Что значит булыгинская дума

Что значит булыгинская дума

Булыгин Александр Григорьевич,
автор идеи создания законосовещательной Думы.

В обстановке развития революции Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа — Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно — помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали.

Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв «Булыгинской Думы». В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю.Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение — в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо — председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.

Читайте также:  Что значит управление изменениями

Таким образом, «Булыгинская дума» существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.

Использованы материалы кн.: История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.

«БУЛЫГИНСКАЯ (законосовещательная) ДУМА», название представительного законосовещательного органа — Государственной думы. О ее создании было объявлено манифестом имп. Николая II от 6 авг. 1905 в соответствии с «Учреждением Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную думу» (опубликованы в тот же день). Непосредственным началом разработки проекта стало обращение А. С. Ермолова к имп. Николаю II (31 янв. 1905) с предложением введения выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. В февр. дважды собирался Совет министров, но решение принято не было из-за противодействия С. Ю. Витте, вел. кн. Владимира Александровича и государственного контролера П. Л. Лобко. 18 февр. на имя А. Г. Булыгина (по его имени — «Булыгинская дума») был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта. В его состав также вошли: помощник начальника Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел С. Е. Крыжановский, директор Общей канцелярии Министерства финансов А. И. Путилов, А. Ф. Трепов, профессор государственного права И. М. Ивановский и Ф. Д. Самарин. 23 мая подготовленные Булыгиным «Соображения» были переданы имп. Николаем II в Совет министров, который одобрил предлагавшуюся избирательную систему, внеся ряд поправок. Окончательный проект был утвержден на совещаниях под председательством имп. Николая II 19, 21, 26 июля, с участием вел. князей, ряда государственных деятелей. В ходе обсуждения против проекта выступили члены Государственного Совета А. С. Стишинский, директор канцелярии и секретарь имп. Марии Федоровны гр. А. А. Голенищев-Кутузов, гр. В. А. Бобринский, товарищ обер-прокурора Синода кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Проект активно поддержали гр. Д. М. Сольский, Э. В. Фриш и др., к работе в совещаниях был привлечен В. О. Ключевский. Проект всесословной избирательной системы поддержали вел. князья Николай Николаевич и Владимир Александрович, К. П. Победоносцев, сословную — Бобринский, Стишинский и др. Большую роль в обсуждении и уточнении проекта сыграл Н. С. Таганцев. «Булыгинская дума» должна была быть созвана не позже середины янв. 1906.
«Булыгинская дума» получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчет Государственного контроля, давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет; оттуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение» (за исключением законопроектов, отклоненных двумя третями членов Думы и Совета). «Булыгинская дума» избиралась на 5 лет. В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины, состоявшие на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные. Кроме того, избирательных прав не имели находившиеся под судом или следствием, подвергшиеся несостоятельности, лишенные духовного сана или исключенные из обществ и дворянских собраний, уклонявшиеся от воинской повинности, совершившие уголовные преступления, а также (в течение 3 лет) лица, осужденные за должностные преступления. В выборах не участвовали губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские чины — в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям и отдельно по столицам и 23 крупным городам. Выборы предполагалось установить четырехстепенные (для крестьян), трехстепенные (для мелких землевладельцев), двухстепенные (для крупных землевладельцев и городских избирателей). 42% выборщиков должны были избираться уполномоченными от волостей и станиц, 34% — съездами уездных землевладельцев [ценз 100—800 десятин (в зависимости от местности) или недвижимое имущество св. 15 тыс. руб.; уполномоченные от лиц, владевших не менее 0,1% от ценза; уполномоченные от владевших землей священнослужителей], 24% — съездами городских избирателей [ценз — недвижимое имущество в 1500 руб., в столицах — 3000 руб.; владельцы торговых (1—2-го разрядов) и промышленных (1—5-го разрядов) предприятий, лица, платившие квартирный налог выше 10-го разряда (т. е. в столицах — св. 1320 руб.), и др.]. Избрание членов «Булыгинской думы» должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей (под председательством губернского предводителя дворянства) или собранием городских избирателей под председательством городского головы (выборщиков в столицах — 150, в других городах — 80 чел.). Созыв «Булыгинской думы» давал России шанс организованно соединить принципы монархической государственности и народного представительства. Однако подрывная деятельность врагов России опрокинула этот шанс. Вместо законосовещательной думы при царе России был навязан враждебный орган — законодательная Государственная дума.

Читайте также:  Гнуть палку что значит

Источник

Булыгинская дума

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое «Булыгинская дума» в других словарях:

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА, в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в… … Энциклопедический словарь

Булыгинская дума — в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с опубликованным в тот же день… … Политология. Словарь.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — принятое в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (по имени А. Г. Булыгина). По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело изби … Русская история

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Юридический словарь

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по имени А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательного … Большой Энциклопедический словарь

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе – название представительного высшего законосовещательного органа Российской империи, утвержденного Николаем II 6 августа 1905 г. в соответствии с «Положением о выборах в Государственную думу» и «Учреждением Государственной думы»… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — представительный законосовещат. орган, проектировавшийся манифестом от 6 авг. 1905 в соответствии с Положением о выборах в Гос. думу (опубл. в тот же день); проект Б. д. был маневром, рассчитанным на раскол сил революции, на создание основы для… … Советская историческая энциклопедия

«Булыгинская дума» — в литературе название (по имени А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (Государственная дума). По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.)… … Энциклопедический словарь

Булыгинская Дума — законосовещательная Дума, объявленная царским правительством указом 6 го августа 1905 г., известная по имени автора законоположения о ней, сенатора Булыгина. Таков был ответ царского правительства на разроставшуюся после 9 го января 1905 г.… … Популярный политический словарь

булыгинская дума — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Большой юридический словарь

Источник

Публикации

События 1905 года вынудили российского императора пойти на либеральные инициативы. Общественное обсуждение сорокалетней годовщины судебной реформы стало основанием для появления проекта выборного законосовещательного органа. Однако первый проект создания Государственной думы оказался мертворожденным. Как выглядел бы российский парламент, если бы первой революции удалось избежать рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

«Маленькая победоносная война», начатая царским правительством в январе 1904 года с Японией, была призвана решить не только внешнеполитические задачи, но и снять внутреннее социально-политическое напряжение, нараставшее в стране. Внешняя опасность должна была сплотить народ вокруг трона и заставить, хотя бы временно, забыть внутренние распри.

Однако война оказалась не маленькой и не победоносной. Только в самом начале военных действий наблюдался подъем патриотических и шапкозакидательских настроений в населении. Последовавшие затем нерадостные новости с фронта быстро погасили эту шовинистически-милитаристскую волну.

Все проблемы вновь встали в полный рост и даже обострились. Ведь известно, что война, особенно неудачная для правительства, всегда выступает катализатором революций.

Первыми выступили либералы, так как они к этому моменту были лучше других сорганизованы и имели в своих руках детально разработанные проекты реформ государственного строя и планы введения выборных начал при формировании органов власти.

Активисты Союза освобождения изобрели оригинальную форму борьбы за свободы и конституцию: по стране покатилась «банкетная кампания». В качестве повода была взята круглая дата – 40-летие введения судебных уставов.

Судебная реформа 1864 года была одной из самых прогрессивных либеральных реформ Александра II, согласно которой произошло полное отделение судебной власти от административной, была введена процессуальная независимость судей, появился единый суд для всех сословий, обязательной стала гласность судопроизводства, устанавливалась выборность мировых судей и т.д.

И вот, отмечая круглую дату этого важного события, либеральная оппозиции и проводила, под видом юбилейных банкетов, собрания, на которых произносились речи о необходимости введения свобод и конституции. Всего по России прошло более 120 таких собраний в 34 крупных городах, в которых принимало участие около 50 тыс. человек.

Участники собраний принимали резолюции с требованиями политических реформ. В журнале «Освобождение» печатались подробные отчеты об этих собраниях, публиковались итоговые документы и полные тексты речей.

Требования «освобожденцев» нашли отклик и понимание в рабочем движении. С Союзом освобождения установил связь лидер крупнейшей рабочей организации страны «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» священник Георгий Гапон.

Именно деятели «Союза освобождения» на совместном совещании с Гапоном и рабочими предложили им также подать и свою петицию в адрес царя. Но идея организовать шествие людей с «Рабочей петицией» непосредственно к царской резиденции принадлежала самому Гапону.

Расстрел рабочей демонстрации 9 мая 1905 года принято считать началом Первой русской революции. Её составляющие были разнообразными, не имели общего сценария и руководящего центра. Значительный удельный вес занимали стихийные выступления, как крестьян, так и рабочих. Спонтанно поднимали бунты, мятежи солдаты и матросы.

Либеральная оппозиция не принимала участие в насильственных действиях. Ее представители заявляли, что они хотят направить революционное движение в «мирное русло».

Именно в этом направлении они и действовали в эти дни. Так, освобожденцы на своем третьем съезде, который проходил в Москве на частных квартирах 25-27 марта в обстановке нарастания революционного движения, приняли новую программу Союза, включавшую требования созыва всенародного Учредительного собрания, 8-часового рабочего дня и отчуждения частновладельческих земель.

В апреле в столице была создана нелегальная типография, в которой в том числе печатался и «Листок «Союза освобождения»». Пытаясь объединить все антисамодержавные силы в единый фронт, Союз разработал и издал летом «Устав союза рабочих», а также проект российской конституции под названием «Основной закон Российской империи», в котором предусматривалось создание избираемого всем народом двухпалатного парламента.

Однако, призывая к ненасильственным действиям, либералы в то же время сами фактически опирались на народные революционные выступления и использовали их в своих интересах, всё смелее и настойчивее выдвигая власти свои требования реформ.

Они исходили из того, что лозунги рабочего и крестьянского движения были максималистскими, т.е. излишне радикальными и невыполнимыми, тогда как главные требования либералов не затрагивали материальные интересы помещиков и буржуазии, а касались лишь проведения сверху назревших преобразований в сфере государственного устройства и избирательных прав.

Такую позицию либералов Ленин называл «торгом с царизмом» за спиной народа. И действительно, в обращениях либеральной оппозиции к царю чувствовался намек на то, что она готова отступиться от поддержки революционных выступлений народа и радикальных социально-экономических лозунгов в случае выполнения их основных политических требований.

И этот намек императором был понят. Царю стало ясно, что с революцией надо бороться известными классическими приемами: усмирением с одной стороны и уступками – с другой. Надо было расколоть единый и очень широкий фронт недовольных властью классов и социальных групп.

В итоге, для бунтовавших крестьян и восставших рабочих были введены военно-полевые суды, на них были отправлены карательные экспедиции. А для либеральной оппозиции начали готовить уступки в виде реформ. Вначале хотели отделаться малым.

Николай II решил рассмотреть проект о введении центрального народного представительства (Думы) в дополнение к уже существовавшим на местах земствам. Подготовку документа он поручил министру внутренних дел А.Г.Булыгину. По имени этого министра и получила название эта проектируемая дума. Проект, представленный Булыгиным, обсуждался на трех особых совещаниях и был утвержден.

6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы. Это «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Сама Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 года.

Это была неоправданно минимальная уступка революционному движению. Мало того, что создаваемый орган имел только законосовещательные, а не законодательные функции, так и выборы в него были далеко не всеобщими. Большинство населения вообще не получало избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и др.)

Не были эти выборы прямыми и равными. Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы, а для помещиков и буржуазии двухстепенные. Это означало, что крестьяне на сельском сходе выбирали своих представителей на волостной сход, который из них выбирал своих делегатов в уезд, где избирали уже выборщиков в губернское собрание. И только на этом губернском собрании и происходили выборы депутатов Думы.

Состав губернских собраний был квотирован законом: крестьянских выборщиков на нем должно было быть 42%, выборщиков от крупных землевладельцев – 34%, и от городских собственников – 24% участников собрания. Сравнительно высокое представительство от крестьян объяснялась тем, что царские чиновники всерьез верили в то, что в крестьянстве по-прежнему доминируют консервативные монархические настроения и они не поддержат никакие революционные идеи.

Имущественный ценз для горожан был довольно высоким, они должны были иметь в собственности недвижимого имущества не менее, чем на 1500 рублей, а в столицах – не менее чем на 3000 рублей.

Либералы были не очень довольны скромными полномочиями запланированного законосовещательного органа, но все же согласились участвовать в выборах в Думу. Однако более левые демократические силы не удовлетворились этими уступками, и революционное движение продолжало нарастать. Уже в октябре 1905 года стало ясно – данная мера была недостаточной для того, чтобы сбить революционную волну.

Таким образом, Булыгинская дума оказалась мертворожденным учреждением и ей не суждено было собраться. Революция «отменила» и данный проект и царский Манифест. Становилось очевидным, что на повестку дня выдвигается ни много ни мало учреждение законодательного парламента и существенное расширение избирательных прав для всех слоев населения.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 июня

Источник

Оцените статью