3 Достоинство христианина
Достоинство христианина, христианские достоинства – подобные выражения мы встречаем как
в Библии, так и в существующей жизни.
Есть ли достоинства у христианина, и есть ли достоинство христианина? Что говорит на это Слово
Божие?
Что такое достоинство? Словари толкуют, что это – совокупность положительных качеств у человека.
Поступать достойно – значит соответствовать чему-то или кому-то. Если говорят, что достойный
праведник, значит соответствующий праведнику. А если Иоанн Креститель говорил, что «недостоин
понести обувь Его» (Мф. 3:11), или – «недостоин развязать ремень на обуви Его» (Мк. 1:7, Лк. 3:16,
Ин. 1:27), то он считал себя по своим качествам ниже даже этого предела – нести обувь или
развязать ремень на ней.
Иаков говорил сыну: «Рувим, первенец мой! ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства
и верх могущества» (Быт. 49:3-4). Так пророчески благословлял Иаков своих сыновей перед смертью,
называл Рувима верхом своего достоинства. То есть, совокупностью всех своих лучших качеств
перед Богом, переданных сыну. Но это его, Иакова, достоинства, а сын их не мог понести, о чём
сказано в этих же стихах.
У каждого человека своя совокупность достоинств перед Богом, ему принадлежащая, и фактически
даваемая ему Господом. Человек приобретает, но может и потерять. Давид так просил Господа
о нечестивых: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой» (Пс. 108:8, Деян. 1:20).
Каждый верующий человек имеет совокупность качеств, составляющих достоинство его перед
Богом, и любовью к Господу и к братьям он сохраняет это достоинство. Не желающий сохранять
теряет всё: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает
в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Теряют не только те, кто обитает в прахе
(Иов 4:17-21), но и ангелы!
Потому Павел и писал о достойном хождении в Духе Святом: «Итак я, узник в Господе, умоляю
вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1).
И главная суть достоинства христианина – соответствовать по вере и по делам веры учению Христа.
«Только живите достойно благовествования Христова…» (Филип. 1:27).
«Чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом
и возрастая в познании Бога» (Колос. 1:10).
«Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё царство
и славу» (1 Фес. 2:12).
После уверования – «Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лк. 3:8) – Господь будет Сам
определять, кто достоин Его, а кто – нет: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин
Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего
и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38).
Когда верующий сознательно не исполняет Слово Божие, когда отступает, то последствия неотвратимы:
«Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32).
И молиться, и просить надо у Господа: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш сделал
вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (« Фес. 1:11).
«Старайся представить себя Богу достойным…» (2 Тим. 2:15).
А как соотносятся достоинство христианина с достоинством неверующего? Мы знаем такую мирскую
формулу мирской жизни – «чувство собственного достоинства». Мы слышим призывы о сохранении
гордости и чувства собственного достоинства у каждого человека. В неверующем мире убеждают,
что так и должно быть, что это – нормально, что каждый человек должен быть гордым индивидуумом
и с собственным достоинством.
Слово Божие признаёт за каждым человеком своё, или собственное, достоинство, но оно не должно
приводить к гордости одного перед другим, к самовозвышению, ибо всё дано в этом мире только Богом,
и ничего не создано человеком.
«…по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филип. 2:3).
Достоинства неверующего и достоинства верующего – диаметрально противоположные достоинства.
«Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10:18).
Когда христианин отвечает требованиям Божиим, то он поступает достойно Бога; когда не отвечает,
тогда грешит перед Богом в чём-то, сомневается, маловер. Отсюда и предатели, и малодушные,
горюющие, живущие со страхом.
И выход один – покаяние, просьбы Христу о прощении, и жизнь в радости с Господом. Радость в
Господе не только в случае прибытка, но и в испытании, искушении, в страдании.
Депрессия – от сатаны, радость – от Господа!
Верующий должен помнить не о чувстве собственного достоинства, а о том, чтобы быть достойным
Бога, бодрствовать, ожидая прихода Иисуса Христа, чтобы не было так, как Сам Иисус поведал
в притче о брачном пире: «Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были
достойны» (Мф. 22:8).
Чтобы было так, чтобы каждый верующий был достоин Христа, как сотник – Лк. 7:4 («Услышав об
Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. 4 И
они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это»),
хотя сам сотник себя достойным не считал, но Иисус посчитал его достойным по вере его (Лк. 7:9).
Истинные верующие, смиренные перед Богом, исполняющие заповеди Христовы, находящиеся
в любви Его – достойны Его, а их недостоин весь мир – Евр. 11:36-38 : «36 другие испытали поругания
и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в
милотях и козьих кожах, терпя
недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям
земли».
И проповедовал Иисус Христос в Нагорной проповеди, как иногда пишут, не чувство собственного
достоинства, а достоинство в Боге, выраженное в смирении перед Ним и братьями, в любви к Богу
и к ближним.
Да исполнится достоинством Божиим каждый христианин!
Источник
Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?
Окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
– Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?
– Первые христиане руководствовались принципом «Прейдет мир сей и приидет благодать» 1 . После того как они обретали веру во Христа, они кардинально изменяли свою жизнь. Продолжали жить среди мира, но уже не были рабами мирского. Их существование приобретало новое (небесное) измерение.
Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.
После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.
Только очистившийся человек может быть богословом 2 . В противном случае, чем он сможет свидетельствовать о Боге? Словами? От этого не будет никакого толка.
Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.
Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.
– В чем значение монашества?
– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.
Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.
Через каждого человека совершается спасение всего мира 3 . И когда он начинает очищать себя – это имеет благоприятные последствия для всей Церкви.
– Почему человек может утерять Божественную благодать?
– «Без мене не можете творити ничесоже» 4 . Бог попускает наше падение, чтобы мы видели, что всё, чего мы достигли в духовной жизни, не могли обрести без Его помощи. Мы смиряемся, приходим в себя и вновь вступаем на путь духовного возрождения.
Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.
– Что еще может отдалить нас от Бога?
– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.
Любовь к вещам и деньгам приводит к тому, что они становятся не средством, а начинают господствовать над человеком, порабощают его. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» 5 , — говорит Господь. В чем же заключается это отвержение? В отказе от всего противоестественного, чуждого нашей природе (то есть греха) и возращении к нашему естественного состоянию.
– А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?
– Он становится живой иконой Бога.
Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.
Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.
– Что такое свобода?
– Внешне человек может быть гоним, борим, скован, но внутри оставаться свободным. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» 6 .
На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.
Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.
Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?
Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.
Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.
1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.
2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)
3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения… Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).
Источник
Что значит быть достойным Божьих благословений
Зайченко А.С.
Одно из труднейших испытаний, с которыми столкнулся современный христианский мир, стало испытание Божьими благословениями, вернее той их частью, которое ведет к продолжительному материальному процветанию народов и личному достатку основной массы верующих. И если на протяжении своей долгой истории многие христиане смогли с честью пройти разные тяжелые испытания: войнами, болезнями, страданиями, природными катастрофами, то испытание успехом и преуспеванием оказалось неодолимым преткновением для очень многих.
1.Бог источник всех благословений человечества.
Практически каждый современный верующий знает, что Господь по Своей милости дает благословения даром, в том смысле, что люди не могут их сами заслужить. Вместе с тем, блага, которые Бог давал и дает человеку, всегда были условными или «внутризаветными». Для их получения люди всегда были должны исполнять особые Божьи повеления, заповеди и заветы. Однако на пути этого преизбыточного потока благодати стояла греховная природа человека. Эта природа, как показала сама тысячелетняя история народа Израиля, не смогла кардинально улучшиться при помощи закона, наказаний и жертв. Поэтому чтобы преодолеть это преграду между желанием Бога поделиться с людьми Своей преизбыточной благодатью, с одной стороны, и порочной природой человека, с другой стороны, Бог привел в действие Свой План Спасения людей. Исполнителем этого Плана стал Иисус Христос.
Дары от Господа тогда проявляют свою благословенную природу, когда они принимаются духовно и осознанно, иными словами человек знает не только что он получил, но и от Кого и самое главное для чего ему дан этот дар. Каждый верующий должен знать, что в его жизни мешает наилучшим образом распорядиться даром, как быть достойным Божьих благословений. Таким образом, главнейшим условием обильных благословений было принятие человеком Христа, Его Благой вести, Его Воскресения. Взамен верующий в Христа получает безмерные духовные дары уже в этой жизни, ощущение полноты бытия, чувство радости пребывания с Господом, которое можно назвать счастьем вновь приобретенной жизни, счастьем рождения свыше. Конечно, Господь не забывает и о материальных нуждах своих детей: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31-33).
Сегодня во многих странах традиционной христианской культуры Божьи благословения продолжаются, но большинство людей уже не отвечает духовным условиям для их получения. Они не видят в Боге отправителя и инициатора этих благословений, предпочитая говорить о собственных заслугах, счастливой случайности, успешной карьере, удачных шагах правительства. Естественно, они неверно отвечают и на другое условие — для чего им даны такие дары. Без всяких духовных размышлений результаты таких благословений присваиваются, удовлетворяя личные, эгоистичные пожелания получателя.
Принятие племенами и народами Европы христианства в свое время вырвало их из первобытного варварства дало государственность, образование, культуру, послужило толчком развитию образования, появлению новых городов, росту торговли и ремесел. Конечно, это было результатом Божьих благословений. Масштаб и размах и, самое главное, форма предоставления этих благословений, очевидно, соответствовали уровню духовной зрелости верующими и церковью истин Евангелия в принятии и исполнении величайших заповедей Христа. Мы далеки от мысли, что Бог, как в аптеке, отмерял Свои благословения людям той эпохи, в меру их праведности и силы веры. Господь всегда дает с избытком, по Своей милости и любви к человеку, несмотря на все его несовершенства. Но вместе с тем мы знаем, что Господь как рачительный хозяин не может давать людям то, что они просто не в состоянии освоить. Задача верующих состоит в том, чтобы во всякое время и в любых условиях быть достойными тех благословений, которые каждодневно посылает Бог. Верующие, как правило, не забывают просить о благословениях и благодарить Господа за них. Через ответную молитву благодарности мы как бы подтверждаем получение этих благ, удостоверяем, тот факт, что Божьи благословения дошли до верующей души, любящей Господа. Но Бог ждет от нас большего. Люди как получатели этих даров, должные не просто благодарить Бога за проявление к ним любви, но и духовно размышлять о смысле каждого конкретного блага. Верующие должны быть в состоянии освоить поток благодати, который они получают в данное время и в данном месте в виде конкретных.
Мы должны просить Его, чтобы Он позволил нам возрастать в понимании Слова Божьего, для того чтобы освоить то сокровище, которое мы получили он Него в виде Святой Благой Вести. Эта весть Благая не просто потому, что она обещает нам конечное Спасение и переход на жительство в Царствие Небесное, но и потому, что более глубокое и верное исполнение евангельских заповедей и заветов непрерывно расширяет наши возможности получать все новые и новые благословения еще здесь, уже в этой жизни. Так, постепенно, десятилетие за десятилетием, поколение за поколением, по мере возрастания Церкви и верующих в Слове Божьем, в истинах, которые нам оставил Иисус, расширялись возможности людей принимать все большие и большие благословения, личные и групповые, духовные, социальные и материальные, направленные на отдельных людей и на целые народы.
2.Благословения в истории народов
Отражением в истории человечества этого своеобразного диалога между Господом, посылающим блага, и людьми, их принимающими и пытающимися осмыслить через Слово Божие их назначение, явился непрерывной, хотя и очень медленный рост культурного, социального и хозяйственного уровней развития христианских народов. За несколько веков они преодолели пропасть, некогда отделявшую их от основных центров мировой цивилизации, они почти сравнялись с народами, имеющими тысячелетнюю историю развития. Тем не менее, еще в XIV — XV веках все европейские страны по уровню жизни населения, развитию экономики, образования и накопленных знаний заметно уступали Китаю, Индии и странам арабского Востока.
Но, начиная с ХVII века, после победы Реформации, в этой области наметилась резкое размежевание: протестантские страны Северной и Центральной Европы по темпам и уровню социального и экономического развития стали неуклонно опережать своих католических соседей: не только мусульманских, но и католических. В начале выявилось их преимущество в системе образования, затем науке, военном деле, государственном управлении, производстве, но самое главное, почти всех сферах организованной деятельности европейские евангельские протестанты демонстрировали новое свойство: появилось постоянность и поступательность в самом процессе усовершенствований.
И основная причина этих неожиданных исторических успехов состояла в появлении в странах победившей протестантской Реформации совершенно нового «духовного потенциала», который очень быстро сформировался путем перехода сначала верующих, а затем и всего населения этих стран на ценности евангельского, протестантского мировоззрения. “Духовный потенциал” (или капитал) можно определить как личные и групповые ценности, принципы высшего порядка, которые формируются в процессе взаимодействия между единоверцами в процессе их участия в богослужебных и церковных мероприятиях, различных видах внецерковного служениях и которые, в конечном счете, постепенно становятся мировоззренческой основой политических, социальных и хозяйственных ресурсов всего общества. В результате, в церквях и домашних общинах евангельских христиан-протестантов постепенно формировались новые духовные, нравственные и социальные качества человека, которые со временем закрепились в национальном характере народов, прошедших вековую школу практического Евангелия. Даже светские ученые вынуждены признать, что в результате Реформации в мире появился новый человек. Этот человек, принявший Благую Весть Воскресения Христа в свою духовную, церковную и внецерковную жизнь, стал накапливать новые качества в форме особых навыков, характеристик, склонностей к творческому и производительному труду, в виде высоких нравственных стандартов в семье и труде.
Постепенно эти качества привели к появлению новых саморазвивающихся гражданских, социальных политических и экономических институтов у народов этих стран. В свою очередь, эти новые личные качества и новые общественные институты способствовали возникновению нового общественного уклада, со встроенной в него системой непрерывного социально-политического и экономического прогресса. Именно новый «духовный потенциал» стал источником непрерывных нововведений в различных областях и как следствие — быстрого технического и социально-экономического развития протестантских стран Европы и Америки. Уже через 200 лет они перегнали всех своих азиатских конкурентов, а вслед за этим – и католических.
В исторической гонке по заимствованию технических, социальных и хозяйственных достижений, которые так хорошо работали в протестантских странах Запада, их соседи — страны-импортеры стремились воспроизвести у себя то, что лежало на поверхности – их изобретения, сами учреждения, их структуру. Они почти никогда не пытались воспроизвести у себя «духовный потенциал». Во-первых, потому, что не догадывались о его наличии, а во-вторых – его нельзя было, в принципе, искусственно привить.
С тех пор многовековая борьба за политическое, экономическое и военное лидерство между странами и цивилизациями стала сводиться, по существу, к соревнованию за достижение более совершенных, эффективных нововведений, особенно в области государственного управления, техники, военного дела, экономики и образования. Страны, которые на основе своего нового «духовного потенциала» могли обновлять свои социальные институты, отвечающие потребностям времени, сразу получали неоспоримые конкурентные преимущества и вырывались вперед по всем параметрам своего развития. И, как показывают обширные историко-статистические исследования, были и остаются, в основном, страны протестантской культуры.
Еще раз почернеем: система непрерывного и саморазвивающегося прогресса появилась именно у народов, прошедших вековую школу практического Евангелия. Поэтому сегодня все без исключения страны протестантской культуры, прошедшие эту вековую школу евангельской культуры, занимают самые передовые места практически по всем показателям социально-экономического развития.
3.От гордыни — к неблагодарности и предательству
Казалось бы, все хорошо — оставайся верным Христу и наслаждайся Божьей благодатью и будущими благословениями. Однако драматические конфликты человеческого «я» с волей Бога продолжатся до конца земной истории человечества. Обратимся к известной притче о брачном пире (Мат.22:1-14). Здесь говорится о событиях Второго пришествия Христа: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Матф.22:2). Царь (Господь) истребит не только неверных, но и тех, кто когда-то принял Христа как Спасителя, получил от Царя богатые благословения (приглашение на пир), но не подготовили себя к встрече с Его сыном (Воскресшим Христом). Их дела, земные заботы оказались для них более важными, чем повеление Господа идти на пир в брачной одежде, то есть в «одежде» истинной веры, по милости дарованной им самим Иисусом.
В Библии, мы видим, как люди, когда-то верные Господу, с большим трудом проходят испытание богатством и благодатью: Давид, Саул, Соломон, многие цари Иудеи и Израиля – таких персонажей множество в Ветхом и Новом Завете. Христос очень хорошо знал испорченную природу человека, даже верные Его ученики были заражены синдромом – «стремлением наверх». Уже тогда, еще до своей смерти и Воскресения, Он предвидел, что потоки благодати окажутся трудным испытанием для многих и многих христиан. Так оно и оказалось. После наступления периода массового благословения в странах победившей Реформации, очень многие люди не выдержали потока даров, для них благоденствие оказалось испытанием, которое они не выдержали. Сначала они просто поменяли местами причину и следствие: вместо Царствия Божия они стали искать материальные блага, комфорт и стабильность. И в этом они преуспели, поскольку волна благословений милосердного Бога всегда выше и продолжительней волны Его праведного гнева. А затем их человеческая гордость и вовсе усмотрела в таких благословениях не руку Всесильного и Милосердного Воскресшего Христа, а свою собственную роль, заслугу человеческого разума, порожденного высокомерной логикой Просвещения, эпохи нарастающего секуляризма и атеизма. Это испытание было и останется еще одним, самым трудным этапом Божьего Плана Спасения, который многие представители современной христианской цивилизации на Западе и в России так и не прошли.
И снова, обратившись к притче о барачном пире, мы можем в ней узнать многих, в том числе из нашего ближнего и дальнего окружения, кому в свое время была оказана великая благодать и кто позже, по сути, предал Христа. Хотя в историческом плане предательство как таковое внешне может и не просматриваться. Просто вера (если она была глубокой и реальной) постепенно слабела, в сердцах многих тысяч членов христианских церквей, под грузом земных забот, в результате вызовов и соблазнов светского мира это великое чувство из духовно-мировоззренческого и трансцендентного незаметно перерождалось в этическое. Оно дробилось, мельчало и в конце-концов сама вера в Христа Спасителя превращалось, в лучшем случае, в простое чувство доверия к некоторым вероисповедальным принципам или отдельным фрагментам Евангелия. Прошло время, и живая вера в душах таких людей совсем угасла, а самого предательства вроде и не было. Но странное дело, по мере угасания личной веры, отхода большого числа людей от Церкви, в обществе стали быстро нарастать явления неверности.
Сегодня историки ищут определение ХХ веку, одни называют его кровавым, другие — веком потрясений и революций. По-моему, самым уместным будет назвать прошедшее столетие веком предательства. Такого обилия фактов больших и малых измен в семье, быту, на войне, в политике, такого обилия свидетельств вероломного отступления от своих обязательств мировая история до этого не знала. Особенно это коснулось России, где евангельская духовность и нравственность так и не были укоренены в народе и где процессы расхристинизации приняли невиданные масштабы. На протяжении всего века простые жители, военнослужащие практически во всех основных войнах этого периода в массовом порядке предавали свое правительство и своих командиров, аристократия предала своего монарха, Русская Православная Церковь предала своего высшего иерарха – императора, политические партии, общественные и государственные деятели предавали конституцию, все вместе и неоднократно они изменяли общественному строю и политической системе, которым обязались служить.
Это — результаты мыслей и поступков возгордившейся плоти, утратившей страх Господень. Мы помним, как Иисус в последние дни своего служения на земле раз за разом повторяет фразу как духовное предупреждение всем нам: «Много званных, а мало избранных».
4.Надежда новых благословений
Но временное поражение христианской Церкви не стало победой ее прежних недругов. Сегодня бывшие враги евангельской церкви, в лице идей Просвещения и официальной науки сами испытывают горечь поражений. Современное общество вынуждено сделать для себя вывод, что христианско-евангельские постулаты не противоречат современности. Поскольку атеистические и научные концепции оказались очень недолговременны, а их результаты постоянно опровергают друг друга, они уже давно перестали быть абсолютно истинными и универсальными (на что они так долго претендовали). Все они превратились в частные версии и гипотезы, которые не в силах опровергнуть христианство. Более того, ученые-науковеды, то есть убежденные атеисты, сами все больше напоминают “мракобесов”, не заметивших, что их время кончилось. На своем птичьем языке “научной мифологии” они рассказывают какие-то басни о происхождении Вселенной, о зарождении жизни и о человеке-обезьяне. Теперь их публичные заявления утратили ореол убедительности. Уже давно стало очевидным, что современная наука и техника представляют для общества и его будущего больше опасностей, чем любая деноминация христианской церкви.
С другой стороны, и в наше время евангельская церковь помогает или определенно может помочь — отдельному человеку, России, обществу, государству, миру. Вера в Бога выступает как спасительная и единственная альтернатива «эре безблагодатности»— как спасение от наступления на человека “мирского”, насквозь светского бытия, с его аморальностью и беспринципностью, с господством культа выгоды, где неразрывно связаны политика, деньги, коррупция и произвол, но нет высшей объединительной Идеи, нет абсолютной Нравственности, нет общего Смыслополагания.
Сегодня многие страны протестантской традиции (особенно в Европе) утратили свою евангельскую веру, свои духовые ценности и принципы, а вместе с ними и «духовный потенциал». Естественно, поток Божьих благословений в этих странах начинает иссякать. И хотя эти страны сохраняют неоспоримые преимущества в мире по уровню развитости практически всех своих социальных политических и экономических институтов и ресурсов, тем не менее, печать морального и социального регресса. В этих странах растет число самоубийств. Некоторые из них занимают первые места в этой области (Швейцария). В других отмечается рекордное число разводов и детей, рожденных вне брака (скандинавские страны). Повсеместно растет число случаев педофилии, однополых браков и других извращений, в массовом порядке утрачиваются нормы личной и семейной нравственности.
Неудивительно, что в недавно опубликованном исследовании, посвященном тому, какие народы считают себя счастливыми, в списке благополучных мы не видим ни одной страны протестантской традиции. И это — несмотря на их передовые позиции в социальной и экономической сферах, невзирая на громадные экономические и социальные ресурсы. Что касается России и Украины, то их народы, по данным этого исследования, относятся к числу самых несчастных в мире.
Предательство, как и всякий грех, останется постыженным, а благословения Господа найдут новых благодарных почитателей и почитателей, возможно среди других народов. Совсем недавно в мировых новостях появилась информация, о том, что высшее руководство коммунистического Китая в лице бывшего главы государства Цзян Цзэминя (Jiang Zemin), желает, чтобы их страна стала христианской. Когда его спросили почему, его ответ был удивительным откровением. Как он объяснил, экспертная группа китайских ученых в течение двадцати лет изучали вопрос постоянного отставания Китая от Запада в вопросах науки, индустрии и культуры. После исследования всех возможных причин они пришли к выводу, что именно религиозное наследие Запада позволило достичь таких высот. Вот заявление этих ученых:
Нас попросили выяснить, что является причиной успеха, по сути даже превосходства Запада во всем мире. Мы изучили все возможные аспекты с разных точек зрения – исторической, политической, экономической и культурной. Вначале мы думали, что все дело в мощных военных силах. Потом мы решили, что у вас лучшая политическая система, затем мы сосредоточили свое внимание на ваших экономических системах. Однако за прошедшие двадцать лет мы обнаружили, что центром вашей культуры является ваша религия – христианство. Поэтому Запад такой могущественный. Моральный фундамент христианства в социальной и культурной сферах жизни позволил появиться вначале капитализму, который затем перерос в демократию. И в этом у нас нет абсолютно никаких сомнений . ( Цитата : Jesus in Beijing : How Christianity is Changing the Global Balance of Power, by David Aikman.)
Цзян Цзэминь верно понял, что Америку и Запад в целом подняла на такие высоты не просто экономическая свобода, но библейское мировоззрение. Желательно, чтобы эту мудрость поняли не только забывшие о прежних благословениях жители западных стран, но и российские власти, столетиями затыкавшие уши на подобные предупреждения и советы Чаадаева. Соловьева, Бердяева и других отечественных мыслителей.
Пусть для нас, российских христиан, не избалованных в прошлом материальными и социальными благами западного общества, эти уроки станут предостережением против возможных последствий будущих «тучных лет» экономического процветания, против рецидива неблагодарности к Источнику всех благ. В то же время пусть мы найдем в этих примерах утешение и защиту от новых невзгод и превратностей сегодняшнего нестабильного мира. Пусть наша вера сохранит великий смысл и спасающую роль Воскресения как источника самого великого блага – надежды быть со Христом.
Источник