Что значит быть гражданином обществознание 9 класс

§ 11. Конституция

Что значит быть гражданином России сегодня?

Во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами.

Во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным.

Каждый из вас является гражданином страны или может им стать в соответствии с установленными правилами. Почему вы стали гражданином России? Очевидно, вы родились на территории этого государства и ваши родители тоже являются гражданами страны. По закону если один из родителей малыша является иностранцем, то вопрос о его гражданстве решается с письменного согласия родителей. В гражданство могут и принять. Такое решение выносит Президент РФ, если человек ходатайствует о принятии в гражданство в специальном заявлении. Это право есть у любого человека, достигшего 18 лет. Однако при этом важным условием является постоянное проживание в РФ в течение пяти лет. Для отдельных категорий людей этот период сокращается (беженцы и др.). По собственному желанию любой гражданин России может выйти из гражданства.

Но гражданина нельзя принудительно лишить гражданства. Подобные правила существовали в СССР. Особенно не любили тех, кто высказывал свое мнение против существующего политического режима. От таких людей избавлялись. Государство разрывало с ними связь.

Документом, подтверждающим, что данный человек является гражданином страны, стал с 30-х гг. XX в. паспорт. До его получения в 14 лет у граждан есть свидетельство о рождении.

Читайте также:  Что значит выдано заявителю

Итак, если человек является гражданином России, он имеет права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные (право на жизнь), политические (свободу слова, совести, мысли), гражданские (избирательное право), социально-экономические (на труд, отдых, образование, чистую экологию) и культурные (на свою национальную культуру, язык).

К личным правам гражданина относится, в частности, право на жизнь. Человек может самостоятельно ею распоряжаться. Кто-то выбирает работу с повышенной опасностью для жизни: каскадеры, космонавты, испытатели. Некоторые проводят на себе опыты: апробируют лекарства, сыворотки. Законом не карается самоубийство. Убийство — это преступление, и за него следует наказание. Но даже наказание не должно унижать человека и причинять ему страдания, ибо у каждого человека и гражданина есть право на защиту от пыток и насилия. Государство не вмешивается в частную жизнь своих граждан, предоставляя им право на личную и семейную тайну. Оно охраняет честь и доброе имя граждан, соблюдая законные основы правосудия. Поэтому за оскорбление или клевету предусмотрена ответственность.

К политическим и гражданским правам относят право на свободу мысли и совести. Это значит, что гражданин может свободно высказывать свои мысли, мнения о любых событиях в стране, критиковать руководящие органы в связи с неразре- шенностью каких-либо проблем. За это его не посадят в тюрьму и не уволят с работы, ибо он в своих поступках руководствуется имеющимся правом. Но у этого права есть ограничения. Запрещаются призывы к войне, ненависти между народами, насилию. Свобода совести означает, что гражданин может исповедовать любую религию. Государство не навязывает ему какую-либо веру и не осуществляет гонения на неверующих. Гражданин может быть атеистом, т.е. не исповедовать вообще никакой религии. У граждан России есть право на защиту от произвольного ареста и изгнания из страны, право обратиться в суд за помощью. Граждане имеют право участвовать в митингах, собраниях, которые должны проводиться мирным путем.

Самым важным правом является право на участие в ведении государственных дел и в правосудии. Согласно этому праву, граждане участвуют в выборах и референдумах. Кто такие депутаты? Это граждане, воспользовавшиеся своим правом. По своему усмотрению гражданин может выбирать место своего проживания, переезжать из одного города в другой, выезжать за границу. Так было не всегда. Раньше крепостному нельзя было по собственному желанию уходить от господина, переезжать в другое место. Обрести свободу можно было лишь незаконным путем — бегством. Тогда государство разработало систему розыска.

К экономическим и социально-культурным правам относят право на труд и свободный выбор профессии. Государство в настоящее врямя не заставляет гражданина трудиться. Это его право, но не обязанность. А если человек хочет трудиться, но не может найти работу? Законом предусмотрены средства защиты от безработицы.

Источник

Обществознание Право. Вопрос -ответ. Что такое гражданство и как его получить?

Право.

Вопрос -ответ.

Что такое гражданство?

ВСЁ О ГРАЖДАНСТВЕ.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Три основные значения гражданства:

  • гражданство — это принадлежность лица к государству;
  • гражданство — это правовая или политико-правовая связь лица с государством;
  • гражданство — это состояние лица (общества) в государстве.

Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

Гражданство РФ приобретается:
  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство (натурализация, укоренение);
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

По Конституции РФ, Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству, не может быть лишён гражданства или права изменить его.

Решение дел о приобретении или прекращении гражданства находится в ведении Президента Российской Федерации.

Виды гражданства:
  • гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
  • иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;
  • двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Принципы гражданства:
  • равенство независимо от основания приобретения,
  • единство гражданства,
  • открытый и свободный характер гражданства,
  • добровольность решения вопроса о гражданстве.
Права и обязанности гражданина.

Гражданин государства имеет право на:

  • получение основного школьного образования (11 классов), которое считается обязательным, а также на возможность получения знаний в высшем учебном заведении за счет бюджета государства;
  • принятие участия в очередных выборах главы государства;
  • свободное выражение своего мнения;
  • бесплатную врачебную помощь и ежегодный комплекс медицинских вмешательств с целью проверки состояния здоровья;
  • хорошую экологическую обстановку;
  • денежную ежемесячную оплату по состоянию здоровья и уходу за ребенком;
  • постоянное жилье;
  • получение желаемой должности;
  • возможность выезда за пределы Российской Федерации и свободное возвращение на обратно;
  • беспрепятственное пользование любым языком;
  • защиту своей расовой принадлежности.

Обязанности гражданина:

  • ухаживать за отцом и матерью в случае их нетрудоспособности;
  • бережно обращаться с общекультурными ценностями страны;
  • следовать положениям Конституции России;
  • оказывать должный уход и внимание собственным детям;
  • платить налоги;
  • беречь природные красоты страны;
  • защищать территорию своей страны, в случае внезапных военных действий.
Принципы приобретения гражданства:
  • «Принцип крови» — приобретение гражданства в силу своего рождения в семье, в которой родители — граждане данного государства.
  • «Принцип почвы» — приобретение гражданства в зависимости от места рождения.
Перечень оснований и порядок приобретения гражданства РФ:
  • по факту рождения;
  • восстановление гражданства;
  • принятие гражданства вследствие изменения территориальных границ государства, лица, которые проживают на территории, чья государственная принадлежность изменена, могут выбрать необходимое для них подданство в порядке и сроки, установленными определенными международными договорами РФ.
  • получение российского гражданства ребенком, чьи родители также приобретают гражданство.
Условия для приобретения гражданства в общем порядке.
  • Проживание на территории РФ 5 и больше лет с того момента, как получил вид на жительство беспрерывно. Поездки за границу разрешены, но не дольше чем на 3 месяца в год.
  • Заявитель согласен соблюдать Конституцию и законы.
  • Наличие законного источника дохода. Например, нужно официально трудоустроиться или зарегистрировать бизнес.
  • Важным условием является также владение русским языком.
Упрощённый порядок приобретения гражданства.

Каких категорий лиц может касаться упрощённый порядок приобретения гражданства?

  • совершеннолетние дееспособных лиц, у которых кто-то из родителей является гражданином РФ;
  • люди без гражданства, которые проживали на территории СССР, а после его распада не получили гражданство;
  • граждан стран, входивших в состав СССР, получивших образование после 2002 года;
  • недееспособных лиц, чьи дети являются гражданами России;
  • если супруга или супруг являются гражданами России.

Упрощенное приобретение гражданства также разрешается детям, если:

  • один из родителей, являющийся гражданином РФ, подал прошение и есть согласие второго родителя;
  • единственный родитель — гражданин России;
  • если над ними установили опеку или попечительство.
Случаи отказа в приобретении гражданства РФ.
  • Если заявитель поддерживает насильственный захват власти или изменение конституционного строя.
  • Участвовал в конфликтах на территории РФ или в других странах.
  • Есть подозрение, что заявитель занимается экстремистской деятельностью.
  • Наличие ложных документов, которые использовались при подаче заявления.
  • Состоит на военной службе. Гражданство не могут разрешить, если заявитель работает в правоохранительных органах или в органах безопасности другого государства.
  • Заявитель не погасил судимость, которую получил после совершения умышленных преступлений на территории любой страны.
  • Существуют преследования за совершенные уголовные преступления пока не будет вынесен приговор суда или не примут решение по делу.
Некоторые термины.

Двойное гражданство – это наличие одновременно гражданства (или подданства, если формой правления является монархия) двух государств.

Люди, имеющие двойное гражданство – бипатриды.

В России не запрещено иметь двойное гражданство, что закреплено в Статье 62 Конституции РФ:
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Сейчас у россиян есть возможность получения двойного гражданства только Таджикистана.

Вид на жительство – документ, подтверждающий право на долгосрочное проживание на территории государства лица, не являющегося гражданином данного государства — то есть иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Вид на жительство, как правило, является документом, дающим право на свободный выезд из страны и въезд в неё в течение срока действия разрешения на постоянное проживание.

Источник

Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Гражданин- человек свободный и ответственный»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Гражданин- человек свободный и ответственный»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с элементами групповой работы

Место подтемы в системе учебных занятий: В рамках уроков обществознания в 1 четверти учебного года учащиеся уже познакомились с понятиями «правовое государство», «гражданское общество», знают основы конституционного строя Российской Федерации. Данный урок является началом изучения большой темы «Права человека и гражданина». Он занимает особое место в формировании нравственной и правовой культуры учащихся.

Цели и задачи урока:

Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия «гражданин»

Развивая умение работать с письменными источниками, организовать работу учащихся по выявлению существенных признаков гражданина.

Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации групповой работы

Развивать творческие способности учащихся

На примере знакомства с личностью и деятельностью А.Д. Сахарова побуждать ребят к сознательному выбору активной гражданской жизненной позиции.

План изучения нового материала

Гражданин- человек, имеющий права.

Открытие эпохи прав человека.

Великий гражданин России.

Основные понятия: гражданин, право, права человека, ответственность, Конституция.

Основная литература для учителя:

1) Гражданское общество: истоки и современность.-М.,2006

2) Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации: www. oprf.ru

4) Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан»// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- № 8

5) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9. Пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина- М., Просвещение, 2002, с. 123 (текст 4)

Приёмы деятельности учителя:

2) Фронтальная беседа

3) Обобщающая беседа

4) Организация групповой работы

5) Организация работы по составлению синквейна

Формы организации учебной деятельности, в которую будут включены на уроке учащиеся:

1) Мультимедийный проектор

3) Раздаточный дидактический материал

4) Учебник «Обществознание 8-9» под ред. Л.Н. Боголюбова- М., Просвещение, 2009, параграф 35

Вступительное слово учителя –Здравствуйте, ребята!.

Учащиеся примерно в течение одной минуты работают со словами ассоциациями. Затем учитель проводит проверку выполнения задания, а учащиеся слушают друг друга и дополняют свои записи.

А теперь, давайте подумаем, а можем ли мы сразу ответить на вопрос «Одинаковы ли по значению слова «человек» и «гражданин»?

Учитель, обращаясь к записанной на доске теме, активизирует умственную деятельность учащихся, побуждая их сформулировать вопросы по теме урока, на которые ещё не ответили, или те, которые вызывают интерес или сомнения. На доске, таким образом, появляется круг вопросов, которые будут отправными при изучении темы и к которым при наличии времени можно вернуться в конце урока при закреплении знаний. При корректировке в ходе урока данные вопросы могут быть рассмотрены прямо в процессе изучения новой темы.

О гражданах разных стран мы с вами вели речь уже в 5 классе на уроках по истории Древнего мира. Сейчас мы с вами поработаем в группах, расширяя свои знания по вопросу полноправных и неполноправных граждан античности.

Начинаем работу в группах с документами по Гражданству в Древнем Риме и Древней Греции. Тексты документов перед вами. Карточки задания также имеются на ваших рабочих столах. Время на работу в группах 5 минут.

Группы работают с приложениями № 1, 2 , 5.

Через 5 минут учитель организует демонстрацию групповых результатов работы. Группы работают, дополняя друг друга.

Учитель: В средние века о гражданах старались не вспоминать, население находилось либо в поземельной, либо в личной зависимости. Государство подавляло личность. Новое время подняло на небывалую высоту звание ГРАЖДАНИН. Впервые были созданы государственные документы, закрепившие права человека. Из курса истории вспомните и назовите страны и документы эпохи Нового времени, важные с точки зрения провозглашения прав человека.

Учащиеся предположительно должны вспомнить:

США – Конституция США (1787 год),

Декларация независимости (1776 год);

Франция- Декларация прав человека и гражданина (1789 год).

С текстом последнего документа мы сейчас с вами и поработаем в парах. Текст декларации и карточки задания дежурные раздают на каждую парту. На работу парам даётся не более 4-5 минут (пары работают с приложениями № 3 и 6).

Далее учитель организует обсуждение результатов работы групп и затем задаётся вопрос классу: «Что же объединяет эти документы?».

После ответов учащихся в случае необходимости, учитель делает такое дополнение:

«И ещё одно- эти документы стали образцом, легшим в основу целой серии международных документов по правам человека, созданных в ХХ веке».

Учитель: до этого момента мы с вами вели очень обезличенный разговор о гражданах, а теперь я хочу познакомить вас с Великим гражданином России — Андреем Дмитриевичем Сахаровым.

Далее идёт рассказ учителя по презентации о жизни и судьбе Андрея Дмитриевича Сахарова (приложение 7). После демонстрации презентации учитель плавно переводит свой рассказ в задание для каждого учащегося. «Сейчас мы с вами только начали знакомство с личностью Андрея Дмитриевича. А теперь возьмите карандаши в руки и поработайте с текстом учебника (стр. 224-228) и текстом 4 ( приложение 4). Какие черты личности и поступки Андрея Дмитриевича Сахарова доказывают, что перед нами Великий Гражданин? Что означает вывод в последнем абзаце учебника на странице 228?

В качестве дополнительного вопроса может быть предложен вопрос №5 со страницы 228 учебника «Выскажите ваше мнение, чему учит судьба академика Сахарова?».

В конце урока вместо закрепления мною была использовании работа с синквейнами.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна

Первая строчка — записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая строчка — пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строчка- записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Далее учитель предлагает ребятам выставить себе самооценку за работу на уроке и объявляет, комментируя оценки, которые поставил учащимся за работу на уроке.

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

З. М. Черниловский — российский ученый-юрист

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании… Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба…

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 65—67.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери… По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу2. С этого момента гражданин становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин… Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города…

… По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 81—82.

Всеобщая декларация прав человека и гражданина1789 года

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Источник

Оцените статью