- Реализм как стиль в живописи
- Особенности стиля
- Основные направления реализма
- Веризм
- Прецизионизм
- Социальный
- Социалистический
- Школа Юстон-роуд
- Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)
- Почему реализм – это неинтересно?
- Что такое реализм в живописи и зачем он нужен?
- Все «за» и «против». Вчера, сегодня, завтра
- Где грань?
- Реализм-художественный стиль эпохи
- Реализм — искусство правдивого изображения жизни во всех ее проявлениях
- Виды реализма
- История реализма
- Самые известные художники-реалисты
Реализм как стиль в живописи
Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.
Картины, изображающие человеческое тело, выделяются чувственностью, эмоциональностью, натуралистичность. Реализм отражает прогрессивное значение и функции искусства. Основоположник стиля, по мнению исследователей – Густав Кюрбе.
Стиль развился в множество подвидов – социалистический, социальный, магический, веризм и другие.
Особенности стиля
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.
Французские особенности: доминирующим был пейзажный жанр. Художники стремились передать настоящий мир, природу провинции. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи демонстрируют «настоящую» Францию.
Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины : тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.
Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.
Основные школы стиля в течение 19 века представлены:
- Английской Фигуративной школой;
- Французской школой Курбе;
- Школой Репина в России;
- Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
- Американская школа Томаса Икинса.
Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.
Основные направления реализма
Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:
Веризм
В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.
Прецизионизм
Развился в США в 20-е годы 20 века. Американские живописцы изображали городские и промышленные ландшафты, используя элементы футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.
Социальный
Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Социалистический
Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.
Школа Юстон-роуд
Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.
Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)
Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.
Источник
Почему реализм – это неинтересно?
Любители реалистичного направления уже негодуют, прочитав заголовок статьи. Но прежде чем устраивать в комментариях марш несогласных, почитайте мои аргументы.
Что такое реализм в живописи и зачем он нужен?
Многие определяют его как направление XIX века, ставящее перед собой цель максимально точно передать действительность. Да полно вам, какой XIX век? Неужели к этому не стремились раньше? Художники с XV века приходили в анатомический театр поглазеть на человеческие внутренности никак не для собственного удовольствия, а чтобы детально разбираться в анатомии и правильно изображать людей на своих полотнах. И я уж не говорю про живописные уроки античности (которые были полностью забыты в эпоху Средневековья). Словом, реализм – это стремление к правдоподобной передаче действительности.
Все «за» и «против». Вчера, сегодня, завтра
…И стремление это в предыдущие века выливалось в прекрасные живописные формы до тех пор, пока оставалось нереализованным до конца . То есть до тех пор, пока оставался «зазор» между живописью и фотографией и пока последней не существовало вовсе. Художник технически не мог передать увиденное со 100%-ной точностью, поэтому в картине оставалось пространство для воображения. Но стоило мастеру создать «обманку», которая кажется вырубленным в стене окном, как искусство сменялось ремеслом. «Реализм» – почти что антоним слову «творчество». В те стародавние времена это было оправдано: как иначе сохранить для потомков изображение, например, королевской четы (чтоб знали, как выглядели их дед с бабкой)? Поэтому и приглашали придворного художника, который старался изобразить монарха как можно натуралистичнее. Но в наши дни такой зубодробительный реализм полностью утратил свой смысл. Хочешь получить полную копию изображения увиденного – купи фотоаппарат, зачем тратить годы на обучение живописи и потом еще месяцы на полотно, где прописана каждая травинка? Поэтому я говорю о неактуальности, ненужности, неинтересности реалистичной живописи сейчас, в наше время. А не в истории искусства прошлых столетий, когда профессии «фотограф» просто не существовало. И уж, конечно, никак не о реализме как направлении в живописи XIX века
Где грань?
Великие реалисты – всегда «недореалисты». И сейчас, и ранее. Прелесть есть только в том реалистичном полотне, в котором помимо «копипаста» есть что-то еще, в первую очередь – видение автора и возможность для зрительского сотворчества. И именно на этом этапе реализм уже перестает быть реализмом как таковым и начинает представлять интерес для современного зрителя, пресыщенного фотографией.
«Живопись позволяет увидеть веши такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью».
– Поль Валери, французский поэт.
Написать портрет «так, чтобы было похоже» – это еще не искусство. Искусство – написать его так, чтобы изобразить душу, чтобы передать настроение, свое видение, мироощущение. Ведь гораздо интереснее не просто смотреть и видеть сходство, а искать сокрытые смыслы и пытаться вникнуть в художественный замысел!
Источник
Реализм-художественный стиль эпохи
Реализм ( realism, от лат. realis — действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Реализм, понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм») , от которого через европейскую живопись 17 в. , «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в. , когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.
Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество» .
Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.
Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.
Источник
Реализм — искусство правдивого изображения жизни во всех ее проявлениях
Реализм (от лат. realis — «действительный») — направление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях. Реализм также является распространенным методом творчества в живописи, скульптуре, фотографии, литературе, музыке, театре, кинематографе и многих других видах культурной деятельности человека.
Реализм, в отличие от многих других стилей, возникших в XIX веке, не стал временным явлением в искусстве. Напротив, в течение почти 200 лет он остается востребованным творческим методом для большого количества художников. Чаще все реалистическая манера написания картин используется живописцами в бытовом, историческом и портретном жанрах.
Виды реализма
Реализм с момента своего возникновения подвергался жесткой критике со стороны представителей других стилей искусства, а художники-реалисты нередко по-разному трактовали суть выбранного ими творческого метода. К тому же, за последние два столетия человеческое общество и культура претерпели огромные изменения, что повлекло за собой появление многочисленных разновидностей реалистического искусства.
К основным видам реализма относятся:
- Магический. В нем при изображении повседневных сцен художник включает в картину реального мира мистические элементы.
- Фантастический. Схож с магическим реализмом, однако допускает присутствие в композиции гораздо большего количества элементов сверхъестественного происхождения.
- Веризм. Возник в Италии после объединения страны во второй половине XIX века в качестве основного стиля отображения подвигов героев освободительной войны и жизни простых людей.
- Социальный реализм. Представляет собой мощное международное художественное направление с ярко выраженной социальной направленностью произведений.
- Прецизионизм. Американский вариант реализма, воспевающий величие индустриальной эпохи, в котором отчетливо проглядывается влияние футуризма и кубизма.
- Социалистический реализм. Основан на коммунистической идеологии для прославления достижений Советской власти и героизма обычных тружеников.
- Сюрреализм. Сочетает в себе чередование реальных и вымышленных образов, рожденных в глубинах подсознания художника.
- Американский реализм. Был важной, но обособленной региональной частью социального реализма, направленного на художественное отображение неприкрашенного быта американских городов.
- Гиперреализм. Отличается максимально детализированной прорисовкой предметов и объектов для получения максимально реалистичного изображения.
- Фотореализм. Тесно связан с фотоискусством, основой для создания произведения художнику служат фотографии с высоким разрешением.
- Неореализм. Объединяет три отдельных течения в искусстве, сформировавшиеся в разных странах Европы (Англии, Италии и Франции) в ХХ веке.
Кроме того, в разных уголках Земли периодически возникали региональные школы и объединения на основе идей реализма, в том числе:
- Передвижничество в России.
- Группа Маккьяколи в Италии.
- Гейдельберская школа в Австралии.
- Школа мусорного ведра в США.
- Гаагская школа в Нидерландах.
История реализма
История реализма как отдельного стиля живописи ведет свое начало с середины XIX века. В то время в европейском изобразительном искусстве доминирующим направлением был романтизм, основанный на академических традициях живописи. Художники-романтики изображали жизнь в приукрашенном виде, они идеализировали человека, воспевали в своих картинах духовный мир людей, сильные и яркие чувства.
Основоположником реализма в мировом искусстве по праву считается французский живописец Гюстав Курбе (Gustave Courbet). Впервые о новом стиле широкая публика узнала в 1855 году, когда Курбе опубликовал свой «Манифест реализма». В этом программном документе была подвергнута жестокой критике академическая живопись и провозглашены принципы нового реалистического искусства.
Руководство Парижской академии искусств в том же 1855 году не приняло для показа на всемирной выставке работы Курбе. В ответ художник организовал собственную экспозицию в специально построенном с помощью меценатов «Павильоне реализма». Широкая публика была шокирована натурализмом выставленных для просмотра произведений мастера, а критики учинили над автором жестокую расправу в своих статьях.
Но постепенно отношение к реализму во Франции начало меняться, в конце концов Курбе стал признанным лидером этого стиля, а его идеи распространились по всей Европе. В Италии под влиянием идей Курбе появилась Школа Маккьяколи, а в России приверженцы реалистической манеры живописи объединились в Товарищество передвижников, расцвет их деятельности пришелся на 1870-1880-е годы.
На стыке XIX-XX веков реализм несколько утратил популярность у публики на волне растущего интереса к модернизму и авангардизму. Но уже в 1920-х он вновь громко заявил о себе в виде нового модного течения — сюрреализма. Кроме того, в европейской живописи на протяжении 50 лет возникли три разновидности неореализма, а в США сформировались течения американского реализма и прецизионизма. В это же время в СССР в качестве единственно правильного художественного метода был утвержден социалистический реализм.
Вторая половина ХХ века для реалистического искусства ознаменовалась появлением фото- и гиперреализма. Росту их популярности в значительной мере поспособствовало развитие новых революционных технологий компьютерной и фототехники. Но и традиционный реализм остается востребованным у широкой публики вплоть до наших дней.
Самые известные художники-реалисты
Среди живописцев, создававших свои произведения в реалистичной манере есть много достойных мастеров. И все же, среди самых известных художников-реалистов особо выделяются:
- Густав Курбе — основоположник современной реалистичной живописи, многие картины которого вызывали негативную реакцию не только критиков, но и значительной части французского общества.
- Илья Репин — один из величайших русских художников всех времен, непревзойденный отечественный мастер портретного, бытового и исторического жанров.
- Эдвард Хоппер (Edward Hopper) — крупнейший представитель американского реализма, автор множества картин с изображением сцен из жизни обычных жителей США.
- Томас Уильям Робертс (Thomas William Roberts) — австралийский живописец, один из основателей Гейдельберской школы, воспеватель быта сельских жителей родной страны.
Реализм по праву считается одним из основных стилей изобразительного искусства. У этого направления всегда есть большая армия поклонников, а картины гениальных реалистов украшают коллекции лучших музеев мира и неизменно пользуются спросом на арт-аукционах.
Источник