Что значит бояться господа

О страхе Божием

Господь — всюду; ненормально — не помнить Его и заповедей Его. Бог и духовный мир — реальнее видимого, временного, обманного. Реален и мир бесов.

Постоянно следует быть в мире с Богом, пребывать в чувстве собственной греховности, покаяния, надежды, веры, терпения, страха Божия, памяти вездеприсутствия Божия.

Нужен нам страх Божий. В немощи своей уповай на Бога.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс 2, 11).

Боящийся Бога ничего более не боится. Ничего не боюсь в мире сем — все подвластно Богу, Его же я раб, грешный; Он меня защитит — но и я должен быть верен

Ему, бояться Его. Он и неверных покрывает до смерти — авось обратятся к Нему.

Страх Божий — это страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога.

Страх Божий — отец молитвенного внимания, молитвенных помыслов.

Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий.

Страх Божий есть единственная преграда греху во внутренней жизни человека; а для его внешней жизни преграда дурным делам — даже и без страха Божия — это стыд перед людьми, сдерживающий его от совершения неблаговидных поступков. При духовной же смелости против греха — когда есть и страх Божий, и стыд перед людьми — оба эти препятствия действуют совместно и сдерживают человека от совершения греха; при этом внешнее препятствие совпадает в нем с действием внутреннего.

Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда видишь, что низвлекаешься в глубину отчаяния. Не придумывай предлогов к оправданию своего нерадения и к своей поблажке грехам.

От Бога — и мысль благая, и средства ко Спасению, и сила на его совершение, и сам ты — Руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя: и научуся заповедем Твоим (Пс 118, 73).

Сила наша против сатаны не в самонадеянном поджатии губ, но в смирении — в признании пред Богом своей немощи, виновности (все муки я заслужил, но надеюсь на милующее сердце Твое, Господи). И тогда благодать Божия поможет. Во мне собственной благой силы нет — грехи одни. Господь Сам научит и поддержит. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашым (Мф 11, 29); Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19); сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19); Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5, 3); Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс 26, 14). Молись об этом так: «Господи, научи мя творити волю Твою, даруй мне молитву, милосердие, внимание, память Твою и страх Твой, память смерти, самоукорение, смирение с терпением, покаяние, трудолюбие, сердце теплое от любви Твоей, терпение в молитве, зрение грехов моих, мужество души и твердость сердца».

Господь велит нам молиться, терпеть, бдеть, ждать смерти, бояться геенны, трудиться. Он Сам нам примером служит в том, как нам надлежит никого не осуждать, любить врагов.

Страшись преступать волю Творца благого — волею своей: в уме ли, в сердце ли, в слове ли, в деле ли. Кто ты — и кто Он? Как терпит Он тебя, оскорбляющаго выну Его величество, как не уничтожает тебя — непотребного раба, тварь: темже плачь и вой непрестанно, и люби Его. Говори себе: «Горе мне! — что случится, если кончится вдруг долготерпение Божие ко мне и восхитит Он душу мою от тела в то время, когда я буду пребывать в гневе, в лени, в похоти, в злобе, в осуждении, в гордости»? Чего ты тогда окажешься достоин?

Святые — пример нам; они возмогли все преодолеть силою Божией. Нет тебе извинения в том, что касается добродетелей. Думай: подножие всем я.

Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир 2, 1 – 2). Итак, уготовься к искушениям и прояви терпение, твердость, смирение; молись.

Веруют или нет люди в Бога, боятся ли Его или нет, чтут ли или нет — от сего не изменяется ничего; вопреки сему Бог есть, есть смерть, суд — есть слово Божие судящее, есть вечность блаженства или мучений.

Подлинный ужас — это безнадежная мучительная вечность. Господь Иисус Христос и пришел спасти от нея человека. Каково смирение, которое явил Он ради бесценно дорогой Ему души! Я же — червяк. Велик, и Свят, и Жив Господь Бог!

Распятие, изображающее страсти Христовы, Его Плащаница говорят тебе: вот как возлюбил Бог тебя недостойного, как велика цена души человеческой, как тяжек грех, как страшна вечная мука!

Люди не могут твоей душе сделать зла: тело умертвят, но душа не смертна. Бог один властен в геенну водворить ее.

Умилостивляй Судью — пока дается тебе время.

Знай: смерть непременно наступит, и суд, и вечность. Перед небом и землею мы должны будем отдать Богу отчет во всей своей жизни — а ты смеешься, весе­лишься?

Что ты, облагодетельствованный в этой жизни от Бога, ответишь на истязания о грехах на Суде?

Скрежет зубов в геенне огненной означает безполезное раскаяние на том свете. За отсутствие добрых дел осуждается грешник на Суде — по Евангелию (ср. Мф 25, 31 – 46).

Почему суд Христов — Страшный Суд? Потому что конец его страшен мне — вечная мука. Вечная жизнь — лишь для праведных. Потому и нужны: вера и жизнь по вере — в уповании жизни вечной. Боже, милостив буди мне грешному!

Источник

Страх Божий. Что это такое?

«Будем служить благоугодно Богу,
с благоговением и страхом».
Евреям, 12:28.

По словарю русского языка С.И.Ожегова слово «страх» означает «очень сильный испуг, сильную боязнь». В «Википедии» можно прочесть такие определения: страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности ситуации. Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Признавая этот смысл, многие люди не принимают Бога, который, по их пониманию, вызывает такие негативные эмоции. И я не желала верить в такого Бога. Но когда через чтение Библии мне открылся духовный смысл понятия «страх Божий», я начала с нежностью «бояться» Отца Небесного.
Не всем детям выпало счастье испытать боязнь в отношении кровного отца. Эта странная для нашего времени фраза, вызовет удивление, поскольку средства массовой информации ежедневно убеждают нас, что много детей страдает от жестокости родных отцов. Дети боятся жестокого наказания и даже издевательства, и в их отношении к родителю преобладает инстинкт самосохранения, но не любовь и доверие. Счастливы те дети, которые испытывают только один страх — огорчить своего любимого отца. Именно такой, библейский смысл, я вкладываю в это высказывание. Помогут ли выбранные мною цитаты из Слова Божия убедить и вас в ином аспекте на слово «страх»? Надеюсь на водительство Духа Святого.

«Да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды, ни лицеприятии, ни мздоимства». 2 Пар. 19:7.

Итак, что означает в Библии понятие страх Господень/страх Божий?

СТРАХ БОЖИЙ – это смирение перед Всемогуществом Творца, осознание Его величия. Смирение – единственный путь в присутствие Божье.

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Пр.22:4.
«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». 1 Пет. 5:5.

СТРАХ БОЖИЙ – это источник жизни.

«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Пр.19:23.
«В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Пр. 14: 26-27.

СТРАХ БОЖИЙ – это и стремление к праведности, к добру.

«Страх Господень отводит от зла». Пр. 16:6.
«К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю». Иов, 6:14.
«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны». Пс. 18:10.
«Страх Господень чист» — значит, бескорыстен, исполнен любовью к Творцу и Спасителю.

СТРАХ БОЖИЙ – это начало мудрости.

«Откуда же исходит премудрость? И где место разума? Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. И сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум». Иов, 28:28.
«Страх Господень научает мудрости». Пр. 15:33.
Мудрый человек сознает свою слабость и видит Божью силу. Бояться Бога – значит постигать Его истину.
«Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Пс.85:11.

СТРАХ БОЖИЙ – это духовная связь с Господом. Бояться нам нужно одного – потерять живое общение с Богом.

«В страхе перед Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище». Пр. 14:26.
«Боящиеся Господа! Уповайте на Господа: Он наша помощь и щит». Пс. 113:19.

Есть еще такое понятие «уважительный страх перед Господом»:

«И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом». 2 Пар,17:10.
Царь Иосафат и своему народу желал уважительного страха перед Богом, он ввел обязательное обучение Слову Божьему. Он знал, что если народ будет иметь благоговейный трепет перед Всевышним, то смирится перед Ним и будет повиноваться Господу. И это принесет Иудее процветание и мир.

«Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?». Неем. 5: 9.
«Владычествующий над людьми, будет праведен, владычествуя в страхе Божием». 2 Цар. 23:3.

Бог благоволит верующим в Него, но «…воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их». Втор. 7:10. Страшен Всемогущий Бог только для тех, кто отвергает Его и не принимает искупительную жертву Сына Его Иисуса Христа.

«Ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею». Пс.46:3.
«Страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и ему будут поклоняться – каждый со своего места – все острова народов». Соф. 2:11.
«Он укрощает дух князей. Он страшен для царей земных». Пс. 75:13.
«Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Пс. 65:3.
«…могущество Его — на облаках. Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем». Пс. 67: 35-36.

И это все – не страх Божий, о котором мы говорили выше, а страх биологический, основанный на инстинкте самосохранения, боязнь за свою жизнь.

СТРАХ БОЖИЙ освобождает нас от страхов мира.

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; Твой жезл и Твой посох –они успокоивают меня». Пс. 22: 4.

Благоговейный страх перед Богом побуждает нас остерегаться греха и всего, что неугодно Творцу, желающему нашего спасения.

«И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностию и с чистым сердцем». 2 Пар. 19:9.
«И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим». Ис. 33:6.

«Бойтесь Бога — и вам больше нечего будет бояться».

«Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей». 2 Кор. 5:11.

СТРАХ БОЖИЙ, в духовном смысле, – это вера, поклонение, послушание и любовь Богу и Сыну Его, Спасителю и Господу. Когда человек живет в постоянном общении с Богом через чтение Слова Его, через молитву, он лучше узнает Бога и любит Его всем сердцем.

В библейском понимании страх Божий – не эмоция страха, а глубинное чувство любви к Творцу.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви». 1 Иоан. 4:18.

Детям Божиим, любящим Отца, живущим по Слову Его, не Бога нужно бояться, а своей духовной слабости перед плотскими страстями и соблазнами мира. «Князь мира сего» стремится соблазнить греховными приманками, прежде всего наследников Царствия Божия. Поэтому Дух Святой наставляет в любви детей Своих:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; …станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Еф. 6: 11, 13-18.

«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» Иак. 4:7.

Главная опасность, грозящая нам, — перестать надеяться на Господа, утратить Страх Господень в духе своем. Я преклоняюсь перед Богом, люблю Его и боюсь огорчить непослушанием. И что бы ни произошло в моей жизни, я твердо знаю: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Рим.8:28.

Источник

Страх Божий

Страх Бо́жий – бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Богу, про­яв­ля­е­мое в осо­зна­нии и ощу­ще­нии Боже­ствен­ного при­сут­ствия, боязни оскор­бить Бога гре­хов­ным помыс­лом или поступ­ком, фор­ми­ру­е­мое и под­дер­жи­ва­е­мое в чело­веке при содей­ствии бла­го­дати Божией. Такой страх явля­ется доб­ро­де­те­лью, душе­спа­си­тель­ным стра­хом.

Страх Божий осно­ван на жела­нии не поте­рять связь с Богом и выра­жа­ется в духов­ной бди­тель­но­сти, вни­ма­нии к своим мыслям и поступ­кам. Страх Божий избав­ляет от гнева Божьего.

Слово «страх» (греч. φόβος – фобос) в древ­не­гре­че­ском языке не имело зна­че­ния боязни (греч. τρόμος – тромос), но озна­чало ува­же­ние.

Через страх чело­век дости­гает любви, а не иначе

«Познав­ший себя, – гово­рит преп. Иоанн Лествич­ник, – достиг разума страха Гос­подня и, ходя в оном, дости­гает врат любви».

«Умно­же­ние страха Божия есть начало любви», – гово­рит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Чело­век, пока в нера­де­нии, боится часа смерт­ного; а когда при­бли­зится к Богу, боится сре­те­ния суда; когда же все­цело подви­нется вперед, тогда любо­вию погло­ща­ется тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пре­бы­вать здесь; потому что любовь сия уни­что­жает страх ( 1Ин.4:18 )».

Авва Хере­мон, отшель­ник еги­пет­ский, сказал:
«Три побуж­де­ния застав­ляют людей укло­няться от поро­ков, т. е. страх буду­щего муче­ния в геенне… надежда и жела­ние полу­чить Цар­ство Небес­ное, нако­нец, рас­по­ло­же­ние и любовь к самой доб­ро­де­тели ( Притч.8:13 ; Пс.33:23 ; 1Кор.13:8 )… Посему-то св. апо­стол все дело спа­се­ния заклю­чил в испол­не­нии трех оных доб­ро­де­те­лей. Ныне пре­бы­вают, гово­рит он, вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор.13:13 ). Вера стра­хом буду­щего суда и муче­ний откло­няет нас от скверны поро­ков; надежда ожи­да­нием небес­ных воз­да­я­ний, оттор­гая ум наш от насто­я­щего, застав­ляет пре­зи­рать все плот­ские удо­воль­ствия; любовь, огнем своим вос­пла­ме­няя в душе нашей любовь ко Христу и к пре­спе­я­нию в духов­ных доб­ро­де­те­лях, побуж­дает с совер­шен­ною нена­ви­стью отвра­щаться от всего, что про­тивно им. Хотя эти три доб­ро­де­тели ведут нас, по-види­мому, к одному концу… но сте­пе­нями своего пре­вос­ход­ства много раз­ли­ча­ются между собою. Две первые свой­ственны тем людям, кото­рые ста­ра­ются пре­успе­вать в доб­ро­де­те­лях, но не имеют еще посто­ян­ного рас­по­ло­же­ния к ним; третья же осо­бенно при­над­ле­жит Богу и тем людям, кото­рые вос­ста­но­вили в себе образ и подо­бие Божий…

Поэтому, кто стре­мится к совер­шен­ству, тот с первой сте­пени страха, соб­ственно назы­ва­е­мого раб­ским… ( Лк.17:10 ), должен посте­пенно вос­хо­дить на стезю надежды. Здесь чело­век упо­доб­ля­ется уже не рабу, а наем­нику, ибо дей­ствует в ожи­да­нии буду­щего воз­да­я­ния. Уве­рен­ный в про­ще­нии грехов своих, он уже не стра­шится нака­за­ния за них, а созна­вая в себе добрые дела, думает полу­чить за них мило­сти­вую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого рас­по­ло­же­ния, какое при­лично сыну, кото­рый в полном упо­ва­нии на оте­че­ское бла­го­во­ле­ние к себе не сомне­ва­ется усво­ять себе все, что при­над­ле­жит отцу…

Вели­кое нахо­дится раз­ли­чие между тем, кто стра­хом геенны или надеж­дою буду­щего воз­да­я­ния пога­шает в себе пла­мень поро­ков и, между тем, кто ужа­са­ется пороч­но­сти и нечи­стоты по чув­ству любви боже­ствен­ной… В таком состо­я­нии чело­век, хотя бы не имел ни одного сви­де­теля дел своих, не решится вос­поль­зо­ваться слу­чаем ко греху и не может увлечься самыми сокро­вен­ными, обо­льсти­тель­ными помыс­лами, ибо питая искрен­ней­шую любовь к доб­ро­де­тели, он не только не при­ем­лет серд­цем ничего про­тив­ного ей, но и с вели­чай­шим ужасом отвра­ща­ется сего».

Иногда это третье состо­я­ние назы­вают совер­шен­ным стра­хом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Доро­фея, – один пер­во­на­чаль­ный, а другой совер­шен­ный… Напри­мер, кто испол­няет волю Божию по страху мук, тот еще ново­на­чаль­ный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху нака­за­ния. Другой же испол­няет волю Божию из любви к Богу, любя Его, соб­ственно, для того, чтобы бла­го­уго­дить Ему; этот знает, в чем состоит суще­ствен­ное добро, он познал, что значит быть с Богом… тако­вой боится Бога и испол­няет волю Божию уже не по страху нака­за­ния, уже не для того, чтобы избег­нуть муче­ний, но потому, что он, вкусив самой сла­до­сти пре­бы­ва­ния с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совер­шен­ный страх, рож­да­ю­щийся от этой любви, изго­няет пер­во­на­чаль­ный страх. Поэтому-то апо­стол и гово­рит: совер­шен­ная любовь изго­няет страх ( 1Ин.4:18 ). Однако невоз­можно достиг­нуть совер­шен­ного страха иначе, как только пер­во­на­чаль­ным стра­хом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Гос­по­день при­хо­дит в сердце, то пока­зует ему все грехи его».

«Умуд­рись же в осно­ва­ние шествия своего, – гово­рит св. Исаак Сирин, – пола­гать страх Божий; и в несколько дней, не делая кру­же­ний на пути, будешь у врат Цар­ствия».

Еще сказал: «Душа, име­ю­щая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога упо­вает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Зла­то­уст так поучает об этом же: «Нет зла, кото­рого не уни­что­жал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испор­чен­ное и покры­тое боль­шою ржав­чи­ною, делает его ясным и свет­лым, очищая его и совер­шенно исправ­ляя повре­жде­ние, так и страх Божий в корот­кое время совер­шает все и не допус­кает ничему чело­ве­че­скому вре­дить тем, кото­рые про­ник­нуты им».

«…Чело­век доб­ро­де­тель­ный, име­ю­щий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец гово­рит: начало пре­муд­ро­сти страх Гос­по­день ( Притч.1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь муд­рость, а пороч­ный не имеет этого, то, без сомне­ния, он лишен муд­ро­сти, а лишен­ный истин­ной муд­ро­сти бес­смыс­лен­нее всех».

Как при­об­ре­сти страх Божий?

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский при­во­дит сле­ду­ю­щие при­чины, от кото­рых рож­да­ется страх Гос­по­день:

  1. Что Бог вез­де­су­щий, и всякое дело, слово и помыш­ле­ние веду­щий.
  2. Что Бог нена­ви­дит всякое без­за­ко­ние и всякое зло.
  3. Что Бог – пра­вед­ный Судия, и вся­кому воз­даст по делам.
  4. Что Его даже и ангель­ские чины тре­пе­щут.
  5. Что Бог весь свет в руке Своей содер­жит.
  6. Что Бог, в мгно­ве­ние ока может греш­ника пра­вед­ным судом погу­бить при самом совер­ше­нии греха…

Так как истин­ный страх Божий есть дар от Гос­пода, как Сирах гово­рит ( Сир.1:13 ), то должно нам у Бога про­сить его усерд­ною молит­вой.

Страх сата­нин­ский

Но когда страх, вместо того чтобы быть направ­лен­ным на вечное воз­да­я­ние за гробом, на послед­ний Суд, на неиз­вест­ность буду­щего конца, кото­рый ожи­дает чело­века, «бывает о теле, тогда он дела­ется сата­нин­ским, – гово­рит св. Исаак Сирин, – потому что чело­век поко­ле­бался в вере своей в Про­мысл Божий и поза­был, как печется и про­мыш­ляет Бог о под­ви­за­ю­щихся ради доб­ро­де­тели… ( Пс.24:14; 33:16; 90:10 )».

Чело­век начи­нает бояться за свою жизнь, за свое обще­ствен­ное поло­же­ние; боится, что слу­чится с ним какое-либо несча­стье, обкра­дут, сде­ла­ется пожар, что забо­леет и прочее и прочее. Начи­нают бояться и темной ком­наты (и это когда даже в бесов, гово­рят, не верят), и всякой мелочи, каж­дого стука: мышь, тара­кан или паук про­бе­жит – все при­во­дит в страх и смя­те­ние.

Так, импе­ра­тор Петр I, не бояв­шийся совер­шать чудо­вищ­ные грехи и жесто­ко­сти, от кото­рых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тара­ка­нов. Инте­ресно опи­сы­вает это совре­мен­ник: «И не можно того думать, чтоб вели­кой и неустра­ши­мой герой боялся так малой гадины – тара­ка­нов: и напе­ред его еду­щего кули­еры бежали, и где над­ле­жит быть стан­ции, осмат­ри­вали, нет ли в избе тара­ка­нов, и по край­ней невоз­мож­но­сти таких изб обыс­кать не можно, то по доро­гам ста­вили избы нароч­ные для охра­не­ния от сей гадины».

Нако­нец, слу­ча­ется с чело­ве­ком без­от­чёт­ный страх от бесов, или стра­хо­ва­ния. Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник о нём гово­рил: «Не пустыня и мрач­ность места укреп­ляет бесов против нас, но бес­пло­дие нашей души; иногда же это бывает про­мыс­ли­тельно к вра­зум­ле­нию нашему».

Когда люди были сильны в подви­гах, в вере, а больше всего в сми­ре­нии, то святые отцы так их учили: «Не ленись в самую пол­ночь при­хо­дить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного усту­пишь сей мла­ден­че­ствен­ной и смеха достой­ной стра­сти, то она соста­рится с тобою. Но когда ты пой­дешь в те места, воору­жайся молит­вою…».

«Страх Божий невоз­можно упо­до­бить ника­кому ощу­ще­нию плот­ского, даже душев­ного чело­века. Страх Божий – ощу­ще­ние совер­шенно новое. Страх Божий – дей­ствие Свя­того Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от дей­ствия страха Божия при молитве твоей при­сут­ствие Бога, без­видно, духовно уви­дишь Неви­ди­мого, позна­ешь, что молитва есть пред­сто­я­ние на Страш­ном Суде Божием».
епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Име­ю­щий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бере­жется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Кото­рого опа­са­ется про­гне­вать.
В доме ли я сижу – Гос­подь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не остав­ляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отсту­пает от меня Гос­подь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не виде­нием, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смот­рит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разу­меет помыш­ле­ния мои. Перед Ним я пре­кло­няю колени мои, и при­па­даю, и покло­ня­юсь, и взды­хаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него мило­сти, но Его Самого не вижу. К Нему про­сти­раю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это раз­мыш­ле­ние мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и тре­пе­тать, со стра­хом и опа­се­нием жить и обра­щаться, делать, гово­рить, мыс­лить и что-либо начи­нать, как дети перед отцом своим, под­дан­ные перед царем своим.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

«Если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыс­ки­вать его, как сокро­вище, то ура­зу­ме­ешь страх Гос­по­день и най­дешь позна­ние о Боге» ( Притч.2:3-5 ). Корень бого­угод­ной жизни – страх Гос­по­день. Когда придет он, то, как твор­че­ская сила, все в тебе пере­строит и вос­со­здаст в тебе пре­крас­ный поря­док – космос духов­ный. Как стя­жать страх Божий? Он в тебе есть, только заглу­шен, вос­креси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для при­ня­тия вну­ше­ний Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в раб­стве и не смел гово­рить здра­вые речи; пусть теперь гово­рит. Он начнет речь о Божием все­дер­жи­тель­стве, дер­жа­щем тебя и могу­щем бро­сить в каждое мгно­ве­ние; о Божием вез­де­су­щии и все­ве­де­нии, все в тебе видя­щем и гне­ва­ю­щемся на тебя за все худое в тебе; о Божием пра­во­су­дии, гото­вом нака­зать тебя сейчас, но удер­жи­ва­е­мом до вре­мени мило­стью; о смерти, в каждое мгно­ве­ние гото­вой схва­тить тебя и пре­дать суду и воз­да­я­нию. Слушай и вводи сердце твое в чув­ство этих истин. Про­бу­дишь чув­ство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Гос­по­день нена­ви­дит неправды, доса­жде­ния же и гор­дыни ( Притч.8:13 ). А если нена­ви­дит, то про­го­нит их; если про­го­нит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Гос­по­дом. А это и есть все, чего теперь с такой забо­тою ищем. Стало быть, вос­ста­нови в себе страх Божий и под­дер­жи­вай его – и будешь обла­дать самым могу­ще­ствен­ным сред­ством к само­ис­це­ле­нию. Страх Гос­по­день не допу­стит тебя согре­шить, и он же заста­вит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя испол­няться запо­ведь: «укло­няйся от зла и делай добро» ( Пс.33:15 ), кото­рую дает пророк ищущим истин­ной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обря­щешь. Здесь нельзя ска­зать: то и то сделай; страх Божий есть духов­ное чув­ство, сокро­венно зачи­на­ю­ще­еся в сердце от его обра­ще­ния к Богу. Раз­мыш­ле­ние помо­гает, помо­гает и напря­же­ние себя на это чув­ство, но делом оно дается от Гос­пода. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слу­шайся его бес­пре­ко­словно – он выпра­вит все твои неправды.
Страх Божий как при­во­дит к началу святой и бого­угод­ной жизни, так бывает самым верным блю­сти­те­лем ее, когда кто, после­до­вав его вну­ше­ниям, поло­жит это начало. Учит нас этому нынеш­ний апо­стол, при­водя на память гроз­ные суды Божии и нака­за­ния, еще здесь явлен­ные над не поко­ря­ю­щи­мися Его воле. «Анге­лов согре­шив­ших не поща­дил» ( 2Пет.2:4 ). Были чисты и в пре­свет­лом оби­тали жилище. Но как только согре­шили, низ­вер­жены во мрак пре­ис­под­ней. Нас ли с тобою поща­дит, если пойдем против воли Его?! Раз­ли­лось нече­стие при Ное. Бог навел потоп и всех погу­бил, исклю­чая восемь душ семей­ства Ноя. Не посмот­рел, что было много нече­сти­вых. Над тобою ли одним станет Он раз­ду­мы­вать – погу­бить тебя или нет, когда не ста­нешь слу­шать голоса Его?! Долго терпел Гос­подь Содом и Гоморру. Они же вместо вра­зум­ле­ния спе­шили на верх нече­стия, за то, когда не чаяли, пора­жены огнем, во образ веч­ного огня, ожи­да­ю­щего нече­сти­вых. Не мино­вать и тебе этого огня, если пой­дешь теми же путями. При­води все это на память, сидя сам с собой, осо­бенно в ночной тишине и тем­ноте, и, воз­гре­вая тем страх Божий, стра­шись греха, как если бы в нем под­кра­ды­вался к тебе пла­мень огня веч­ного.
епи­скоп Феофан Затвор­ник

Если в при­сут­ствии царя мы не поз­во­лим себе ника­кой небреж­но­сти, а тем более непри­ли­чия, но ста­ра­емся, чтобы всякое наше слово, всякое дви­же­ние было ему угодно, тем более пред­став­ля­ю­щий себя в при­сут­ствии Божием не поз­во­лит себе ника­кого греха, порев­нует о святом деле угод­ном Богу.
свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или элек­три­че­ского раз­ряда, страх Божий – это значит бояться поте­рять Его, поте­рять чув­ство пол­ноты, чув­ство веч­но­сти, чув­ство боже­ствен­ного. Это самое высо­кое, поющее чув­ство в чело­веке, даже когда чело­век этого не сознает. Но он может его поте­рять, и поте­рять надолго, а может поте­рять это навсе­гда – вот чего сле­дует бояться».
прот. Алек­сандр Мень

Только страх Гос­по­день осво­бож­дает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто при­знать со всем сми­ре­нием, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх» ( 1Ин.4:18 ).
свя­щен­ник Геор­гий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его счи­тают жесто­ким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Гос­под­нем, так как нам пред­пи­сано – со стра­хом и тре­пе­том соде­ло­вать свое спа­се­ние ( Флп.2:12 ). Страх Гос­по­день иско­ре­няет из души все лукав­ства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впа­дает во многая злая.
преп. Анто­ний Вели­кий

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий при­об­ре­та­ется еще испол­не­нием запо­ве­дей Божиих, и чтобы все делать по сове­сти.
преп. Амвро­сий Оптин­ский

Не ради согре­ше­ний только должен чело­век бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недо­стоин, полу­чает бла­го­де­я­ния.
преп. Петр Дамас­кин

Нико­гда не бойся нака­за­ния, но бойся греха, порож­да­ю­щего нака­за­ние.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

По мере очи­ще­ния пока­я­нием, начи­наем ощу­щать при­сут­ствие Божие: от ощу­ще­ния при­сут­ствия Божия явля­ется святое ощу­ще­ние страха Божия.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — рус­ская посло­вица. Выра­же­ние «побойся Бога» исполь­зуют, чтобы при­сты­дить чело­века, оста­но­вить его на гре­хов­ном пути.

Источник

Читайте также:  Открытый прокси что это значит
Оцените статью