Кто такой «бомбила»?
Почему в Москве до сих пор нет нормального такси? Почему на улицах города царствует частник, а привокзальные площади оккупированы настоящей мафией? Кто такой «бомбила»?
От проспекта Мира до метро «Динамо» где-то восемь километров. Движение плотное, поэтому запрошенные 200 рублей – цена небольшая. Она и характеризует водителя – непрофессионал. Взял пассажира, как говорят, под настроение. У «Динамо» – место бойкое. Частники, они же «бомбилы», те же 200 рублей возьмут за пару автобусных остановок.
Спрос на услуги «бомбил» есть всегда, потому что дешево. Работают на себя, не платят налогов, за безопасность пассажиров не отвечают. Машины у «бомбил» – передвижной автоутиль. Группировки контролируют рынок автоуслуг возле подземных переходов, остановок троллейбусов, станций метро. «Бомбилы» стоят в два ряда. Взяв пассажиров, он трогается с места, когда еще не все сели, летит задним ходом, увидев голосующих уже в зеркало.
Шереметьево. Любой человек, прилетевший в Москву, попадает в руки настоящей мафии. Эти уже не торгуются, диктуют свои цены. Обычного такси здесь не найдешь. Пять лет назад избавить Шереметьево от «бомбил» собирался коммерческий директор «МОСКЭБ» Феликс Нейман. Он пообещал, что сервис будет цивилизованным, что цена дороги из Шереметьево будет не 100 долларов, которые ломили частники, а 687 рублей. Но этого так и не случилось. Его застрелили возле собственного дома. А в Шереметьево ничего не изменилось.
Домодедово и Внуково оккупированы такими же группировками. Хотя у аэропортов есть свои машины, они работают только по вызову. Прилетевшие пассажиры их не видят на стоянке. Городскому такси с шашечками, обученными водителями, таксометром, то есть счетчиком, на пандусе в Шереметьево места нет. Автомобили такси отжаты нелегалами за шлагбаум, на обочину Международного шоссе.
«Это люди, которые контролируют некие стоянки на вокзалах, в аэропортах. Вот они, ставя, с этого собирают деньги и все. То есть легальное такси туда заехать не может. Пару лет тому назад на Курском вокзале наши все машины, можно сказать, разбомбили», – рассказывает генеральный директор транспортной компании Феликс Маргарян.
Они сходились в рукопашную на Курском, Киевском, на «трех вокзалах». У частных извозчиков всегда было численное преимущество, поэтому городского такси сейчас на вокзалах нет. Под знаком стоянки такси на Курском выстроились разномастные машины со всех регионов страны.
Скромный Савеловский вокзал по ценам уступать большим вокзалам не хочет. Перекрикивая скрежет древней «шестерки» с рязанским номером Палыч поведал, что его бригада частников вопросы с властями давно решила.
«Здесь столбы у них были, ограды, цепи. Их разогнали. Потом ГАИ поставили. Ну а потом денег дали – опять все наладилось», – говорит водитель Палыч.
В Нью-Йорке «бригада Палыча» в момент бы оказалась в полицейском участке. Все перевозки в городе под строгим контролем. Останавливается по зову с обочины таксист только на Манхеттене. В других местах – только на заказ или со стоянок. Нью-йоркское такси – ровесник московского. Город следит за таксистами с помощью установленных в каждой машине электронных маяков. И какая бы фирма ни владела таксопарком, каждое такси должно быть желтого цвета и работать должно по единой тарифной сетке. Штраф за нелегальный извоз в Нью-Йорке – свыше полутора тысяч долларов.
На родине слова такси, во Франции, до такой степени жесткий контроль, что в машинах установлены два таксометра. Один – для пассажира, другой должен быть виден снаружи – для проверяющих.
Старейшее лондонское такси считается самым дорогим. У кэбов есть свои полосы движения в городе. Возят строго по счетчику. Кэбмен платит налог, чтобы получить лицензию на три года. Внешний вид и водителя, и машины должен быть безупречным. Кэб – визитная карточка королевства.
Государственного такси в Москве сегодня не существует. Все перевозчики – частные. Крупных фирм около десятка. Работают, как правило, на заказ. Ценят постоянных клиентов. Большинство горожан считает, что такое такси – дорого. Владельцы таксопарков говорят, что в их тарифы заложены затраты на содержание предприятий.
«Если любую компанию такси могут законно найти (есть юридический адрес, они выезжают), то «бомбилу» не найдешь никак. Затрат они не несут никаких. Просто заливают бензин и ездят. У нас же затраты, начиная от аренды площадей, медиков, даже страховка. Если пишется в страховке: «такси», значит, коэффициент поднимается намного. А им это не надо. Он же не будет писать в страховке, что он «бомбила», – объясняет генеральный директор транспортной компании Феликс Маргарян.
Крупная фирма такси разместилась в здании старого автокомбината. Так поступает большинство частных автопредприятий – арендуют то, что осталось от советских таксопарков. Там уже все обустроено. Стоянки, ремонтная база, автомойка, столовая, медицинские кабинеты, классные помещения для подготовки водителей. Такси некогда было огромной организацией, которая приносила хороший доход не только самим таксистам, но и государству.
«Москва была уникальным городом, в котором весь общественный транспорт наземный – трамвай, троллейбус, автобус – не обходился городу ни одной копейкой субсидий. Весь транспорт субсидировался за счет доходов, привозимых от такси. Система Мосавтолегтранса ежегодно перечисляла до 150 миллионов тех полновесных советских рублей на дотацию общественного транспорта», – рассказывает историк московского такси Виталий Клюев.
Сегодня же, по данным Транспортного союза, оборот нелегальных перевозчиков в столице равен одному миллиарду долларов в год. Это зарабатывают «бомбилы». Само слово это тоже родилось в советское время. И придумали его сами таксисты. Со временем смысл его почти не изменился.
«Бомбилами» мы называли в основном тех, кто был именно на вокзалах. «Бомбить» в понимании нашем было делать удар как на посадку. Вот стоит 5 рублей, а он объявляет 15 рублей – вот это он «бомбанул», – объясняет водитель московского такси в 1976-1993 годах Андрей Юртиков.
Возродить старую систему городского такси или сделать что-то новое у столичных властей пока никак не получается. Ситуация только обостряется. Сегодня на одного московского таксиста приходится уже пять «бомбил».
Источник
Почему неистребимы таксисты-«бомбилы»?
Шесть тысяч за смену
Три года назад в России вступил в силу федеральный закон № 69, более известный как «закон о такси». Предполагалось, что с его введением ситуация кардинальным образом изменится. «Бомбилы», заламывающие бешеные цены, и гости из Средней Азии, не наглеющие с расценками, но рискующие здоровьем своих пассажиров, исчезнут с улиц, рынок станет цивилизованным, а пассажиров будут возить новенькие иномарки с водителями, прекрасно владеющими русским языком и знающими город как свои пять пальцев.
Кое-что действительно изменилось, причём к лучшему. Официальных такси явно стало больше. Появились служба «Яндекс.Такси», а следом за ней и GetTaxi, с помощью которых можно вызвать машину с шашечками при помощи смартфона. И не просто вызвать, но и выбрать перевозчика, а также отслеживать его маршрут на пути к заказчику. Количество поводов для «развода» пассажиров также уменьшилось: по итогам поездки они получают СМС-сообщение со стоимостью заказа. Однако нелегалы так никуда и не делись. «Наша Версия» пообщалась с представителями властей, единственного в стране таксомоторного профсоюза и «бомбилами», попытавшись ответить на вопросы, почему ничего не меняется и что ждёт рынок такси в ближайшем будущем.
«Полиция? Нет, не боюсь её»
«Всё это фигня, никуда мы не пропадём», – ухмыляясь и поигрывая брелоком, произносит смуглый Зафар.
В Москву он приехал из Узбекистана. Работает на Nexia, в компании с десятком соотечественников. Там же, у одной из станций столичной подземки на северо-западе Москвы, кучкуются несколько русских «бомбил». С ними узбеки стараются не общаться. Существуют по отдельности друг от друга, как будто параллельно. С кем стараются не связываться, так это с чеченцами. Но те, похоже, контролируют вокзалы, а стоянка у метро – так, мелкая сошка. На вопрос о конфискации автомобиля, чем постоянно грозят столичные власти, Зафар широко улыбается и ничего не отвечает. Задавать ему вопросы об исправности машины, наличии полиса ОСАГО и о том, что он будет делать в случае аварии, смысла не было никакого. Не так давно на том же пятачке у метро один из «бомбил», объезжая автобус, выскочил на «встречку» и немного замял бампер едущему там Land Rover. На место тут же прибыли более 10 соотечественников нелегала, а сотрудник ДПС будто бы «встречку» водителю Nexia рисовать не стал.
«Полиция? Нет, не боюсь её, – прямо говорит он. – Знаешь, сколько я за день зарабатываю? С раннего утра до 12 работаю, потом сон и семья, вечером снова работаю, ночью – домой, часа в два. За сутки получается минимум 6–6,5 тысячи. А откупиться – 5 тысяч».
По словам Зафара, за последние полгода он попался только один раз и проблем с законом не было, так как у него при себе были деньги. Сколько он и его «коллеги» платят дежурящему рядом полицейскому, Зафар не говорит. Зато охотно рассказывает о том, что другой узбек с той же точки не так давно купил себе подержанный Porsche Cayenne. «Для души, просто кататься», – широко улыбается «бомбила». Сам Зафар тоже подумывает купить себе что-нибудь «для души, чтоб люди уважали». А пока выбирает, что именно, и копит. В деньгах, как признаётся он, большого стеснения не чувствует: снимает хорошую квартиру в новом 25-этажном доме.
Как бороться с такими «зафарами», и не случится ли так, что они всегда будут неотъемлемой частью пейзажа миллиоников, на 100% не знает никто. Андрей Попков из межрегионального профсоюза таксистов называет корень зла, но не говорит о том, как его выкорчевать: «С марта прошлого года функционируют мобильные группы. Нам даже присылали отчёты, где и сколько задержано нелегалов, но всё упирается в коррупцию: сотрудники МВД никак не хотят работать только за зарплату. Именно поэтому граждане с востока спокойно стоят у метро: их «крышуют», это очевидно. Все дворники «бомбят»! Почистил двор, сел в старенькую машину и поехал «бомбить». А потом у нас гибнут артисты и другие, кто решил сэкономить и за 100 рублей добраться до дома. Всё дело в коррупции, пока нелегалов будут «крышевать», они так и будут стоять там, где стоят».
Петербургские патологоанатомы считают, что им, как и другим медицинским работникам, полагаются выплаты в связи с высокой нагрузкой и риском заразиться коронавирусной инфекцией. Ранее доплата составляла 3,4 тысячи рублей за смену.
Именно на борьбу с подобными нелегалами направлен законопроект, который уже в этом месяце планируется рассмотреть в Государственной думе.
«Максимум, чем сейчас рискует «бомбила», – это 5 тыс., а легальный перевозчик в случае каких-либо нарушений, не относящихся притом к безопасности движения, может быть оштрафован на сумму в шесть раз большую, – рассказывает первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. – Мы хотим поменять всё с точностью до наоборот: штраф для легальных извозчиков составит те самые 5 тыс., а для нелегалов – 30 тыс., и это только на первый раз. Будет пойман повторно – лишение водительского удостоверения на шесть месяцев. Это поможет эффективно бороться как с частниками-нелегалами, так и с «чёрными» диспетчерскими. Вряд ли они смогут набрать коллектив, если водители будут рисковать своими правами».
Также в Госдуме предлагают отменить привязку машин, занятых в таксопарках, к одному цвету. Цветов будет сразу три, на выбор – любой из них, не только жёлтый. «Есть шашечки, фонарь на крыше – этого уже достаточно для определения такси, – рассуждает Лысаков. – Параллельно с этим будут отменены квоты. Также мы предлагаем упростить порядок отзыва разрешений. Сейчас находятся хитрые люди, которые открывают индивидуальное предпринимательство (ИП), получают разрешение на перевозку людей, тут же закрывают ИП и начинают работать только на себя и свой карман. Отозвать лицензию пока можно лишь через суд, но в дальнейшем это будет сделать проще, и такие «полулегальные» таксисты тоже должны исчезнуть с улиц».
Всё это на словах звучит очень хорошо. Однако даже исчезновение нелегалов ещё не будет означать, что на рынке официальных перевозчиков воцарятся закон и порядок. Не исключено, что ситуация ещё более усугубится.
Не так давно в столице вновь начались разговоры о введении единого тарифа перевозок. Сами таксисты просили определить минимальную планку, а законодатели – максимальную. Понять можно и тех и других: извозчики надеются повысить свою, недостаточную, на их взгляд, прибыль, а чиновники хотят, чтобы москвичи чаще прибегали к услугам таксистов при поездках на короткие расстояния. Но сколько же тогда будет стоить 1 километр проезда, не станет ли он золотым?
В связи с этим председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен: идея эта изначально мертворождённая: «В условиях нашей полурыночной экономики введение единого тарифа будет трещать по швам уже на стадии самой идеи. И закончится всё либо дефицитом в сегменте официального такси, либо опять-таки засильем нелегального бизнеса. Люди из «белых» таксомоторных парков будут уходить, а «бомбилы», в свою очередь, начнут задирать цены до небес. Ведь весь чёрный рынок этих услуг держится на той ценовой вилке, которая существует между стоимостью услуг официального такси и «бомбил». Необходимо снижать цены, что можно сделать, в частности, за счёт смягчения требований к легальным таксистам в части дополнительного оборудования их машин. Карательными мерами ничего не решишь, пока будет существовать возможность воспользоваться более дешёвой услугой – ею будут пользоваться».
Так что не зря улыбка Зафара казалась такой безмятежной.
Источник