Что значит братание с противником

Братание

Брата́ние — стихийное прекращение вражды или военных действий, либо заключение братского союза.

Известны ситуации, когда дружеские или доброжелательные отношения между некоторыми группами людей запрещались. К таким группам в разное время относились:

  • солдаты противоборствующих армий;
  • оккупанты и население оккупированных территорий;
  • солдаты, присланные усмирять народные волнения, и бунтующее население;
  • верующие разных религий;
  • охранники, вольнонаёмные и заключённые;
  • представители некоторых каст, социальных слоёв.

Тем не менее, в истории имели место несанкционированные прекращения вражды, несмотря на то, что они осуждались официальной моралью, а нередко и преследовались властями вплоть до обвинения в государственной измене.

Содержание

Братание в XIX веке

В XIX веке были известны случаи братания войск с восставшим народом. Солдаты отказывались стрелять в толпу, а нередко даже переходили на сторону восставших. Наиболее известным из таких случаев стало братание в Париже во время Февральской революции 1848 года.

Братание во время Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны братание выражалось во встречах солдат враждебных армий на нейтральной полосе на основе взаимного отказа от ведения военных действий. Массовое распространение братание получило во второй половине 1916 года и в 1917 году. Братания происходили как на Западном, так и на Восточном фронтах Первой мировой войны.

Братания на Восточном фронте Первой мировой войны

На русско-германском фронте братание впервые было зарегистрировано в октябре 1915 года, однако оно не было распространено и носило единичный характер, не представляя угрозы боеспособности Русской армии. Массовое распространение братание получило в конце 1916 года и, особенно, в 1917 году. Борясь с братанием в период июньского наступления 1917 года, командование русской армии перешло к репрессиям. В июле 1917 г. Временное правительство издало приказ о расстреле представителей армий противника, явившихся для братания и предании суду военно-полевых судов чинов Русской армии, принимающих участие в братаниях. Усиление влияния большевиков на фронте во второй половине 1917 года привело к массовому и организованному братанию. Братания после прихода большевиков к власти (в декабре 1917 — феврале 1918 годов) приняли характер государственной политики — большевистское правительство надеялось с их помощью приблизить германскую революцию или хотя бы оттянуть или ослабить предстоящее немецкое наступление.

Читайте также:  Что значит голубо карие глаза

Братания во время Гражданской войны в России

Во время Гражданской войны имели место братания советских войск с частями Антанты. Так, в конце декабря 1918 года на Северном фронте началось братание солдат 6-й армии с англо-французами [1] .

Запрет братания в 1945 году

В 1945 году генерал Эйзенхауэр заявил: не должно быть «никакого братания» между американскими войсками и немецким населением. Однако благодаря давлению от государственного департамента и отдельных американских конгрессменов эта политика была постепенно ослаблена. В июне 1945 запрещение разговоров с немецкими детьми было сделано менее строгим. В июле стало возможно говорить с немецкими взрослыми при определенных обстоятельствах. В сентябре политика запрета общения была отменена и в Австрии, и Германии. На ранних этапах оккупации американским солдатам не разрешали оплачивать содержание немецкого ребёнка, что рассматривалось как «помощь врагу». Браки между белыми американскими солдатами и австрийскими женщинами не разрешались до января 1946, и с немецкими женщинами до декабря 1946.

Отдельные эпизоды братания между советскими и американскими солдатами происходили во время так называемой «встречи на Эльбе», несмотря на то, что существовала инструкция по Советской армии: не проявлять никакого панибратства с союзными войсками.

В культуре

В изобразительном искусстве известна литография А.Прово «Братание восставшего народа с войсками у дворца Тюильри 24 февраля 1848».

Братаниям в Первой мировой войне посвящен фильм «Счастливого Рождества» режиссера Кристиана Кариона, появившийся в 2005 году. Оригинальное название фильма «Joyeux Noël», в англоязычных публикациях он известен под названием «Merry Christmas».

Источник

Братание солдат на передовой и в тылу

Братанием называется стихийное прекращение военных действий или вражды между участниками конфликта. Учитывая, что вся история человечества представляет собой череду войн, которые прерывались лишь на сравнительно небольшие периоды времени, нет ничего удивительного, что в определенные моменты солдаты воюющих сторон, которые часто не имели представления о том, за что же именно они сражаются, прекращали кровопролитие, пусть даже на небольшие периоды времени, чтобы мирно пообщаться с теми, кого им следовало бы считать врагами. При этом братание, равно как и доброжелательные отношения между солдатами противоборствующих армий и между оккупантами и жителями оккупированных территорий, запрещались на протяжении всей истории.

Споры о том, что на самом деле представляет собой братание, не утихают по сей день. Кто-то считает, что человечное отношение к противнику — это настоящий бич армии, который убивает всякий боевой дух и способствует разложению дисциплины. Чаще всего такой образ мысли является свойственным для высшего офицерского состава, который, в отличие от простых солдат, гораздо больше осведомлен о целях войны и не так часто появляется на передовой. Солдат же чаще всего думает непосредственно о своем выживании, по этой причине как только боевые действия затягиваются, и боец в течение недель, а иногда и месяцев, находится вблизи от противника, он перестает постепенно воспринимать его как своего врага и начинает думать о нем как об обычном человеке. А люди они и есть люди, как писал Юрий Бондарев, мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и смеются.

Рано или поздно, особенно в периоды затишья на фронте, между солдатами воющих сторон все больше проявлялась тяга к братанию. При этом ситуация это непростая. С одной стороны реагировать на такие проявления плохо или хорошо — это моральный выбор каждого человека. С другой стороны, если смотреть на эту проблему с точки зрения закона, все становится намного проще. Во все времена братания были запрещены, на войне такое поведение приравнивается к измене, а за измену могут и расстрелять.

При этом такая вещь, как братание, никогда просто так не происходила. Среди косвенных и прямых причин такого поведения солдат на фронте выделяли следующие:

— Ломка стереотипов о противнике. До начала Первой мировой войны правительствами всех воющих стран было сделано все, чтобы насадить представление о противнике как некоем злобном чудовище, варваре или дикаре. При этом в русской прессе писали о зверстве германцев и сомневались в том, христиане ли они, а в немецкой пугали обывателя казачьими рейдами и мародерством русской армии. Данный принцип никуда не делся и после окончания Первой мировой войны. Из самых последних примеров можно выделить вооруженный конфликт на востоке Украины, в котором обе стороны только и делали, что демонизировали друг друга в информационном пространстве. При этом в годы Первой мировой карикатурный пропагандистский образ врага, созданный еще до войны, мог ломаться уже в первые дни боевых действий, при обращении с пленными или местным населением.

— Еще одной причиной братаний была бесчеловечная муштра, которая была особенно характерна для армий XIX века. Солдаты, которые набирались из самых обычных крестьян или рабочих, сталкивались со всеми прелестями армейской службы. Длинные марш-броски, бесконечная шагистика, а также прочие радости военного быта, в том числе и телесные наказания, которые существовали в некоторых армиях, вызывали среди солдат скрытую ненависть к своим же командирам.

— Непонимание того, за что ведется война, и кто твой настоящий враг. Простому солдату подчас было очень трудно разобраться, за что же именно он должен сложить свою голову и помочь умереть другим. В их голове формировалась мысль, что рядовые солдаты не виноваты в войне, по какую бы сторону фронта они бы ни находились. И там, и там были обычные люди, которые страдали от прихоти своих правительств. В их голове утверждалась мысль о том, что война не выгодна солдатам, а те, кто развязывает войны, сами редко появляются на передовой и еще реже принимают непосредственное участие в боевых действиях.

— Общая вера. Практически половина всех европейских войн имела религиозные мотивы, но та же христианская вера запрещает убийство, по крайней мере, по недостаточным на то основаниям. Поэтому очень часто солдаты воющих сторон, не вдаваясь ни в какие хитрости военно-религиозной пропаганды, внезапно понимали, что все они, в общем-то, единоверцы.

— Чрезмерная жестокость войны, которая отчетливо проявилась в XX веке. Новые виды вооружения, которые появились на поле боя: пулеметы, авиабомбы, дальнобойная артиллерия, газы, позднее химическое, атомное и биологическое оружие, уже не делали различий между военными и гражданским населением. Во все времена жителям осажденного города, который сдавался на милость победителя, можно было только посочувствовать. Однако теперь гражданское население гибло и в городах, которые могли быть отделены от фронта на тысячи километров. Эта жестокость войны вызывала в некоторых желание остановить творящийся вокруг ужас любыми доступными способами, одним из них и стало братание.

Самые известные случаи братания военнослужащих относятся именно к периоду Первой мировой войны, которая ужасала современников огромными человеческими жертвами и привела к крушению сразу четырех европейских империй. Тогда достаточно широко получил распространение принцип «живи сам и дай возможность жить другим» — неагрессивное сотрудничество, которое возникало во время продолжительных периодов позиционной войны на западном фронте. Процесс этот можно было описать, как добровольное уклонение от применения насилия. Данный процесс мог носить форму нескрываемого перемирия или временных пактов, которые устанавливались солдатами локально. В некоторых случаях такие соглашения принимали форму негласного отказа от использования оружия или выстрелов, которые производились по определенному шаблону или ритуалу, что должно было свидетельствовать о мирных намерениях. Чаще всего такое поведение можно было встретить среди представителей низших уровней военной иерархии, там, где ответственность была в руках младших чинов — рядовых и сержантов. Примеры этого можно было встретить как среди часовых, которые отказывались стрелять в обнаруженного противника, так и среди пулеметных расчетов, снайперов и даже артиллерийских батарей.

В то же время развитие технологий в XX и особенно XXI веке сделало все, чтобы братание ушло в прошлое. Все современные боевые действия мало располагают к возникновению дружбы с врагом на поле боя и дело не в том, что люди вдруг стали более жестокими. Современные солдаты могут убивать своего противника, находясь от него на расстоянии в километры. Это уже не те боевые действия Первой мировой войны, когда солдат мог слышать, о чем разговаривает его противник в своем окопе. Современные военные операции практически не носят позиционного характера и часто выполняются небольшими мобильными подразделениями в максимально сжатые сроки. Да и стрелять по противнику с расстояния нескольких сотен метров или тому, которого видишь лишь сквозь оптический прицел, с моральной точки зрения проще, чем убить в штыковой атаке. Некое подобие братания сегодня можно лицезреть лишь во время гражданских беспорядков, когда силы правопорядка могут отказаться от разгона антиправительственных демонстраций или вовсе присоединиться к протестующим.

Исторические примеры братаний

Не самым ярким, но достаточно показательным примером сочувствия к противнику, стали события конца 1812 года. Разбитая армия Наполеона бежала из России. На первых этапах этого исхода русские солдаты и ополченцы особенно не церемонились с лежащими вдоль дорог ранеными и обессилевшими солдатами Великой армии. Однако после наступления холодов и после того, как по приказу Наполеона были сожжены мосты через Березину, русский мужик сменил гнев на милость. Тем из солдат французской армии и гражданского персонала, кто не успел переправиться через Березину и был брошен Наполеоном погибать на морозе, отчасти повезло. Их просто начали подкармливать. И хоть этот поступок нельзя назвать братанием, он демонстрирует, что русские солдаты оказывали помощь поверженному врагу без чьих-либо просьб или приказов. Делали они это по доброй воле, а офицеры смотрели на это сквозь пальцы. Кто-то видел в этом обыкновенную мужицкую прихоть, а кто-то охотно поддерживал инициативу низов, делясь с пленными собственным пайком. В любом случае делать это никто не запрещал. Многие из солдат наполеоновской армии, побросавшие мушкеты и выбравшие плен, так и остались в России, кто-то из них работал затем учителями и гувернерами у отпрысков дворянских семей.

Второй и уже самый настоящий случай массовых братаний относится к 1848 году, времени февральской революции во Франции. Это была одна из европейских буржуазно-демократических революций, задачей которой было установление гражданских прав и свобод. Поводом к революции стал запрет 21 февраля общественных банкетов, на которых произносились пламенные речи и звучали призывы к переменам, а также открытая критика в адрес правящего режима. Первый же запрет данных мероприятий со стороны французского правительства привел к тому, что уже 22 февраля 1848 года, то есть на следующий день, парижане вышли на улицы города и начали строить баррикады, а также вооружаться чем только можно, толпы рабочих вламывались в оружейные лавки и забирали все имеющееся там оружие, которое могло нанести хоть какой-то вред противнику. Испугавшийся волнений глава правительства Франсуа Гизо отправил на улицы столицы Национальную гвардию, однако гвардейцы не захотели стрелять по восставшим парижанам и начали брататься с восставшими прямо на баррикадах, а некоторые из солдат просто перешли на сторону революционеров.

Однако до Первой мировой войны такие случаи были частными, не отражая в полной мере сути данного феномена. Ни до этого вооруженного конфликта, ни после него братание не приобретало столь больших масштабов. К этому моменту пулемет, появившийся на полях сражений не так давно, наглядно доказал свою практическую ценность, а слово «бойня» обрело доселе неведомый для многих смысл. Хотя к моменту Рождества 1914 года, когда случилось одно из самых известных спонтанных перемирий на западном фронте, получивших название «Рождественского перемирия», война продолжалась всего 4 месяца, она уже успела стать одной из самых кровавых в человеческой истории. В годы Первой мировой войны на нейтральную полосу выходили уже не отдельные люди, а целые роты или даже полки. По сути, во время «Рождественского перемирия» 1914 года боевые действия на целом фронте были остановлены. Подавляющее большинство солдат воющих сторон относилось к католикам или к протестантам, отмечающим рождество. Происходившие в те дни на фронте напоминало настоящую фантасмагорию, солдаты воющих сторон могли перейти линию фронта и обменяться с противником подарками. Помимо этого, состоялись товарищеские матчи по футболу, совместное исполнение рождественских гимнов и церемонии погребения павших. Верховное командование отреагировали на эти события с опозданием, но, испугавшись последствий, строго запретило подобные действия, нарушивших запрет ждал военный трибунал.

На Восточном фронте братание впервые наступило на год позже, в 1915 году, на Пасху, поэтому получило название «Пасхальное перемирие». Русским солдатам, точно так же, как европейским, трудно было не породниться со своими врагами, которые сидели и ждали смерти буквально в 100 метрах от них. Был и другой нюанс: паек русских солдат был калорийней и сытнее, в то время как немцы часто испытывали перебои с провизией, а их еда была менее вкусной, к тому же у немецких солдат всегда имелся алкоголь, а в русских окопах он был очень большой редкостью. Первые совместные гуляния прошли без эксцессов, но не были массовыми, командование просто не придало им значения. Но уже в 1916 году в Пасхальном перемирии приняло участие 10 полков русской армии, причем участвовали в нем и офицеры.

Только после этого последовал приказ о запрете действий подобного рода, но наказывать никого так и не стали. Позднее многие исследователи стали обвинять Австро-Венгрию и Германию в том, что подобные акции были придуманы с целью морального разложения солдат русской армии, забывая о том, что противники при этом морально разлагались в равной степени. Больше в разложении армии преуспели свои собственные революционеры, которые использовали братание с врагом в качестве идеологического оружия против монархической формы правления.

Во время Второй мировой войн случаи, которые напоминали бы братание, были очень редким явлением. Боевые действия значительно отличались от тех, что вели стороны во время Первой мировой войны. Поэтому налаживать дружеские отношения солдаты воющих сторон старались с мирными жителями. И хотя Вторая мировая война навсегда запомнится своей беспрецедентной жестокостью, случаи романтических отношений между солдатами вермахта и русскими девушками на оккупированных территориях СССР, равно как и между советскими солдатами и немками имели место быть, хотя и порицались командованием. Об этом же беспокоились и союзники. Генерал Эйзенхауэр говорил, что не должно быть «никакого братания» между американскими солдатами и населением Германии. Но постепенно эти запретительные меры ослабевали. К примеру, с июня 1945 года американским солдатам разрешалось беседовать с немецкими детьми, с июля в определенных случаях общаться с взрослым населением, а в августе политика запрета общения была полностью отменена. Со временем командование разрешило и браки между белыми американскими солдатами и австрийскими женщинами (с января 1946 года; с декабря того же года можно было вступать в брак и с немками).

А уж стихийные проявления радости при встрече союзных армий в Германии в мае 1945 года остановить не мог никто. Отдельные эпизоды братания между американскими и советскими солдатами произошли во время так называемой «встречи на Эльбе». Все происходило на фоне того, что в Красной Армии существовала инструкция, которая запрещала проявлять какое-либо панибратство по отношению к солдатам войск союзников.

Источник

Оцените статью