- Ассертивность: Что Это Такое? (Почему Она Так Важна)
- Что такое ассертивность в психологии?
- Кто ввёл термин ассертивность?
- Примеры ассертивного поведения
- Почему ассертивность так важна?
- Как развить в себе ассертивность?
- Заключение
- 6 способов развития ассертивности
- Пассивный стиль
- Агрессивный стиль
- Ассертивный стиль
- 1. Постановка целей
- 2. Просмотр Билля о правах
- 3. Определение персональных прав
- 4. Использование стратегий
- 5. Использование стратегий сказать «нет»
- 6. Развитие умения просить об одолжении
Ассертивность: Что Это Такое? (Почему Она Так Важна)
В современной психологии существует масса спорных теорий, и речь пойдёт об одной из таких. Ассертивность – что это такое и почему ведущие психотерапевты мира не устают спорить об этом? Как проявляется ассертивность в общении и насколько это правильно?
Что такое ассертивность в психологии?
По определению, ассертивность – это способность человека отстаивать свои убеждения. Термин пришёл к нам с английского «to assert», что означает отстаивать или утверждать.
Ассертивный стиль поведения – это в первую очередь независимость, уверенность в себе и в собственной правоте. Ассертивный человек – это решительный и ответственный индивидуум, который умеет принимать важные решения и отвечать за последствия, какой бы исход ни был.
Современные психологи советуют развивать в себе ассертивность, чтобы стать более решительным и успешным в жизни. Однако есть и «подводные камни», которые мешают ассертивность принять за идеальную модель поведения. Что такое ассертивное поведение и почему это критикуется?
Кто ввёл термин ассертивность?
Мануэль Смит – американский психотерапевт вёл термин «ассертивность» и разработал принципы данного поведения. Ассертивность помогает нерешительным людям найти то, что мешает им стать более успешными, более сильными, независимыми и исправить это. Правила ассертивного поведения просты:
- Я могу выражать свои чувства и мнение. Я могу говорить «да» и нет». Я могу быть собой и не подстраиваться под других. Я могу передумать. Я могу ошибаться. Я могу не брать на себя ответственность за других людей. Мне может быть это безразлично.
Этот список можно продолжать бесконечно, и суть его проста: каждый человек отвечает лишь за себя и может быть ответственным только за свои поступки. Человек может выстраивать личные границы и отстаивать их, всеми доступными способами. Человек может жить в гармонии с собой и не чувствовать себя кому-то обязанным или виноватым.
Примеры ассертивного поведения
Ассертивная модель поведения предполагает нечто среднее, между агрессией и пассивностью. Большинство людей, в силу своего характера и воспитания придерживаются своей определённой линии поведения, выработанной годами.
Агрессивное поведение выражается в излишней эмоциональности и нетерпимости. Агрессор не принимает чужое мнение, стремится доминировать и навязывать всем свою точку зрения. Как правило, его устраивает слепое подчинение и страх, который он внушает окружающим. Однако конфликтность и упрямство делает такого человека не самым желанным сотрудником.
Пассивный человек напротив, согласится с чем угодно, даже в ущерб своим интересам, лишь бы не вступать в конфликт. Данный тип готов подстраиваться подо что угодно, так как ему удобнее быть в роли жертвы. Работодатели не особо ценят пассивных работников, которые не умеют проявить инициативу, или настоять на своём.
При ассертивном поведении человек мягко, на настойчиво отстаивает свою точку зрения, вне зависимости от того, как к этому отнесутся другие. Владея даром убеждения, ассертивный тип способен убедить кого угодно, в чём угодно.
Приведём пример, как проявляется ассертивность в работе и в личной жизни.
✔️ Коллега на совещании предлагает новый проект, и большую часть работы нужно будет выполнить вам. Однако, у вас полно текущих дел, которые тоже требуют внимания. Агрессивный человек тут же вскочит с места и в грубой форме посоветует коллеге свои проекты выполнять самостоятельно. Пассивный молча согласится, взваливая на себя массу хлопот и ответственности. Ассертивный выслушает и откажется от выполнения лишней работы, подкрепляя свою точку зрения разумными доводами.
✔️ В личной жизни нас порой ставят в неловкие ситуации друзья или родственники. Как правило, они просят денег в долг (и при этом, нередко забывают их вернуть), помогать им в выходные дни, перекладывают свои проблемы на нас, в расчёте на то, что мы не откажемся. Чаще всего так и происходит. В свой законный выходной мы едем копать картошку на даче у тёщи, сидим с чужими детьми, и выбрасываем на ветер свои кровно заработанные деньги. Нам неловко отказать в помощи, чтобы не обидеть близких людей, но все ли они достойны нашей помощи? Разве не было так, что когда вам нужна была поддержка, они находили тысячу причин, чтобы отказать, или вовсе не брали трубку?
Ассертивная личность не будет чувствовать себя виноватой, если вместо помощи родственникам в своё свободное время, весь день проваляется в постели. Мы не можем отвечать за чужие проблемы, и не обязаны удовлетворять потребности всех наших знакомых за свой счёт.
Ваше время, ваши деньги, силы и таланты принадлежат только вам, и только вы вправе решать, кому хотите помогать в данный момент. Принуждение и давление на жалость недопустимы, и это нужно расценивать, как манипуляцию и наглое вторжение в вашу личную жизнь.
Как мы видим, ассертивность полезная черта, которая позволяет сказать «нет», когда это нужно. Решительных людей уважают, считают их сильными и талантливыми личностями, но только в том случае, если это мужчины.
Ассертивная женщина по умолчанию считается капризной стервой. Даже если она предельно тактично и аргументировано, высказывает свои доводы, её будут считать грымзой. Сильная и независимая женщина – это своеобразный вызов обществу, где главенствуют мужчины.
В наше время, когда женщины постепенно отказываются от типичной роли домохозяйки и пытаются выстроить карьеру, целеустремлённость и самоуверенность необходима. При этом желательно развивать гибкость и дипломатичность, оберегая свои внутренние границы. Чтобы достичь успеха в жизни, эти качества будут очень полезными.
Почему ассертивность так важна?
- Умение работать с людьми, улаживать конфликты и находить компромиссы – это важнейшее качество любого успешного человека. Как правило, столкновение интересов и упрямство может послужить причиной срыва множества дорогостоящих сделок и контрактов в бизнесе. В обычной жизни излишняя пассивность, или агрессия, также могут принести немало неприятностей.
- Ассертивность считается «золотой серединой», при которой человек отстаивает свою точку зрения, но не наживает при этом врагов. Если вакансия предполагает общение с людьми, большинство работодателей при собеседовании обязательно задают вопрос о вашей коммуникабельности, дипломатичности, тактичности или гибкости. Все эти качества можно объединить одним словом – «ассертивность».
- Ассертивность и уверенность в себе являются важнейшими качествами руководителя, или молодого специалиста, который стремится сделать карьеру.
- Ассертивность редко является врождённым качеством. Немного людей умеют спокойно выслушать то, с чем они не согласны. Большинство предпочитают тут же переходить в атаку, или сдаваться без боя. Оба эти варианта проигрышные, и следует задуматься о том, что называют «ассертивность». На протяжении всей своей жизни человек может и должен учиться. Саморазвитие и приобретение новых навыков поможет стать успешнее в карьере и более счастливым в личной жизни.
Как развить в себе ассертивность?
Мануэль Смит чётко очертил 10 правил ассертивного поведения и те установки, которые мешают нам её проявлять.
1. Я сам принимаю решения и отвечаю за последствия.
(Меня должен оценивать не я сам, а кто-то более мудрый и опытный).
2. Я могу не объяснять причины своего поведения и извиняться за это.
(Я несу ответственность перед другими людьми и не могу игнорировать их чувства).
3. Я могу сам решать, брать ли мне ответственность на себя, или нет.
(Я им многим обязан и должен решать их проблемы, даже если мне это неудобно).
4. Я могу менять свою точку зрения.
(Если я сделаю это, меня обвинят в некомпетентности или конформизме).
5. Я могу ошибаться, но я отвечу за это.
(Лучше, чтобы кто-то контролировал мои решения и снял с меня чувство ответственности).
6. Я могу признать, что чего-то не знаю, или не понимаю.
(Я должен знать ответы на все вопросы, чтобы меня не сочли неучем).
7. Мне не нужна чья-либо поддержка и одобрение, достаточно того, что я сам себя одобряю.
(Мне необходима любовь и одобрение окружающих).
8. Я могу поступать нелогично.
(Разумно только то, что логично и я должен объяснять причины своего поведения окружающим).
9. Я могу сказать человеку, что не понимаю его.
(Я должен угадывать мысли человека и понимать любого с полуслова).
10. Мне могут быть неинтересны чужие проблемы.
(Меня могут принять за эгоистичного сухаря, если я не буду помогать всем нуждающимся).
Слышать могут все, но не многие могут услышать. Зацепившись за какую-то мысль при споре, мы уже не слушаем дальнейшие доводы собеседника, а лихорадочно придумываем ответ. В результате вместо поиска конструктивного решения мы вступаем в спор, в котором вряд ли рождается истина.
Развитие ассертивности предполагается с поднятия собственной самооценки. Начните себя хвалить. Наверняка вы делаете за день множество дел, и попробуйте записывать в блокнот то, что достойно похвалы. Вы сварили вкусный кофе, дочитали книгу, составили план работы на месяц вперёд… Всё это мелочи, но начинать всегда нужно с мелочей. Наверняка есть какое-либо дело, с которым вы справляетесь лучше всех и это отличный повод похвалить себя. Постепенно расширяйте границы своей самоуверенности, не забывая при этом действительно развиваться.
Научитесь отказывать людям и отстаивать свою позицию. В психологии этот приём называется «заезженная пластинка». Если монотонно и последовательно повторять свой отказ, вскоре от вас отстанут и предпочтут согласиться с вашим мнением.
Эмпатия предполагает понимание чувств и эмоций собеседника, но вы не обязаны их разделять. Если вам пытаются навязать свои проблемы, лучше отстранится от них, уведомив собеседника, что у вас есть свои дела. Разве его проблемы важнее, чем ваши? Умение сопереживать – это хорошо, но чётко очертите для себя степень этого сопереживания. Вы не можете и не обязаны страдать за все беды, которые происходят в нашем мире.
Некоторые постулаты, изложенные Мануэлем Смитом, противоречат друг другу, что и вызывает критику некоторых психологов. Призывая не искать поддержки и одобрения окружающих, Смит призывает заботиться об их чувствах и проявлять эмпатию. Пропагандируя свободу и следование лишь своим правилам и убеждениям, Смит упускает из виду, что у некоторых людей могут быть такие правила, которые покоробят других. Можно упомянуть банальные правила этикета, или чистоплотность.
По правилам ассертивного поведения человек может сморкаться в занавески, грызть ногти, вылавливать из супа мясо руками, если ему так нравится. Какое ему дело до мнения окружающих?
Заключение
Ассертивность – это маска, которую следует время от времени снимать. Невозможно жить, руководствуясь правилами Мануэля Смита во всех сферах жизни. Такая отстранённость и зацикленность лишь на собственных чувствах ожесточает характер, провоцирует развитие вседозволенности, и ощущение превосходства над другими людьми.
Очень сложно балансировать на грани самодостаточности и здорового эгоизма. Необходимо жить в гармонии с обществом и с самим собой, проявляя ассертивную модель поведения лишь там, где это необходимо. Людям для счастья нужна любовь, дружба и одобрение окружающих, а для этого, порой необходимо чем-то жертвовать.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Источник
6 способов развития ассертивности
Ассертивность — это способность передавать свои мысли, мнение, потребности и ощущения в прямой, откровенной и надлежащей манере. Это означает отстаивать свои права и при этом не оскорблять чувства других людей и не отрицать их собственные права. Когда вы ассертивны, то полностью берете под контроль свою жизнь.
Во взаимоотношениях с другими людьми мы выбираем одну из трех стилей поведения: пассивный, агрессивный и ассертивный.
Пассивный стиль
Люди с пассивным стилем склонны ставить чужие приоритеты и нужды выше своих. Они не верят в то, что достойны защищать свои права и чувствуют себя неполноценными.
Пассивные люди считают, что быть ассертивными слишком тяжело, тогда как их собственный стиль открывает им новые горизонты. Они чувствуют (как правило подсознательно), что слабы, некомпетентны, а поэтому не решаются принимать никаких решений в своей жизни.
Люди выбирают пассивный стиль поведения, когда считают, что лучше не вступать и не провоцировать конфликтов, хотя на самом деле такая стратегия работает крайне редко. Их не уважают, к ним относятся с жалостью. Все это в комплексе приводит к падению самооценки, депрессии, стрессу и синдрому жертвы.
Язык тела пассивных людей:
- Избегать зрительного контакта.
- Переминаться с ноги на ногу.
- Горбиться.
- Зажиматься телом при разговоре.
Агрессивный стиль
Люди с агрессивным стилем поведения ищут вокруг себя врагов, вступают в конфликты и отстаивают свои права в слишком резкой манере. Агрессия ущемляет права других людей. Им свойственно конкурировать с людьми и каждый день доказывать свою состоятельность как личности. Они буквально выбивают из других уважение и внимание к себе.
Такой стиль поведения устарел и не работает даже там, где расцвел — в бизнесе. Эти люди грубы, невежественны и обладают низкими коммуникационными навыками. Они не в состоянии построить отношения, основанные на уважении, а только на страхе.
Язык тела агрессивных людей:
- Указывать пальцем на собеседника.
- Кричать или повышать голос.
- Сжимать кулаки.
- Чересчур наклоняться в сторону собеседника и длительно смотреть ему в глаза.
Ассертивный стиль
Ассертивные люди заботятся о чувствах и эмоциях других людей и поэтому умеют критиковать, просить или даже жаловаться в деликатной манере.
Они гибки, поэтому каждую ситуацию рассматривают индивидуально, в отличие от агрессивных людей. Их уважают и ценят, они полностью контролируют свою жизнь.
Язык тела ассертивных людей:
- Стоять прямо и устойчиво, лицом к лицу к собеседнику.
- Поддерживать ненавязчивый зрительный контакт.
- Говорить уверенно и ясно — достаточно громко для того, чтобы их слова были услышаны всеми.
- Говорить свободно, без нерешительности и с уверенностью в голосе.
Чтобы выработать в себе ассертивный стиль поведения, нужно следовать простым советам.
1. Постановка целей
Теперь, когда вы осознали важность ассертивности, важно определить наиболее существенные для вас области жизни, в которых можно применить новый стиль поведения.
Определите ситуации, которые находите наиболее трудными. В каких случаях вам нужно проявлять ассертивность? Сформулируйте их четко. Например: «Я бы хотел, чтобы мой друг/коллега не опаздывал на встречи и ценил мое время».
Начните с самых простых целей, затем переходите к сложным.
2. Просмотр Билля о правах
Следующий список прав важен как для вас, так и для других людей. Пункты списка не являются исчерпывающими, вы можете его дополнить.
- Я имею право судить себя за свои мысли и поступки.
- Я имею право отказаться от решения проблем других людей.
- Я имею право передумать.
- Я имею право делать ошибки.
- Я имею право сказать «Я не знаю».
- Я имею право принять собственное решение.
- Я имею право сказать «Я не понимаю».
- Я имею право сказать «нет».
- Я имею право быть радостным или грустным.
- Я имею право установить собственные приоритеты.
Будьте осторожны с этим списком, потому что ваш пассивный стиль поведения (если у вас таковой) может с легкостью стать агрессивным. Люди любят крайности. Как мы заметили, в агрессивном стиле поведения нет никаких преимуществ даже в отношении к пассивному.
Также помните, что все ваши права должны быть высказаны в деликатной манере. Например, если вы решили, что имеете право передумать, тогда извинитесь перед человеком, которому дали слово провести с ним вечер. Ваше право отказаться от чего-либо не означает, что вы теперь становитесь безответственным человеком. А если вы решили, что имеете право делать ошибки, это не значит, что вы не должны делать выводы и не нести за них ответственность.
Вы имеете право также сказать «нет», однако все целиком и полностью зависит от ситуации. Вы не должны покупать в магазине вещь, если консультант потратил свое время на вас, однако в семейных делах у вас есть обязанности, которые вы должны выполнять.
3. Определение персональных прав
Используя список, приведенный выше, запишите заявление, которое передает самые ценные ваши права.
Вернитесь к постановке своих целей и примените свое заявление. Например:
- Цель 1: __. Каковы мои права в этой ситуации? Мои права нарушаются? Если да, то почему?
- Цель 2: __. Каковы мои права в этой ситуации? Мои права нарушаются? Если да, то почему?
Задавайте одинаковые вопросы для всех своих целей.
4. Использование стратегий
Ассертивность является навыком, который можно развить, если каждый день применять стратегии на практике. Вот некоторые из них:
- Сломанная пластинка. Будьте настойчивым и повторяйте снова и снова, чего вы хотите, не раздражаясь и не повышая голос. Придерживайтесь своей точки зрения.
- Бесплатная информация. Научитесь слушать собеседника и считывать бесплатную информацию, которую он вам дает. Она позволит вам приводить доводы, обращаясь к высказанным собеседником фразам.
- Раскрытие информации. Ассертивно раскрывайте информацию о вас — о том, что думаете, ощущаете и как относитесь к информации, которая идет от собеседника.
- Затемнение. Эта техника поможет справиться с поступающей критикой. Не отрицайте критику и не идите в контратаку.
- Согласитесь с правдой. Найдите в критике то, что является правдой и согласитесь именно с этой частью.
- Согласитесь с тем, что возникло недопонимание. Выявите возможную правду в критикующем заявлении и согласитесь с этим.
- Согласитесь в принципе. Скажите: «Это имеет смысл».
- Отрицайте неверные умозаключения. Ассертивно оперируйте на неточности и логические ошибки.
- Выработайте компромисс.
5. Использование стратегий сказать «нет»
В жизни каждого человека бывают ситуации, когда необходимо сказать «нет». Если не научиться делать этого, тогда через какое-то время придет осознание того, что ни одна цель не достигнута, а приоритеты нарушены. Помните, что вы имеете право сказать «нет», но при этом делайте это в деликатной и уважительной манере.
- Используйте ассертивный язык тела. Помните, что от вашего языка тела зависит уверенность в себе и восприятие вашей уверенности собеседником. Манипуляторы всегда применяют свои методы к человеку, которого считают нерешительным. Установите прямой зрительный контакт, держите голову прямо, расправьте плечи, расслабьте руки, говорите уверенно и спокойно.
- Определите свою позицию перед тем, как что-то сказать. Если вы не знаете, каким будет ваш ответ, его у вас попросту нет. Решите, что и как именно вы скажете.
- Дождитесь просьбы. Некоторые люди соглашаются на просьбу еще до того, как она была озвучена. Это очень удобно для собеседника, потому что он не чувствует обязанности перед вами — в конце-концов он еще ни о чем не просил. Вы сами вызвались добровольцем.
- Найдите точную формулировку. Думайте о том, как и что вы скажете. Будьте абсолютно точны в своем ответе, чтобы у собеседника не возникло никаких сомнений в том, что вы не сможете выполнить его просьбу. Ваша формулировка при этом не должна быть длинной и витиеватой.
- Не извиняйтесь, если в этом нет необходимости. Извинение часто ставит вас в позицию должника. Этим примером часто пользуются при продажах. Если чувствуете, что вами манипулируют, не извиняйтесь.
- Не защищайтесь и не извиняйтесь, если это не необходимо. Не говорите, почему не хотите выполнить просьбу, иначе у собеседника появится возможность манипулировать вашими словами.
- Не просите разрешения сказать «нет». «Вы непротив, если я откажусь от вашего предложения» — еще одна фраза, которая ставит вас в позицию должника.
- Усильте свою позицию. Не думайте, что человек после отказа не попытается попросить вас об услуге через какое-то время. Дайте ему понять, что и в будущем откажите в просьбе.
- Сломанная пластинка. Данная стратегия идеально подходит и для этого случая. Повторяйте одну и ту же фразу, не меняя в ней слов.
- Не ждите одобрения. Вы не должны убеждать другого человека принять ваш отказ, иначе вы снова попадаете в позицию должника.
- Смиритесь с последствиями. Вы имеете право сказать «нет», а другой человек имеет право отнестись к вашему отказу как пожелает. Возможны неприятные последствия, но смиритесь с этим, так как вы уже приняли решение.
6. Развитие умения просить об одолжении
Многие люди испытывают затруднения, когда им нужно о чем-либо попросить другого человека. Это может произойти как на рабочем месте, так и в кафе. Они чувствуют, что не имеют право просить или боятся последствий. Как результат, такие люди не просят об одолжении даже когда для этого есть благоприятная возможность. Предлагаем вам советы о том, как правильно просить о чем-либо:
- Что может случиться? Во многих случаях с вами не случится ничего ужасного, если вы попросите об услуге.
- Разумно ли это? Прежде чем просить об одолжении или услуге, подумайте, разумно ли это в сложившихся обстоятельствах. Можете использовать список своих ассертивных прав, если имеете затруднения с этим.
- Не извиняйтесь за просьбу. Когда вы четко осознаете, что человек имеет право вам отказать, то поймете, что имеете право просить.
- Определите ситуацию. Научитесь считывать настроение и эмоции другого человека.
- Выразите свои эмоции о ситуации. Концентрируйтесь на позитивных эмоциях, потому что в подобных ситуациях человек обычно негативно настроен.
- Используйте личное местоимение «Я». Это делает просьбу личной и говорит о том, что вы принимаете ответственность за последствия.
- Будьте коротки. Ограничьтесь одной-двумя фразами.
- Сделайте запрос позитивным. Скажите о том, чего хотите, а не о том, чего не хотите.
- Фокусируйтесь на поведении. Что вы хотите, чтобы человек сделал?
- Опишите результаты, которые как вы думаете, последуют, если человек согласится выполнить вашу просьбу.
Для развития ассертивности важно познавать искусство эмпатии. Только при таком грамотном сочетании вы добьетесь большого прогресса в общении с людьми. Если вы применили наши советы и начали культивировать эти навыки, вам осталось развить третий — умение слушать.
Источник