О женах священников: легко ли быть матушкой?
20 августа 2018 г . Категория Статьи 6497
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»
Апостол Павел. Из первого послания к Тимофею (Тим. 2:9-10)
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком. »
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Перестук колёс электропоезда погружал в дремоту. В темноте окон всё чаще проскакивали огни пригорода. Невыспавшийся народ заполнял последние места, сгоняя «лежаков» со скамеек электрички. В воздухе витала нервозность от накопленной за неделю усталости и напряжение от предстоящего рабочего дня. Рядом со мной опустились три девушки, окутав купе облачком из смеси тонких духов. Защебетали.
— Мишка вчера учудил. Замуж предложил выйти.
— Вау! — выдохнула подружка с рыжей чёлкой. — И ты согласилась?
— И что я буду делать с этим недоучившимся слесарем? Да на его зарплату раз в магазин сходить!
— Тогда принца жди. На белом коне. На «Мерсе». — ехидно заметила рыжеволосая.
— Девчонки, — обратилась к подружкам молчавшая красавица с миндалевидными глазами. — За попа надо замуж выходить. Помните, Людка училась с нами в параллельном? Коса у ней ещё была длинная.
— Была такая. Мама её в библиотеке работала.
— Так вот она за попа и вышла. Увёз он её куда-то в провинцию. А жёны у них не работают. На всём готовом живёт. Ни забот, ни проблем.
К алтарю ревновать не станешь
Насколько же беззаботно живётся жене священника? Многие плачут в первое время. Плачут от неожиданного одиночества. Вроде муж и рядом, но заботы у него, прежде всего о других. О других он печалится, о других радуется. Главное, он — священнослужитель. Он приносит бескровную жертву за свой народ, служит Богу. Этим и наполнено его сердце и мысли. Священники не носят обручального кольца — его снимают перед рукоположением как символ того, что отныне сей муж принадлежит уже не семье, но церкви. О священнике говорят, что он обручается своей пастве, но семья-то у него остаётся, и венчанная жена тоже, только вот прав на супруга-священника у неё становится ещё меньше.
Внешнее благочестие
Прежде, до социальных потрясений прошлого века, принимая духовный сан, ставленник обещал, что отныне будет всегда ходить только в духовном платье, И действительно, представителей духовенства видели только в рясе или подряснике, в сапогах. Tax я православные матушки носили особую одежду, по которой их всегда можно было узнать. На старых фотографиях мы видим на них довольно широкие блузы туникой, с длинными рукавами и высоким воротом, поверх которых, в официальной обстановке, во всякую погоду надет удлиненный жакет, свободные длинные юбки. И какой бы живой и весёлый характер не имела жена священника, она не могла явиться затянутой в корсет, с турнюром, открытой шеей, и её невозможно было представить танцующей на балу.
В начале 60-х годов прошлого столетия Хрущёв подписал указ, запрещающий священнослужителям появляться в рясе в общественных местах, то есть вне храма и квартиры. Таким образом, у священников появились костюмы, свитера, туфли. Изменился гардероб и у матушек, но всё же, жёны духовенства и сегодня не позволяют себе легкомысленных туалетов и декоративной косметики.
Прозрачные стены
Жизнь матушки на приходе проходит, будто на подиуме. Её замечают, видят и узнают, но такое внимание совсем не услаждает жизнь, а усложняет её. К тому же матушке надо научиться сразу держать рот на замке. Особенных тайн в личной жизни священника и его семьи нет, но для того, чтобы не было соблазна для прихожан и внешних людей обсуждать эту жизнь, нужна сдержанность. Особое внимание окружающих к дому священника связано чаще не с греховным любопытством, а пример того, как лучше построить свою собственную жизнь. Делать нечего, и семье священника приходится с этим мириться, но как же трудно за такими стенами воспитать детей.
Матушка Ольга с детьми
Батюшкиных детей подкармливают сладостями, несмотря ни на какие просьбы и запреты со стороны родителей, потакают в шалостях. Там, где другого ребёнка побранят и накажут, батюшкиному чаду и пальцем не погрозят. В такой атмосфере двойных стандартов со стороны взрослых ребёнок недоумевает, кто же прав, добрые ли прихожане или родители-притеснители. Вообще воспитать ребёнка без ограничений и наказаний невозможно, однако, это дело семейно-интимное, а тут стены прозрачные. Трудность воспитания заключается ещё и в том, что матушке приходится заниматься этим фактически одной. Пример отца в семье священника чаще всего бывает умозрительным. Не лишним будет вспомнить ещё, что духовенство у нас, как правило, многодетное — не редкость семь, восемь и более детей.
Без дверей
Если стены дома священника прозрачны, то можно сказать, что дверей нет совсем. Прежде в России (до Октябрьского переворота) дворянин, чиновник, да и любой человек свободного сословия, будучи в дороге, за неимением постоялого двора во всякое время мог рассчитывать на ночлег в доме священника. Принимать странников всегда было естественной обязанностью духовенства, однако хлопоты все ложились на матушкины плечи. Действительно, гостеприимство, как христианская добродетель, давно уже стала чертой нашего национального характера. Тем более оно присуще духовенству. И опять это воплощение этой добродетели происходит через матушек. Принять, собрать на стол, создать приятную атмосферу — дело хозяйки. Люди приходят исключительно ради общения с батюшкой, а чистить горы картошки, месить тесто для пирогов, жарить котлеты — предоставляется ей. То количество гостей, которое проходит через любой священнический дом, со временем делает его хозяйку профессиональным поваром. В дом священника люди приходят чаще в надежде получить совет, услышать мнение, поучиться. Разговор обычно проходит за столом, о котором заботится матушка, но участия её в беседе не подразумевает. Если же разговор заходит о личном, то матушка на этот момент лишняя и ей нужно удалиться. Она всегда с батюшкой, но всегда только в его тени.
И немножко мама
За советами и разъяснениями к жёнам священников всё же обращаются. Ведь не случайно же их называют матушками. Воспитание детей, хозяйственные премудрости, круг чтения, средства народной медицины, традиции православного быта, церковный этикет — все эти темы могут быть предметом обсуждения с приходской матушкой. Спрашивают ее и о церковной службе, о значении церковно-славянских слов, о правилах молитвы, о жизни святых. Чтобы не попасть впросак и, как говорится, не нести отсебятину, матушкам необходимо много читать и постоянно учиться.
Мастерица
Многие матушки трудятся на благо Церкви. Обычно в том храме, где служит муж. Они руководят или поют на клиросе, реставрируют церковную живопись и церковное облачение, преподают в воскресных школах. При многодетности это непросто. Сегодня любой храм старой постройки нуждается в почти постоянной реставрации. И не удивительно, что многие матушки, чьи мужья — настоятели, разбираются в строительных и отделочных материалах почти на профессиональном уровне. Обычная картина: если нет при церкви поварихи — готовит на престольном празднике и других событиях матушка, некому подмести двор — метла у матушки, нет преподавателя в воскресной школе — матушка готовит и проводит занятия.
Матушка Анна руководит хором Московского старообрядческого духовного училища
Надёжный тыл
Священника традиционно называют отцом или батюшкой. Это не сан или должность, а лишь предполагаемый и предлагаемый образ взаимоотношений с паствой: уважительное напоминание об обязанности заботиться, быть отцом для Христова народа. Точно так же и принятое в православной среде обращение к жене священника «матушка» не является для неё каким-то званием, а лишь напоминает о её положении и ответственности. Слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 4) становятся краеугольным камнем всей жизни будущей матушки. А по-другому — никак. Матушка людям важна не игрушечная, не деланная, а настоящая. Она не проповедует о Спасителе, а воплощает Его проповедь в своей жизни, не учит истинам Евангелия, но своими поступками утверждает эти истины.
В описании добродетельной жены, сделанном Соломоном в Ветхом Завете, где всё видимое являлось сенью духовному, кратко изложено всё, что можно сказать на эту тему:
«Добрую жену кто найдёт — цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на неё, и не остаётся без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей. Вздумает приобрести себе сад и приобретает его, руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встаёт муж её и хвалит её. Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их. Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её и дела да прославят её» (Притч. 31: 10-31).
Так легко ли быть матушкой? На мой взгляд, это самый трудный женский крест — путь жены священника. Он подразумевает собой очень много обязанностей и очень мало прав, требует особого самоотречения. Если этот крест случаен и неосознан, он будет не просто трудным, он станет невыносимым для той девицы в электричке, посчитавшей, что в жизни этой нет «ни забот, ни проблем». Но когда он воспринимается, как благодатная возможность через служение мужу-священнику служить Церкви, он становится источником радости. Ибо о нём сказано:
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).
Автор: раб Божий Виктор
Источник: Старовер Верхокамья. Выпуск 2 (51), ноябрь 2017
Источник
Могу стать матушкой?
Недавно в нашу рубрику «Вопросы священнику» пришло письмо адресованное в большей степени даже не священникам, а их женам — матушкам:
«Не знаю, есть ли у журнала статьи на тему вроде этой: «Хочу быть матушкой», снабженные советами и рекомендациями тех барышень, которые ими стали. И рекомендациями священнослужителей, которые их выбрали в жены. Если нет, то было бы здорово, чтобы появилось что-то на эту тему».
Мы попросили ответить на него нескольких матушек. Сегодня мы публикуем ответ матушки Анны Ромашко — супруги священника и матери восьмерых детей.
Как было бы прекрасно открыть книгу наподобие «Домоводства» или даже своего рода «Лествицы», в которой детально было бы прописано восхождение жены священника к вершинам благополучной жизни с подробными рекомендациями, наглядными иллюстрациями и списком необходимых для этого качеств — у возможных претенденток. Или вроде патерика, где в коротких и благодатных историях излагаются подвиги матушек, особенно угодивших Богу, их поучения.
Таких книг нет. И неспроста. Безобидная, на первый взгляд, инициатива девушки стать «матушкой» опасна, и барышня, которая хочет стать женой священника, в моем понимании, — это ни больше ни меньше одно из воплощений популярного Ждуна, которой, в отличии от реального добродушно-смиренного персонажа, предстоит стать депрессивной и вечно неудовлетворённой ЖдунИщей.
Объяснюсь. Если коротко, то лучше перефразировать это свое желание. Пусть оно звучит так: «Могу стать матушкой». А дальше — Господи, Твоя святая воля. Хочу стать настоящей христианкой, хочу хранить чистоту, хочу быть помощницей будущему пастырю, готова помогать ему в любом месте (даже в глухой деревне), рожать всех детей, которых даст Бог, и видеть смысл жизни в том, чтобы достичь праведного жития, окружить любовью своих близких, быть скромной, терпеливой…
Одним словом, Господи, помоги мне стать Твоей овечкой, а дальше — как Ты захочешь, пусть так и будет.
В жизни, конечно, все по-другому, — возразит мне читатель. Со стороны жизнь священнических жён может выглядеть весьма уютной. Да, бывает, дорогие читатели, что у семьи священника есть какие-то материальные блага. Даже вызывающие у кого-то зависть.
Но вот судить мы не можем, потому что не знаем обстоятельств жизни. Одну матушку осуждают, что она все по заграницам ездит… а она потеряла долгожданного ребенка во время беременности, едва не сошла с ума от горя… Прихожане храма решили отправить матушку на Святую Землю в паломничество. А та, что на дорогой машинке ездит, — у нее церковный староста, между прочим, олигарх. Не только храм построил, но и машинами его снабдил, приходскими, разумеется.
А у полной диабет — с детства.
И, опять же, это внешние вещи. А внутренняя жизнь священнических жён ведома одному Богу да близким людям! По моим наблюдениям, люди изменяются: каждая из нас идет весьма трудным путем. И никакой внешний уют не укроет душу от страданий и боли.
Мой супруг, священник Андрей, в течении пяти лет был духовником гимназии во имя свв. Кирилла и Мефодия г. Новосибирска, и, беседуя с детьми, не раз сталкивался с нереальными представлениями о жизни священнических семей. Чтобы стереотипы исчезли, батюшке пришло в голову обратиться к старшеклассницам, которые в шутку называли себя «ХБМ» — «хочу быть матушкой» — с предложением создать клуб, в котором можно было бы пообщаться со мной в кругу нашей семьи, задать вопросы, вместе провести время.
Клуб просуществовал лишь два года в связи с тяжелым течением моей шестой беременности, но, как мне кажется, наше общение с девушками было в своем роде замечательным и запоминающимся.
Вот мысли, которые мы записали после одной из встреч клуба, и которые мы не раз обсуждали:
Привилегированность матушек — это миф.
Будущая супруга священника обязуется хранить себя в чистоте, чтобы понравиться Пречистой Деве, которая покровительствует служению матушки.
Матушка в Церкви — это, по сути, мирянка, такая же, как и прочие прихожанки храма. Ее права и обязанности — перед домом и мужем, перед Богом и Церковью вполне обыкновенны для замужней православной христианки.
Статус матушки обязывает хранить любовь к людям и никак не пользоваться своим положением в храме — это дурной тон. Нет на приходе ничего страшнее «матушки настоятельницы».
Церковная копейка дом прожжет — эта пословица весьма прозорлива! Матушка заботится о праведности мужа, ни в коем случае не подталкивая его к вульгарному зарабатыванию денег на святыне.
Матушка — всем слуга. Она служит тому, кто служит Богу. Следовательно, не имеет ничего своего: ни своего личного мужа, он — достояние Церкви, ни личного времени — оно все априори церковное, ни личных дел — они все перед народом и Богом прозрачны. Публичность матушки, прозрачность ее жизни — слава ее мужа.
Сказка — это когда муж и жена живут церковной жизнью. Как только в жизнь православной семьи прокрадывается мир, его соблазны, начинаются трещинки — ревность, обиды, ссоры.
Будущей матушке до брака необходим независимый от будущего мужа путь во Христе. Если муж ее тащит на закорках в Церковь, потом так же тащит ее на себе в браке, то все кончится печально. Нагрузка священническая слишком тяжела, ему нужна поддержка верующей жены. Будущей матушке надлежит сначала искать Христа, а потом — мужа.
Будущей матушке нужно быть готовой к тому, что жить она будет на милостыню — добровольные пожертвования прихожан. И ответ за то, как она тратит эти деньги, ей придется держать перед Богом еще во время своей земной жизни.
Матушка — источник доброты и благородства.
Матушка — та, кто считает себя недостойной быть матушкой.
В заключение, возвращаясь к сравнению матушки с популярным Ждуном, хочу пояснить, что ждать приходится все время. Священник — это не ручной лев, не домашний. И если нет понимания, что он — Божий прежде всего, приходской, а потом уж… в десятую очередь — семейный, то можно от всех забот, от мнимого одиночества, от постоянной, надоевшей уже самостоятельности так озлобиться и распуститься, что выйдет… фурия, а не матушка. Или несчастная женщина, которая так и не смогла в Церкви найти ни себя, ни своего личного Бога.
Источник