Что значит босыми ногами

босыми ногами

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Смотреть что такое «босыми ногами» в других словарях:

Христос босыми ногами по пузу [прошёл, пробежал] — Пск. Шутл. О несытной пище. ПОС 2, 131 … Большой словарь русских поговорок

Хождение босиком — … Википедия

шлёпать — аю, аешь; несов. 1. перех. или по чему. С шумом ударять, бить плашмя чем л. мягким или по чему л. мягкому. Он усердно насаживал червяков, шлепал по ним рукою, плевал на них и даже сам закидывал удочку. Тургенев, Дворянское гнездо. Они умывались,… … Малый академический словарь

Сикстинская Мадонна — … Википедия

шлёпать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я шлёпаю, ты шлёпаешь, он/она/оно шлёпает, мы шлёпаем, вы шлёпаете, они шлёпают, шлёпай, шлёпайте, шлёпал, шлёпала, шлёпало, шлёпали, шлёпающий, шлёпавший, шлёпая; св. нашлёпать, отшлёпать, шлёпнуть;… … Толковый словарь Дмитриева

Тим, Светлана Георгиевна — Светлана Георгиевна Тим Род деятельности: иллюзионист, факир Дата рождения: 31 августа 1946(1946 08 31) (66 лет) Место рождения … Википедия

шлёпать — ШЛЁПАТЬ1, несов. Перен. Разг. Двигаться, идти в определенном направлении, производя шум, стуча босыми ногами или просторной, спадающей с ног обувью, словно при ударе плашмя чем л. мягким или по чему л. мягкому; Син.: Разг. сниж. топать [impf. fig … Большой толковый словарь русских глаголов

босой — прил., употр. сравн. часто Морфология: бос, боса, босо, босы 1. Когда на человеке нет обуви, чулок или колготок, носков, то о нём говорят, что он босой. Он стоял босой, в одной рубашке. | Летом он всегда ходил босой. 2. Ноги называют босыми, если … Толковый словарь Дмитриева

истопта́ть — топчу, топчешь; прич. страд. прош. истоптанный, тан, а, о; сов., перех. (несов. истаптывать). 1. Измять, примять, топча ногами. Наутро Деникин шагом объезжал поле боя. Куда только видел глаз пшеница была истоптана и повалена. А. Н. Толстой,… … Малый академический словарь

сы́рость — и, ж. 1. Свойство по прил. сырой (в 1, 2 и 5 знач.). Сырость земли. Сырость климата. □ Я ощущал босыми ногами сырость песка. Бондарев, Звездные часы детства. 2. Наличие влаги где л., на поверхности чего л., насыщенность влагой воздуха. Вечерняя… … Малый академический словарь

Источник

Культура и босые ноги. Заметки

1. Роль босых ног – роль самого по себе факта необутости – в жизни конкретного человека и вообще человечества связана в первую очередь с физиологией человеческого организма, на которую уже впоследствии «послойно» накручиваются различные внешние обстоятельства, в том числе и психологические, и культурные, и философские.

2. То же самое имеет место и в иных случаях. Например, человеческий глаз, как и глаз животного, позволяет «видеть». Это физиологический аспект, связанный с устройством жизни как таковой. Но, в отличие от глаза животного, лишь человеческий глаз способен «видеть красоту». С другой стороны, человек, как и (теоретически) животное может прожить и без глаз. И незрячий человек ни в чём человеческом (исключая некоторые аспекты быта) отнюдь не должен считаться менее полноценным, нежели видящий.

3. Вот так и босые ноги. Их собственная физиология ясна: см. http://www.proza.ru/2015/07/13/1617 .

4. По вполне очевидным утилитарным соображениям в процессе своего исторического «эволюционирования» человек не мог бы сделаться – в наиболее широком и неопределённом смысле – «культурным», не обув своих ног и благодаря этому действию не предоставив себе ту степень свободы перемещения, которая одна только и позволила ему освоить физиологически «неродные» для него просторы.

4а. Например, воины античной Греции, будучи одновременно также и землепашцами, летом жили – и, если требовалось, воевали – «в порядке вещей» босиком. Но уже зимой воевать необутым считалось чем-то по меньшей мере странным (вспомним известный случай с Сократом).

5. Итак, с одной стороны, быть босым – природно-естественно, но, с другой стороны, быть обутым – культурно-необходимо. Однако при возвратном движении, а именно разуваясь, человек культурно опосредованный неизбежно помещает ощущения своих босых ног уже в совершенно иной контекст понимания, подчиняя их теперь горизонту собственного вне-природного самонахождения в мире. Ходить (или даже жить) «босиком» для него означает уже нечто принципиально иное, нежели для животного (и первобытного человека) – существовать «с голыми ногами».

5а. Более подробно об этом говорится в http://www.proza.ru/2014/06/14/6 .

6. Не следует также удивляться, что вместе с подобным развитием событий стопы ног включаются в различные культурные «игры», подчас весьма жестокие. Общий их смысл: депривация обуви как разновидность дискриминирования и/или наказания. Отсюда – преступники, кающиеся грешники, приговоренные к смерти, Жанна д’Арк, Зоя Космодемьянская, Савонарола, Пирс Гавестон, Пётр Третий в известные моменты своей жизни намеренно лишались возможности надеть обувь.

6а. Благодаря своему расположению и своей чувствительности стопы и сами по себе оказываются весьма пригодными для осуществления над ними всевозможных истязаний и пыток, подчас чудовищных (поджаривание испанцами на огне босых ступней «императора» Куаутемока).

7. Но разве все вышеперечисленные обстоятельства способны хоть в малой степени преуменьшить или обесценить то понимание, которое м о ж е т открыться (пусть и, скажем так, «искусственно») для вновь разувающегося «человека культуры» благодаря ощущениям его босых ног? Ответ очевиден: нет.

(На фото: тепловые следы босых подошв автора на ламинатном полу, зафиксированные при помощи тепловизора Testo 880-1)

Источник

Загадка Босых Ног

Полюбив босые прогулки с 15 лет, я всегда спрашивал себя, что же такого особенного таится в этом, казалось бы, до предела простом и естественном поведении человека – скинуть ботинки, снять носки, идти по земле (траве, песку, грязи, пыли, асфальту) босыми ногами? Спрашивал, потому что именно в подобном «до предела простом» образе действий по какой-то загадочной причине – видимо, благодаря неопределённо-двусмысленной реакции окружающих и едва уловимой ауре, исподволь, но неотвратимо сгущавшейся вокруг «простого» факта моей (или кого-то другого) босоногости, – я неотвязно ощущал нечто невысказанное, недоговоренное, глубоко подспудное. То, на что лишь завуалированно указывали избитые фразы, наподобие «не валяй дурака!» или «с ума сошёл!» (иногда, впрочем, дополненные индивидуальным разъяснением: «тебе нельзя, ты же слепой!», – как будто я раньше и не подозревал, что слепой, а тут-то мне глаза и открыли! – или воплем души: «ноги себе изранишь!», – даром что «ранил себе ноги» я куда реже босых зрячих, всего-то трижды за всю мою босую жизнь). Вот так, мало-помалу, я и стал задумываться, в чём же скрыта причина столь усложнённой реакции на простое и вполне житейское, совсем незамысловатое и, главное, по сути своей абсолютно безобидное и безвредное явление нашей повседневности? Много прочёл я различных мнений и даже теорий на сей счёт. Если быть честным, не скажу, что мне удалось достигнуть хоть какого-то приемлемого разрешения великой Загадки Босых Ног. Но вот о чём я однажды подумал. И пусть это станет хотя бы отправной точкой для долгожданной Отгадки Босых Ног когда-нибудь в будущем!

Итак, рассмотрим все пять чувств, свойственных природе человека. Мы сразу же заметим, что одно-единственное чувство отчётливо выделяется среди прочих. И таки да, это осязание! А выделяется оно своей безусловной примитивностью. Оно изо всех наших чувств наиболее древнее, даже первоначальное, исторически первичное. Ведь осязание основано всего лишь на простом факте соприкосновения живого организма своей оболочкой с чем-то внешним ему. И тогда следует простейшая реакция, с минимальной детализацией! А вот зрение, слух, обоняние и вкус уже не распространены по всей поверхности организма, определённым образом локализованы и требуют сложного устройства особых внутренних органов. Эти чувства усвоены Жизнью гораздо позднее.

Вот именно поэтому, касаясь чего бы то ни было непосредственно нашей кожей по собственной воле и желанию, мы всегда как бы выражаем хотя бы минимальное доверие к касаемому. Но для человека, с самого начала существования его как биологического вида, совершенно необходимым и можно даже сказать «структурным» элементом его бытия – как простейшее условие жизни и перемещения в пространстве – является непрестанное прикосновение к земной поверхности (какова бы она ни была) открытой кожей на подошвах его ног, – босых ног! – и, как следствие, осязание ею этой поверхности. Человек, изначально всегда-разутый, самим устройством своего организма «приговорён» ощупывать землю, изучать, говорить с землёй и – выразимся даже так! – целовать её каждым своим шагом!

Да-да, не смущайтесь этим, именно целовать! Давайте вместе подумаем! Ибо, любя, к чему так страстно стремятся влюбленные, как не к взаимному прикосновению? Что делают они в моменты близости? О да! Как раз касаются друг друга, трогают, ласкают, обнимают! И поцелуй тоже есть прикосновение. Особенное, высшее, – но прикосновение, касание особыми, предопределёнными для этого частями человеческого тела, в данном случае лица! А глазам и ушам в такие минуты уж точно не остаётся работы! Вот так же и стопы человека, точнее сама их внешняя поверхность, кожа подошв и пальцев, при стоянии и ходьбе всегда обращённая, устремлённая вниз, как бы уже изначально создана, чтобы касаться не стелек внутри обуви, а самих земли, по которой человек ступает, и мира, в который он пришёл. То есть давать человеку тот самый момент прикосновения к миру, его поцелуй. Каждым шагом, из часа в час, изо дня в день.

А о тех поверхностях, по которым мы ходим, о «кожах земли», которые мы, босые, способны ласкать и целовать нашей кожей, кожей подошв наших разутых ног, я уже рассказывал:
http://proza.ru/2021/05/30/1595

(Кстати, чтобы поистине целовать землю отнюдь не нужно становиться на карачки и прикасаться к ней губами. Не следует путать или смешивать цели и средства. Это бессмысленно: взаимного поцелуя в такой способ всё равно не получится. А достаточно просто разуть свои ноги, стать босыми ногами на землю. Вот и всё!)

Но исторически «культурный» человек (то есть «человек культуры») всегда обут. (Да, этого требуют жизненные обстоятельства. Но речь-то у нас ведётся о другом!) И да, обутый человек уже «походя» чувствует мир совершенно иначе, чем босой (об этом весьма выразительно писал, к примеру, Даниил Андреев). В каком-то сокровенном смысле обутый человек вообще не способен почувствовать мир! Он же отрезан обувью от самой возможности непрестанного прямого ощущения твердых форм мира и земли. Подошвы его могут почувствовать под собой только стельки обуви – конечно уже не «видя», не замечая этого! А природная способность человека дотрагиваться до мира кожей своих подошв вся целиком пропадает втуне. Ну и как же нам, скажите, понять что-то, не потрогав, не пощупав это?! Не встав через прикосновение в интимную близость к нему? И вот, люди больше не понимают мира! Теперь они пребывают в капсуле, они внутренне страшатся выйти из своей замкнутости навстречу миру. Они больше не любят мир, да и не могут полюбить, уже не имея возможности и даже привычки «видеть» его босыми ногами, а любят что-то совсем иное. (Есть подозрение, что никакого мира в дальнейшем уже не будет.) Вот скажите, могли бы люди в принципе любить друг друга без самой возможности прикасаться друг к другу? Без хотя бы стремления к объятиям, телесным ласкам и поцелуям?! (Заметьте, что в этом случае любые, якобы, исключения – платоническая любовь, любовь по портрету, любовь через интернет, – только подтверждают первоначальное правило!) И ровно то же, по идее, должно происходить с отношением человека к земле. Но как же жаль, что люди столь далеко ушли от своего подлинного пра-естества живых касающихся внешнего им мира сущностей, что считают хождение босиком не только по городу, но даже на природе, чем-то зазорным и неприличным. А если разуться всё-таки необходимо, как, например, это бывает на пляже, то стремятся всячески минимизировать своё пребывание с босыми ногами! Хоть шлёпанцы, хоть что, но обуть! Да всё что угодно, чтобы только не это гадкое «фу, басеком»!

Но для чего нам здесь, при обсуждении практики хождения босиком, понадобилось на десятки тысяч лет углубляться в историю человечества? Не легче ли каждому из нас всего лишь вспомнить свою личную историю! И в самом деле, почему нам всем так легко, так весело ходилось босичком в раннем детстве? По какой причине наиболее замусоленная из псевдопоэтических пошлостей гласит: «босоногое детство»? То есть почему как бы «законно» и «в своём праве» «босоногим» является – именно детство? Да потому, что у ребёнка просто не возникли, не «наработались» ещё житейские или логические препятствия для изначального, незамутнённого общения с миром, в том числе и на языке босых ног! А между тем в Писании не напрасно сказано: «Будьте как дети!». Это значит, – продолжу я от себя, – даже став взрослыми, столь же легко и радостно ходите босиком! И что же по сути препятствует нам в этом, говоря всерьёз, кроме всем известного набора псевдоблагоразумных благоглупостей, которые не только обсуждать, но даже лишний раз и повторять не хочется?!

Но увы! Как-то не так всё в жизни складывается у нас. Ну конечно, «мы же не дети». И вот, обутые по жизни люди (также обратите внимание на мудрость кондового фразеологизма: когда кого-то «обули», значит его обманули, то есть сам язык подразумевает, что босые ноги – символ искренности в отношениях), так вот, всюду-обутые обычно ещё и стесняются всего, связанного босыми ногами, вплоть до обсуждения всерьёз самой темы разутости ног! (Кстати, не кринжуете ли и вы прямо сейчас, читая?) Чаще всего человеку, пускай даже страстно любящему ходить босиком, оказывается вкрай неловко, если он предстаёт на людях с босыми ногами. И в отношении других людей, когда они босиком, общепринято множеством изощрённейших, наработанных веками способов выказывать непонимание, насмешку. Людям бывает свойственно стесняться даже внешнего вида своих босых ступней! Не говоря уже о табуировании самой темы хождения босиком, полном исключении её из возможного набора тем для обсуждения в кругу «приличных людей». Везде и всюду в теме босых ног и практике хождения босиком кринж на кринже сидит и кринжем погоняет!

Учитывая всё прежде сказанное, именно такое положение вещей для меня странно и абсолютно не приемлемо. Я считаю, что для человека быть босым совершенно естественно, если только внешние условия (в том числе условия работы, производственная необходимость) хоть в минимальной степени позволяют ему не обувать своих ног. Быть босым публично для человека – его законное право! (Это мой главный тезис, его следует закурсивить!) А уж молодёжи-то обоего пола, вплоть до окончания школ или ВУЗов, сам бог велел быть чаще босыми, чем обутыми. К примеру, школьники и студенты вполне могут проводить всё лето, не обувая своих юных, таких ещё свежих для восприятия мира ног вообще ни разу! (Эх, помню я себя 15-17-летним юнцом, каково мне тогда босиком ходилось! Это каждый раз было как откровение, как утоление жажды! Ведь ощущение босыми стопами мира оказалось тем единственным, что своей ошеломляющей эмоциональной насыщенностью смогло хоть как-то компенсировать для меня недавнюю утрату зрения. ) Да и чище в городах станет, если больше народа будет регулярно ходить босиком. Но это уже второстепенные детали!

А главное для любого из нас кроется в простом сознании, что возможность ходить босыми ногами по земле, отказавшись от лукавых услуг обуви, есть подлинный Дар судьбы человеку! Понимаем мы это, или нет, но мы остро нуждаемся в благодати Дара, утоляющего нашу неосознанную и дискриминируемую «культурой» на различный манер жажду приобщения к миру и любви к земле. Мы вдруг сознаём, что жизненно нуждаемся в приятии Дара!

И вот, в один из прекраснейших моментов нашей жизни мы с открытой душой благодарно принимаем этот Босой Дар судьбы!

P.S.
Итак, можно предположить, что однозначной теоретической отгадки для Загадки Босых Ног или вовсе не существует, или же, во всяком случае, она так до сих пор и не найдена. Нам остаётся лишь приводить всё новые и новые её версии. Но теперь мы понимаем, что существует простая практическая отгадка! Притом отгадка окончательная, никакой теорией в принципе не сокрушимая: разуть свои ноги!

(Дальше писать становится не о чем. Дальше должно следовать именно это простое действие!)

Дорогие мои читатели, расскажите в рецензиях, что вы думаете по поводу написанного мной? Я был бы вам очень благодарен! Ну интересно же об этом, разве нет?!

(В настоящем эссе отчасти использованы мои ответы на рецензии уважаемых прозянок-прозян и стихириц-стихирян. Всем читателям, кто своими рецками побудил меня додумать и наконец написать нечто (или «нечто»!) на тему хождения босиком как практики постижения мира, я от души благодарен!)

PS. Благодарю Игоря, моего дорогого двоюродного брата, за помощь при редактировании и оформлении текста и за подбор к нему фото из сети Интернет.

Источник

Читайте также:  Проект по теме что значит жить по правилам
Оцените статью