В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.
Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.
Почему в отношении устройств, записывающих данные криптографическим методом, действует строгий регламент? Причина заключается в подведомственности. Отношения, которые связаны с оборотом энергонезависимых модулей, шифрующих информацию определенным образом, относятся к ведению органов ФСБ и военной прокуратуры, а значит, алгоритм функционирования блока и информация, регистрируемая им, подпадают под определение сведений, защищаемых государством. Поэтому вывоз устройства за пределы страны может повлечь уголовную ответственность.
Что такое СКЗИ в тахографе? Это интегральная микросхема, заключенная в прямоугольный блокообразный корпус, монтируемый внутрь тахографа. Все манипуляции, связанные с извлечением, вскрытием или другими операциями над микросхемой, могут проводить только лица, лицензированные ФСБ.
Источник
Блок СКЗИ в тахографе: назначение, правила и условия замены
Блок СКЗИ должен быть установлен в каждом цифровом тахографе для перевозок внутри России. В числе таких тахографов:
АТОЛ Drive 5
АТОЛ Drive Smart
Штрих-ТахоRUS
DTCO 3283
Меркурий ТА-001
КАСБИ ДТ-20М
ТЦА-02НК
МИКАС
EFAS V2 RUS
На тахографы ЕСТР требование быть оснащенными блоком СКЗИ не распространяется. Но напомним, что эти тахографы европейского стандарта могут использовать только перевозчики, обладающие международной лицензией и регулярно совершающие рейсы за рубеж.
Установив тахограф с СКЗИ, владельцы транспорта на первых порах редко когда сталкиваются с необходимостью замены блока. В первые три года эксплуатации это может потребоваться в двух случаях:
При смене регистрационных данных и/или собственника ТС.
По причине поломки тахографа или же самого блока (что крайне маловероятно).
Но по прошествии 3-х лет блок СКЗИ подлежит обязательной замене, потому как в нём исчерпываются ресурсы для хранения информации, а электронный сертификат, выданный в начале работы, перестаёт действовать. Если блок не заменить, то работа тахографа не будет подчиняться законодательным требованиям. Это чревато штрафами как за несоблюдение правил эксплуатации тахографа, так и за нарушение режимов труда и отдыха водителей.
Выполнять демонтаж старого блока и производит установку нового блока СКЗИ можно только в мастерских, внесенных в реестр ФБУ «Росавтотранс» и обладающих лицензией ФСБ на работы со средствами криптографической защиты информации. Сам порядок замены блока предполагает соблюдение четкого регламента, и самостоятельно решить задачу в принципе невозможно. Если же вы попытаетесь обойтись своими силами или с привлечением мастерской без лицензии ФСБ, то это будет считаться противозаконным.
Поэтапно замена блока СКЗИ происходит так:
Мастер извлекает тахограф из ТС, деактивирует и демонтирует блок СКЗИ.
Вместе с этим он должен удалить информацию из памяти блока и направить уведомление о выводе его из эксплуатации в ФБУ «Росавтотранс».
Далее производится установка нового блока, которая обязательно сопровождается активацией устройства, включая получение нового электронного сертификата в ФБУ «Росавтотранс».
Затем тахограф, оснащенный блоком СКЗИ, снова устанавливается на транспорт. При этом тахограф должен быть заново настроен (откалиброван).
Владелец ТС обязан в течение года хранить старый блок и потом утилизировать его в присутствии сотрудников мастерской.
Источник
Блок скзи тахографа — что это такое?
Блок скзи тахографа — что это такое? 31.01.2019 10:23
Средство криптографической защиты информации, коротко — СКЗИ, сохраняет данные, полученные с тахографа в кодированном виде. Кодируется информация при помощи специальной программы защиты, ориентирующейся на цифровую подпись. Её выдаёт уполномоченный центр. Данные не могут изменяться самостоятельно, минуя контроль центра. В нашем магазине легко купить блок СКЗИ тахографа нкм к. Ведь его нужно менять каждые три года.
Цифровой тахограф, имеющий сертификацию, обязательно снабжён модулем СКЗИ. Устройство имеет вид небольшой коробочки, в которой есть разъём под антенну. Функции, возложенные на блок памяти следующие:
Кодирование информации.
Защита данных.
Идентификация и проверка подписи.
У нас, стоимость блока СКЗИ, имеет адекватную цену. Однако, следует понимать, что замена модуля и его активация обязательно проходит в мастерской или сервисном центре, имеющих лицензию ФСБ на этот вид деятельности. Срок действия цифровой подписи три года. По прохождении срока, модуль должен быть обязательно заменён. Ведь он хранит все данные о самом тахографе, его производителе, серийных номерах. После активации устройство работает положенное время, после чего блокируется. До окончания эксплуатационного срока, за месяц, на экране тахографа будет информация о необходимой замене блока. Устройство, неделимая часть от тахографа и автомобиля. Активировать его можно только один раз. Действие проводят в следующих случаях:
Во время начальной установки.
При смене модуля, когда истёк срок эксплуатации.
В случае замены, связанной с изменениями в регистрационных данных.
Важно! Купить блок СКЗИ тахографа нкм к, можно только для работы на территории Российской Федерации. Сертификацию в качестве средства измерения, соответствующего Российскому законодательству, имеют две модификации блока СКЗИ. Это «НКМ-2» (практически уже ушел с рынка) и «НКМ-К».
Приказ Министерства транспорта РФ No273, ставит обязательным условие замены каждые три года. Обратившись в сервисный центр, процесс будет проходить несколькими этапами. Контрольное устройство демонтируют и произведут деактивацию модуля с открыванием сертификата. Далее, предстоит удалить данные из базы и блока. Новый модуль монтируют в тахограф, производят активацию и устанавливают в автомобиль. При надобности проводят калибровку.
Когда работа окончена, требуется подготовить отчёт о том, что блок СКЗИ вывели из эксплуатации. Отчёт отправляют в уполномоченные органы. Сам блок должен год храниться на предприятии, после этого подлежит утилизации.
Необходимость приобретения и установки
Каждая грузоперевозочная компания обязана снабжать автобусы и грузовые автомобили тахографами. В случае уклонения от выполнения правил законодательства РФ, на компанию налагаются штрафные санкции. Несмотря на жёсткость законов и существенную стоимость, устройство контроля приносит положительные результаты, значительно экономит бюджет компании. Так как модуль является неотъемлемой частью оборудования и подлежит регулярной смене, цена для покупателя имеет первостепенное значение. Стоимость блока СКЗИ в нашем магазине невысока, соответственно и расходы по установке будут меньше.
Источник
Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться
В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.
Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.
Источник
Блоки СКЗИ/НКМ
Блок СКЗИ — средство криптографической защиты информации цифрового контрольного устройства (тахографа). Это прибор, который имеет в своем составе микрочип со специальной защитной программой для обработки и шифрования полученной информации. Прибор снабжается энергией от собственного источника питания.
Второе и более правильное название блока СКЗИ — НКМ (навигационный криптографический модуль). НКМ (СКЗИ) это обязательная часть любого современного тахографа. Данный блок служит устройством защиты полученной информации с тахографа. Так называемый «черный ящик» транспортного средства. Именно он собирает и хранит всю информацию о режиме работы и отдыха водителей, скорости и маршруте движения транспортного средства. Также этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их. Сигналом, который побуждает прибор выполнить операции шифровки и дешифровки, служит цифровая подпись, выдаваемая удостоверяющим центром.
Благодаря данному блоку информация, посредством методов шифрования, стала некорректируемой.
Законом, и техническими параметрами блока СКЗИ определено, что эксплуатировать можно только 3 года. Когда срок НКМ подойдет к завершению, то за 60 дней он начнет оповещать водителя о необходимости скорой замены. В ходе замены старый блок деактивируется, новый блок активируется и производится новая калибровка тахографа. Старый блок подлежит утилизации с составлением акта утилизации средства криптографической защиты информации.
Следует помнить, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.
Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:
Верификация секретных ключей, которые применяются при передаче информации;
Шифровка поступающих в устройство данных
Привязка этих данных к местоположению транспортного средства в данный момент и к текущему времени;
Оценка действительности цифровой подписи, предъявляемой при запросе на получение доступа к сведениями
Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую. К такой информации относятся:
название компании, изготовившей тахограф;
адрес этой компании;
номер блока СКЗИ;
дата, когда устройство было принято в эксплуатацию.
Что еще нужно знать?
По внешнему виду блок СКЗИ для тахографа напоминает коробочку небольшого размера, которая оснащена входом, предназначенным для антенны навигации.
Прибор помещается внутрь тахографов отечественного образца. Мастерская устанавливающая прибор в тахограф пломбирует место установки именными пломбами. Водитель не имеет права вынимать данный прибор, также ему не допускается изменять его положения или выполнять какие-либо действия по отношению к этому блоку. Равным образом это запрещено и для всех иных лиц.
Исключение составляют организации (мастерские), которые обладают лицензией компетентных органов на выполнение подобных действий.
При этом безусловно исключена его перестановка в другой тахограф на иное ТС. Блок СКЗИ включает следующие компоненты:
контроллер для управления устройством;
криптографический сопроцессор;
часы, определяющие реальное время;
приемник ГЛОНАСС;
акселерометр (датчик для определения ускорения);
память RAM энергонезависимого типа;
резервный источник энергии.
Допускается использование только таких типов блоков СКЗИ и таких моделей этих устройств, которые перечислены на официальном портале ФБУ «Росавтотранс».
Как часто надо менять?
В соответствии с Приказом № 440 Министерства Транспорта Российской Федерации, тахографы, устанавливаемые на транспортные средства, обязательно должны быть оборудованы средством криптографической защиты информации (СКЗИ).
Этот блок подлежит замене в следующих случаях
Плановая замена СКЗИ каждые 3 года.
Для активации СКЗИ необходимо внести следующие данные:
Наименование организации, эксплуатирующей ТС
ОГРН(П)
ИНН
Код региона (по классификатору)
Населённый пункт
Адрес
Информацию о транспортном средстве:
Марка
Модель
Год выпуска
Цвет
Регистрационный номер
VIN
ПТС
Следовательно, при изменении данных в любом из этих пунктов необходимо проводить процедуру замены блока НКМ.