Что значит больше чем музей

Что значит больше чем музей

“Больше, чем музей” – под таким девизом в этом году прошла всероссийская акция “Ночь музеев-2021”. Ее целью было показать музеи не только с позиции хранилища экспонатов, но и как места, где создаются технические и научные достижения человечества.

В этот раз программа была особенной и удивляла разнообразием: от мастер-классов и викторин до видеоэкскурсий и конкурсов.

На Кубани участниками мероприятий стали 60 государственных и муниципальных музеев края и 1045 библиотек. Также акция состоялась в “Кубанькино”, муниципальных кинотеатрах, культурно-досуговых учреждениях культуры. Акцию традиционно приурочили к Международному дню музеев. В программу также вошли мероприятия, посвященные 800-летию со дня рождения князя Александра Невского.

Видеоматериалы и публикации музея Фелицына и его филиалов увидели около 20 тысяч подписчиков. Зрители узнали профессиональные секреты по воссозданию облика древнего человека, побывали в мастерской реставратора и услышали об инновациях в ювелирном искусстве, познакомились со значимыми достижениями науки и техники, а также поучаствовали в интеллектуальной игре “Предметы далекой старины” и проверили свои знания о предметах, которые давно вышли из повседневного обихода. Особый интерес вызвал цикл видеозаписей “Кубанские ученые – физики и математики”, “Эпоха открытий: Леонардо да Винчи”, “Развитие таксидермии как способа изготовления музейных экспонатов” и видеообзор выставки “Кубанцы – кавалеры ордена Александра Невского”.

Большим сюрпризом для некоторых участников конкурса рисунков, посвященному великому полководцу Александру Невскому, стали его итоги. Среди нескольких десятков работ лучшими стали образы девяти художников. Теперь победители посетят наши выставочные залы по пригласительным билетам.

Читайте также:  Бетон по схеме г что это значит

Челленджи, обзоры выставок, видеоэкскурсии, мастер-классы, и многое другое можно посмотреть и сейчас. Они сохранены на сайтах и в соцсетях музея-заповедника.

А мы ждем вас в стенах музея Фелицына, ведь живое общение ни чем не заменить. Только в наших экспозиционных залах царит особая музейная атмосфера.

Источник

Больше, чем музей: на форуме «Музейный гид» представили ретроспективу новых музейных практик

Третий день форума «Музейный гид» состоял из разноплановых по форме и по содержанию дискуссий, объединенных общей темой – музей в социуме и его диалог с другими сферами культурной и общественной жизни. Отдавая дань году театра, программа началась с беседы представителей музейного и театрального сообществ о том, почему они устремились навстречу друг другу, и что могут приобрести в результате.

Основная цель музея в коллаборации с театром чисто прагматическая, признался директор Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова Святослав Перехожев. По его словам, спектакли на основе музейных коллекций и экспозиций и другие формы взаимодействия с театром – это, в первую очередь, инструмент привлечения посетителей и способ усилить их эмоциональное восприятие, особенно там, где не хватает предметного ряда, например, когда речь идет про репрессии.

В основном на совместные постановки приходят театральные зрители, но они еще не привыкли к такому нестандартному для традиционного театра языку, и с каждого спектакля уходит достаточно много людей, отметила директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян. Зато те, кто все же остался, потом приходят и в музей. Эксперт также отметила, что у краеведческого музея есть возможность оживлять историю, художественному музею в этом плане сложнее.

Зритель в театре обычно – пассивный потребитель, а в музее – активный. По сути, музей – это модный нынче иммерсивный спектакль, создающий эффект присутствия и погружения, считает кинорежиссер Андрей Сильвестров. По его словам, театр может модернизировать музейное пространство, усилив его воздействие на посетителя. При этом для театра взаимодействие с музеем не менее важно, чтобы преодолеть собственный кризис бесконечной интерпретации одних и тех же пьес, уверен театральный критик, руководитель театральной лаборатории – проекта Музея истории ГУЛАГа Павел Руднев. Музей дает подлинность, в которой современный театр очень нуждается, подчеркнул он.

О подлинности как главном преимуществе и важнейшем качестве музея, говорили и на презентации цикла документальных фильмов «Вместе» (совместного проекта Фонда Потанина и портала «Такие дела») начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи Татьяна Гафар и директор дома-музея Рембрандта в Амстердаме Лидевай де Куккук. Они сошлись во мнении, что в современную эпоху фейков, размытых границ и дополненной реальности музеи стали так популярны именно потому, что показывают что-то настоящее.

Обсуждая тему малых музеев, эксперты отметили развитие сторителлинга, который позволяет делать интересные экспозиции даже скромными ресурсами. По словам Лидевай де Куккук, создание музеев сродни написанию романа, первое предложение которого должно захватить внимание читателя, а интерес аудитории зависит от мастерства рассказчика. Но музеи не должны давать однозначных и исчерпывающих ответов, полагает Татьяна Гафар. Когда у посетителя остается множество вопросов, это подталкивает его к дальнейшему изучению темы и саморазвитию, пояснила она.

Участники площадки «Сложный возраст: подростки в музее» поделились опытом работы с тинейджерами. Чтобы их заинтересовать, нужно придумать общее дело, в котором обе стороны хорошо понимают, зачем они нужны друг другу, посоветовала куратор образовательных программ Пермского музея современного искусства PERMM Анастасия Шипицина. По ее словам, музей может расширить подростковую аудиторию, если в нем работают профессионалы, которые действительно хотят привлекать юных посетителей.

Вступить в диалог с подростками рекомендовала Александра Хейфец из московского Центра междисциплинарных исследований в современном искусстве. Но при этом надо быть предельно честными, добавила заместитель директора по научной и просветительской работе Муромского историко-художественного музея Анна Горская. Взаимодействие с молодежью, продвинутой и свободной от давления инструкций и условностей, может помочь музею хотя бы на время самому стать более свободным и открытым. Но придется поменяться изнутри и перестроить всю работу, если поставлена задача массово привлечь эту непростую категорию посетителей, предупредила эксперт. Главное здесь – неформальный подход, подытожил заведующий образовательным центром Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. Николай Комягин.

Лучшие практики работы с уязвимыми группами населения были представлены на круглом столе «Музеи как центр социализации». О своих проектах для людей с особенностями ментального развития и ограниченными возможностями рассказали заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина Марина Емелина и директор Музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.

Особое внимание было уделено арт-терапии. Она позволяет развивать креативность и улучшать качество жизни людей, что особенно важно в периоды экономических кризисов, отметила трудотерапевт Первой психиатрической клиники больницы Эгинитейо Афинского национального университета имени Каподистрии, автор и куратор программы арт-терапии в Музее современного искусства в Афинах Афродита Пантагутсу. Лечение искусством дает возможность выходить за пределы медицинских учреждений, которые часто выглядят неприветливыми, и работать в более дружелюбных пространствах, но важно, чтобы эти пространства были безопасны, добавила арт-психотерапевт, член Британской ассоциации арт-терапевтов Хелен Джюри.

О том, с какими вызовами сталкиваются музеи в условиях цифровизации, как она меняет музейный рынок, какие новые сотрудники ему нужны, и какие компетенции им предстоит осваивать в ближайшие годы, говорили на секции «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Так называется магистерская программа в Высшей школе экономики, которая с сентября 2018 года при поддержке Фонда Потанина начала готовить специалистов трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела. Подобные специалисты сегодня нужны, как воздух, даже самым крупным и знаковым российским музеям, отметили эксперты сессии.

В этот день организаторы порадовали участников форума сразу двумя перформансами. Один из них – театральный променад «Персональная выставка» от режиссера Юрия Муравицкого, обладателя «Золотой маски» 2019 в номинации «Эксперимент», который завершил секцию проекта «Вместе». Постановка творческой команды «Июльансамбль» от режиссера Ивана Комарова украсила традиционную вечернюю церемонию награждения победителей конкурсов программы «Музей без границ», лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» и победителя лаборатории Theatrum 2019 – проект «Фрагмент занавеса № 16» Музея истории города Махачкалы и Русского драматического театра им. М. Горького.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Источник

Почему так важно посещать музеи

Люди современности довольно часто забывают о культурном развитии. Они практикуют привычный досуг и не пытаются искать альтернативу. К примеру, посещение музеев многие считают скучным. Однако это не так. Виртуальная экскурсия изменит восприятие от такого плана заведений, просто нажмите сюда https://rzd-museum.ru/expositions. Музей железных дорог России спешит ознакомить со своими уникальными экспозициями, тайнами и секретами.

Раньше общество больше ценило походы в музеи. На самом деле они очень интересны и полезны. Большую роль играет форма подачи. С этим фактом не поспоришь. Любые экспонаты могут вызвать восторг, если таковые правильно преподнести.

Посещать музеи необходимо ввиду того, чтобы слыть в обществе грамотным и знающим человеком. Многие не хотят утратить славу интересного собеседника. Человек, который много знает, наверняка оставит после себя приятные впечатления. Не стоит забывать о том, что музеи являются кладезем знаний и интересной информации. Если не знать прошлого, то сложно построить успешное будущее.

Культурное просвещение – важная причина, по которой стоит посещать специальные учреждения. Музеи показывают историю развития того или иного направления. Если человек увлекается таковым, то начать стоит именно с базы. Когда речь идёт о представителях творческих профессий, в музей можно ходить для поиска вдохновения, чтобы сравнить свои работы с произведениями более именитых авторов прошлых лет. Музеи помогают понять, что такое хорошо и красиво. Кроме того, они открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке.

Музеи дарят интеллектуальную и духовную просвещённость. Здесь действительно можно увлекательно провести время. Многие заведения делают ставку на прогресс. Часто экспонаты необычные или интерактивные. Сегодня многие музеи можно посетить, не покидая пределов собственного жилища. В этом случае получится сэкономить время, средства и при этом получить массу ярких эмоций. Не стоит отказываться от такой возможности.

Источник

Музей в России больше чем музей!

Вновь открытые залы Исторического музея и выставка “Святая Земля в русском искусстве” в Третьяковке демонстрируют неизжитую тягу к мифологическому.

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей», – сказала мне сестра». Кто из нас, заставших советскую пропаганду в действии, не помнит этих призывных строк о “воскресном походе в Музей Ленина”? Мы любим наши музеи и особенно любим водить туда детей.

А сегодня, несмотря на все трудности, музейная жизнь оживает и обновляется. Так, на последнем международном Дне музеев вообще было заявлено, что за годы кризиса Россия не только не сократила, но даже приумножила их число! Конечно же, часть музеев исчезла (прежде всего догматически-коммунистического типа), но появились новые, в том числе и частные.

Давайте заглянем в залы двух всемирно известных российских музеев, новые экспозиции которых заставляют вновь пережить религиозные и межнациональные проблемы, – в ГИМ и ГТГ (о, эти культовые аббревиатуры!).

Старые грабли на Красной площади

Итак, гремите фанфары, ликуйте «патриоты» и «любители древностей»: после 15 лет реставрационных работ вновь открылись залы первого этажа Государственного Исторического музея на Красной площади. Экспозиционная концепция этого центрального в своей категории музея всегда выражала нормативный для педагогов и официальный взгляд на прошлое России, своего рода “государственный учебник по истории”, – это настоящая “политика, обращённая в прошлое”.

Залы с 1 по 8 были полностью укомплектованы еще ранее, а вот залы с 9 по 21, посвященные периоду с ХII по XVII век, будут заполнены лишь к сентябрю 2002 года. Сейчас в них восстановлены разрушенные при советской власти “историко-архитектурные интерьеры”, выставлен минимум экспонатов и предложены тексты-концепции, которые и вызывают. недоумение.

Как при создании музея в царское время, так и при советской власти вся история нашей многонациональной и поликонфессиональной страны, к сожалению, сводится к “русско-имперскому” и “православному” векторам.

К примеру, о появлении Ислама или буддизма не говорится ни слова. Введение византийского Православия оценивается только с одной стороны – как “огромное прогрессивное для развития государства” и замалчивается его насильственный характер (зал 8). А так называемые малые народы вообще не упоминаются, хотя сегодня историки и политики справедливо говорят о “государствообразующих народах России”, прошлое которых не менее важно, чем прошлое киевско-московской Руси.

Увы, не нашлось места для целых государств, влившихся впоследствии в общее пространство, – в первую очередь Волжской Булгарии, Северного Кавказа, Дагестана, Сибирского ханства. “Расширение границ” по-прежнему описывается как бесконфликтное “освоение новых земель”, а многообразие и противоречивость проблем межнационального общения опущены.

Никак не отмечено имеющее широкое распространение заблуждение о тождестве “татар” (западномонгольского племени в ордах Чингисхана и Батыя) – с современными “татарами” (так Иван Грозный повелел презрительно именовать разгромленных им булгар). Аннотация сообщает: “Сильнейшим было племя татар, поэтому соседние народы распространили это название на другие монгольские племена”, – что просто ошибочно. Очевидно, что именно в ГИМе стоит объяснить большинству зрителей запутанные понятия “ордынское нашествие, татары, Московская Татария, Сибирь как Великая Татария, Татарстан”.

Одним словом, главный музей истории России вновь наступает на те же «старые грабли»: обновленная экспозиция концептуально не соответствует ни исторической реальности, ни Конституции, заявляющей о равенстве вне зависимости от происхождения и вероисповедания.

Действительно, музей в России больше чем музей. Политика, обращённая в прошлое, формирует сознание будущих поколений. И оно не должно быть болезненно-однобоким, как ранее. Пусть приведут сюда своих детей и мусульманин, и христианин, дагестанец и башкир – ведь если это наша общая Родина и наша общая история, стоит ли её стыдиться?

Что же касается чисто технических проблем (возможно ли в столь малом пространстве разместить столь объёмную и сложную информацию?), то, извините, мы живём в век информатики. Любой объём комментариев, карт, таблиц можно разместить в залах с использованием компьютерной техники, что широко принято сегодня в мировой музейной практике. Да, это недёшево, но любые затраты здесь будут и политически, и педагогически оправданны.

Зачем сегодня повторять экспозицию, созданную в рамках принципа “Православие – Самодержавие – Народность”, когда современная историческая наука явно усовершенствовалась и мы строим правовое, демократическое, многонациональное государство?

Опустевшая коробочка Гоголя

В любимой всеми Третьяковской галерее в Москве открыта выставка «Святая Земля в русском искусстве”. Это воистину экспозиция-исследование – здесь впервые собраны уникальные иконы, книги, живопись и графика, посвящённые образу Палестины в нашей культуре. “Родные палестины!” – восклицаем мы, вспоминая Родину, и только два кусочка земли на всей планете заслужили у нас именования “terra sancta”: Русь и Палестина. Тема, конечно, сентиментальная – но, идя в музей, всё-таки хочется не только поумиляться, но и проанализировать.

Однако работа привлечённых Третьяковкой искусствоведов, как и при большевиках, служит более идеологии и даже мифологии, чем науке. На смену государственному атеизму, кажется, поднимается, скрипя, из сундуков чуть осовремененное православное великодержавие.

Вот широкий многовековой спектр палестинской истории сужен до рамок евангельского повествования (практически это Палестина I века нашей эры): ветхозаветный период представлен скудно, а исламские реалии практически отсутствуют. Следовательно, «золотой век Палестины» – это лишь одно столетие в её богатейшей жизни.

А своего рода эпиграфом всей выставки служат крепкие стихи Державина: «Росс рождён судьбою. Отмстить крестовые походы, Очистить Иордана воды, Священный гроб освободить!» Согласитесь, есть над чем подумать! Что это за пафос, что стоит за словами?

Сама земля Палестины мифологически сакрализуется. Немудрено, что по этой логике вслед за термином «Святая Земля» появляется и «Святая Русь», и «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», «благословляющий» выставку, а в XVII веке даже собственный город-дублёр Иерусалима.

«Новоиерусалимскому монастырю близ Москвы, – пишется в аннотации к выставке, – посвящен отдельный раздел. В характере и облике его уникального ансамбля, созданного по замыслу Патриарха Никона, воплощается идея переноса на русскую землю священной христианской топографии». Жаль, конечно, искусствоведы не добавляют, что, согласно такой логике, и сам Никон именовал себя не более не менее как. “живым образом Христа” и враждовал при этом с царем Алексеем Михайловичем, желавшим, чтобы не Патриарха, а его именовали “наместником Божиим”.

Ведь все эти “символические уподобления” лишь в тумане столетий кажутся милым и домашним национальным эпосом, а на деле это были острые и циничные орудия политической борьбы, к тому же, если быть религиозно ответственным, – и откровенное богохульство. “Русь, которую мы потеряли” надо помнить во всех её реальных проявлениях.

Неудивительно, что и в комментариях к иконам совершенно некритично воспроизведены штампы византийского богословия и “сакрально-археологические легенды” о библейских и раннехристианских памятниках. Вот рассказ об иконе «Крестовоздвижение»: даже не верится, что в наши дни можно серьёзно пересказывать мифы об археологических “находках” Константина и Елены, якобы обнаруживших упомянутые в Евангелиях места и предметы.

И неужели не нужны сегодняшнему зрителю хотя бы краткие сведения о том, что император Константин ввёл христианство как государственную религию и при этом всё ещё сам оставался жрецом Митры, а его мать Елена мифологизировала руины Иерусалима, превращая их в коммерчески выгодный центр паломничества?

Или вот комментарий к иконе «Троица»: путники, явившиеся Аврааму (мир ему), оказывается, суть умозрительная “Троица – явление Бога в трёх лицах». Но ведь это толкование приписано поздним христианским богословием, а не автором Книги Бытия! С позиций Единобожия такое “дополнение” не более чем манипуляция цифрами и навязывание своей, языческой модели древнему автору. И таких историко-богословских несуразностей – множество.

Естественно, выставка в художественной галерее не обязана быть энциклопедией сравнительного религиоведения. Но профессиональный комментарий всё-таки не вправе подменяться копированием учебников для православных семинарий – это и научно необъективно и религиозно безграмотно. Духовный образ Палестины – объект, исследуемый на выставке, – гораздо шире и многограннее.

Однако самый поразительный экспонат выставки – коробочка с «воздухом Святой Земли», которую Гоголь привёз из паломничества в 1848 году. Великого сатирика, который некогда бесстрашно высмеивал и чиновничество, и нелепицы средневековых православных житий, наставники-монахи довели до того, что он всерьёз принял этот дар и благословение Митрополита Петраса Мелетия. Коробочку с проломленной стенкой можно увидеть на витрине рядом с “Выбранными местами из переписки с друзьями” – но где же “святой воздух”?

Неужели и современные искусствоведы центрального художественного музея России тоже теряют и здравый смысл, и юмор – безвольно сдавая разум во власть жреческого мракобесия? Писать обо всех этих «реликвиях», «паломничествах» и «святынях» с полной серьёзностью и некритично – значит растворяться в том тумане, который давно уже развеян, с одной стороны, кораническим взглядом на историю Откровения, а с другой стороны, историческими исследованиями современной библейской науки.

«Но если в иконе, в русской литературе и поэзии тема Святой Земли воплощена достаточно полно и многогранно, – считают авторы выставки, – то в светском изобразительном искусстве она не сложилась в самостоятельное, крупное художественное явление». Однако это наблюдение не объяснено: почему так произошло?

Светское изобразительное искусство XVIII – XX веков создавалось уже вне мифологизированного православного сознания, и интерес к Палестине стал сначала частью общеромантического увлечения «руинами Золотого Века», а затем превратился в «натурные зарисовки-исследования» художников-реалистов. Кажется, именно в этой эстетике и были созданы лучшие работы, показанные на выставке, – живопись и графика Ге, Поленова, Верещагина, Чернецовых и Муравьёва.

В целом же эта интереснейшая выставка оставляет впечатление двойственное. Она позволяет ознакомиться с произведениями иконописи и живописи как памятниками истории и культуры, но одновременно. с горечью поразмышлять над тем, сколько «человеческого, слишком человеческого» привнесли византийские мифотворцы и их русские подражатели в удивительную историю Божественного Откровения и насколько, серьёзно говоря, скуден русский образ Палестины – земли пророков (мир им).

Сможем ли мы смело расстаться с мифами Средневековья и заново для себя открыть реальную Палестину – землю пророков (мир им)? Не нам ли было сказано: “Блаженны алчущие и жаждущие правды”?

Источник

Оцените статью