Что значит буржуазное искусство

Что такое «буржуазный»

Философ и поэт КЕТИ ЧУХРОВ исследует «модные» понятия на пересечении искусства, общества, культуры, экономики и медиа

Многие из тех понятий, которыми «заражена» территория искусства, не всегда удается осмыслить на этой территории. Эти понятия — своего рода бессознательное современного искусства: художники, кураторы и критики используют их, но без обращения к общественным практикам, политике, социологии и философии не всегда удается расшифровать их генеалогию и смысл.

Одно из таких понятий — «буржуазность».

Почти через двадцать лет после заката социализма буржуазия в России все еще только-только зарождается. Она пытается «просунуть» свою голову сквозь средний класс или формируется сверху, из сферы крупного бизнеса, облагораживая наработанные в девяностые активы усвоением культуры.

Но что такое буржуазия? И что стоит за определениями «буржуазный» и «буржуазность»?

Исторически буржуа — это горожане, свободно, то есть независимо от аристократии распоряжающиеся своей частной собственностью. Однако символический смысл понятия «буржуазия» связан не только с владением средствами производства (капиталом) и расширенной сферой потребления, но в первую очередь с культурой потребления — да и вообще с культурой . Буржуазия — это первый революционный класс в истории, и неслучайно за ней до сих пор закреплена роль гегемона общества.

Важнейшая составляющая гегемонии буржуазии — право формировать общественное мнение, иначе говоря, способность высказывать эстетические и моральные суждения (почти по Канту). Без этой этико-эстетической составляющей капитал не может перейти на уровень культурной надстройки. А без этой надстройки, без института вкуса и «манеры» капитал остается чистым рынком, лишенным культурных ценностей, гражданских прав и свобод.

Читайте также:  Что значит антифрикционная смазка

Образование буржуазной или квазибуржуазной прослойки в сегодняшнем российском обществе предполагает конец социалистического проекта, который, пусть и в мутированной форме, еще сохранялся в смутные девяностые. При этом любопытно, что то, что у нас кажется элитистской изысканностью, в большинстве европейских стран давно стало образом жизни богатой, но отсталой, непросвещенной буржуазии. Просвещенная же буржуазия Западной Европы (независимо от того, является ли она политически консервативной или либеральной) чужда образам шика, престижа и пафоса. Она работает с другими темами.

Если проектом становящейся российской буржуазии все еще остается имиджмейкинг, то культурная парадигма западной буржуазии — это подражание социальной ответственности, пусть часто неискреннее, но довольно действенное. Соответственно, то современное искусство, которое новой российской самопровозглашенной культурной элите кажется «продвинутым», на Западе часто расценивается как откровенно мещанское или просто попсовое.

Наша буржуазия только приобщается дендизму и стилевым играм. Западная — этим уже не удовлетворяется и ищет более опасные и социально нестабильные зоны для культурной экспансии. Однако структура в обоих случаях одна и та же: наиболее просвещенная и стабильная часть среднего класса (буржуазия) стремится встать во главе общественных и культурных процессов, а в случае Запада еще и патронировать социально проблемные зоны.

Получается ли тогда, что все зоны культуры по определению буржуазны — если культура и есть оправдание монетарного «низа» символическим «верхом»? Что все современные арт-пространства, при их «отменном» вкусе и изысканном дизайне, не могут избежать такой участи?

И вообще, куда отнести работников интеллектуального (нематериального), творческого труда — к среднему классу, новой буржуазии или пролетариату? Этот вопрос правомочен, потому что, как уже было сказано, буржуазное сознание не тождественно, как полагают многие, размеру имущества. Ведь, например, большая часть советской прозападной интеллигенции не обладала никаким крупным имуществом, но символически соответствовала социальному статусу буржуазии — образуя собой культурную элиту, кооптируя с властью и воздействуя на общественное мнение. Другими словами, буржуазное сознание может быть свойственно интеллектуалу, офисному работнику или даже рабочему в не меньшей мере, чем крупному собственнику.

Буржуазное сознание — это неспособность увидеть достоинство жизни за рамками собственного сословия, ниже его. Отсюда и амбиция опекать «неразумные» массы. Это также превращение повседневных привычек и высоких художественных устремлений в стиль, то есть этика lifestyle — образа жизни, к которому сведены культура и искусство.

Частная собственность, индивидуальное удовольствие (то есть институт вкуса) и гражданские права — вот три кита, на которых зиждется буржуазное сознание. При этом гражданские права изначально созданы, чтобы защищать первые две позиции. И это естественно. Во времена Великой Французской революции отстаивание права на свободную торговлю и частную собственность горожанина, неприкосновенную для аристократии и духовенства, носило эмансипаторный характер. Но все-таки эти права изначально содержали в себе проект свободной коммерции. Сегодня недостаточная действенность, а порой и лицемерие института гражданских прав обусловлены тем, что их происхождение по определению не обладало универсалистским характером по отношению к человечеству и человеку вообще. Бережливость, ответственность и совестливость, характерные для института гражданских прав, казалось бы, должны исключать расточительность, роскошь и наслаждение, свойственные зонам удовольствия и собственности, но на самом деле они не противоречат друг другу, а лишь дополняют и уравновешивают друг друга, что очевидно в устройстве социальной инфраструктуры западноевропейского общества.

Однако самое важное в буржуазном сознании в отличие от мещанско-обывательского — оно не может жить без «нетленных», духовных ценностей. «Высокое» существует в нем как сдвиг, как «чудесное» превращение товарно-денежных отношений в «Дух». Вот почему критика рынка, социальных отношений и попытка их изменить буржуазному сознанию кажутся всегда несвоевременными. Ведь какой бы ни была голая экономика жизни и грубая правда «харчевого принципа» (К. Малевич), «высокое» буржуазному индивиду всегда обеспечено, причем независимо от того, как оно на данном этапе выражается — в безобразном или в прекрасном. Оно просто оказывается расположено в параллельном измерении «духовности» и интеллекта. А если если у каждого гарантированно есть «свое индивидуальное» высокое, зачем менять мир? Искусство естественным образом обслуживает эти «высокие палаты» души.

Открытие Маркса заключалось в том, что переход от использования отчужденного труда, от унизительного типа экономики к воображаемой идее «блага», «прекрасного» и «истины» в сознании буржуазного субъекта неправомочен и фальшив до тех пор, пока общество не отказывается от самого этого капиталистического типа экономики. А общество способно от него отказаться, а значит, измениться, когда изменяется сам человек и его реальные отношения с окружающими вещами и другими людьми. То есть если вы находитесь в экономическом режиме эксплуатации и от вас и вашего искусство не исходит импульс преодоления этого режима, то духовность или нравственность вашего искусства являются ханжеством.

Презумпция Маркса очень проста на словах, но сложна, а для многих и вовсе невозможна на деле. Однако очевидно, что отношения между людьми находятся в прямой зависимости от способа их отношений с вещами. Вещи, отчужденные экономикой и властью от людей, обесчеловечены. Такова цена обладания вещами. Но поскольку «иметь», «обладать» для буржуазного сознания важнее, чем быть, оно согласно на жизнь среди отчужденных предметов. Маркс же считал, что человек не теряет самого себя в предмете «лишь в том случае, если этот предмет становится для него «человеческим» предметом или опредмеченным человеком». У него вещи растворяются в человеке, а не человек в вещах. Из-за этого весь сыр-бор в новейшей истории. Да и в искусстве тоже.

Что же происходит с искусством в результате свойственного буржуазному обществу совмещения противоположностей — справедливости и несправедливости, декларации равенства и фактического неравенства, революционной инновативности и интерьерного уюта, анонимной циркуляции товаров и их превращения в сакральные идолы? Происходит довольно естественная мутация искусства в культуру. Такое «искусство» выполняет в обществе роль религии. Сontemporary art выполняет для среднего класса и буржуазии именно эту функцию.

Можно ли изменить эту ситуацию? Да, можно. Но только тогда, когда люди и жизнь станут для нас более интересны, чем вещи и мифы.

Источник

Культура буржуазного общества – упадок или расцвет

В конце XVII начале XVIII веков буржуазное общество представлялось идеалом развития. Формирующийся класс буржуа воспринимался в качестве двигателя социального, экономического и культурного построения. Новые веяния только зарождались и достигли апогея в период Великой французской буржуазной революции 17891794 годов. Становление буржуазной культуры берет начало с этого периода и длится на протяжении всего XIX века.

Научная мысль – двигатель культурного развития

XIX век – «золотой» период буржуазной культуры. Этому способствует существенный прорыв в научном мире. В различных областях знаний совершаются эпохальные открытия.
Джеймс Клерк Максвелл создает электромагнитную теорию света, а Генрих Герц экспериментально подтверждает наличие электромагнитных волн.
Дмитрий Менделеев формирует периодическую таблицу химических элементов. Невиданными темпами развиваются медицина, биология, астрономия.
В 1859 году получен спектральный анализ солнечного света и расшифрован химический состав Солнца.
Появляются новые теории мироздания. Чарльз Дарвин представляет обществу свою теорию эволюционного и клеточного развития.
Научная мысль находит воплощение в практической деятельности. Александр Попов и Гульельмо Маркони создают телеграф и радио. Разрабатывается принцип устройства двигателя внутреннего сгорания, конструируются паровозы, пароходы и первые автомобили.
В 1825 году в Великобритании построена первая в мире железная дорога. Механические эксперименты приводят к изобретению англичанами паровой машины.
Многочисленные открытия произвели переворот в общественном мировоззрении, что напрямую отражается на развитии культуры буржуазного общества.

Буржуазное многообразие в искусстве

В литературе и искусстве зарождается несколько основных направлений, порою противоречивых, с разнообразием стилей внутри каждого из них. Стремление к познанию природы смешалось с созерцательным мироощущением, контакту с миром через чувства. Изменение восприятия действительности отразилось в новомодных направлениях литературы, театра, живописи. Культурных течений очень много. Стоит остановиться на самых интересных из них.

Реализм

Мастера этого направления считали своим долгом отражать «правду жизни» без прикрас. Воплощалось это особыми художественными методами, позволявшими проникать в самые глубины реальности. В XIX веке реалистическое направление приняло острую социальную окраску. Яркие представители этого течения отображали важнейшие стороны буржуазного общества и человеческой жизни, налагая отпечаток индивидуального авторского взгляда. Отображение объективной реальности, создание художественными средствами характерологических типов и социальных ситуаций стали важными принципами реализма.

Натурализм

Культурное течение появилось в США и Европе в последней трети века. Представители натурального направления считали большинство явлений и поступков предопределенными и зависимыми от наследственности, физиологии и среды. Этот слой буржуазной культуры запечатлел мимолетные ощущения в их приземленном виде.
Представители натурализма отрицали воображение художника в качестве творческого метода, сравнивая представителей культуры с естествоиспытателями. Задача искусства, по их мнению, — в зеркальном отражении явлений. Вскрывая «истинную сущность» человека, особое внимание творцы отводили показу биологических проявлений жизни. Откровенная физиология и патологические наклонности, сцены насилия без какого-то анализа стали самым ярким проявлением натурализма.
Опускаясь до биологического отражения действительности человека, натуралисты буржуазной культуры создали «искусство физиологии», что привело к «шумной» славе.
Из представителей этого течения можно назвать французских писателей Эдмонда и Жюля Гонкуров, Эмиля Золя.

Импрессионизм

Этот культурный пласт наполнил невиданной доселе динамикой привычные вещи. Импрессионизм стал заметным явлением в живописи. Этимология термина в переводе с французского «импрессион» означает «впечатление».
Стилевое направление сформировалось во второй половине XIX в. как реакция творческой интеллигенции на кризисные явления в буржуазном обществе и ряд громких поражений революций в Европе. Реальные картины мира сменяются уходом в эмпирическую действительность ощущений, созерцательность и отрицание любого драматизма в искусстве.
Истоки импрессионизма берут начало с 1963 года. Тогда группа талантливых, но одиозных молодых художников была отвергнута официальным жюри значимой выставки. В итоге появился художественный салон «Отверженные», вдохнувший жизнь в импрессионистское направление.
Одним из ярчайших представителей течения считается француз Клод Моне.

Символизм

Направление также стало ответом на кризис в культурной жизни буржуазного общества второй половины XIX века.
Суть творческих приемов символистов сводилась к приданию нереальных очертаний внешним проявлениям мира, провозглашению иррационального подхода к действительности. Скрытая реальность – их творческая среда, куда нет доступа разуму. Символисты считали себя предвестниками заката буржуазной культуры, декаданса и чистого эстетизма. Шарль Бодлер, Андрей Белый, Александр Блок, Валерий Брюсов – значимые представители символизма.

Сегодня: культура или «культурка»

Судя по происходящим в мире изменениям, человечество вступает в новую общественно-экономическую и политическую формацию. Эпоха чистого буржуазного устройства осталась в прошлом. Но культура, со всеми ее пластами, будет всегда сопровождать человека.
Меняется мировоззрение, происходят новые громкие научные открытия и создаются эпохальные изобретения, меняются привычные формы искусства. В отличие от ранней буржуазии, современная культура имеет четкую градацию на масскульт и искусство высшего ранга. Отдельные направления лишены жестких клише и ранжирования. Сегодня любой представитель постбуржуазного общества сможет найти что-то интересное для себя и самостоятельно решить, где проходит грань между высоким искусством и низкопробным китчем.

Источник

Буржуазное искусство эпохи империализма и его реакционная роль.

Эпоха империализма, означающая загнивание капитализма и наступление реакции по всем линиям, ознаменовалась разложением, декадансом, вырождением буржуазной идеологии, в том числе и буржуазного искусства. Современное буржуазное искусство является проводником реакции, оно направлено на то, чтобы убить волю трудящихся к борьбе с капитализмом, деморализовать их и отвлечь от жгучих, насущных задач борьбы за социализм, за мир и демократию.

Пропаганда реакционных, антидемократических, антинаучных идей и суеверий, презрение к человеку, к жизни, объявление бытия случайностью, разжигание зоологических инстинктов, проповедь войны, космополитизма, индивидуализма — таково содержание вырождающегося, разлагающегося современного буржуазного искусства.

Главные герои современного буржуазного искусства — это буржуазные дельцы, гангстеры, громилы, убийцы, диверсанты, шпионы, аморальные, духовно опустошенные элементы, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Буржуазия прославляет авторов порнографических и детективных романов, повестей, кинофильмов и театральных пьес, в которых изображаются и смакуются грабежи, убийства, предательства, национальная и расовая ненависть. Одним из модных буржуазных писателей ныне является Жан Женэ, автор «Дневника вора». Произведения подобных писателей служат воспитанию убийц, головорезов, эсэсовцев, разбойников — людей, которые могли бы стать пушечным мясом для третьей мировой войны.

Уже названия романов, повестей, кинофильмов, пьес характеризуют содержание и направленность буржуазного искусства. Вот некоторые названия: «Плевать мне на ваши могилы» (Сюлливан), «Игра со смертью» (Жан Перец), «Смерть бродит на перекрестках» (Пьер Жан Лоней), «Все люди смертны» (С. Бювар), «Дневник мертвеца», «Смерть без погребения» (Сартр) и т. п. Трупным запахом, тленом, мертвечиной веет от этой буржуазной литературы, свидетельствующей о закате, гниении капитализма. Центр американской кинопромышленности Голливуд — это колоссальная фабрика лжи, обмана и растления сознания народов. Сотни американских кинофильмов наводнили города не только американского континента, но и капиталистической Европы. Вот названия некоторых кинокартин Голливуда: «Компания убийц», «Кровавые деньги», «Сладкая отрава», «Убийцы из Калькутты», «Требуется убийца», «Наемный убийца», «Портрет убийцы», «Право убить», «Убийство в сумасшедшем доме», «Женщина, которую я убил», «Кровь на снегу», «Кровь на земле», «Ферма повещенного», «Продается душа», «Женщина-леопард», «Тигрица», «Грешница», «Дьяволица» и т. д. В декларации, помещенной в сборнике «Писатели XX века», вышедшем в Нью-Йорке, модный американский автор порнографических романов Генри Миллер пишет: «Меня не интересует ни жизнь масс, ни намерения существующих в мире правительств. Я надеюсь и твердо верю в то, что весь цивилизованный мир будет стерт с лица земли в период ближайшего столетия». Один из героев пьесы модного буржуазного американского писателя О’Нейля — Ларри Слейд вещает: «Вся мировая история является доказательством того, что истина не оказывала влияния на ее ход. Ложь. — вот что вдыхает жизнь в нас, злосчастных людей, как пьяных, так и трезвых».

Классическое искусство давало знание жизненной правды и воспитывало читателя, зрителя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких моральных принципов. Знаменем современного буржуазного искусства является ложь, моральное разложение, эгоизм и крайний индивидуализм.

Классическое искусство выступало поборником разума, просвещения, науки. Современное буржуазное искусство является апологией иррационализма, «подсознательного», инстинктивного, болезненного — паранойи и шизофрении. Модное направление буржуазного искусства, так называемый сюрреализм, считает, что чем бессмысленней произведение, тем выше его «достоинство».

Подобно тому как в современной буржуазной философии безраздельно господствует самый пошлый идеализм, утонченная поповщина, мистика, соответственно этому в буржуазном искусстве господствует формализм во всех его разновидностях (импрессионизм, сюрреализм, кубизм, символизм и т. п.). Одна из характерных черт формализма в искусстве — это безидейность, отрыв формы от содержания и превращение ее в нечто самодовлеющее.

Другим направлением буржуазного искусства является натурализм, поверхностное фотографирование действительности. Современные буржуазные натуралисты подробно описывают грабежи, убийства, половой разврат, смакуют все гнилостное, омерзительное, что порождается загнивающим капитализмом — империализмом.

Пролетарское искусство.

Пролетарское, социалистическое искусство зарождается еще в недрах капитализма. Творцами его являются такие писатели, как гениальный художник слова А. М. Горький, А. С. Серафимович и Демьян Бедный в России, Анри Барбюс, Луи Арагон, Поль Элюар во Франции, Теодор Драйзер, Говард Фаст в США, Вилли Бредель в Германии, Мате Залка в Венгрии, Юлиус Фучик в Чехословакии, Мартин Андерсен Нексе в Дании и др.

Еще в условиях капитализма лучшие представители интеллигенции переходят на сторону рабочего класса, на сторону социализма и отдают свое вдохновенное творчество делу борьбы с буржуазией и капитализмом, с его растленной культурой и искусством. Но широкое развитие великого социалистического искусства стало возможно лишь после социалистической революции, на почве советского социалистического общественного и политического строя. Социалистическое искусство является наследником всего лучшего, прогрессивного, что создано человечеством в области художественного творчества.

Процесс формирования, развития социалистического искусства в СССР был сложным, трудным, противоречивым. Происходившая в стране в переходный период от капитализма к социализму ожесточенная классовая борьба находила свое отражение и в области искусства. В пестром сборище различных буржуазных и мелкобуржуазных групп в искусстве и литературе были и откровенно реакционные течения, которые звали «назад к средневековью» (акмеисты), и «ультрареволюционные» по форме, как футуристы, «желтые кофты», которые всё и вся отрицали и порицали, призывали выбросить за борт классическое наследство — Пушкина и Толстого, Тургенева и Лермонтова, Чайковского и Глинку как «аристократов». В борьбе с этими и подобными им гнилыми, пошлыми, беспринципными и без идейными буржуазными и мелкобуржуазными течениями и группами складывалось и развивалось пролетарское, социалистическое искусство. «Все эти «модные» течения канули в лету и были сброшены в прошлое вместе с теми классами, идеологию которых они отражали. Все эти символисты, акмеисты, «желтые кофты», «бубновые валеты», «ничевоки»,— что от них осталось в нашей родной русской, советской литературе? Ровным счетом ничего». (А.А.Жданов, Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград», стр. 15).

Огромное значение для развития социалистической культуры», в частности социалистического искусства, имела борьба Ленина и Сталина против вредительских, враждебных народу троцкистских и бухаринских установок в отношении искусства, а также борьба против возглавлявшегося Богдановым и богдановцами «Пролеткульта», отрицавшего значение великого культурного наследия прошлого. Пролеткультовское течение, выступавшее под «пролетарским» флагом, на деле было контрреволюционным, враждебным социализму и его культуре.

В статье «Л. Н. Толстой» Ленин писал, что в условиях царской России художник Лев Толстой известен лишь ничтожному меньшинству населения. «Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот». (В.И.Ленин, Соч., т. 16, изд. 4, стр. 293). Только социалистическая революция и социалистический строй обеспечили десяткам и сотням миллионов трудящихся доступ к великим сокровищам классического искусства, поставили искусство на службу народу.

Под руководством товарища Сталина партия разоблачила антинародное формалистическое течение в советской музыке и в искусстве вообще — течение, отрицавшее лучшие традиции классической русской музыки: ее высокую идейность, содержательность, реализм, мелодичность, органическую связь с народным творчеством. Представители формализма рассматривали усвоение этих традиций как «консерватизм», как умаление интернационального характера социалистического искусства, а себя считали «интернационалистами» и «новаторами» на том основании, что заимствовали «новейшие» веяния загнивающего, без идейного, упадочного, патологического, буржуазного искусства Запада.

Советское социалистическое искусство по своему характеру, по содержанию, художественной форме и социальной роли представляет собой самое передовое, самое идейное и прогрессивное в мире искусство. Важнейшей чертой советского искусства является социалистическая народность, советский патриотизм. Главный герой советской литературы, советского искусства — это народ или лучшие, передовые, героические сыны и дочери народа, патриоты советского социалистического отечества. В художественных образах советское искусство отражает новых, еще не виданных во всей прошлой истории людей, представителей свободного, героического народа. Некоторые художественные образы являются художественными биографиями исторических деятелей, героев советского народа. Таковы Чапаев, Щорс, Павел Корчагин (автопортрет самого писателя Николая Островского), Олег Кошевой и его товарищи из «Молодой гвардии», Мересьев, Зоя Космодемьянская и др. Такие художественные образы, как Воропаев из повести Павленко «Счастье», советский народ справедливо воспринимает как отражение типичных черт героических
советских людей.

Советское искусство является народным потому, что оно проникнуто великими идеями социализма, коммунизма, идеями, выражающими коренные интересы народа. Оно народно и потому, что близко и понятно народу, является его достоянием, служит ему, воспитывает его в духе великих принципов коммунистической морали.

Советское искусство по своей форме национально. Национальная форма советского социалистического искусства делает его широко доступным многочисленным народам Советской страны. Многообразие национальных форм советского искусства делает его богатым бесчисленными красками, образами, характерами, типами, чертами, отражающими все разнообразие многонациональной жизни и быта советских народов, строящих коммунизм. Каждый народ, малый или большой, вносит свое, неповторимое в общую сокровищницу социалистического искусства. Идейное и художественное богатство социалистического искусства связано с гармоническим сочетанием его национальной формы и социалистического, интернационального содержания.

Советское искусство проникнуто оптимизмом, бодростью, уверенностью в светлом будущем народа, в победе коммунизма, оно является искусством жизнеутверждающим, как и вся советская идеология. «Жизнь хороша, и жить хорошо» — эти слова великого советского поэта Вл. Маяковского отразили глубокие чувства свободного советского народа, победившего капитализм и полного творческих сил, дерзаний и уверенного в своем будущем.

Социалистическое искусство является реалистическим, правдивым воспроизведением действительности в художественных образах. Социалистический реализм является методом художественного творчества во всех областях советского искусства, он требует от искусства правдивого изображения действительности, взятой в ее развитии, в движении общества к утверждению социализма и коммунизма. А. А. Жданов говорил на 1-м всесоюзном съезде советских писателей:

«Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ. Что это значит? Какие обязанности накладывает на вас это звание?

Это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как «объективную реальность», изобразить действительность в ее революционном развитии.

При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма». (А.А.Жданов, Советская литература – самая идейная, самая передовая литература в мире, Гихл, 1934, стр. 13).

Социалистический реализм требует от художника, чтобы он писал правду, а художественная правда предполагает не простое фотографирование действительности, не простое описание фактов в виде натуралистических бытовых зарисовок, а обнаружение и художественное воспроизведение смысла, сути явлений действительности, тенденций их развития.

Уровень культуры советского народа, его художественные вопросы, эстетические вкусы непрерывно растут. Это предъявляет огромные, возрастающие требования к советскому искусству, призванному служить делу строительства коммунизма, делу коммунистического воспитания, делу художественного развития народа. Большевистская, коммунистическая идейность и высокое художественное мастерство — вот требования, предъявляемые советским народом к искусству. Выступая от имени ЦК ВКП(б) на совещании деятелей советской музыки, А. А. Жданов говорил: «. Мы стоим за красивую, изящную музыку, за музыку, способную удовлетворить эстетические потребности и художественные вкусы советских людей, а эти потребности и вкусы выросли неимоверно». (А.А.Жданов, Выступление на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), изд. «Правда», 1948, стр. 143).

Советское искусство развивается не стихийно, не самотеком; его развитие направляет коммунистическая партия, советское государство. Борьба коммунистической партии против безыдейности и аполитизма искусства, против низкопоклонства, пресмыкательства перед растленной буржуазной культурой, против реакционной идеологии космополитизма, против формализма в искусстве расчистила почву для дальнейшего расцвета советского искусства. В. М. Молотов говорил:

«Мы имеем право гордиться успехами советского искусства в последнее время, в особенности, успехами советской литературы, что является не малым достижением направляющего руководства партии. Наша литература, кино и другие виды искусства всё больше обогащаются такими произведениями, которые в своих образах раскрывают идейный смысл событий и работы людей советской эпохи». (В.М.Молотов, 31-ая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, Госполитиздат, 1948, стр. 19).

Политика коммунистической партии, составляющая жизненную основу всего советского общества, служит также основой расцвета советского искусства. Благодаря направляющей; организующей политике коммунистической партии социалистическое искусство достигло ныне такого развития, что знаменует собой новую, высшую ступень в художественном развитии всего человечества.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Оцените статью