро методологической грамотности педагога-исследователя – стиль научного мышления, который определяет характер поисково-творческой и научно-исследовательской деятельности, готовность и стремление учителя получать, искать и перерабатывать новые знания.
По мнению Ю.В. Сенько, основными показателями научного стиля мышления выступают дискретность, непрерывность, статичность, синтетичность [5]. Для научного мышления характерны также системность, динамизм, проблемность, категориальность, рефлексивность, доказательность, прогностичность, проективность, поисковость, креативность и другие [3, c. 124]. Данные особенности мышления являются, на наш взгляд, одними из важнейших показателей «качества» методологической грамотности педагога-исследователя.
Методологическая грамотность педагога-исследователя проявляется в таких качествах личности как внимательность, наблюдательность, вдумчивость, старательность, эрудированность, независимость в суждениях, стремление выразить свою собственную истину.
Итак, методологическая грамотность является ведущим критерием подготовленности педагога-исследователя к профессиональной деятельности в школе, позволяет стать педагогу более гибким и конкурентноспособным, способствует карьерному росту.
1. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. – 2005. – №4. – С. 23-30.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. – №5. – С. 36-45.
3. Казанцев, С.Я. Дидактические основы и закономерности фундаментализации обучения студентов в современной высшей школе [Текст]: дис. док. пед. наук / С.Я. Казанцев. – Казань, 2000. – 295с.
4. Нечаев, Ю.И. Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки [Текст]: дис. канд. пед. наук / Ю.И. Нечаев. – Омск, 2001. – 190с.
5. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах [Текст]: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Сенько. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.
6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 9 т. – М.: АПН РСФСР, 1950. – С. 121.
7. Шустова, М.В. Профессиональная компетентность учителя [Текст] / М.В. Шустова // Педагогическое образование и наука, 2009. – № 1. – С. 60-65.
Источник