Хафиз
Смотреть что такое «Хафиз» в других словарях:
Хафиз — (муж.)(араб.) хранитель, блюститель Казахские имена. Словарь значений.. ХАФИЗ Хранитель, защитник (один из эпитетов Аллаха); заучивающий наизусть; знающий наизусть Коран. Память, предмет, связанный с чьей либо памятью. Антрополексема. Татарские,… … Словарь личных имен
хафиз — сказитель, певец Словарь русских синонимов. хафиз сущ., кол во синонимов: 2 • певец (95) • сказитель … Словарь синонимов
ХАФИЗ — Шамседдин Мухаммад (около 1325 1389 или 1390), персидский поэт лирик. Мастер газели, жанра, который был им доведён до высокого совершенства. Свободолюбие, протест против зла, пренебрежение общепринятой моралью вызывали немилость властей и гонения … Современная энциклопедия
ХАФИЗ — (персидское), народный певец и сказитель у таджиков и афганцев. Репертуар хафиза включает народно поэтические и литературные произведения … Современная энциклопедия
ХАФИЗ — (перс.) народный певец и сказитель у таджиков и афганцев … Большой Энциклопедический словарь
ХАФИЗ — араб. hafies, Коран. Объясняющий изустно Коран. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
Хафиз — Ислам · Священные Писания … Википедия
Хафиз — 1. (прозвище; настоящее имя Шамседдин Мохаммед; ок. 1325, Шираз – ок. 1389, там же), персидский поэт. По легенде, происходил из небогатой семьи. Получив богословское образование, преподавал в мусульманской религиозной школе; возможно, пробовал… … Литературная энциклопедия
Хафиз — I Хафиз Гафиз, Хафез (псевдоним; настоящее имя Шамседдин Мохаммед) (около 1325, Шираз, 1389 или 1390, там же), персидский поэт. Происходя из незнатной и небогатой семьи ширазских горожан, Х., однако, получил полное богословское… … Большая советская энциклопедия
Хафиз — (перс., от араб. хафиз хранитель, блюститель) человек, знающий коран наизусть; тадж. и узб. певец, исполнитель традиц. музыки (народной и классич. проф. музыки устной традиции, в т. ч. и шашмакома). X. отличают высокий профессионализм,… … Музыкальная энциклопедия
Источник
Хафизы Корана в древности и в наши дни
Хафизом (множественное число хуффаз) называют человека, который выучил наизусть весь Коран. Это слово происходит от арабского корня хифз «защищать, запоминать» и встречается во многих аятах Корана, в том числе и как атрибут Аллаха, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.
Посланник Аллаха (мир ему) поощрял заучивание наизусть Корана. Известно много хадисов на эту тему. Согласно одному из самых известных из них, «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других». Поэтому уже с самой ранней эпохи появились люди, который заучивали все ниспосылающиеся аяты.
После смерти Посланника Аллаха (мир ему) хафизы из числа сподвижников обучали Корану учеников, которые передавали свои стили чтения (кираат) следующим поколениям в таких центрах исламского мира, как Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Египет. Во многих частях исламского мира заучивание Корана начиналось в раннем детстве.
Хотя первые мусхафы были в основном подготовлены с целью предотвращения искажения Корана, Абу Бакр Ибн аль-Араби отмечает, что аспекты его декламации сохранялись путем устной передачи, а к мусхафам обращались только в случае, если между чтецами Корана возникали разногласия. Ибн аль-Джазари, указывая на эту же проблему, писал: «Позже при передаче Корана стали полагаться на сохранение в сердцах и умвх (заучивание наизусть), а не на сохранение мусхафов и книг. Это самая ценная из особенностей, дарованных Всемогущим Аллахом этой (мусульманской) общине».
В первые века хиджры заучивание Корана и его изучение происходило, в основном, в мечетях, но некоторые учителя использовали свои дома как школы. Например, в доме Абу Исхака ат-Табари собирались мусульмане, изучавшие Коран и хадисы.
Среди хафизов было немало и женщин. Как сообщал Ибн аль-Джаузи в «аль-Алькабе», у жены Харуна ар-Рашида Зубайды было 300 невольниц, знавших Коран наизусть, и в ее дворце от их голосов стоял шум «подобный гудению пчелиного улья». Эвлия Челеби (1611-1682) писал, что число хафизов в Стамбуле, достигало 9000, и 3000 из них были женщинами.
В Андалусии для обучения Корану выделялись определенные мечети. Андалусский ученый Абу Бакр Ибн аль-Араби писал, что здесь действовала очень успешная система образования. Обучение начиналось с письма, математики и грамматики, затем учитель Корана начинал учить детей слову Аллаха устно, и они выучивали аяты и суры наизусть в соответствии со своими способностями. Те, кто становились хафизами, по желанию могли продолжить дальше религиозное образование, изучая фикх и хадисы.
Наряду с мечетями и дар аль-курра, подготовка хафизов в последующие века продолжалась в медресе, заведениях, именуемых дар аль-хуффаз и дар аль-хадис, в рибатах и при гробницах, в том числе и тех, которые, предположительно, принадлежали пророкам. Также богатые люди, надеясь получить пользу от того, что рядом с их могилой будет проходить обучение Корану, нередко специально строили свои гробницы таким образом, чтобы при них было удобно организовать подготовку хафизов.
Учителей кираата называли шай аль-кираа, а их обязанности – машихат аль-кираа, машихат аль-икра, риясат аль-икра. Также их именовали по той местности, где они проживали, например, кари ахл-и Макка или мукри-и Куфа.
Учителя, обучавшие хафизов, разработали свои методы. Для заучивания давались по пять или десять аятов, и только после того, как ученик хорошенько запомнил их, переходили к следующим. Некоторым учителям из-за большого количества обучающихся приходилось на уроках слушать нескольких учеников одновременно. Некоторые делали это даже на прогулке. Про шейха кираата Дамаска Али ибн Мухаммада ас-Сахави рассказывали, что он слушал двух или трех учеников одновременно по пути в Джабаль.
Бурные события XX века оказали свое влияние на подготовку хафизов Корана в исламском мире.
В 1924 г. после создания Республики в Турции был принят закон об унификации обучения – Тевхид Тедрисат Кануну. Согласно ему, все учебные заведение переходили в ведение Министерства образования, а сама система образования объявлялась светской. Усилиями Рифата Бёрекчи, главы Управления по делам религии того времени, курсы Корана были исключены из этого закона, но им не уделялось особого внимания – в 1923-1933 гг. по всей стране было всего 9 таких курсов. Смягчение отношения к религии со стороны властей в последние десятилетия сказалось и на подготовке хафизов. В 1991 г. количество курсов Корана превысило 5000. Как и в других странах, таких как Малайзия, Саудовская Аравия, в Турции с 1983 года проводятся конкурсы хафизов.
Со времен Османской империи на Балканах готовили хафизов, и рядом с большинством мечетей действовали школы, называемые медресе хафизов или дар аль-курра. После Первой мировой войны и особенно после установления власти коммунистов эта деятельность практически прекратилась, особенно в Албании, Черногории, Косово, Санджаке и Болгарии. С другой стороны, Скопье и окружающий его регион даже в самых тяжелых условиях сохраняли оставшуюся со времен османов традицию подготовки хафизов, удовлетворяя потребности других балканских стран. Вплоть до недавнего времени Скопье, Тетово и Гостивар называли в числе городов, где готовилось больше всего хафизов. В Боснии и Герцеговине это касается Сараево, Мостара и Зеницы.
В 1983 г. в Египте под председательством известного хафиза Абдуль-Басита Мухаммада Абдус-Самада была создана ассоциация «Никабату мухаффизи ва курраи аль-Курани аль-Карим». Если на первых порах число ее членов было 300, то к 1996 г. достигло 4000. Помимо руководства школами хафизов, ассоциация определяет кандидатов, которые будут принимать участие в официальных религиозных церемониях, проводимых в мечетях, на радио и телевидении в стране и за рубежом, и выдает сертификаты тем, кто сдает экзамен. Обучение хафизов в Египте осуществляется в различных находящихся под управлением Министерства вакфов и аль-Азхара государственных и частных учреждениях, число которых достигает 50000.
В Индии суфийские школы, внесшие огромный вклад в исламизацию региона, также придавали большое значение преподаванию Корана. В частности, благодаря деятельности тариката чиштия в XIII в. количество хафизов в Индии резко возросло по сравнению с другими исламскими странами. Хотя преподавание Корана на какое-то время замедлилось, оно снова набрало обороты во времена знаменитого алима Шаха Валиуллаха (1703-1962) и его сыновей. Основатели Дар уль-Улюм Деобанд, ставшего одним из крупнейших религиозных и академических центров исламского мира, и ученые, получившие там образование, уделяли большое внимание обучению Корану. Сегодня из школ, принадлежащих Деобанду, каждый год выпускаются сотни хафизов.
В Пакистане, получившем независимость в 1947 году, преподавание Корана происходит в медресе, число которых сегодня превышает 3000. В них имеются специальные отделения для хафизов. По некоторым оценкам, общее количество хафизов в Пакистане составляет более 30 000 человек.
В трудах исламских ученых приводятся правила, которые следует соблюдать при чтении Корана и его заучивании наизусть. Например, читать Коран надо, соблюдая установленный для этого этикет (адаб), с трепетом, соблюдать правила чтения, такие как таджвид и тартиль, не забывать выученное наизусть, пытаться понять смысл аятов и заложенную в них мудрость, следовать повелениям и запретам Корана, очистить сердце от дурных качеств, таких как ненависть и лицемерие, которые не соответствуют морали Корана. Также не следует забывать, что заучивание Корана наизусть не должно становиться инструментом для получения мирской выгоды.
Источник
Что значит быть хафизом
Хафизы (арабское слово) ? хранители, блюстители. Так называются чтецы Корана, знающие его наизусть.
Выучить наизусть весь Коран- возможно ли это? На этой теме давайте, писать всё связанное с хафизами- технику, чтобы легче и быстрее можно было выучить, разные истории про хафизов.
Во всём мире мусульмане много хафизов и учреждений, которые готовят хафизов. После историй, которые я здесь постраюсь со временем написать, и с помощью других форумчам, Иншаллах, будет ясно, что хафизами, можно стать почти во все годы жизни главное, чтобы было желание.
А сколько хафизов вы знаете из нашего народа? Лично я никого не знаю, надеюсь есть и среди нашего народа хафизы, но достаточно ли, к сожалению, мне кажется, нет.
Так почему бы нам не стать хафизами, если не сейчас, то хотя бы в ближайщее время, когда появится возможность (у кого её сейчас нет).
Вот заголовок одного из исламских сайтов:
России нужны женщины-хафизы
Сейчас же во всех мусульманских учебных заведениях России, где готовят хафизов Корана, учатся только мужчины. Женщин-хафизов в стране практически нет. Однако женщины-специалисты в этой области очень востребованы в женских группах медресе и исламских университетах.
А вот биография нескольких хафизов:
Хафизы Корана (мальчики)
Мухаммад Салман Ма’руфджон родился в 1991 году, в городе Душанбе (Таджикистан), знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время учится в духовной семинарии.
Мухаммад Риза Ахмади родился в 1366 году солнечной хиджре, что соответствует 1987 году, в городе Куме. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время учится в духовной семинарии.
Мухаммад Модар ? Шахи родился в 1986 году. Родился в городе Тегеране. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время учится в духовной семинарии.
Мухаммад Таки Кудрати родился в 1988 году в городе Куме. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время учится в духовной семинарии.
Али Модар ? Шахи родился в 1984 году в городе Тегеране. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время учится в духовной семинарии.
Хамид Риза Аминиродился в 1988 году в Тегеране. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ему любой аят Корана, он очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята.
Хафизы Корана (девочки)
Фатима Али Бабаи родилась в 1992 году, в городе Куме. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ей любой аят Корана, она очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята.
Захра Модар ? Шахи родилась в Тегеране в 1992 год. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ей любой аят Корана, она очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время она учится в духовной семинарии.
Сумайя Байати родилась в 1993 году в городе Шахрияре. Знает весь Коран наизусть. Если прочитать ей любой аят Корана, она очень быстро не глядя в Коран определяет суру, аят, и страницу данного аята. В настоящее время она учится в духовной семинарии.
Moi dedushka (djandetli bolsun) znal Koran naizust’. Nikto ego etomu special’no ne uchil, a naoborot, vo vremena sovetskoi vlasti daje presledovali. Rasskazyival, kak prihodila miliciya i ustraivala obyiski.
Mashallah, chto seichas est’ takie molodyie lyudi-hafizyi. Allahnyi kyuchyu kebdyu!
Busagagatda djash adamla Kurannyi saulai bilgen koi eseng, talai bir suuranyi da kyuchden biledile.
В Турции одна девушка стала хафизом за 59 дней. Специальная комиссия проверила и удостоверилась, что она действительно выучила весь Коран. Помогла же девушка в этом её учительница, которая имеет степень магистра и сама тоже с детсва хафиз. По словам учительницы, она сама развила технику, которая позваляет выучить Коран, если не 2 месяца, то хотя бы 4-5 месяцев.
dgigitchik
Moi dedushka (djandetli bolsun) Амин. Да были у нас люди раньше, но почему бы и нам не постараться походить на наших дедушек, бабушек и др., у которых можно взять пример, и выучить побольше из Корана (в идеале, стать хафизом), и внедрять полученные знания в жизнь (узнав значение). Как видно, из перечисленных мной людей, на земле ещё много старающихся стать хафизами. Дай Аллах нам всем помощи и если у кого есть время, пусть не тратит его по пусту и постарается стать хафизом.
В конкурсе чтения къур ана, который был в этом году, участвовал один молодой человек, как оказалось къуран хафиз)))
Но знать наизусть это одно, а понимать его. Если я не ошибаюсь, сподвижники пророка не учили къоран наизусть. Они разбирали 1 айат до того как все поймут и не станут его применять в жизни.
кертисин айтсам, мне тоже хотелось бы стать хафизой)))) Только не знаю, учат ли этому в москве.
кертисин айтсам, мне тоже хотелось бы стать хафизой)))) Только не знаю, учат ли этому в москве.
«Кто ишет, тот всегда найдет»- поспрашивай, может и в Москве найдется. Давай, начинай, Аллах болушсун!
Насколько я знаю ты врач, и вот та девушка (ставшая хафизом, хафизой, что ли правильнее не знаю) тоже хочет в будущем стать врачом, и употребить знание Корана и во врачебном деле))
Да, знать наизусть весь Къуран, конечно же, многим бы хотелось, но к сожалению не все это удается. Тем из нас, кому стать хафизом в близкое время трудно, опускать руки не надо. Если трудно (по любым причинам) стать хафизом, то надо учить как можно больше из Къурана в свободное время. Начиная из коротких сур, которые читаются во время намаза, постепенно продолжая такими важными сурами как Йасин, Гъамма (Наба), Табарак (Мульк), Рахман, Фатх. Слышал, как одна женщина очень хотела научиться читать Къуран, но это ей очень трудно давалось, но очень желала. И в один день, поняла, что выучила весь Къуран наизусть. Постепенно продолжая таким образом, глядишь и до хафизства всего один шаг. Достоверность не скажу, но говорят, что заучивание Къурана наизусть укрепляет память.
Да поможет Аллах всем нам узнать как можно больше из Къурана и использовать знания в жизни!
Tokhchuk
Менда билеме ол джашны . Умар Байчоров. 6 джылында билген болурму дейме ол Къуранны? Бусагъатда ол Меккада мы эмда Мединада къайсы эсе да межгитде имам болуб ишлейди. Бек огъурлу адам . Андан сора ол регионда Къуранны наизусть билген джокъду.
Машаллах, мен да аллай бир джашны хапарын эшитген эдим.
Источник