Что значит борьба с бедностью

Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

Долгосрочные экономические и социальные последствия пандемии могут быть очень серьезными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии от 88 до 115 млн человек оказались в условиях крайней нищеты (то есть вынуждены были жить не более чем на $1,9 в день). В 2021 году их число может вырасти до 150 млн.

Глубина и скорость падения реальных доходов столь велики, что даже в развитых странах существующие меры социальной поддержки не справляются с новыми задачами.

Ошибки исключения

Тревожная тенденция не обошла и Россию. Сообщения СМИ, опросы и исследования говорят о росте уровня бедности. Если ситуация продолжит ухудшаться, правительству будет трудно достичь национальной цели развития — к 2030 году снизить долю бедного населения вдвое по сравнению с 2017 годом. Уже и президент России обратил внимание на сложившуюся ситуацию, когда людям порой не хватает даже на еду.

В 2000-2013 годах снижению бедности в России способствовал экономический рост и поэтапное увеличение пенсий. Начавшийся в 2014 году кризис приостановил эту тенденцию. Еще в 2018 году на федеральном уровне признали необходимость дополнительных механизмов по борьбе с бедностью, поскольку существующие исчерпали себя. Пандемия только усилила актуальность этой задачи.

Сейчас в России те или иные виды социальной поддержки получает около 65% населения, при этом около 16% бедных не охвачены социальными программами вообще. На региональном уровне эти «ошибки исключения» могут быть еще заметнее. Так, по данным выборочного обследования в Республике Коми, 25% бедного населения было исключено из системы социальной помощи. Проблема вызвана историческими особенностями развития системы, а также несовершенством применяемых механизмов проверки нуждаемости. Сейчас граждане должны заранее знать о тех или иных видах помощи, чтобы обратиться за их получением. Между тем возможности информационных технологий уже позволяют органам соцзащиты самим определить, что семья нуждается в поддержке, и помочь ей в оформлении положенных льгот и выплат. Всемирный банк, например, имеет опыт построения таких систем прямого реагирования на основе big data, с помощью математических моделей, которые вычисляют уровень уязвимости домохозяйства.

Читайте также:  Прием амо что значит

Антикризисное пособие

Общим же решением проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение программы минимального дохода, которая объединит денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. Например, Испания отреагировала на падение уровня жизни из-за пандемии внедрением программы минимального дохода, охватившей 5% наименее обеспеченного населения. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от ее дизайна или стадии экономического цикла.

Внедрение подобного механизма снизит риск того, что российские граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект (на уровне или даже выше расходов на инфраструктуру), что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Например, после глобального кризиса 2008-2009 годов стало ясно, что поддержка бедных семей и их возвращение на рынок труда могут эффективно стимулировать внутреннее потребление. Большая часть полученных домохозяйствами социальных выплат остается в местной экономике, создавая дополнительные рабочие места и доходы и уменьшая уровень безработицы. Понятно, что бедные семьи тратят полученные выплаты на продукцию местного производства. Причем социальные выплаты автоматически повышаются в наиболее пострадавших регионах, что ускоряет восстановление экономики. Исследования показали, что, например, в Мексике $1 адресных социальных выплат генерировал $2,7 доходов для экономики депрессивных штатов, тогда как в США схожие социальные выплаты давали дополнительно $1,61-$1,74. Эффект от вложений в инфраструктуру оказался менее впечатляющим ($1,57 дополнительно).

Исследования не подтвердили опасений, что гарантированный доход снизит мотивацию к труду и стимулирует иждивенческие настроения. Особенно если не отменять выплаты сразу после восстановления доходов семьи, как это делают во Франции в рамках программы Revenu de Solidarité Active (rSa) (программа выплаты тем, чей заработок не достигает прожиточного минимума. — Forbes). На каждый дополнительный евро, заработанный получающим помощь домохозяйством, выплаты в рамках программы снижаются только на 38 евроцентов.

Гибкая помощь

В России ввести механизм минимального дохода можно на основе уже существующей программы социального контракта. Она также подразумевает поддержку граждан в их попытках вернуться на рынок труда. Однако ключевое отличие социального контракта в том, что он не обеспечивает гражданам выплаты в размере прожиточного минимума и, таким образом, не гарантирует сохранения минимальных стандартов уровня жизни. Для этого нужны единые федеральные стандарты, гарантирующие базовый набор услуг вне зависимости от региона проживания. В свою очередь, программа минимального дохода могла бы адресно реагировать на экономический шок, минимизируя его влияние на уязвимые группы населения, а в периоды экономического роста и повышения благосостояния граждан социальные расходы автоматически сокращались бы. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного Всемирным банком на основе данных Росстата, стоимость внедрения подобной программы составляет около 250 млрд рублей (0,3% от ВВП), что в будущем позволит сократить масштаб бедности примерно на 60%.

Сейчас Россия расходует порядка 3,2% ВВП на социальные пособия по сравнению с 2,2% в странах Восточной Европы и Центральной Азии, и достижения в снижении бедности не так велики, как могли бы быть, из-за меньшей адресности таких расходов. Внедрение современной программы социальной поддержки могло бы повысить эффективность государственных расходов на эти цели.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Методы борьбы с бедностью

Вы будете перенаправлены на Автор24

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Источник

Как победить бедность в России

Как писал Лев Толстой в романе «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Бедность в России тоже многолика, и ее сложная природа мешает достичь масштабного прогресса в деле ее сокращения. Поэтому недостаточно работать как обычно; необходимы эффективные реформы, благодаря которым страна сможет решить амбициозную задачу, обозначенную президентом Владимиром Путиным в его послании Федеральному собранию 2020 г., а именно сократить бедность вдвое к 2024 г.

В огромной России показатели бедности крайне неоднородны, особенно заметно они разнятся между городом и селом: в Москве или Петербурге уровень бедности ниже 8%, в то время как в Калмыкии он достигает 20%, а в Туве – 40%. Бедность разнообразна: так, молодая семья с тремя маленькими детьми в глухой сибирской деревне может испытывать финансовые затруднения из-за ограниченных возможностей трудоустройства и господдержки. Горожанину из Поволжья средних лет со средним же образованием может быть непросто сводить концы с концами, потому что он не располагает навыками и компетенциями, которые позволили бы ему найти нормальную работу. Одинокая жительница Подмосковья, ухаживающая за больными или нетрудоспособными родителями, может быть вынуждена выбирать между оплатой дорогостоящих медицинских услуг и квартплатой.

Мы знаем, что важнейшее условие сокращения бедности – экономический рост, хотя одного роста недостаточно. Благодаря высоким темпам роста в 2000–2011 гг. доля бедных сократилась с 30 до менее 11%, но с тех пор темпы сокращения бедности стагнируют.

Более того, в 2017 г. уровень бедности в России снова вырос до 13,2%. Согласно прогнозам Всемирного банка на основе данных Росстата, к 2024 г. он сократится лишь до 9,7%, что существенно меньше целевого показателя в 6,6%, которым оперирует правительство. По оценкам Всемирного банка, чтобы выйти на этот целевой уровень, темпы экономического роста должны подняться до 4%, что с учетом текущих прогнозов представляется маловероятным.

Источник

Вакцина от бедности: как сократить число неимущих в России

Кто виноват в массовой нищете: власти или население

Иногда способы борьбы с бедностью напоминают задачи из курса арифметики начальной школы: у Маши два яблока, у Пети — ни одного; если Маша поделится с одноклассником, получат ли они достойный и калорийный завтрак, позволяющий каждому из них дотянуть до обеда? Очевидно, вряд ли. Аналогия с малоимущими, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума, показательна: мало кто захочет отказаться от яблока в качестве приятного десерта, но при этом ни одно яблоко не заменит голодному человеку тарелку борща с мясом.

Фото: Алексей Меринов

Задача, поставленная Владимиром Путиным перед правительством — снизить к 2030 году число нищих россиян с 13,5% до 6,5% от общего населения, — непроста, но достижима. «6,5% — это, конечно, плохо, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная», — убежден глава государства, напоминая, что двукратное снижение уровня бедности является одной из национальных целей развития России на ближайшее десятилетие.

Статистический размер доходов наших соотечественников позволяет надеяться, что задача, поставленная президентом, будет выполнена. В 2000 году за чертой бедности находилось около трети населения России. Теперь — вдвое меньше. Еще десятилетие — это две пятилетки. За это время можно горы свернуть и свести до минимума число людей, которым для выживания приходится порой фактически «протягивать руку». Таких сейчас около 20 млн. Если число нищих к 2030 году снизится до 10 млн человек, то одну из национальных задач развития России можно будет считать выполненной.

Только ни один, даже самый богатый урожай яблок не позволит в полной степени удовлетворить аппетиты россиян. Речь идет уже не о качестве жизни, а о здоровье: врачи утверждают, что выработка антител к коронавирусу напрямую зависит от потребления человеком качественной белковой пищи, поэтому одним яблоком до обеда уже не обойтись. И об этом нашим чиновникам забывать не стоит.

Правда, определение «уровня бедности» в условиях рыночной экономики очень условно и размыто. Для трети россиян бедность — невозможность приобрести новый личный автомобиль или поехать на заграничный курорт. Для большей части населения нищета характеризуется жизнью «от зарплаты до зарплаты», питанием недорогими, зачастую низкокачественными продуктами, покупкой второсортной одежды и наличием просроченных кредитов. Но есть и так называемые международные стандарты бедности, согласно которым критерием крайней нищеты считается сумма дневных расходов менее $1 в день. Исходя из такой оценки, россияне, средний чек одной покупки которых в начале 2021 года вырос на 16% — до 645 рубля (примерно $8,5), могут считать себя богачами. При этом в месяц сумма повседневных расходов наших соотечественников едва превышает $250. Парадоксально, но в богатой природными ресурсами стране кошельки россиян заметно тоньше, чем портмоне жителей Ямайки, Вануату и Экваториальной Гвинеи.

Справедливости ради надо отметить, что правительство действительно борется с бедностью. Год назад были обозначены три ключевых предложения: предоставление пособий для малообеспеченных семей, увеличение материнского капитала и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. Но беда пришла откуда не ждали. Новый вызов в лице пандемии коронавируса заметно подкосил материальное положение не только россиян, но и всего населения планеты. Согласно данным сервисов по поиску работы, почти половина россиян (47%) начала экономить деньги из-за распространения COVID-19, не говоря уж о покупке одежды или бытовой техники. Общественные опросы свидетельствуют, что к категории нищих причисляет себя каждый третий житель нашей страны. Конечно, это субъективная оценка, но на нее нельзя закрывать глаза.

Рецепты победы над бедностью хорошо известны. В анализе Счетной палаты по достижению национальной цели «Снижение в два раза уровня бедности в РФ» говорится, что общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в 2019–2024 годы составит 15,3 трлн рублей, то есть по 2,55 трлн в год. Данные инвестиции приведут к снижению уровня бедности на 2,32% и росту реальных располагаемых доходов на 1,04%. Этого явно недостаточно для достижения целей, обозначенных президентом.

Но давайте постараемся быть объективными и посмотрим на ситуацию с другой стороны. Нередко причина бедности кроется в нас самих. Мы привыкли ждать у моря погоды и лежать на печке, как Емеля: вот-вот случится чудо, приплывет золотая рыбка и выполнит все наши желания. Конечно, такой подход во многом является отголоском нашего советского прошлого, в котором государство брало на себя заботы о нашем трудоустройстве, наказывало за тунеядство и следило за справедливым распределением доходов. СССР нет уже 30 лет, а эхо советского менталитета по-прежнему звучит в наших умах. И это не только наша вина. С распадом Советского Союза мы все очутились в открытом море, не умея плавать. Кто выплывет — тот выплывет. Многие не смогли дотянуть до берега…

И если три десятка лет назад «молодые реформаторы», пришедшие к власти, не посчитали нужным учить россиян жить по законам рыночной экономики, то сегодня отсутствие соответствующего внимания со стороны государства ощущается особенно остро. В нашей стране нет института наставничества. Нет федеральной структуры, отвечающей за создание условий для повышения профессиональной квалификации тем, кто действительно хочет обучаться и работать на благо страны.

Но не будем забывать и про собственную лень. Неслучайно не так давно президент Путин заявил о нехватке иностранной рабочей силы на рынке труда, имея в виду преимущественно тяжелую физическую работу: стройки, уборку территории, замену коммуникаций… Часто россияне не хотят идти на «грязную» работу, заниматься ремонтом труб на морозе, чистить асфальт, возиться в грязи и лужах. И здесь мы упираемся в другую проблему — повышение престижа рабочих специальностей. Это тот аспект, на который нашему государству также следует обратить внимание. Зачем латать кадровые дыры, вызванные пандемией или другими напастями, если можно проводить системную работу, повышая авторитет «человека с руками»?

Число малоимущих россиян стабильно держится в диапазоне 10–15%. Таковым этот показатель был при стоимости нефти как по $140, так и по $40 за баррель, что позволяет сделать вывод о системной бедности в стране. Даже несмотря на рекордный урожай зерна, в России дорожают хлеб и макароны. При достаточных для внутреннего потребления объемах сахара его стоимость также растет. Аудиторы признают, что значительная часть социальных программ не влияет на уровень бедности. Очевидно, что гражданам и бизнесу необходима не просто отсрочка платежей или льготные кредиты, а широкомасштабная финансовая помощь, в первую очередь обеспечение динамичного роста экономики страны, способствующее увеличению зарплат.

В романе «Анна Каренина» Лев Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а обездоленные отличаются своими неудачами. Бедность многолика. Достичь масштабного прогресса в вопросе ее сокращения мешает сложная природа горестей и неудач. Показатели бедности в нашей стране крайне неоднородны и особенно заметно разнятся между мегаполисами и глубинкой: в Москве и Санкт-Петербурге финансовые затруднения испытывают менее 10% населения, а например, в Калмыкии и Тыве на грани выживания находится до 40% жителей.

Способов обеспечения помощи самым незащищенным слоям в России можно найти достаточно много — например, освободить пенсионеров и малоимущих от налога на добавленную стоимость на продукты питания: при возврате НДС они смогут рассчитывать на компенсацию в 1–2 тыс. рублей в месяц в зависимости от группы товаров. Разумеется, накопить на личный автомобиль это не поможет, но позволит приобрести богатые белком продукты, что, по мнению медиков, в период пандемии особенно актуально.

Важнейшим условием сокращения числа малоимущих граждан может послужить экономический рост. Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2024 году уровень бедности в России сократится до 9,7%, что не дотягивает до целевого показателя, обозначенного президентом. По оценкам международных экспертов, для двукратного снижения числа бедных в нашей стране необходимо подтянуть темпы экономического роста до 4% в год, а это с учетом текущих прогнозов представляется маловероятным (январский доклад Всемирного банка прогнозирует увеличение российского ВВП в 2021 году на 2,6%).

Ускорить экономический рост позволит акцент на увеличение объема инвестиций, повышение производительности и благоприятный деловой климат. Положительно скажутся на занятости и зарплатах реформы в отношении малого и среднего бизнеса: на долю небольших предпринимателей приходится более 20% отечественного ВВП и четверть всех рабочих мест. Это гораздо меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, где малый и средний бизнес обеспечивает более половины валового внутреннего продукта и снабжает постоянным рабочим местом до 60% сотрудников.

Источник

Оцените статью