Прощает ли Бог всех?
Самые практичные вопросы на свете — это вопросы богословские. А один из самых важных из них — это вопрос о Божием прощении.
Недавний инциндент вновь заставил об этом задуматься. “Бог прощает всех” — сказала дама, демонстрировавшая за задержанных участниц панк-группы. “Нет, Бог не прощает кощунства!” — ответил молодой человек и ударил ее по щеке. После чего дама обратилась в полицию. Я ничуть не осуждаю обращения в полицию по поводу тех или иных безобразий. Полиция — великое учреждение, благодаря которому все мы наслаждаемся благоустроением и многим миром. Не верите — спросите у жителей тех стран и областей, где ее нет.
Но как же все-таки с этим “Бог прощает всех”?
Бог должен простить наших безобразниц, но вот не нашего безобразника надо сдать куда следует?
Интересна и реакция некоторых православных — за кощунниц нечего заступаться, но вот нашего-то паренька надо накормить блинами и немедленно простить, потому как довели же человека.
Чтобы запутать нас окончательно, в эти же дни некие художники-на-заборах в Иркутске нарисовали свастики на стене синагоги и на заборе мечети. Истинные арийцы редко отличаются умом и сообразительностью — вот и в этот раз они совершенно упустили из виду камеры слежения, которые их и засняли. Так что, вероятно, скоро юных художников арестуют. И что можно наверняка предсказать — мы не увидим писем, подписанных мастерами культуры, с требованием их освобождения, раз они никого не убили и ничего не украли, а нанесенный ими материальный ущерб совершенно ничтожен. Общественность и не подумает яростно требовать от лидеров Иудейской и Исламской общин ходатайствовать об их срочном освобождении, укоряя их в крайнем жестокосердии, если они не станут этого делать. Этого общественности даже и в голову не придет. Это не те безобразники, которые осквернили не те места поклонения не по тем мотивам. На них прощение не распространяется.
Так что же означает это “Бог прощает всех”? Боюсь, что обычно это означает “Бог снисходительно и с пониманием смотрит на наши безобразия и безобразия тех, кого мы считаем своими; грехи остальных подлежат справедливому суду”. Друзьям — все, врагам — закон. Наших обязаны прощать, а вот их — “не забудем, не простим”. Справедливость, как и милосердие, как и честность — чисто инструментальные понятия для обеспечения интересов нашей группы. Когда это выгодно нам — будем слезно взывать к милосердию, когда нет — будем гневно требовать справедливости.
Что же говорит Писание? Что Бог пугающе нелицеприятен. Он воздаст каждому по делам его. Принадлежность к правильной группе, правильного происхождения, или правильных убеждений, совершенно не избавляет от Его суда. “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)”.
Бог видит грехи православных, грехи либералов, грехи всех остальных — и в Его святых очах они все заслуживают осуждения. В Библии довольно много говорится о Божьем гневе на грех; надо это усвоить, перед тем как говорить о Его прощении.
Потому что одна из проблем нашего общества — это полное непонимание того, что такое прощение и милосердие. Прощать можно только согрешивших людей, заслуживающих осуждения. Милосердие можно оказать только тем, кто в нем нуждается.
Фото Александра Осокина
Если Вы не сделали ничего худого — напротив, сделали нечто доброе — а Вас посадили в тюрьму, то Вы не нуждаетесь в прощении. Вы нуждаетесь в оправдании, которое по праву Ваше, и в выплате надлежащих компенсаций со стороны Ваших обидчиков. Если через какое-то время власти скажут — ну ладно, мы добрые, мы проявляем прощение и милосердие, так уж и быть, выпустим Вас на свободу, идите и со слезами умиления нас благодарите за великую нашу доброту — это будет издевательство. (Добрейшей души люди! А ведь могли бы и расстрелять!) Несправедливо прощать того, кто не виноват. Его можно только оправдать.
В отношении людей к греху часто совмещаются две несовместимые позиции — 1)это вовсе и не грех 2)Бог же добрый, он наверняка его простит. Если это не грех, то и прощать тут нечего — а если грех, то давайте начнем с того, что признаем его грехом. Иначе бессмысленно говорить о прощении и милосердии. Фраза “Бог прощает всех”, в русском языке (и, боюсь, что в любом другом) подразумевает, что все — грешники. Фраза “Васю Пупкина надо простить” неизбежно подразумевает, что Вася согрешил.
Когда люди начинают требовать одновременно оправдания (да довели, и вообще они за правое же дело) и прощения, их требование бессмысленно — или человек с самого начала не виноват, или простить.
Итак, прощать можно только виновных; но в чем заключается Божье прощение? Часто под “прощением” подразумевается просто ленивое игнорирование, как будто Бог — это такой ленивый полицейский, который сквозь пальцы смотрит на безобразия на своем участке. Но проблема в том, что такого рода “прощение” означало бы, на самом деле, осуждение — оставить человека на самого себя значит обречь его на гибель. Ад — это ровно то место, где нераскаянные грешники предоставлены самим себе.
Прощение Божие предполагает восстановление отношений — причем не на наших, а на Его условиях. Чтобы войти в Царство Божие, мы должны покориться Царю и признать Его законы. Фраза “Бог прощает всех” верна в том отношении, что все могут обрести прощение — все, кто его захотят. Христос умер за всех людей, Его Жертва полностью достаточна для спасения всех.
Однако эта фраза неверна в том смысле, что все реально прощены. Вы не можете восстановить отношения с Богом, если Вы не хотите их восстанавливать. Вы не можете их обрести, пока ставите свои условия, а не принимаете Его. Вы должны покаяться — то есть переменить путь, признать Христа Господом в Вашей жизни, покориться Его заповедям, и веровать — то есть возложить Вашу надежду на Него. Пока Вы не сделали этого, Вы не прощены. Если вы согрешили уже после обращения, Вы должны признать грех грехом, без ссылок на “меня довели”, и еще раз принять Его прощение. Он не устает прощать — всех. Но это требует покаяния и веры. Вы не можете быть прощены без этого.
Прощение Божие — это не то же самое, что амнистия со стороны государства; преступники, покаявшиеся в тюрьмах, обычно отбывают свой срок до конца — хотя Бог их давно уже простил. Государство действует по закону, оно не видит сердца человека, подлинно он обратился или нет — хотя и может обращать внимание на изменения в его поведении.
У нас могут быть обоснованные сомнения в том, правильно ли в том или ином случае государство поступает (я, например, не считаю, что безобразниц следует так долго держать за решеткой), но это уже вопросы к государству, не к Богу и не к Церкви.
Если же говорить о Божьем прощении — то оно нам предложено на определенных условиях, и мы всегда можем его принять, если проявим немного доброй воли.
Источник
Бог прощает только того, кому это нужно
Все ближе этот светлый, тревожный, трогательный день — Прощеное воскресенье. В этот день — в канун начала Великого поста — совершается вечерня с чином Прощения, и все православные христиане по древней, от египетских отшельников к нам пришедшей традиции, просят прощения друг у друга.
Но ведь на самом деле не только в этот день призваны мы прощать, отказываться от суда над ближним, от претензий к нему, отвечать любовью даже и на явную нелюбовь, а суд оставлять Богу. Это заповедал нам Сам Спаситель, и это мы утверждаем, произнося Его молитву: «…и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
Но такое ли простое это дело — прощать? Поговорим об этом с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище (Саратов).
— Отец Александр, прежде всего: что означает простить? Как ответить самому себе на вопрос, простил ты или нет?
— Да, не всегда, к сожалению, до нашего понимания доходит, что значит — простить, каким должно быть прощение. Вот, один человек просит у другого прощения, и тот, помня, что он все же христианин, говорит: «Я прощаю». Но что происходит после этого диалога — в том именно человеке, у которого ближний попросил прощения? Ушла ли из его сердца обида? Изменил ли он отношение к тому своему ближнему, которому сказал: «Да, прощаю»? Относится ли он к нему теперь так, как относился до конфликта? Восстановлена ли любовь? Или остался там, в глубине души, некий точащий червячок.
— Этот червячок — боль. Она не всегда проходит после внешнего восстановления отношений. Иногда она становится хронической и отравляет всю нашу жизнь.
— Да, и с этой болью человек живет, и ничего, кажется, сделать с нею не может, хотя умом понимает, что должен до конца простить. И ничего удивительного в этом нет. Мы таковы, что по-настоящему простить нам, действительно, очень трудно. Мой личный и мой священнический опыт говорит, что в большинстве случаев мы прощаем лишь на словах, но не в сердце своем. Людей, которые всем сердцем простили и всем сердцем любят прежнего обидчика — единицы. Потому что никто из нас, оказывается, не свободен от гордости. Она-то и не впускает в наше сердце прощение, и нам кажется — нет, невозможно такое простить, слишком тяжело.
— Тяжело, но ведь надо. Что делать?
— Помощник у нас тут один — Господь: к Нему надо и обращаться в таких случаях. Он дал нам первую заповедь — о любви к Нему, к Богу, и вторую, подобную ей — о любви к ближнему (см.: Мф. 22, 37–39). И мы должны все время себя спрашивать: а люблю ли я Бога? Люблю ли ближнего? Если любим, значит, должны простить. Вопрос о прощении — это вопрос о том, как мы исполняем заповедь о любви. Ведь эти всем, казалось бы, известные слова из молитвы Господней — «…и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — они не о грехах каких-то совершенных, они о долге любви. В каком неоплатном долгу мы перед Богом? Мы не ответили любовью на Его любовь к нам. Мы просим Его простить нам этот долг — и обязуемся сами простить тем, кто недолюбил нас.
— Но как часто у нас любить не получается — не только ближних, а даже и самых близких.
— Самое страшное — не тогда, когда человек любить не может, это преодолимо; самое страшное — когда человек любить не хочет. А если в человеке, при всех внутренних трудностях, есть стремление любить, как завещал Спаситель, даже и врагов — то Господь ему обязательно поможет. Потому что это стремление, это желание человека — благое. Мы в псалме славим Бога, исполняющаго во благих желание твое (Пс. 102, 5). Молитвы о благом Господь не оставит без ответа. Всё зависит от нас, от того, насколько мы трезво к себе относимся и насколько мы хотим измениться. Бог не вторгается насильно в нашу жизнь, Он ни к чему нас не принуждает, Он лишь показывает нам через различные жизненные ситуации, каковы мы на самом деле. И за нами остается выбор: хочу я измениться к лучшему, буду просить в этом у Господа помощи или не буду, потому что не хочу. И это не только прощения касается, но и всей нашей христианской жизни. Господь подает помощь — вопрос в том, согласны ли мы ее принять.
— Из Ваших слов следует, что прощение — готовность простить — неразрывно связано с трезвым отношением человека к самому себе: если ты видишь, какой ты на самом деле, помнишь, как сам обижал людей — ты сможешь и ближнего не судить, простить, ведь он всего лишь такой же грешник, как ты. Это так?
— Да; ты простишь, если хочешь, чтобы тебе самому Господь все простил. Ведь Он сказал: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Если человек видит собственные грехи, кается в них и просит Бога о помощи — это смирение, а смиренный человек — это всегда любящий человек, здесь неразрывная связь. Если человек, зная свои грехи, замыкается в гордости: «Да, вот, я так живу, жил и буду жить» — Бог может послать ему те события, те жизненные обстоятельства, которые призваны сокрушить его гордыню. Если человек это поймет, сделает правильный выбор, может начаться новый этап его жизни — этап, когда он научится, наконец, любить и прощать.
— Другая сторона этой темы: как простить самому себе? Как быть, если совершенный грех преследует тебя всю жизнь, не давая покоя… И несмотря на то, что он исповедан, и даже епитимия исполнена?
— То, что человека всю жизнь преследует совершенный когда-то грех, то, что исповедь боли не снимает — не повод отчаиваться, напротив. Здесь можно привести пример из медицины: человек сломал ногу, ему наложили гипс, лечили, кость срослась, человек начал ходить без костылей, но вот опять начинаются боли, нога ведет себя не так, как хотелось бы — и что же делает страждущий? Он идет опять к тому же врачу. И врач опять ищет способ ему помочь. И ничего удивительного или ненормального в этом нет. Так и мы должны вновь и вновь обращаться к тому же Врачу за исцелением, чтобы целыми войти в Царство Небесное. Вы помните фильм «Остров»? Главный герой всю жизнь мучается своим преступлением, и только в конце жизни получает избавление, освобождение и говорит, что на душе у него теперь «птички поют». Но это ведь не так просто произошло — после этого греха вся жизнь героя фильма была покаянием и возрастанием в смирении. Апостол Петр оплакивал свое отречение от Спасителя всю свою жизнь, но эта жизнь стала апостольским подвигом, увенчалась мученической кончиной. Преподобная Мария Египетская каялась и боролась с грехом в себе почти полвека и из великой грешницы стала великой святой.
Покаяние в Церкви — не разовый акт (разовый акт — это исповедь), а постоянное состояние человека. А неспособность простить другому — это от собственной нераскаянности.
— Мы с Вами все время говорим о каких-то житейских случаях, о драмах в отношениях меж людьми, а как быть со страшными трагическими историями. Может ли мать убитого простить убийце? Должна ли она ему прощать? А тем, кто виновен в гибели миллионов — как простить?
— Мать убитого убийце прощать не должна. Такой обязанности на нее не наложено. И никто от нее этого требовать не вправе. Но в этом случае нужно спросить о другом: а просит ли убийца прощения, хочет ли он быть прощеным, нужно ли ему это? Прощение ведь дается — только тому, кому оно нужно, тому, кто о нем просит. У нас есть, к сожалению, такое заблуждение: если Бог милостив, значит, Он в любом случае должен нам все простить — осознаем ли мы свои грехи, каемся в них или нет. Но Бог ничего нам на самом деле не должен. Прощение никому не дается вот так, автоматически: оно всегда — ответ на раскаяние. И тех, кто виновен в крови миллионов, Гитлера и прочих, это касается так же, как и любого из нас.
Есть такая притча: к пустыннику приходит нечистый дух и задает вопрос: а может ли наш брат бес покаяться? Пустынник отвечает: если бес будет три года молить Бога о милости, о том, чтобы Бог простил ему его гордыню, его древнюю прелесть — тогда, может быть, Бог его и простит. Бес ответил: «Чтоб я так каялся?! Да ни за что!».
— Ну а искренне раскаявшемуся, может быть, ставшему уже совсем другим человеком преступнику — родные его жертвы могут простить? Я читала недавно об одном пожилом американце — он переписывается с убийцей своего сына-студента, отбывающим пожизненный срок, помогает ему, даже навещает его в тюрьме. Я не знаю ничего о вере этого человека, но знаю, что после трагедии он посвятил всю свою жизнь борьбе с культом насилия и со свободной продажей оружия.
— Для христианина нет ничего невозможного. Все зависит от его веры, от устремления ко Христу. Если этот человек не просто простил, но и общается с виновником своей трагедии — это следующая за прощением, более высокая ступень духовного роста.
— Последний вопрос: что нужно делать, чтобы Прощеное воскресенье не осталось для нас лишь трогательным ритуалом, который «вышибет слезу», но ничего в нас на деле не изменит?
— В нашей Церкви все очень мудро устроено. Вечерне с чином прощения предшествуют подготовительные недели к Великому посту, Неделя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, Неделя о Страшном суде, воспоминание Адамова изгнания. И если эти недели не проходят для нас впустую, если мы переживаем их осознанно, осмысленно, если мы действительно слышим слова «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» — тогда мы встречаем Прощеное воскресенье с великой радостью. Ведь это на самом деле особый день, порог Великого поста; нам необходимо простить и получить прощение для того, чтобы вместе пройти эту нелегкую дорогу к Пасхе Христовой. Неслучайно даже и невоцерковленные, но не озлобленные на Церковь люди часто дожидаются этого дня, чтобы попросить прощения у тех, кого они чем-то обидели.
Газета «Православная вера» № 04 (624)
Источник