Три признака хромой утки
В своей недавнем интервью «России 1» Путин признал, что затеял всю эту процедуру с обнулением, чтобы не чувствовать себя хромой уткой: «Если этого не будет [принятия поправки], года через два, я знаю это по собственному опыту, уже вместо нормальной ритмичной работы на очень многих уровнях власти начнется рысканье глазами в поисках возможных преемников. Работать надо, а не преемников искать» . Иными словами, система не будет нормально работать, если ей четко не заявить: я остаюсь. Однако то, как и когда организовано голосование за обнуление, свидетельствует о том, что он уже чувствует себя хромой уткой, и это вряд ли поменяется, когда поправки «одобрят».
1. Тайминг. До окончания полномочий Путина еще 4 года. Это полный президентский срок в большинстве стран. Да и в России еще недавно президента избирали на четыре года. Представьте, что Путин, избравшись в 2004 г., сразу бы заговорил о том, что для того, чтобы чувствовать себя уверенным, ему нужно иметь возможность избираться в 2008 г. Наоборот, Путин регулярно говорил, что не будет менять Конституцию с этой целью ( например, вот и вот. Огромные рейтинги и поддержка народа позволяли чувствовать Путину себя уверенно и в 2004 г., и в 2005 г., и в 2006 г., и в 2007 г. Причем настолько уверенно, то он смог назначить преемника с фактически нулевым рейтингом, и народ тут же за него проголосовал. Даже в декабре 2007 г., за три месяца до выборов, элиты не рассматривали Путина как хромую утку – было понятно, что он сильнейший политик в стране и никуда уходить не собирается.
Сейчас же и у Путина, и у элит есть понимание, что его рейтинга не хватит, чтобы назначить преемника через четыре года и обеспечить ему победу за счет своей поддержки. Даже не факт, что популярность Путина сможет обеспечить стабильность системы до конца его правления. Четыре года – это долгий срок, а мы уже видим, что провластные выдвиженцы, как от чумы, бегают от бренда «Единая Россия». Даже личная поддержка Путиным кандидата уже не гарантирует его избрание ( priznanie_pobedy_tarasenko_v_primore_sozdast_pochvu_dlya_rossiyskogo_maydana> см. к примеру, кейс выборов губернатора Приморья в 2018 г ).
2. Процедура. Путин не первый раз меняет Конституцию, и никогда у него не было необходимости спрашивать прямого мнения народа по этому поводу. За 20 лет правления отменялись и возвращались выборы губернаторов, неоднократно менялись принципы формирования Госдумы и Совета федерации. Даже когда срок полномочий президента увеличился до 6 лет, никто не спрашивал мнения народа. А ведь это де-факто нарушение духа закона про «два срока подряд». По Конституции 1993 г. срок был 4 года. Если бы Путин вернулся после перерыва в 2012 г., то в 2020 г. его два срока уже бы закончились. Подконтрольный парламент уже пририсовал ему лишний президентский срок, благодаря которому он может править до 2024 г. Формально в государственном устройстве ничего не поменялось. Путин точно так же мог провести (и провел) через федеральный и региональные парламенты все изменения. Однако в этот раз ему понадобилось еще одобрение народа. Почему? Депутаты беспрекословно штампуют законы, чиновники фальсифицируют выборы, элиты лояльны Путину, потому что они в целом уверены – у него лично есть значительная поддержка населения. Народ может не поддерживать местами каких-то провластных выдвиженцев, быть недовольным «Единой Россией», но в целом, народ за Путина. Это дает легитимность ему и всей системе. В последние пару лет эта вера начала немного шататься – поддерживаемые Путиным кандидаты начали проигрывать выборы (даже фальсификации не помогают), рейтинг Путина постоянно падает , ФОМ и ВЦИОМ даже отказались публиковать электоральные рейтинги президента . В таких условиях Путину нужно не только получить формальное одобрение поправок (что достаточно просто), а показать народу и элитам, что у него все еще есть народная поддержка.
3. Реализация. Однако реализация процедуры говорит о том, что Путин сам не уверен, то такая поддержка у него все еще есть. Во-первых, вместо понятного референдума – процедуры, регламентированной законодательством, было придумано мутное «всероссийское голосование» – с непонятным механизмом наблюдения, учетом явки, правилами агитации, сроками и юридическими последствиями. Понятно, что данную процедуру пришлось выдумывать, потому что Путин совсем не уверен, что смог бы провести поправки через референдум. Гражданское общество все-таки научилось за последние годы достаточно эффективно контролировать процедуру голосования. Чтобы у Путина был шанс на победу, пришлось, во-первых, искусственно фактически полностью лишить возможности общество эффективно контролировать это «голосование». Во-вторых, государственные пропагандисты нигде не рекламируют это как процедуру по обнулению сроков Путина. Казалось бы, все это задумано, чтобы Путин получил одобрение народа на избирание после 2024 г. Тогда почему бы у народа не спросить напрямую: «Согласны ли вы, чтобы Путин имел возможность избираться в 2024 г.?», или «Согласны ли вы с отменой максимального количества сроков президента?». Однако именно эта ключевая поправка тщательно прячется от внимания народа за популистко-бестолковой мишурой. Это значит, что Путин совсем не уверен, что если народу задать прямой вопрос, то он получит на него положительный ответ, даже несмотря на абсолютно фейковую процедуру, которая допускает фактически неограниченные фальсификации.
В таких обстоятельствах растет значимость всех выборов в ближайшие четыре года. Путин всем своим видом показывает, что ему уже некомфортно, он не уверен в народной поддержке, и его положение шаткое. Поэтому оппозиция должна серьезно относиться к каждым региональным выборам и добиваться проигрыша провластных кандидатов. Выборы последних двух лет показали, что это абсолютно реально.
Источник
Кого называют «хромой уткой» в политике и откуда взялось это выражение?
Не так давно, комментируя возможность Владимира Путина снова стать президентом России в 2024 году, после принятия поправок в Конституцию, многие политические обозреватели связывали это не с реальными намерениями нынешнего главы России, а лишь с его нежеланием быть «храмой уткой». Многие примерно понимают, что означает этот термин, но откуда он взялся известно не всем. Сейчас объясним.
Для начала, стоит отметить, что «хромой уткой» называют уходящих со своего поста Президентов США в период между выборами и датой передачи полномочий новому избранному Президенту, то есть с начала ноября по январь. Считается, что якобы из-за ограниченного влияния и небольшого количества времени для принятия решений их часто называют «хромыми утками». Другими словами: их возможности ограничены, а дни сочтены. Это не совсем верно. Ведь в этот период президентам больше не нужно беспокоиться о том, чтобы их избиратели были достаточно счастливы, чтобы его переизбрали снова. Они свободны принимать решения, которые могут даже не понравиться людям, его избравшим.
Сейчас термин «хромая утка» часто используется для обозначения любого уходящего в отставку политика, но так было не всегда. На самом деле эта фраза возникла даже не в политической сфере.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, самая ранняя известная ссылка на эту фразу содержится в письме, написанном британским дворянином Горацием Уолполом в 1761 году. «Вы знаете, что такое бык, медведь и хромая утка?» — спросил он. Уолпол имел в виду Лондонскую фондовую биржу, где «хромыми утками» называли невезучего инвестора, который не выплатил свои кредиты. Десять лет спустя драматург Дэвид Гаррик упомянул эту фразу в своем прологе к пьесе Сэмюэля Фута «Служанка Бани » : «Банкроты ковыляют по переулкам, словно хромые утки».
Британские граждане продолжали говорить «хромая утка» при обсуждении фондовой биржи на протяжении всего XIX века, после чего термин начал набирать обороты и среди финансистов США. Вскоре он распространился и на другие сферы влияния. Писатель Джордж Бангэй, например, использовал эту фразу, чтобы призвать сторонников раннего воздержания (Движение умеренности — движение за ограничение употребления алкоголя ), которые потеряли веру в движение:
«На Уолл-стрит, штат Нью-Йорк, у нас есть класс людей, известных как «хромые утки»: они столкнулись с финансовыми бедствиями и не могут поспевать за своими более успешными конкурентами. В наших ассоциациях воздержания также есть хромые утки. Так я кратко классифицирую некоторых мужчин и женщин, которые этого не воздерживаются и не поспевают за нашей прогрессивной организацией. Хромые утки когда-то были верными друзьями « нашего дела», — писал Бангэй в 1869 году. «Когда они попытались снова нырнуть в виски, они превратились в «мертвых уток».
Эта фраза, возможно, произвела небольшое впечатление на читателей-трезвенников Бангэя, но примерно с тех пор она начала приживаться в политике, поскольку движение за умеренность имело сильный вес в обществе. В сборнике стенограмм дебатов американского парламента The Congressional Globe термин «хромая утка» для описания «сломленных политиков» использовался еще в 1863 году, и вскоре после этого он начал появляться в газетных статьях, относящихся к политике.
В начале 1920-х годов «хромая утка» «долетела» («доковыляла?») до самого высокого поста в США. В передовой статье 1926 года из Мичиганского издательства Grand Rapids Press, озаглавленной «Приготовление хромой утки из Кулиджа», высказывались предположения о том, как предстоящие выборы в Сенат могут повлиять на последние два года президентского срока республиканца Кэлвина Кулиджа. Если избирателям удастся развернуть Сенат к демократическому большинству, они могут сделать остаток срока президента неэффективным.
В этом случае фраза «хромая утка» не использовалась в отношении времени между избранием (или переизбранием) президента и вступлением его в должность, но вскоре в США она стала конкретно связываться именно с этим периодом. Тогда в марте состоялась инаугурация президента — в том же месяце началась новая сессия Конгресса. Длительный перерыв между ноябрем и мартом породил множество политиков-неудачников, и Конгресс, наконец, решил перенести начало сроков правления Президента и работы Конгрессменов с марта на январь. Двадцатую поправку в Конституцию, ратифицированную в 1933 году, иногда даже называли «поправкой о хромой утке».
Источник
Как это происходит, сколько стоит, и почему утка хромает? Вопросы о передаче власти в США
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября действующий президент США Дональд Трамп разрешил своей администрации начать процедуру передачи полномочий демократу Джозефу Байдену, который вступит в должность 20 января следующего года.
Временной промежуток между выборами и инаугурацией президента в США называют периодом перехода исполнительной власти. В это время происходит постепенная передача дел от одной администрации к другой, будущий президент объявляет о приоритетах своей политики и проводит назначения на ключевые посты новой администрации. При этом полномочия действующего главы государства остаются в силе.
Как было раньше
Первоначально переходный период продолжался 16 недель. После того как в 1933 году была принята 20-я поправка к конституции США (1787), день инаугурации был перенесен с 4 марта на 20 января и переходный период был соответственно сокращен до 11 недель.
Современная традиция передачи президентских полномочий сложились в середине ХХ в. У ее истоков стоял Гарри Трумэн, избранный в 1944 году вице-президентом, а в 1945 году занявший президентский пост после смерти Франклина Рузвельта. Перед тем как покинуть президентский пост в 1953 году, он обязал все федеральные агентства заблаговременно готовится к передаче власти и пригласил в Белый Дом избранного президента Дуайта Эйзенхауэра, чтобы ввести его в курс дел.
Следующие президенты вносили в процесс передачи власти дополнения и изменения. Например, сразу после избрания Джона Кеннеди в 1960 году впервые были созданы специализированные рабочие группы, перед которыми была поставлена задача проанализировать проблемы США как в сфере внутренней, так и внешней политики.
Как сейчас
В феврале 2016 года Палата представителей Конгресса США приняла закон, по которому уходящий президент обязан утвердить состав так называемого переходного совета (transitional council) до июля в год выборов. Такой же переходный орган формируют и предвыборные штабы кандидатов в президенты.
Как правило, во главе переходной команды встает один из руководителей избирательной кампании победившего кандидата. В рамках команды создаются группы, ведающие кадровыми и юридическими вопросами, «переходные группы» для всех федеральных учреждений, включая министерства.
После победы на выборах переходная команда избранного президента приступает к подбору кандидатур для работы новой администрации. На почти 9 тыс. должностей в федеральном правительстве назначаются новые чиновники. Это не только министры, советники, сотрудники аппарата Белого дома, но и чиновники ранга заместителей министров, а также руководители федеральных агентств и ведомств. Около 500 из этих должностных лиц подлежат утверждению в Сенате. Но еще до назначения каждый должен пройти проверку ФБР, чтобы получить доступ к секретной информации. Переходная команда нового президента контактирует с действующей администрацией на предмет ознакомления кандидатов с положением дел.
Назначение ключевых министров — глав Госдепартамента, министерств обороны, юстиции и финансов — занимает, как правило, 40-50 дней.
В переходный период избранный президент знакомится с аналитическими материалами, подготовленными Советом национальной безопасности (консультативный орган при президенте для решения наиболее важных вопросов национальной безопасности и внешней политики), кроме того, ему предстоит изучить несколько сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций.
Члены команды уходящего президента подают в отставку в день инаугурации нового президента.
Сколько на это тратится
До 1963 года расходы на переходный период покрывались за счет партии, к которой принадлежал новый президент. Так, в 1952 году переходная администрация президента Эйзенхауэра обошлась Республиканской партии в $200 тыс., а переходная администрация Джона Кеннеди в 1960 году стоила Демократической партии $360 тыс.
В 1963 году был принят закон (Presidential Transition Act of 1963), предусматривавший бюджетное финансирование переходного процесса (помимо этого, на эти цели могут быть потрачены пожертвования, привлеченные кандидатами в ходе избирательных кампаний). Переход власти к администрации Билла Клинтона в 1992 году и Джорджа Буша (мл.) в 2000 году обошлись казне примерно по $7 млн, к Бараку Обаме в 2008 году — $8,5 млн. В 2016 году, когда Обаму в Белом доме сменил Дональд Трамп, на транзит власти было потрачено $9,5 млн ($2,5 млн для уходящей администрации и $7,5 млн для приходящей). В 2020 году на эти цели предусмотрено $9,9 млн, из них $6,3 млн — на администрацию Джозефа Байдена. Команда избранного президента получает в свое распоряжение специально выделенные офисы в Белом доме, оргтехнику, транспорт и связь. Кроме того, государство оплачивает труд «переходной команды», привлеченных консультантов и расходы на деловые поездки.
Что такое «хромая утка»
Считается, что в течение переходного периода США находятся во «властном вакууме», особенно если к власти приходит президент, не принадлежащий к партии, которую представлял его предшественник. Кроме того, в это время Конгресс неохотно взаимодействует с уходящим президентом, которого на политическом жаргоне принято называть в этот период «хромой уткой». Несмотря на это, уходящий президент до последнего дня имеет всю полноту власти и проводит в жизнь свои решения.
Так, президент Джон Адамс за пару недель до истечения своих полномочий в 1801 году назначил полсотни своих сторонников на должности федеральных и мировых судей (пожизненные должности). Именно тогда появился термин «полночные назначения» или «полночные решения», то есть решения, принятые президентом буквально накануне отставки. Судей, в свою очередь, стали называть «полночными судьями».
Президент Гровер Кливленд в период передачи дел в 1897 году добился создания национального парка-заповедника на территории в 21 млн акров, запретив там вырубку леса. Для отмены этого решения новому президенту Уильяму Маккинли пришлось созывать Конгресс.
Президент Джимми Картер 19 января 1981 года, за день до ухода с должности, подписал ряд соглашений с Ираном. Эти документы (Алжирские соглашения) были направлены на разрешение кризиса с американскими заложниками, захваченными в ноябре 1979 года в посольстве США в Тегеране вооруженными студентами. В соответствии с этими договоренностями, в обмен на освобождение заложников США взяли на себя ряд обязательств, в том числе не вмешиваться во внутренние дела Ирана, разморозить иранские счета и снять наложенные на Иран санкции. Пришедшая к власти администрация Рональда Рейгана назвали эти соглашения типичными «полночными» документами, надолго связавшими руки американскому правительству.
Билл Клинтон 20 января 2001 года за несколько часов до инаугурации Джорджа Буша (мл.) издал указ о помиловании 140 осужденных. Среди них был его брат Роджер, осужденный в 1985 году по делу о хранении кокаина, наследница газетной империи Пэтти Херст, отбывавшая наказание за участие в ограблении банка, и Марк Рич — бизнесмен, обвиняемый в финансовых махинациях и уклонении от налогов, который скрывался тогда от правосудия в Швейцарии. Помилование Рича впоследствии стало предметом парламентского расследования. А одним из первых решений вступившего в должность президента Джорджа Буша было беспрецедентное распоряжение о временной приостановке выполнения последних решений Клинтона (отменить удалось лишь незначительное число указов).
Источник