Колесование
Колесова́ние — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью.
В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.
Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.
Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России:
К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать [1] .
Примечания
- ↑Колесование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Damnatio ad bestias • Poena cullei • Гаррота • Гильотинирование • Дьявольский ветер • Замуровывание • Колесование • Кровавый орёл • Линчи • Повешение за ребро • Повешение, потрошение и четвертование
• Погребение заживо • Посажение на кол • Потрошение • Распятие • Растаптывание слонами • Сварение в кипятке • Сдирание кожи • Сожжение • Сожжение в срубе • Утопление • Утробная кошка • Четвертование
Источник
ФОТОРЕЙТИНГ КАЗНЕЙ КРЕСТОВАНИЕМ И КОЛЕСОВАНИЕМ (EXECUTIONS KRESTOVAYA AND WHEEL OF FATE). По версии Олега Логинова.
Поделитесь записью
This post is also available in: English
ФОТОРЕЙТИНГ КАЗНЕЙ КРЕСТОВАНИЕМ И КОЛЕСОВАНИЕМ
(EXECUTIONS KRESTOVAYA AND WHEEL OF FATE).
По версии Олега Логинова.
Изламывание на колесе (Breaking on the wheel) было одним из видов пыток, а позднее и казней в Средние Века. Колесо было похоже на обычное колесо от телеги, только больших размеров с большим количеством спиц. Жертву раздевали, руки и ноги раскладывались и привязывались между двумя крепкими досками, затем большим молотком палач бил по запястьям, локтям, лодыжкам, коленям и бедрам, ломая кости. Это процесс повторялся несколько раз, при этом палач старался не наносить смертельных ударов (вместо молотка могло использоваться окованное железом колесо).
По записям германского хрониста XVII века, после этой казни жертва превращалась «в гигантскую кричащую куклу, корчащуюся в ручьях крови, подобно морскому монстру с бесформенными кусками плоти, перемешанными с осколками костей». Затем жертву привязывали к колесу, пропуская через сломанные суставы веревки. Колесо поднимали на шесте, с тем, чтобы птицы могли клевать еще живую жертву.
Эту казнь можно разделить на два подвида: колесование и крестование.
КРЕСТОВАНИЕ:
Казнь сира Боутона крестованием.
В принципе, это могли быть две разные казни. Но во Франции и других странах, начиная с ХVI века это была обычно одна казнь, состоявшая из двух экзекуций. Осужденного укладывали с раздвинутыми ногами и вытянутыми руками на два бруска дерева, вытесанного и сложенного в виде креста святого Андрея таким образом, что каждая часть его тела помещалась над пустым пространством.
Палач переламывал ему с помощью железного прута предплечья, бёдра, ноги и грудь. Затем несчастного прикрепляли к небольшому каретному колесу, поддерживаемому столбом. Переломленные руки и ноги заводили за спину так, что тело представляло круг и пятки упирались в затылок, а лицо казненного обращали к небу, чтобы он принял смерть в этом положении. Колесование было отменено во Франции только во времена революции с появлением гильотины.
КРЕСТОВАНИЕ:
Этот вид казни очень похож на колесование, только человека привязывают не к колесу, а к Андреевскому кресту. А потом также дробят ему конечности железным ломом.
Крестование во Франции.
Во Франции осужденного укладывали с раздвинутыми ногами и вытянутыми руками на два бруска дерева, вытесанного и сложенного в виде креста святого Андрея таким образом, что каждая часть его тела помещалась над пустым пространством.
Палач переламывал ему с помощью железного прута предплечья, бёдра, ноги и грудь.
Казнь заговорщиков, покушавшихся на Жозе I.
3 сентября 1758 года было совершено неудачное покушения на португальского короля короля Жозе I. Но страной тогда фактически правил не король, а Себастьян Карвалью, который обвинил в организации покушения герцога де Авейру и маркизов де Тавора. Они были арестованы и 13 января 1759 года казнены, а их имущество конфисковано.
Крестование герцога де Авейру.
Причем такой жестокой казни Португалия еще не видела. Декретом от 3 сентября 1759 года иезуиты, обвинённые в причастности к покушению на короля, были изгнаны из Португалии и её колоний, а имущество ордена перешло в казну.
Крестование Винчале Энрикеса.
Винчиале Энрикес, организатор убийства Иосифа I, был колесован заживо. Гравюра. XIX в.
КОЛЕСОВАНИЕ:
Колесование очень похоже на крестование, только человека привязывают не к к Андреевскому кресту, а к колесу. А потом также дробят ему конечности железным ломом.
Колесование Петера Штубба.
Колесование состояло в том, что преступнику переламывали кости с помощью колеса («колесом разломан»). В России, в отличие от других стран Европы, колесование применялось довольно редко. Первый случай был зафиксирован в 1696 года и к середине XVIII столетия оно почти исчезло.
Колесованию по обвинению в ликантропии был предан немецкий крестьянин Петер Штубб.
Подробнее в статье «Петер Штубб».
«Казнь на колесе. Девятый смертельный удар». Гравюра. XIX в.
В Германии колесование очень скоро стало одним из самых распространенных приговоров. Палач из Нюрнберга по имени Франц записал в дневнике, что за время своей службы в период между 1573 и 1617 годами, он казнил триста шестьдесят одного человека, из них двести колесовал.
Жак Калло. «Колесование». 1721
По одной из версий на этой гравюре изображена казнь знаменитого французского преступника Картуша.
Луи́-Домини́к Бургиньо́н (Louis Dominique Bourguignon) по прозвищу Карту́ш (Cartouche) стал легендарным главарем шайки воров в Париже и его окрестностях.
26 ноября 1721 года суд приговорил его к смертной казни на колесе, после пытки. Пытку испанскими сапогами он перенес с необыкновенной стойкостью, чем привел в восхищение даже палачей. Но когда его привезли на казнь и он увидел колесо, на котором ему предстояло принять смерть, самообладание изменило этому разбойнику. Он объявил, что готов дать показания против сообщников. Правда, его признание отсрочило казнь всего на сутки. Уже на следующий день 28 ноября 1721 года Картуш был колесован на Гревской площади в Париже. На основании его показаний были арестованы сотни человек, многие из которых также подверглись казни. Но своих родственников и любовниц Луи-Доминик не сдал, а, напротив, пытался их обелить. Но их все же арестовали на основании показаний его сообщников. Младший брат Картуша, которому было 15 лет, избежал смертного приговора. По решению суда его следовало повесить под мышки на два часа на виселице на Гревской площади после чего отправить на каторгу. Но экзекуция оказалась для него роковой, когда его сняли с виселицы, он скончался, не приходя в чувство.
Казнь участников заговора Тавора. 1759
Все участники заговора Тавора (заговор против португальского короля) в 1758 году были жестоко казнены. У дворян, участвовавших в заговоре, были конфискованы владения, их гербы ликвидированы, дома разрушены, а земли посыпаны солью. Массовая казнь состоялась 13 января 1759 года, когда экзекуции были преданы герцог Авейру вместе с своими сыновьями и зятем.
Шутка Лаланда.
Такой способ казни, каким бы грубым и варварским он ни казался, требовал особых навыков от палачей. «Острота» осужденного по имени Лаланд вошла в историю. Исполнитель уже сломал ему руки и ноги и замахнулся, чтобы сломать грудную клетку, но лом выскользнул у него из рук, задев лишь подбородок осужденного, который бросил ему: «А вот это уже не по правилам».
Жан Калас. 1762
Надо полагать, что автор гравюры о казни Каласа просто был не в теме, что такое колесование.
Жан Калас, французский торговец из Тулузы, стал жертвой предвзятого суда из-за того, что был протестантом.
Калас и его жена были протестантами, в то время как Франция была католической страной. Поэтому окружающие относились к ним с подозрением. 13 октября 1761 г. сын Жана Каласа, Марк Антуан, был найден мертвым в подвале дома семьи Каласов. Судя по всему он покончил жизнь самоубийством. Но дело в том, что самоубийство в то время рассматривалось как тяжкое преступление, после которого мертвое тело самоубийц протаскивались по улицам на веревке, после чего вешалось на публике, и хоронилось за церковной оградой.
Члены семьи решили представить самоубийство Марка как убийство и заявили, что его лишили жизни неизвестные. Но тут же поползли слухи, что это папаша-протестант прикончил сынка за то, что тот решил стать католиком. Жана Каласа арестовали. Он и его родня тут же сменили первоначальные показания и стали говорить, что Марка сам повесился. Но было уже поздно. Власти не особо усердствовали в расследовании происшествия, зато придали ему религиозную окраску. Они посчитали, что с Марком‑Антуаном расправились его родные, протестанты по вероисповеданию, за его решение перейти в католичество. Калас‑младший хотел стать адвокатом, но это можно было сделать только будучи католиком.
9 марта 1762 года суд Тулузы приговорил Жана Каласа к смерти через колесование за убийство сына. 10 марта приговор был исполнен и он умер, пытаемый на колесе, до конца твердо заявляя о своей невиновности. Других членов семьи бросили в тюрьму, а их имущество конфисковали в пользу церкви. Однако религиозный подтекст дела вызвал общественный резонанс по всему миру. В 1765 года парижский суд пересмотрел его. Казненный Жан Калас был посмертно реабилитирован, а его домочадцы выпущены на волю. Король Людовик XV в качестве компенсации предоставил семейству сумму в 30 тысяч ливров.
Отмена колесования во Франции
Николя Готье, по прозвищу Малыш-парижанин, было всего четырнадцать, когда в 1746 году его казнили на колесе за кражу.
Считается, что колесование было отменено Людовиком XVI после дела Лушара незадолго до революции. Этот молодой человек, сын придворного кузнеца, намеревался заключить брак с одной девушкой. Чтобы помешать сыну, отец заявил, что намерен сам на ней жениться.
Толпа ринулась к эшафоту
Между отцом и сыном разгорелась ссора. Вспыльчивый кузнец схватил кувалду и попытался ударить сына. Тот его разоружил и, не желая драться с отцом, пошел к двери, а на пороге бросил молоток через плечо. Инструмент попал отцу в голову, и он скончался. В июле 1788 года судьи Версаля приговорили юношу к колесованию. Предоставленный ретентум должен был сократить его страдания. Толпа собралась со всего города и соседних коммун. Люди не возражали, когда этой ужасной казни подвергали опасных преступников, извращенцев, колдунов и еретиков, но за мелкие проступки такое наказание считалось неоправданным. В данном случае речь шла об убийстве, однако по неосторожности. Люди начали роптать и грозить кулаками. Палач, Шарль-Анри Сансон, сказал осужденному: «Если кто-то здесь и стоит на пороге смерти, то это не вы, а я».
Неожиданно толпа ринулась к эшафоту, смяв охрану. Через несколько секунд осужденного развязали. Помощники палача убежали, и Сансон последовал их примеру. Эшафот разнесли на куски, равно как и андреевский крест с колесом. Сожгли все обломки и принялись танцевать фарандолу. Узнав об этом бунте, Людовик XVI помиловал Лушара и упразднил колесование. Несколько последующих месяцев Шарль-Анри Сансон только вешал и рубил головы.
КОЛЕСОВАНИЕ В РОССИИ:
Колесование состояло в том, что преступнику переламывали кости с помощью колеса («колесом разломан»). В России, в отличие от других стран Европы, колесование применялось довольно редко. Первый случай был зафиксирован в 1696 году.
Миниатюра «Взятие Азовской крепости и выдача турками Яшки (Якова Янсена), голландского матроса-ренегата».
При осаде Петром I Азова к туркам перебежал голландский пушкарь на русской службе Якоб Янсен. Пользуясь его указаниями турки сделали вылазку, захватили 9 пушек и убили порядка 500 русских солдат. После капитуляции крепости турки выдали Янсена Петру I и тот, по легенде подверг его казни колесованием в 1796 году. Таким образом голландец Якоб Янсен стал первым колесованным в России
Казнь участников пугачевского бунта.
После подавления пугачевского восстания карательные отряды начали массовые казни. В каждой деревне, в каждом городке, принимавшем Пугачёва, на виселицы и «глаголи», с которых едва успели снять повешенных самозванцем офицеров, помещиков, судейских, стали вешать вожаков бунтов и назначенных пугачёвцами городских глав и атаманов местных отрядов. Для усиления устрашающего эффекта виселицы устанавливались на плоты и пускались по главным рекам восстания. В середине июля в Оренбурге состоялась казнь Хлопуши: его отрубленную голову на шесте установили в центре города. При проведении следствия применялся весь средневековый набор испытанных средств. По жестокости и количеству жертв Пугачёв и правительство не уступили друг другу
Жертвы колесования
После Петра I эта казнь еще применялась в России, но, в отличие от других стран Европы, довольно редко, и к середине XVIII века исчезла совершенно.
Источник