- Значение слова «ботать»
- бо́тать I
- бо́тать II
- бо́тать III
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ботай, как Ландау
- Лев Давидович Ландау
- Отец-основатель
- Если бы Джордж Оруэлл основал МФТИ
- Ботать, ботать и еще раз ботать!
- Ботать днями и ночами (нет!). Правильные лайфхаки для олимпиадников
- 1. Получай удовольствие
- 2. Не забывай про школьную программу
- 3. Общайся с единомышленниками…
- 4. …и с бывалыми
- 5. Используй все доступные ресурсы
- 6. Решай задания прошлых лет, больше практикуйся
- 7. Правильно читай задания
- 8. Не зацикливайся
- 9. Помни про пункт 1 и не опускай руки
Значение слова «ботать»
БО́ТАТЬ, —аю, —аешь; несов., перех. и без доп. Рыб. Ударять по воде боталом (в 1 знач.). Когда заводь была обметана мережкой, он начал ботать, то есть пошел с берега в траву и бил в воду боталом. Мамин-Сибиряк, Зеленые горы. || Прост. Стучать, ударять, производя глухой звук. По железному коридору, куда выходила дверь каюты, оглушительно ботали сотни ног —. То матросы вернулись с берега. Малышкин, Севастополь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бо́тать I
1. рег. стучать, звонить ◆ И вот, мы условились с Тютчевым, что он станет «часовым» у дверей своей камеры; при всяком приближении тюремной стражи, помещавшейся на углу коридора с его стороны, он должен был звонить (заключённым, в случаях экстренной надобности, разрешалось вызывать звонком дежурного надзирателя); я же, не отвлекаясь соображениями осторожности, должен был «ботать» без милосердия к Яковлеву. В. М. Чернов, «Записки социалиста революционера», 1922 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пашка Горюнов, что-то вроде репортёра, ботал на весь отдел болотными сапогами, выворачивая на ходу из нутряного кармана всякую бумажную дрянь — книжонки, сломанные папироски. А. Г. Малышкин, «Люди из захолустья», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. ловить рыбу, загоняя её в сети посредством ударов боталом по воде ◆ Пошли рыбу ботать. ◆ Когда заводь была обмётана мережкой, он начал ботать, то есть пошёл с берега в траву и бил в воду боталом. 〈…〉 Николай Матвеич особенно долго ботал, загоняя рыбу сверху реки и снизу. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Зелёные горы», 1902 г. ◆ Потом долго ботал — пугал рыбу то с одной стороны сетей, то с другой. Борис Можаев, «Живой», 1964–1965 г. (цитата из НКРЯ)
бо́тать II
1. жарг. то же, что разговаривать ◆ ботать по фене ◆ Они и тебя пытались приучить «ботать по фене». Олег Глушкин, «Пути паромов», 1990–1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Да ещё и по фене пытается ботать. Андрей Ростовский, «По законам волчьей стаи», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — И несколько поколений голландских детей будут ботать по фене, — неожиданно вступает в разговор Юра. Евгений Попов, «Как мимолётное видение», 1970–2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По вершкам нахватались! Где по фене ботать учился? — С ворами знался, у них и блатыкался. Вадим Громов, «Компромат для олигарха», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но она почему-то не стекалась — стесняясь, видимо, своего низкого уровня подготовки: «ботать по Дерриде» могли далеко не все, в основном только наши, из поезда, — давно уже мотались по белу свету, дело своё знали, но с народом как-то не смешивались, даже, скажем, с немецким или французским. Валерий Попов, «Очаровательное захолустье», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он со стыдом вспомнил, как на последнем фуршете в «Президент-отеле», желая подольститься к собеседнику — нефтяному «генералу», компанию которого пытался перетащить на обслуживание в банк, то и дело вслед ему козырял выражениями типа «Лужок выволок Евтуха на стрелку» — подобно тому как высшее общество конца восемнадцатого века переходило на французский, признаком принадлежности к истеблишменту конца двадцатого становилось умение «ботать по фене». Семён Данилюк, «Рублёвая зона», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
бо́тать III
1. студ. жарг. интенсивно учить что-либо, готовиться к экзамену или зачёту ◆ Ну что, будем ботать с тобой физику или лучше начать с химии?
2. студ. жарг. сильно напрягаться в учёбе ◆ Перестань жаловаться, ты весь семестр ботал, напрягался, только что заслуженно получил зачёт — что ещё тебе надо?
3. студ. жарг. редк. сокращение от работать, трудиться ◆ Иди, ботай на дядю!
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: девчурка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Ботай, как Ландау
Как великий физик стал символом и фольклорным героем Физтеха
Двадцать второго января исполняется 111 лет Льву Давидовичу Ландау, нобелевскому лауреату и гениальному физику, который работал и читал лекции в МФТИ. Ландау стал легендой еще при жизни, ему посвящены воспоминания многих, кто знал его лично и работал с ним. Но что знают о нем нынешние физтехи? Мы решили обратиться к сегодняшним студентам, выпускникам, преподавателям и работникам МФТИ, а также к записям в блогах, на форумах и в соцсетях, чтобы выделить типичные фольклорные сюжеты о Ландау и понять, каким стал его образ за прошедшее время.
Московский физико-технический институт, или Физтех, — не только один из передовых российских вузов, но и единство места, людей и передовых научно-технических знаний. Физтех — самоназвание МФТИ едва ли не с первых дней его существования, и с тех же давних времен его студентов, выпускников и преподавателей тоже называют физтехами. Большинство физтехов чувствует и выражает в своих нарративах принадлежность к Физтеху как к локальному сообществу:
«Физтех для меня как национальность. Сразу знаешь, на каком языке общаться с человеком», — говорит выпускник МФТИ, лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов («За науку», с. 62).
«Практически как в деревне получается: ты знаешь всех своих соседей, все соседи знают тебя. Там, если у тебя будет пожар, то все прибегут к тебе», — говорит в интервью Ильяна, выпускница МФТИ.
Нередко в блогах или других источниках можно встретить фразу: «Физтех — это состояние души».
И, как в любом локальном сообществе, на Физтехе сформировался комплекс устойчивых, повторяемых практик, свой внутренний язык, а также определенный набор текстов с типичными сюжетами и персонажами. Достаточно популярным и вариативным является сюжет об «отцах-основателях» и символах Физтеха, в частности о Льве Ландау, который выступает в обеих ипостасях.
Лев Давидович Ландау
Лев Ландау родился 22 января 1908 года в Баку. Рано проявил интерес к математике, в 13 лет закончил школу, в 14 — поступил на физико-математический факультет Бакинского университета, через два года перевелся на физическое отделение Ленинградского университета, где познакомился с новейшим направлением теоретической физики — квантовой механикой. Первую научную работу опубликовал в 18 лет, еще будучи студентом.
Во время учебы в университете Ландау полтора года провел в заграничной командировке — в Дании, Англии и Швейцарии, причем в Копенгагене учился непосредственно у Нильса Бора, учеником которого называл себя впоследствии. В 1930 году выполнил классическое для нерелятивистской квантовой механики исследование диамагнетизма электронного газа.
После окончания университета работал в Ленинградском физико-техническом институте, а в 1932 году переехал в Харьков, где создал теоретический отдел Украинского физико-технического института. Имено там он заложил научный фундамент своей школы, выполнил ряд научных открытий, разработал свой теорминимум, совместно с учениками начал писать курс теоретической физики.
В 1938 году был арестован по обвинению во вредительстве и провел в тюрьме ровно год. От длительного срока заключения, если не от высшей меры, Ландау спас П.Л. Капица, писавший в его защиту письма Сталину и Берии. Известно, что в защиту Ландау письмо советским руководителям написал и Нильс Бор.
Арест и тюрьма не помешали Ландау продолжить занятия физикой. Он продолжал много работать, занимался свойствами жидкого гелия. В возрасте 38 лет стал действительным членом АН СССР, лауреатом многих премий и медалей, был избран в ряд иностранных академий. В 1962 году за исследования жидкого гелия удостоен Нобелевской премии по физике.
В январе 1962 Ландау попал в тяжелую автомобильную катастрофу, и хотя врачам удалось спасти его жизнь (он прожил еще шесть лет), наукой заниматься уже не мог. Современникам Ландау запомнился как выдающийся ученый и человек. По воспоминаниям В. Гинзбурга, «значение и «место» Ландау в физике ХХ века определяются сочетанием трех факторов: его научными достижениями, исключительной универсальностью — владением всей теоретической физикой и, наконец, призванием учить».
В фольклорных текстах можно выделить, как минимум, две стратегии конструирования Ландау как значимой фигуры для МФТИ: (1) он значим, потому что создал МФТИ и заложил принципы обучения и занятия наукой, которые теперь здесь приняты; (2) он значим, потому что является великим физиком и наиболее ярко воплощает собой идеального физтеха — гениального профессора, свободного от ограничений любой системы, и одновременно — genius loci Физтеха. Нулевой можно назвать стратегию, когда в текстах Ландау описывается как великий физик, но не связанный с МФТИ — не являющийся его символом, душой или создателем.
Практически все сюжеты о личной жизни, научной деятельности или исключительном юморе Ландау распадаются на варианты согласно этим стратегиям.
Отец-основатель
Согласно официальной версий истории МФТИ, отцами-основателями принято считать Петра Леонидовича Капицу, Льва Давидовича Ландау, Николая Николаевича Семенова и Сергея Алексеевича Христиановичa. Впрочем, в повседневных разговорах физтехи редко называют всех четверых, вспоминая одного-двух, чаще всего — Капицу или Ландау. Но иногда число основателей, наоборот, расширяется и к четверке примыкают первый директор МФТИ Иван Федорович Петров и сменивший его ректор Олег Михайлович Белоцерковский.
Вариативность представлений о составе «отцов-основателей» Физтеха объясняется неоднозначностью критериев, согласно которым кого-то можно отнести к этой группе. Так, в отличие от всех остальных вышеперечисленных ученых, Ландау не писал и даже не подписывал писем Сталину, в которых в 1938 году выражалась просьба создать «Высшую политехническую школу». Да и позднее, уже после Великой Отечественной войны, о необходимости создать физический институт Сталину много писал Капица, а не Ландау. Он также не входил в первое Правление основанной в 1946 году Физико-технической школы СССР. Однако Ландау с самого начала читал лекции по теоретической физике и возглавлял это направление в формирующемся Физтехе.
Таким образом, и в «официальной» версии, и в фольклорных текстах Ландау часто предстает как создатель, или «отец», Физтеха:
«Физтех прошел трудный путь становления, его открывал собственно Ландау, ну не один, а с товарищами — Капицей и так далее. Хотелось им открыть высшую политехническую школу», — говорит в интервью главный специалист музея МФТИ Елена Грек.
Ландау как основатель Физтеха часто появляется и в интернетлоре современных студентов, представая Богом — создателем:
Если бы Джордж Оруэлл основал МФТИ
Текущая дата — 1984 от рождества Ландау. Система Физтеха совершенна как никогда, ее основа — безупречно отобранные элементы, каждый из которых находится на своем месте. Эти элементы — мы, ботаны.
Все наши 24 часовые циклы идентичны: в 8:00 мозг каждого ботана пробуждается дозой глицина. После процедуры первичной гигиены, в 8:10, мы занимаем свои места в учебных корпусах. И следующие 12 часов самосовершенствуемся через познания. Когда цикл учебных занятий завершается, в соответствие с определенной очередью мы направляемся в пищевой блок для получения вечерней дозы глицина и прохождения процедуры мотивации.
Процедура мотивации подготавливает нас к нашей главной и единственной миссии — пройти 6-годовой курс обучения и после итоговой аттестации быть транспортированным в РАН для занятия наукой до конца своего жизненного периода.
Мой номер 6162. Моя функция полезности оптимальна. Коэффициент решенных заданий 99,7%. На гумкурсе по психологии мне объяснили, что я счастлив…
«Во имя Ландау, Ольховского и святого термеха. Аминь», — такие записи можно встретить в студенческом твиттере.
Но наряду с официальной версией, согласно которой Ландау — отец и создатель МФТИ, существуют и другие. Его имя может исключаться из числа основателей либо подвергается «народной» рефлексии по вопросу о том, кого следует считать «отцами».
Граффити с отцами-основателями на территории кампуса в Долгопрудном появилось в 2018 году, автор — студент МФТИ Роман Кирьянов
Источник
Ботать, ботать и еще раз ботать!
Просто верь в себя. И ботай. Тогда все получится (с)
Это фраза одного моего хорошего друга, который сам учится в физтехе. Думаю, ее я и возьму за основу своей цели.
Решилась-таки поучаствовать в цели Боткобаттл. Думаю, это очень классная мотивация для подготовки к экзаменам. Да и вообще, мне, как-никак, физику сдавать.
Вообще, меня очень сильно интересуют два варианта: либо просто профессия, связанная с информатикой и программированием, либо вообще астрономия. Но для второго необходима профильная физика (ого-го), и я вот думаю, смогу ли я дотянуть до такого уровня или нет. Посмотрим, что из этого выйдет.
Думаю, что необходимо вообще понять, какие именно предметы мне нужно ботать:
- Физика
- Профильная математика (+ просто нагрузка по математике)
- ИКТ (пока что решение задач из ОГЭ, потому что по ЕГЭ мы до сих пор не готовимся)
Какая цель? Набрать необходимое количество часов ботки. Я буду считать, что данная цель будет окончена следующим летом (допустим, 15 июля 2018 года).
Буду вести отдельные столбцы ботки: один — по экзаменам, второй — по школьным предметам.
Так как сейчас я не могу точно сказать и посчитать, сколько именно часов в неделю я смогу уделять различным предметам, я ставлю себе такую цель: 3.000 часов ботки всего (в сумме и в одном и в другом направлениях). Меньше — плохо, больше — отлично! Но! Условие: по экзаменам должно быть хотя бы 1.500 часов.
Отписываться буду, наверное, каждую неделю. Может быть, чаще, если получится.
Источник
Ботать днями и ночами (нет!). Правильные лайфхаки для олимпиадников
Спорт, общение с друзьями и близкими, интернет-серфинг — разве все это может помочь готовиться к олимпиадам, которые сейчас как раз в самом разгаре? «Да», — считает руководитель Ассоциации победителей олимпиад Москвы Артем Шишов. И дает 9 лайфхаков для тех, кто только хочет принять участие в олимпиадах, и тех, кто уже в процессе.
1. Получай удовольствие
Олимпиады помогают посмотреть на предмет с другой стороны — я уверен, что вы удивитесь многим вещам, решая олимпиадные задания. Не превращайте участие в олимпиадах в постоянные экзамены, наслаждайтесь этим моментом, находите что-то новое, увлекательное — и поверьте: вам трудно будет остановиться.
2. Не забывай про школьную программу
Некоторые олимпиадники увлекаются своим предметом и забывают про базовые знания в школе. Помните, что базовые знания по предмету — это скелет, олимпиадные — это мышцы. Чем крепче скелет, тем сильнее мышцы. Поэтому стоит не забывать про учебники и школьную программу.
3. Общайся с единомышленниками…
Самое классное, что есть в олимпиадном мире, — это люди. Сообщество увлеченных преподавателей, ребят, членов жюри, составителей заданий. Например, трудно не начать учить химию, послушав лекции олимпиадных преподавателей в Центре педагогического мастерства (говорит прожжённый гуманитарий). Вы обязательно найдете себе друзей, которые так же, как и вы, будут спорить, как правильно ставить ударение в слове «Всерос», ботать днями и ночами и тащить олимпиадки.
4. …и с бывалыми
Попросите совета у опытных олимпиадников — например, у чемпионов на кружках, у преподавателей в школе, которые ведут олимпиадные кружки, или же приходите в Ассоциацию победителей олимпиад или Центр педагогического мастерства: тут вам всегда помогут. Правильная траектория, необходимая литература, лайфхаки по ведению конспектов, советы бывалых помогут вам в подготовке к олимпиадам.
«Мне очень обидно, когда говорят, что в школе решают только нудные задачки»
5. Используй все доступные ресурсы
Старайтесь максимально использовать открытые ресурсы. Например, на сайте olimpiada.ru можно найти актуальную информацию про все олимпиады, советы опытных тренеров, задания прошлых лет и множество полезной информации. Ассоциация победителей олимпиад предлагает большое количество бесплатных курсов: например, сейчас можно пройти курсы по подготовке к муниципальному этапу ВсОШ по всем предметам. Сайт mosolymp.ru поможет найти курсы от тренеров Центра педагогического мастерства. И это не полный список — думаю, что все знают поговорку «Кто ищет, тот всегда найдет». Можно воспользоваться видеоуроками в Московской электронной школе, они находятся в открытом доступе в Библиотеке МЭШ.
6. Решай задания прошлых лет, больше практикуйся
Старайтесь решать задания прошлых лет, при этом не старайтесь сразу открывать ответы, подумайте: большинство олимпиадных заданий можно решить с помощью логики. Если какое-то из заданий вы не знаете, сразу же найдите информацию и закрепите материал.
7. Правильно читай задания
Проблема многих олимпиадников в том, что они неправильно поняли или даже не дочитали задание. Правильно понятое задание— это 20% успеха при его выполнении. Прочитайте задание несколько раз и спросите себя: «Что же от меня тут требуют?» Если не можете ответить, читайте задание еще раз.
8. Не зацикливайся
Помните, что у вас есть что-то, кроме олимпиад. Занимайтесь спортом дома, проводите время с близкими. Дайте голове отдохнуть, не старайтесь выучить все. Вспомните пункт 4: правильная траектория — это не вызубрить все учебники по своему предмету.
9. Помни про пункт 1 и не опускай руки
Ведь используете льготу от олимпиады вы один раз, а знания и впечатления останутся на всю жизнь.
Иллюстрация: Shutterstock / Drawlab19
Источник