Что значит бухгалтер самостоятельный баланс

Как читать бухгалтерский баланс (практический пример)

Кому и зачем нужно читать баланс

Баланс — это основной бухгалтерский отчет объемом всего в несколько страниц. В нём нет иллюстраций и мало текста, он заполнен множеством цифр. Тем не менее умеющим его читать скрытая в цифрах информация приносит немало пользы.

Этот документ внимательно изучает огромное количество людей (руководители и собственники компаний, инвесторы, банкиры, налоговики и другие заинтересованные лица). Баланс не является коммерческой тайной, может публиковаться в печати для всеобщего обозрения и доступен любому человеку.

Построчный порядок заполнения бухгалтерского баланса с примерами вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Зачем читать баланс? Ответ очевиден: чтобы принимать верные финансовые решения. И при этом не важно, составлен он по традиционной форме или по упрощенной — полезность добытой из него информации от этого не уменьшается.

О том, у кого есть возможность составлять упрощенную отчетность, читайте в этой статье.

Чтение баланса не требует высшего финансового образования, но без определенных знаний и приемов не обойтись.

Как прочитать бухгалтерский баланс

Уметь читать — значит знать основы азбуки. Для финансовых отчетов такой основой служит понимание терминов, отраженных в балансовых строках. Часть их многим понятна (например, «основные средства», «запасы» и т.д.), но отдельные термины требуют дополнительных пояснений.

Например, отложенные налоговые активы (ОНА). Термин ОНА обозначает часть налога на прибыль, который отложен во времени: на эту сумму будет уменьшен налог на прибыль в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Отражение ОНА в первом разделе баланса обусловлено тем, что для компании он является активом, и срок его использования составляет более года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информацию об ОНА и ОНО (отложенное налоговое обязательство) в балансе могут не показывать компании, которые относятся к малым (п. 2 ПБУ 18/02).

Подробнее о том, как применять ПБУ 18/02 с 2020 года после внесения в него изменений, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Или, к примеру, что означает словосочетание «денежные эквиваленты»? Это понятие появилось в балансе сравнительно недавно и означает высоколиквидные финансовые вложения (депозиты до востребования, краткосрочные векселя и др.), которые быстро и легко можно обратить в деньги.

Таким образом, перед тем как приступить к чтению баланса, стоит разобраться, что собой представляют показатели, его составляющие.

Бухучет для начинающих от проводок до баланса: чтение бухгалтерского баланса на примере

Как прочитать бухгалтерский баланс на примере? Рассмотрим это на данных отчета ООО «Престиж».

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Денежные средства и денежные эквиваленты

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Мимолетный взгляд на баланс — и первые выводы: компания не применяет ПБУ 18/02 — ОНА и ОНО в балансе отсутствуют (возможно, юрлицо имеет отношение к малому бизнесу). Валюта баланса за последние 3 года резко не изменялась (колебание 1–3%), заемные средства не привлекались, прибыль устойчиво росла, что свидетельствует о финансовой устойчивости организации.

Внимание — на актив баланса

Основной принцип актива: чем ниже строка, тем быстрее отраженные в ней активы могут быть обращены в деньги (принцип ликвидности).

В активе основные средства оказались самыми «тяжеловесными» — 77% от валюты баланса. Можно предположить, что у компании немалые накладные расходы, и при падении объемов реализации ей будет сложно сохранять свою финансовую устойчивость без привлечения заемных средств.

Плавное снижение показателей строки «Основные средства» (ежегодно на 3–4%) может свидетельствовать о том, что руководство не вкладывает средства в модернизацию производства. Вследствие чего может упасть спрос на продукцию — ее будут вытеснять более прогрессивные аналоги конкурентов. В результате выручка и прибыль могут снизиться.

Стабильные показатели по строке «Запасы» могут подтвердить хорошую работу снабженцев, поддерживающих необходимый запас для производства, или, наоборот, свидетельствовать о том, что на складах компании длительно «пролеживает» неиспользуемое сырье и материалы.

Пустая строка «Денежные средства и денежные эквиваленты» должна насторожить, хотя пустота не всегда означает полный дефицит денег. Возможно, финансисты выгодно вложили их (появилась строка «Финансовые вложения»), и в скором времени можно ожидать неплохой доход (например, в виде процентов).

О том, к каким выводам может привести анализ движения материально-производственных запасов, читайте в статье «Анализ эффективности управления производственными запасами».

Секреты пассива бухгалтерского баланса

В пассиве строки расположены особым образом: чем ниже строка, тем быстрее указанное обязательство нужно вернуть (контрагентам, банкирам, собственникам или иным кредиторам).

Из строки «Нераспределенная прибыль» видна тенденция ежегодного роста, однако темп его заметно снизился (с 52 до 7%). Возможно, эффективность деятельности управленцев упала, а потому есть повод задуматься о причинах. Позитивно оцениваются наличие и рост резервного капитала (собственный капитал компании укрепляется).

Настораживает значительная сумма краткосрочных долгов (46% от валюты баланса). Если это задолженность по зарплате и налогам, есть повод для беспокойства: это признак неплатежеспособности компании, и возможны материальные потери (санкции за несвоевременную выплату).

О том, как рассчитываются такие санкции, читайте в этом материале.

Итоги

Существует много способов чтения баланса. Кто-то доверяет только цифрам: рассчитывает специальные коэффициенты, проводит горизонтальный и вертикальный анализ. А кому-то важнее исследовать и сопоставить разные показатели и посмотреть, как активы соотносятся с обязательствами и где таятся резервы и потери. А для этого нужно читать баланс с привязкой к другим отчетам и пояснениям.

Каждый пользователь для себя выстраивает подходящую методику и делает выводы. Главное — видеть общую картину имущественного и финансового положения компании и, используя все доступные методы анализа, правильно оценивать возможные перспективы и угрозы.

Источник

Преимущества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга

Что представляет собой аутсорсинг

Аутсорсинг появился несколько лет назад и сейчас получает всё большее и большее распространение.

В переводе с английского слово «аутсорсинг» означает использование внешних ресурсов. Этот термин подразумевает передачу организацией некоторых видов или функций производственной предпринимательской деятельности по договору другой компании.

Аутсорсинговым компаниям доверяют, как правило, непроизводственные или же разовые, непериодические виды работ. К таковым могут относиться, например:

  • юридические услуги,
  • бухгалтерские услуги,
  • клининговые услуги,
  • логистика,
  • услуги питания и пр.

Кто может прибегать к аутсорсинговым услугам? Это выгодно прежде всего малому и среднему бизнесу, но и крупный бизнес может выводить часть обслуживающих функций за рамки компании.

В чем смысл аутсорсинга, почему он набирает популярность? Прежде всего, это рациональное использование собственных финансов, иными словами, экономия. Содержание первоклассного специалиста, будь то айтишник, бухгалтер или юрист, в штате компании на постоянной основе не всем по карману.

Иногда требуются разовые услуги профессионалов, ради которых держать полную штатную единицу также нерационально.

Далее рассмотрим все плюсы и минусы аутсорсинга на примере ведения бухгалтерии.

Способы получения бухгалтерских услуг

Организация не может работать без бухгалтера, даже применяя самую простую систему налогообложения, так как от ведения бухгалтерского учета фирмы не освобождены. Да и индивидуальным предпринимателям лучше работать в паре с бухгалтером, так как хоть они и не обязаны вести бухгалтерский учет, но ведение управленческого учета будет прекрасным подспорьем в бизнесе, а налоговое законодательство в нашей стране очень изменчиво.

Таким образом, бухгалтер — незаменимый друг бизнеса.

Как бизнес может получать бухгалтерские услуги:

  • штатный бухгалтер (удаленный, на неполную ставку, на полную ставку),
  • бухгалтер-фрилансер,
  • аутсорсинговая компания.

Рассмотрим, плюсы и минусы аутсорсинга бухгалтерских услуг по сравнению со штатным бухгалтером. При этом бухгалтер-фрилансер будет сочетать в себе черты как штатного бухгалтера, так и компании-аутсорсера.

Что выбрать, решает в конечном счете собственник бизнеса. При этом он может сочетать штатного бухгалтера и аутсорсера. Например, один будет заниматься первичкой, внесением в программу начальных данных, а другой составлять отчеты и работать с налоговой.

Если предприниматель еще не определился с выбором бухгалтера и хочет вести учет сам, ему поможет наша статья «Обзор программ и сервисов для ведения бухгалтерии онлайн».

Основные отличия аутсорсера от штатного сотрудника

Основное отличие штатного работника от стороннего — это вид заключенного договора. Это же и является основным преимуществом аутсорсинга бухгалтерских услуг.

Со штатным сотрудником, работающим на ставке или даже удаленно, заключается трудовой договор. Отношения с таким работником регулируются Трудовым кодексом РФ.

С аутсорсером, будь это бухгалтер-фрилансер или же компания, заключается гражданско-правовой договор. И эти отношения регулируются Гражданским кодексом РФ.

Приведем сравнительную таблицу, основываясь на нормах законодательства. Из нее становятся очевидными преимущества аутсорсинга бухгалтерских услуг перед штатным бухгалтером:

И это не полный список различающихся параметров. Сюда же можно отнести более простую процедуру разрыва гражданско-правовых отношений по сравнению с трудовыми, а также тот факт, что ответственность исполнителя проще прописывается в гражданско-правовом договоре, чем в трудовом.

Ну и основное отличие — необходимость начисления взносов и исчисления НДФЛ с зарплаты штатника. Бухгалтер-фрилансер, как правило, является ИП или самозанятым, поэтому все взносы и налоги исчисляет самостоятельно. На выплаты, которые фирма переводит компании-аутсорсеру, никакие дополнительные суммы также не начисляются.

Покажем на примере:

Как видим, штатный работник обойдется фирме дороже примерно на 40%.

Решили обратиться к аутсорсеру, но не знаете, как оформить их услуги? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите пошаговый алгоритм, как учитывать в бухгалтерии и при расчете налогов договор с аутсорсером.

Минусы аутсорсинга

Обобщим еще раз плюсы аутсорсинга:

  • дешевле штатного бухгалтера;
  • более гибкие договорные условия;
  • отсутствие временных провалов в работе (отпуск или больничный штатного бухгалтера);
  • возможность оперативно реагировать на изменения в бизнес-процессах за счет опыта работы в различных сферах и наличия нескольких специалистов.

Однако существуют и проблемы бухгалтерского аутсорсинга, о которых нельзя не упомянуть:

  • В больших аутсорсинговых компаниях за вашей фирмой закрепят специалиста, но в случае его увольнения, отпуска или болезни ваши дела будет вести другой сотрудник, который сразу не вникнет в тонкости именно вашего бизнеса, что может негативно сказаться на учете.
  • Аутсорсеры обычно работают с предоставленной первичкой. Названивать вашим поставщикам с напоминанием о необходимости срочно прислать документы не входит в их обязанности.
  • Услуги аутсорсера прописаны в договоре. За многие дополнительные услуги, которые штатник выполняет по должностной инструкции, аутсорсер будет брать отдельную плату.
  • Многие бизнесмены любят видеть и напрямую контролировать рабочий процесс, что в условиях аутсорсинга проблематично.
  • На штатного бухгалтера есть больше рычагов воздействия (например, в виде премии), что является несомненным плюсом для собственника бизнеса.
  • Третьи лица имеют доступ к коммерческой тайне предприятия, да и ко всем несовершенствам учета и налоговым огрехам.
  • Могут возникнуть проблемы с передачей бухгалтерской базы при расторжении договора.
  • Ведение дел вашей фирмы передается от специалиста к специалисту, поэтому постоянного контактного лица может и не быть, что затрудняет процесс сотрудничества.

Кто отвечает за ведение учета на фирме? Ответ есть в нашей статье.

Бухгалтер-фрилансер

Отдельно следует упомянуть бухгалтеров-фрилансеров, которые, как было сказано выше, объединяют в себе черты штатного бухгалтера и аутсорсера, то есть их плюсы и минусы.

Бухгалтеры-фрилансеры работают с микро- и малым бизнесом. В одиночку справиться с несколькими средними компаниями затруднительно.

Фрилансер обладает плюсами аутсорсеров. Никаких дополнительных трат на него не производится: ни взносов, ни налогов, ни затрат на оборудование рабочего места и обучение.

Вместе с тем он имеет минусы штатного сотрудника: может заболеть или уехать отдыхать. Платить за это не придется, но бухгалтер на это время может выпасть из рабочего процесса. Впрочем, бухгалтеры-фрилансеры, имея свободный график, зачастую относятся к своим выходным достаточно гибко и выходят на связь даже во время отдыха.

При этом фрилансер обладает и плюсами штатного работника. Это определенный человек, который ведет бухгалтерию, разбирается именно в вашей специфике и подберет оптимальный именно для вас вариант учета и налогообложения.

Что касается непрофессионализма и обычной человеческой непорядочности, ее можно встретить и у штатного работника, и в аутсорсинговой фирме, и у бухгалтера-фрилансера.

Чтобы максимально обезопасить себя от неприятностей, необходимо корректно составить гражданско-правовой договор с аутсорсером. Вы можете бесплатно скачать возможный вариант договора оказания бухгалтерских услуг, кликнув по картинке ниже:

Итоги

Аутсорсинг — передача части необходимой работы сторонним организациям. Большое распространение получает аутсорсинг юридических, бухгалтерских, ИТ-услуг. Основные плюсы аутсорсинга — экономия и возможность работать с высококвалифицированными специалистами, на содержание которых в штате нет средств. Но есть и минусы: обезличенность работы, риск раскрытия коммерческой тайны третьими лицами, невозможность непосредственно контролировать процесс.

Источник

Читайте также:  Что значит uncaught referenceerror
Оцените статью