Лучше голова с плеч, чем поруганная честь. (Русская пословица)
У современных людей — стереотипное мышление. Когда мы слышим слово «честь», первые ассоциации отправляют нас почему-то в далекое прошлое, когда собственную честь и честь прекрасной дамы рыцари защищали на поединках. Кодекс чести свято соблюдали и в позапрошлом веке, когда уже не было рыцарей, но честь должна была оставаться незапятнанной.
Нельзя не вспомнить того, что, защищая честь своей жены, своей семьи, на дуэли погиб наш великий поэт А.С. Пушкин. «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России», — говорил он. Многие его герои были людьми чести. Среди них и Владимир Дубровский, главный герой одноименного романа. Несмотря на то что этот незаконченный роман считается авантюрно-приключенческим произведением, это не просто история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и мести его сына, это произведение о достоинстве, от которого сильные личности не откажутся никогда, потому что для них «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».
Конфликт между Троекуровым и Дубровским старшим основывается исключительно на «поруганной чести», хотя и причиной ссоры соседей по имениям стал земельный интерес. Своевольный богач Троекуров не очень пекся о своей чести, потому что ее заменяли ему деньги, власть, вседозволенность. Ему противостоит бедный Дубровский, который сохраняет свою честь и независимость, не страшась такого всевластного самодура, как Троекуров. Собственно говоря, именно за эту непоколебимость Троекуров и уважал Дубровского, позволяя одному ему высказываться в своем присутствии честно и правдиво. Однажды, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить Троекурову, бывшие приятели становятся врагами, и Троекуров превращается в настоящего подлеца, который намерен проучить «гордеца Дубровского» самым жестоким образом: лишить его крова, заставить унижаться, просить о прощении. Но Дубровский-старший не отступается от своих принципов, хотя это и стоит ему не только имения, но и жизни.
Сын Дубровского Владимир понятие чести впитал с молоком матери. Приехав фактически на похороны отца, он «не намерен терпеть обиду» и жаждет отомстить за поруганную честь. Он является в дом Троекурова в облике учителя — француза и… влюбляется в дочь Троекурова Машу. Как человек честный, он признается ей не только в любви, но и в том, кем он является на самом деле, хотя в этот момент очень рискует. Но для Маши честь — это тоже не пустой звук, и очень скоро она докажет это.
Отомстив судье за нечестный суд над его отцом, Дубровский становится разбойником. Но и в лесу он остается благородным человеком, потому что грабит только подлых негодяев, отдавая деньги нуждающимся.
Вот тут как раз и происходит событие, которое позволяет Маше доказать свое отношение к чести. Надеясь на порядочность пятидесятилетнего генерала Верейского, Маша честно признается в своей нелюбви к нему и просит расстроить предстоящую свадьбу, на которой настаивает отец. Но старый волокита не только не проникается к Маше сочувствием, но и рассказывает о ее письме к Дубровскому Кириле Петровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу. Машу отдают замуж за Верейского, а Дубровский, который пытался украсть Машу из-под венца, опаздывает. Он настигает карету Троекурова уже тогда, когда Маша обвенчана. «Вы свободны», — говорит он ей, на что Маша отвечает приблизительно теми словами, которые потом, в другом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», скажет Татьяна: «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Да и для Маши «лучше голова с плеч, чем поруганная честь». Несчастная доля проверяла Машу на прочность ее нравственных принципов, и мы видим, что Маша не готова от них отступиться, потому что данный в церкви перед Богом и людьми обет для нее — святое.
Понятия чести, нравственных устоев, защиты собственного достоинства, о которых говорит А.С. Пушкин в романе «Дубровский», — это вечные человеческие ценности, над которыми не властны ни времена, ни люди. Они важны и для нас сегодня, даже если мы об этом не задумываемся. Волей-неволей мы все равно поступаем так, как велит нам наша совесть. Потому что и для нас «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».
А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». В полной мере он ее раскрыл в своем авантюрно-приключенческом романе «Дубровский». Это не просто роман, а правдоподобная история о драматичной судьбе бедного дворянина и его сына. В центре сюжета два семейства — Троекуровы и Дубровские. Когда-то главы семейств были хорошими друзьями, но после пары обидных фраз они отдалились и стали лютыми врагами.
Андрей Гаврилович Дубровский был человеком чести и совести. Он не был так богат, как Троекуров, но и требований завышенных к своим крестьянам и окружающим не предъявлял. Сын Дубровского обучался в Петербурге в элитном военном училище. Он ни в чем не нуждался и жил на широкую ногу, что свидетельствует о широте души Андрея Гавриловича. Оппонентом честного дворянина был алчный и жестокий барин Кирила Петрович Троекуров. Его дети тоже ни в чем не знали отказа, но он полностью распоряжался их жизнью и во всем устанавливал свои порядки.
Соседи побаивались Кирилу Петровича, так как от крестьян слышали много о его самодурстве и своеволии. Никто не смел ему перечить, а если кто-нибудь и вставал у него на пути, то до конца жизни раскаивался. Один Андрей Гаврилович не пресмыкался перед этим «властителем жизни» и говорил правду в лицо. Троекурова задевало обывательское отношение соседа, и он решил его проучить. Воспользовавшись своими связями в суде, он подстроил так, что у Андрея Гавриловича отобрали имение, а его признали новым владельцем. После этого бедный Дубровский перенес удар и умер.
Фактически этот добропорядочный человек пострадал из-за того, что не стал отступать от своих принципов чести и стоял до конца на своем. Во время суда Троекуров надеялся увидеть раскаяние на лице оппонента, а увидел только злость и недоумение. Сын Дубровского не уступал отцу в смелости. Не желая терпеть обиду, он сделался лесным разбойником и держал лживых помещиков в страхе. Помогали ему в этом верные крестьяне, не пожелавшие идти в услужение к Троекурову. Хорошо описывает смелость этого молодого человека один случай, приключившийся с ним в доме Кирилы Петровича.
Когда барин по традиции решил испытать гостя на прочность и запер в комнате с голодным медведем, ни один мускул на его лице не дрогнул. Он просто вытащил пистолет и застрелил зверя. Но тогда еще Троекуров не мог догадываться, что под его крышей поселился не кто иной, как сын Дубровского. О своем истинном происхождении он признался только Марье Кириловне, которую всем сердцем полюбил. У этой героини тоже были высокие моральные принципы. Несмотря на то, что Дубровский был ей мил, она не стала противиться воле отца и вышла замуж за пожилого князя Верейского. Честь и чувство долга для нее оказались превыше всего, даже превыше любви.
В своем романе А. С. Пушкин говорит о вечных ценностях, которые остаются актуальными и на сегодняшний день. Такие понятия как верность своему слову, незапятнанная репутация, доброе имя всегда были в цене, а безмерное честолюбие и властность всегда вызывали неприязнь.
Источник
Тема чести в произведении дубровский. Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С. Пушкина Дубровский
Подлость и честь в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе ДубровскийА. С. Пушкин. Роман «Дубровский — авантюрно-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына. Один из героев романа — Троекуров очень дружен со своим соседом — Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его крова, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судейским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие.
Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий. Гневное поведение соседа на суде доставило Троекурову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за собственное достоинство. Многочисленные забавы Троекурова также его характеризуют.
Одна из них — забава с медведем. Необыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которого вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности. Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду. Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого человека, когда медведь бросился на него — Владимир вытащил пистолет и выстрелил в зверя. Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остается благородным человеком.
О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир непримирим к подлости и жестоко расправляется с негодяями. Несмотря на существующую опасность, Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, остается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу.
Но Верейский не намерен отступать от своего — старый волокита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувствием, но и рассказывает о Машином письме Кириле Петровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу. Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпринимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а данный обет для нее — святое. В романе «ДубровскийА.
С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад. Сочинение, Пушкин
Как герои романа понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему приводит столкновение их взглядов на жизнь?
Гипотеза
Я считаю, для того чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками свое имя, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами. Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.
План исследования
Прочитал роман А.С.Пушкина «Дубровский»
Познакомился с лексическим значением слов «честь», «бесчестие»,»целомудрие»
Проанализировал эпизоды романа и увидел, как герои относятся к чести, и что для каждого из них значит слово «честь».
Сделал выводы.
Исследование
Я увидел, что для Кирила Петровича Троекурова слово «честь» значит почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются. Для Андрея Гавриловича Дубровского понятие чести — это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”. Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. Но Троекуров не доволен исходом этого дела. Этого он не добивался. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын. Молодой Дубровский — это другое поколение романа.Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу. И движет Дубровским именно оскорбленное достоинство, оскорбление семейной чести.Но став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков? Страшен Дубровский-разбойник только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой. Она описывает Дубровского как благородного человека, человека чести. Показательны здесь и отдельные высказывания князя Верейского о «славном разбойнике» и «романтичесом герое», которые не понравились Троекурову, как не понравился и вопрос о «погорелом строении», бывшей усадьбе Дубровских. Симпатии и сочувствие многих персонажей романа явно на стороне молодого героя.
Результат
Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”. Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество. Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Мои симпатии, безусловно, на стороне Дубровских. Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие? Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет. А.Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство. Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие. Как видим, каждый верен своему понятию чести. Отвечая на вопрос, почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха, я могу сказать, что благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.
Роман «Дубровский» — произведение авантюрно-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.
Один из героев романа — Кирила Петрович Троекуров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочисленными связями, но и безмерной властностью и своеволием. Действительно, ничто не может противостоять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять решениями суда.
Троекуров очень дружен со своим соседом — Андреем Гавриловичем Дубровским, единственным человеком, осмеливающимся в присутствии Троекурова свободно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подлеца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.
Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его крова, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судейским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.
Гневное поведение соседа на суде доставило Троекурову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за собственное достоинство.
Многочисленные забавы Троекурова также его характеризуют. Одна из них — забава с медведем. Необыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которого вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.
Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого человека, когда медведь бросился на него — Владимир вытащил пистолет и выстрелил в зверя.
Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остается благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир непримирим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.
Несмотря на существующую опасность, Дубровский решается объясниться с Машей, которую он полюбил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.
Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, остается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верейский не намерен отступать от своего — старый волокита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувствием, но и рассказывает о Машином письме Кириле Петровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.
Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпринимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а данный обет для нее — святое.
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.
Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.
Роман «Дубровский» — произведение авантюрно-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.
Один из героев романа — Кирила Петрович Троекуров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочисленными связями, но и безмерной властностью и своеволием. Действительно, ничто не может противостоять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять решениями суда.
Троекуров очень дружен со своим соседом — Андреем Гавриловичем Дубровским, единственным человеком, осмеливающимся в присутствии Троекурова свободно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подлеца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.
Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его крова, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судейским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.
Гневное поведение соседа на суде доставило Троекурову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за собственное достоинство.
Многочисленные забавы Троекурова также его характеризуют. Одна из них — забава с медведем. Необыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которого вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.
Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого человека, когда медведь бросился на него — Владимир вытащил пистолет и выстрелил в зверя.
Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остается благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир непримирим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.
Несмотря на существующую опасность, Дубровский решается объясниться с Машей, которую он полюбил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.
Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, остается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верейский не намерен отступать от своего — старый волокита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувствием, но и рассказывает о Машином письме Кириле Петровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.
Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпринимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а данный обет для нее — святое.
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.
План к теме: 1. Кто такой Шабашкин. 2. Его внешность. 3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле. 5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова. 6.
Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская.
В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости. Одной из важных сюжетных линий романа является история взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много.
А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который.
Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября 1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.
Что такое честь и бесчестие?
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Бесчестье – поругание чести, оскорбление, позор.
Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.
Кирилл Петрович Троекуров был богатым, у него был знатный род и связи, которые придавали ему большой вес в губернии.
Соседи угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказывать своего мнения или проявлять недовольство.
Троекуров таким положением доволен,потому что это соответствует его представлениям о чести.
Андрей Гаврилович Дубровский независимый, смелый, нетерпеливый, но решительный. Он обедневший помещик, отставной поручик гвардии. У него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.
Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын. Владимир Дубровский. Он честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.
Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?
Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.
А.Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.
Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.
Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.