Быстрые шахматы: правила игры и особенности
Автор: Дядя Валера
День добрый, дорогой друг!
Мир ускоряется, а вместе с ним и шахматы. Быстрые шахматы, еще лет 30 назад воспринимавшиеся как экзотика, сегодня заметно потеснили классику. И это наступление продолжается.
Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры. А также программы подготовки для игры в блиц и рапид.
Что это за игра?
Быстрые шахматы – формат игры, в котором диапазон времени на обдумывание варьируется в следующем диапазоне: более 10 минут, но менее 60 . Каждому из соперников, разумеется.
Обратите внимание – строго более 10 минут. Игра с контролем 10 минут на партию и менее считается блицем. 60 минут и более – классические шахматы. Все, что в этом промежутке – быстрые шахматы или рапид (rapid).
Контроль времени может устанавливаться как до окончания игры, так и с добавлением времени. Например: 25 минут каждому. Или 25 минут + 5 секунд. То есть к каждому сделанному ходу добавляются пять секунд.
Наиболее распространенный контроль сегодня в турнирах высокого уровня – 15 минут на партию с добавлением 10 секунд на каждый сделанный ход .
Именно с таким контролем проводился последний чемпионат мира по рапиду в Дохе (Катар)
Правила
В целом правила быстрых шахмат не отличаются от правил шахмат ФИДЕ.
Однако есть небольшие дополнения и изменения, связанные с особенностями быстрой игры:
- Запись партии игроками вести не обязательно.
- Заявления игрока о неправильной расстановке фигур, установке времени, принимаются до третьего сделанного хода включительно. Если это происходит, вносятся изменения и партия начинается заново.
- Если сделано более трех ходов, партия продолжается с теми установками и расположением фигур, которые есть.
- Правило «взялся — ходи» реализуется судьей только в случае обращения игрока. Если такого не последовало, или шахматисты решили ситуацию тет-а-тет, вмешательство судьи не требуется.
- Просрочка времени также фиксируется по заявлению игрока. Игрок останавливает часы и заявляет о просрочке времени противником словами «Время» или «Флаг».
Важно : Не забывайте при просрочке времени соперником останавливать часы.
В противном случае, если соперник успел переключить часы, ваш флажок также может рухнуть. И тогда – ничья.
- Судья фиксировать просрочку времени не должен. Обычно это и не требуется, игроки знают правила и конфликты в такой ситуации – крайне редкое явление.
- Заявление игрока о невозможном ходе принимается до того момента, когда игрок сделал ответный ход и переключил часы. В последнем случае игра продолжается.
При невозможном ходе позиция возвращается, и игрок делает ход той фигурой, которой сделал невозможный ход.
В некоторых источниках пишут, что в случае невозможного хода игроку засчитывается поражение. Такое правило существует только в блице, хотя и там на практике почти не применяется. Возможно, организаторы отдельных турниров проявляют подобную «инициативу».
Однако ваш покорный слуга никогда такого не встречал.
Чемпионы
Дважды чемпионом мира по рапиду становился Магнус Карлсен .
По одному разу – Гарри Каспаров, Гата Камский, Левон Аронян, Виши Ананд, Шахрияр Мамедьяров, Сергей Карякин.
Последний и действующий чемпион мира по рапиду – Василий Иванчук .
Одна из партий его победного турнира:
Перес Понса –Иванчук , Доха, 2016г. 0:1
Чемпионкой среди представительниц лучшей половины человечества стала Анна Музычук .
Не обойдем вниманием и пример ее творчества:
Музычук – Кашлинская , Доха, 2016, 1:0
Как играть рапид?
Я бы выделил пару основных принципов:
Заставляйте думать соперника
Один мой знакомый мастер в рапиде постоянно играл дебют под названием современная защита ( 1.е4 g6 ) с фиакетированием второго слона:
Многие его оппоненты считали делом чести опровергнуть некорректное начало. Подолгу задумывались в поисках способов «прибить» уже в дебюте. В результате цейтнот со всеми вытекающими.
Кстати этот дебют можно считать корректным. Черные не создают слабостей в своем лагере и не пускаются в авантюры. Попытки всеми силами «наказать» выскочку, часто приводят к обратному результату.
Лучшее – враг хорошего
Типичной проблемой «цейтнотчиков» является стремление досчитать «до конца». На это уходит время. В классике это еще куда ни шло. В быстрых шахматах эта проблема всплывает особенно актуально.
Жесткий цейтнот в условиях контроля до конца партии без добавления времени может свести на нет абсолютно все .
Еще одна беда – поиск лучшего хода. Не случайно говорят: лучшее – враг хорошего. Беспечное растрачивание драгоценного времени в поисках журавля в небе с большой вероятностью приведет к результату, описанному выше.
При контроле с добавлением времени эти проблемы нивелируются, однако цейтнот остается и оставшуюся часть партии придется проводить под давлением нехватки времени.
И здесь хотел бы обратить внимание на важный нюанс:
Две большие разницы
Игра с добавлением времени на ход и без добавления времени существенно разнится. Например:
У соперника 15 секунд при контроле до конца партии без добавления времени.
В худшей, но обоюдоострой позиции Вы можете разменять ферзей и перейти в заведомо проигранный пешечный эндшпиль.
Для выигрыша ему нужно провести ферзя и затем еще заматовать. Времени на это чисто физически не хватит.
Оставляя ферзей, вы рискуете больше. Можете пропустить какой-нибудь тычок или удар с матом в пару ходов.
При контроле с добавлением времени вариант перехода в проигранный эндшпиль уже не прокатит. Поскольку к каждому ходу добавляются секунды, ваш соперник все успеет: и пешку провести и поставить мат.
Это принципиальное отличие игры с добавлением времени и без оного, важно всегда учитывать.
Увеличение популярности
Последние десятилетия популярность быстрых шахмат неуклонно растет год от года.
Причина: турнирные и матчевые шахматы держатся во многом за счет спонсоров. А спонсорам нужна зрелищность. Три –пять часов классики слишком долго. Рапид – совсем другое дело.
Страсти, эмоции, результаты – все спрессовано во времени. Да и экономия средств на проведение турнира – немаловажный фактор.
Вытеснят ли со временем быстрые шахматы классику? Все возможно, поживем – увидим.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Источник
Быстрые шахматы
Бы́стрые или Акти́вные ша́хматы, Рапи́д (англ. rapid chess ; нем. Schnellschach ) — разновидность игры в шахматы, где каждому игроку на всю партию даётся от 15 минут до часа.
Содержание
Правила ФИДЕ [1]
- Игрок не должен записывать ходы.
- Если за партиями достаточно следят (к примеру, один судья для трёх партий), то действуют турнирные правила.
- Если достаточное «слежение» предоставлено быть не может, то действуют следующие правила:
- Как только каждый из игроков сделал по три хода, не может быть сделано заявления, что фигуры были изначально неправильно расставлены, неправильно установлен контроль времени. В случае, если король с ферзём были неправильно поставлены, то рокировка невозможна.
В 1988 Уолтер Браун основал Всемирную Ассоциацию Быстрых Шахмат и журнал Быстрые шахматы, закрывшийся в 2003 году.
Чемпионы мира по быстрым шахматам
# | Год | Имя | Страна |
---|---|---|---|
1 | 2001 [2] | Гарри Каспаров | |
2 | 2003 [3] [4] | Вишванатан Ананд | |
3 | 2009 [5] | Левон Аронян | |
4 | 2010 [6] | Гата Камский | |
2012 | Сергей Карякин |
См. также
Ссылки
Примечания
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Быстрые шахматы» в других словарях:
Шахматы не глядя на доску — Шахматы не глядя на доску вариант шахмат, в котором игрок играет не глядя на доску, то есть «вслепую»[1]. При этом ходы противника ему объявляют устно. Если оба игрока играют не глядя на доску, то в игре участвует посредник, который… … Википедия
Шахматы — У этого термина существуют и другие значения, см. Шахматы (значения). Шахматы шахматн … Википедия
шахматы — мат; мн. [от перс. выражения šāh māt шах умер] 1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш.… … Энциклопедический словарь
Шведские шахматы — (оригинальное название «Bughouse chess», по русски иногда используют транслитерацию «Багхаус» или просторечное название «шведки») разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды … Википедия
Блиц (шахматы) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Вишванатан Ананд — விசுவநாதன் ஆனந்த் … Википедия
Ананд, Вишванатан — Вишванатан Ананд விசுவநாதன் ஆனந்த் Матч за звание чемпиона мира по шахматам, Бонн, 2008 Дата рождения: 11 декабря 1969 года Место рождения … Википедия
Виши Ананд — Вишванатан Ананд விசுவநாதன் ஆனந்த் Матч за звание чемпиона мира по шахматам, Бонн, 2008 Дата рождения: 11 декабря 1969 года Место рождения … Википедия
История шахмат — Французские шахматисты галантного века История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет … Википедия
Каспаров, Гарри Кимович — Запрос «Каспаров» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вайнштейн. Гарри Каспаров … Википедия
Источник
A: Быстрые шахматы
А.1. «Быстрые шахматы» – это игра, в которой каждый игрок должен завершить все ходы или в установленное время, составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут, или в предоставленное время плюс какое-то дополнительное время, умноженное на 60, составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут.
А.2. Игроки не обязаны записывать ходы, но не теряют своих прав на заявления, основанные, как правило, на записи партии. Игрок может в любой момент попросить арбитра обеспечить его бланком для записи партии, чтобы записывать ходы.
А.3.1. Правила соревнований должны применяться, если:
А.3.1.1. один арбитр наблюдает самое большое за тремя партиями, и
А.3.1.2. каждая игра записывается арбитром или его помощником и, если возможно, с помощью электронных средств.
А.3.2. Игрок может в любое время, при своем ходе, попросить арбитра или его помощника показать ему бланк с записью партии. Это можно требовать максимум пять раз в игре. Больше запросов необходимо рассматривать как отвлечение сопреника.
А.4. В противном случае применяются следующие правила:
А.4.1. Как только каждый игрок завершит десять ходов из начальной позиции,
А.4.1.1. не могут быть сделаны никакие изменения в установку времени на часах, если только это не будет неблагоприятно отражаться на расписании соревнования;
А.4.1.2. не могут быть приняты никакие заявления относительно неправильной расстановки фигур или неправильной ориентации шахматной доски.
В случае неправильного размещения короля рокировка не разрешается.
В случае неправильного размещения ладьи, рокировка с этой ладьей не разрешается.
А.4.2. Если арбитр видит завершение невозможного хода, он должен объявить, что игрок проиграл партию, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход. Если арбитр не вмешивается, соперник имеет право заявить о своем выигрыше, если он не сделал свой следующий ход. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов. Если соперник не заявляет о выигрыше и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся в силе, и партия должна быть продолжена. После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.
А.4.3. Чтобы сообщить о выигрыше по времени, заявитель может остановить часы и уведомить арбитра. Для того чтобы заявление было обоснованным, на часах заявителя после остановки часов должно оставаться некоторое время. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.
А.4.4. Если арбитр замечает, что оба короля находятся под шахом или пешка находится на самой дальней от начального положения горизонтали, он должен подождать до тех пор, пока не будет завершён следующий ход. Тогда, если на доске все ещё сохраняется невозможная позиция, он должен объявить, что партия закончилась вничью.
А.4.5. Если арбитр наблюдал падение флажка, он также может объявить об этом.
А.5. В положении о соревновании должно быть указано, правила какой Статьи: А.3 или А.4 будут применяться в течение всего соревнования.
Источник