Ближний
Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .
Полезное
Смотреть что такое «Ближний» в других словарях:
ближний — Близкий, друг, собрат, товарищ. Ближний сосед. Люби ближнего. .. Прот. родной. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ближний … Словарь синонимов
БЛИЖНИЙ — БЛИЖНИЙ, ближняя, ближнее. 1. То же, что близкий (в 1 знач. и о родне). Ближние города и села. Ближний родственник. Ближняя родня. Ближний Восток. 2. в знач. сущ. ближний, ближнего, муж. (церк. книжн.). Всякий человек для другого (с точки зрения… … Толковый словарь Ушакова
Ближний — Ближний: Ближний Восток название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Ближний порядок это упорядоченность во взаимном расположении атомов или молекул в веществе Топоним Ближний (остров, Архангельская… … Википедия
БЛИЖНИЙ — БЛИЖНИЙ, яя, ее. 1. Наиболее близкий по расстоянию. Ехать ближним путём. Ближние сёла. 2. ближний, его, муж. Всякий человек по отношению к другому. Помогать своим ближним. • Ближняя родня близкая родня. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
Ближний — Ближний ♦ Prochain Любой другой человек, с которым мы непосредственно встречаемся. Он имеет право на нечто большее, чем просто уважение. Иначе зачем встречаться? … Философский словарь Спонвиля
ближний — I см. ближний; его; м. По христианским представлениям: всякий человек для другого. Возлюби ближнего своего, яко самого себя (Библия) II яя, ее. см. тж. ближний 1) Расположенный в непосредственной близости от кого , чего л., ближе других к кому ,… … Словарь многих выражений
ближний — Не ближний свет (простореч.) не близко. Ваша деревня не ближний свет … Фразеологический словарь русского языка
ближний — бл’ижний изначально это не только всякий из народа своего кровный брат (Лев.19:18 ; Лев.25:46 ), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев.25:35 ; Втор.15:2 3). Господь повелевает нам относиться ко всякому… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ближний — бл’ижний изначально это не только всякий из народа своего кровный брат (Лев.19:18 ; Лев.25:46 ), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев.25:35 ; Втор.15:2 3). Господь повелевает нам относиться ко всякому… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
ближний — • близкий, недалекий, ближний, близлежащий, окрестный Стр. 0032 Стр. 0033 Стр. 0034 Стр. 0035 Стр. 0036 Стр. 0037 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Источник
Кто такой ближний по Библии?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».
«Помочь ближнему» — одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
- Сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтянин);
- Близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в одном ряду с родственниками;
- Некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).
Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).
На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»
Для Бога нет ближних или дальних. Исполнять или нет Его волю — свободный выбор человека.
Уважаемый ВЛАДИМИР ГУРБОЛИКОВ. новозаветное понимание Ближнего в корне другое нежели в иудаизме, где ближний это единоверец, не из гоев однозначно. В Лук 10 Христос не дает ответ ! заметьте . Фарисеям- садукеям и книжнику, отвергшим воскресение, Христос не отвечает на каверзные вопросы. Он сначала заставляет самостоятельно ответить его на первый вопрос. Но на повторную провокацию Он отвечает дерзко и коварно, заставляя сделать из притчи очевидный вывод , который ставит книжника в неразрешимый конфликт с его вероучением. Ибо Самаряне это религиозные враги иудеев, вероотступники , многобожники, язычники — т.е. гои! Т.о. Христос иносказательно насмехается над «экзаменующими» его законниками. Обнажает несостоятельность их веры, напрямую не опровергая их закон и не оскорбляя чувства верующих. В заключении советует поступать с язычниками и гоями не по закону Торы , но по людски. Открывать им кто есть ближний для христьянина нет смысла — они осмеивают Воскресение.
Разница есть тонкая. Любить ближнего повелел человек, а не Бог.
Солнце на век, счастье на век, так повелел человек.
Юрий, это не согласуется со Священным Писанием. В Евангелиях любовь к ближнему именно одна из главных заповедей Божиих. Думаю, Вы сами сможете найти посвящённые этому места в Новом Завете. Но если испытываете затруднения с таким поиском, то можем помочь.
Опять ложь и обман.
Вы призывает любить соседа, тогда как Библия не учит любить соседа, она учит любить того, кто ближе — родственников, родных, а потом уже друзей и лишь потом уже соседа.
Почему вдруг ложь и обман? См. притчу о ближнем в Евангелии. Там прямо опровергается Ваше утверждение. Или Вы не являетесь христианином? — Тогда можете не соглашаться. Но в православно христианском издании мы разъясняем вопросы с позиций своей веры. В этом нет обмана и лжи, это совершенно естественно.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. (БОГДАНОВА Ольга)
То есть, по-вашему, в приче Господа Иисуса Христа ближними некому человеку являются все персоонажи этой притчи,в том числе и разбойники избившие этого человека.
Но Господь говорит,что это не так,ближним оказался лишь тот, кто оказал ему милость.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Источник
Кто мой ближний?
Евангельское чтение (Лк.10:25-37. – Зачало 53)
[Притча о милосердном самарянине]
[В то время] некий учитель Закона встал и, желая испытать [славянск. искусить] Иисуса, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив его едва живым. Некий священник случайно шел той же дорогой, увидел его – и прошел мимо. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошел мимо.
А некий самаритянин, проезжая тем же путем, подошел и, увидев его, от сердца сжалился. Наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на себя заботы о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем; и если потратишь больше, на обратном пути я отдам тебе».
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
Кто мой ближний?
Почему героем всем известной притчи о милосердном самарянине, произнесённой Христом в конце Своего общественного служения, становится именно самарянин, а не еврей, сириец, грек или римлянин? Кто такие самаряне? В каких отношениях они были с евреями библейских времен?
Вспомним о знаменательной встрече Иисуса Христа с самарянкой, происшедшей ещё в начале Его общественного служения. Утомлённый дорогой Иисус сидит у колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?!» – «Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (Ин.4:9). Для многих из нас она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части Палестины, на месте, освящённом памятью древних библейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь ещё в XIX—XVIII веках до н. э. Во 2-й половине XIII века до н. э. еврейские племена вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз двенадцати племён (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя Соломона (931 год до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось на Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины, и Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее Иерусалима (смотрите в любом библейском атласе). Столицей Израильского царства вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон – «Сторожевая гора»).
В 722 году до н. э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться (по имени бывшей столицы) «самарянами» (или «самаритянами») [1] . Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э. знаменитым вавилонским царем-завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в «Вавилонском плену» свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности («чистоты крови»). Поэтому, вернувшись в 538 году до н. э. по указу персидского царя Кира Великого, нового «мирового лидера», в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян объединиться и не допустили их к участию в восстановлении главной святыни – Иерусалимского храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим, но в 134 году до н. э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан. (Со 152 года до н. э. и до прихода римлян в 63 году до н. э. древние евреи в последний раз жили в своём независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев.) Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети!
Поэтому сделать самарянина героем притчи для выявления «ближнего» – значило бросить открытый вызов сознанию национально-религиозной исключительности, учинить скандал! Смысл притчи в том, что израненный разбойниками иудей тщетно ждёт помощи от своих соплеменников-чистоплюев, да ещё не простых, – а от священника и левита (низшего храмового служителя), которые прекрасно знали заповедь Моисеева Закона о любви к ближнему и должны были служить примером всем остальным! (К сожалению, подобная ситуация знакома и нам, христианам.) А самарянин, у которого были все исторические основания воскликнуть – «так тебе и надо! Бог наказал тебя за то, что твой народ с презрением отверг нас и третирует как людей «низшей расы!«» – проявил истинное человеколюбие, преодолевающее сложившиеся стереотипы. Мы по себе хорошо знаем, как легко найти таким стереотипам «рациональное» объяснение.
Скандала не получилось. Иисус не только выдержал предложенное законником «испытание», но и не позволил ему «оправдать» себя, когда тот захотел сузить понятие «ближний» до приемлемого для его националистического сознания смысла. Христос заставил его признать, что «ближним» в конкретной ситуации может стать любой человек вне зависимости от его религиозной и национальной принадлежности. Можно себе представить, с каким выражением законник процедил сквозь зубы, что ближний для раненого иудея – «сотворивший для него дело милосердия», – прибегнув к такому эвфемизму лишь для того, чтобы не произносить ненавистное слово «самарянин»!
Каждого из нас окружают свои «самаряне», но вряд ли разумный человек захочет оказаться в аналогичной евангельской ситуации для того, чтобы признать их ближними! Быть может, он поймет обращенную и к нему притчу Спасителя?
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечание
[1] Подробнее о самарянах: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Интересно, что, видимо, именно самаряне поставили последнюю точку в карьере Понтия Пилата, постоянно оскорблявшего религиозные чувства жителей Палестины. Его солдаты разогнали религиозную процессию самарян, двигавшуюся к священной для них горе Гаризим (на месте своего разрушенного храма они до сих пор совершают жертвоприношения). Те подали жалобу Вителлию, легату Сирии; он сместил Пилата и отправил его в Рим на суд императора Тиберия. Прибыв туда в марте 37 года, Пилат уже не застал его в живых, а вскоре, в правление имп. Калигулы (37–41), по свидетельству историка Евсевия Кесарийского, покончил с собой.
Источник