Что значит ближние мои

Ближний

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое «Ближний» в других словарях:

ближний — Близкий, друг, собрат, товарищ. Ближний сосед. Люби ближнего. .. Прот. родной. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ближний … Словарь синонимов

БЛИЖНИЙ — БЛИЖНИЙ, ближняя, ближнее. 1. То же, что близкий (в 1 знач. и о родне). Ближние города и села. Ближний родственник. Ближняя родня. Ближний Восток. 2. в знач. сущ. ближний, ближнего, муж. (церк. книжн.). Всякий человек для другого (с точки зрения… … Толковый словарь Ушакова

Ближний — Ближний: Ближний Восток название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Ближний порядок это упорядоченность во взаимном расположении атомов или молекул в веществе Топоним Ближний (остров, Архангельская… … Википедия

БЛИЖНИЙ — БЛИЖНИЙ, яя, ее. 1. Наиболее близкий по расстоянию. Ехать ближним путём. Ближние сёла. 2. ближний, его, муж. Всякий человек по отношению к другому. Помогать своим ближним. • Ближняя родня близкая родня. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

Ближний — Ближний ♦ Prochain Любой другой человек, с которым мы непосредственно встречаемся. Он имеет право на нечто большее, чем просто уважение. Иначе зачем встречаться? … Философский словарь Спонвиля

ближний — I см. ближний; его; м. По христианским представлениям: всякий человек для другого. Возлюби ближнего своего, яко самого себя (Библия) II яя, ее. см. тж. ближний 1) Расположенный в непосредственной близости от кого , чего л., ближе других к кому ,… … Словарь многих выражений

Читайте также:  2 ндфл что значит сумма налога перечисленная

ближний — Не ближний свет (простореч.) не близко. Ваша деревня не ближний свет … Фразеологический словарь русского языка

ближний — бл’ижний изначально это не только всякий из народа своего кровный брат (Лев.19:18 ; Лев.25:46 ), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев.25:35 ; Втор.15:2 3). Господь повелевает нам относиться ко всякому… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ближний — бл’ижний изначально это не только всякий из народа своего кровный брат (Лев.19:18 ; Лев.25:46 ), но также и всякий присоединившийся к народу и живущий в нем как брат (Лев.25:35 ; Втор.15:2 3). Господь повелевает нам относиться ко всякому… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

ближний — • близкий, недалекий, ближний, близлежащий, окрестный Стр. 0032 Стр. 0033 Стр. 0034 Стр. 0035 Стр. 0036 Стр. 0037 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Источник

Кто такой ближний по Библии?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

«Помочь ближнему» — одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

  1. Сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтянин);
  2. Близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в одном ряду с родственниками;
  3. Некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).

Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org

«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»

Для Бога нет ближних или дальних. Исполнять или нет Его волю — свободный выбор человека.

Уважаемый ВЛАДИМИР ГУРБОЛИКОВ. новозаветное понимание Ближнего в корне другое нежели в иудаизме, где ближний это единоверец, не из гоев однозначно. В Лук 10 Христос не дает ответ ! заметьте . Фарисеям- садукеям и книжнику, отвергшим воскресение, Христос не отвечает на каверзные вопросы. Он сначала заставляет самостоятельно ответить его на первый вопрос. Но на повторную провокацию Он отвечает дерзко и коварно, заставляя сделать из притчи очевидный вывод , который ставит книжника в неразрешимый конфликт с его вероучением. Ибо Самаряне это религиозные враги иудеев, вероотступники , многобожники, язычники — т.е. гои! Т.о. Христос иносказательно насмехается над «экзаменующими» его законниками. Обнажает несостоятельность их веры, напрямую не опровергая их закон и не оскорбляя чувства верующих. В заключении советует поступать с язычниками и гоями не по закону Торы , но по людски. Открывать им кто есть ближний для христьянина нет смысла — они осмеивают Воскресение.

Разница есть тонкая. Любить ближнего повелел человек, а не Бог.

Солнце на век, счастье на век, так повелел человек.

Юрий, это не согласуется со Священным Писанием. В Евангелиях любовь к ближнему именно одна из главных заповедей Божиих. Думаю, Вы сами сможете найти посвящённые этому места в Новом Завете. Но если испытываете затруднения с таким поиском, то можем помочь.

Опять ложь и обман.
Вы призывает любить соседа, тогда как Библия не учит любить соседа, она учит любить того, кто ближе — родственников, родных, а потом уже друзей и лишь потом уже соседа.

Почему вдруг ложь и обман? См. притчу о ближнем в Евангелии. Там прямо опровергается Ваше утверждение. Или Вы не являетесь христианином? — Тогда можете не соглашаться. Но в православно христианском издании мы разъясняем вопросы с позиций своей веры. В этом нет обмана и лжи, это совершенно естественно.

Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. (БОГДАНОВА Ольга)
То есть, по-вашему, в приче Господа Иисуса Христа ближними некому человеку являются все персоонажи этой притчи,в том числе и разбойники избившие этого человека.
Но Господь говорит,что это не так,ближним оказался лишь тот, кто оказал ему милость.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Кто мой ближний?

Евангельское чтение (Лк.10:25-37. – Зачало 53)
[Притча о милосердном самарянине]

[В то вре­мя] некий учи­тель За­ко­на встал и, же­лая ис­пы­тать [сла­вянск. ис­ку­сить] Иису­са, ска­зал: «Учи­тель! Что мне де­лать, чтобы на­сле­до­вать жизнь веч­ную?»

Он же ска­зал ему: «В За­коне что на­пи­са­но? Как ты чи­та­ешь?»

Тот ска­зал в от­вет: «Воз­лю­би Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всей ду­шой тво­ею, и всей си­лой тво­ею, и всем рас­суж­де­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как са­мо­го се­бя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус ска­зал ему: «От­ве­тил ты пра­виль­но; по­сту­пай так, и бу­дешь жить». Но тот, же­лая оправ­дать се­бя, ска­зал Иису­су: «А кто мне ближ­ний?»

На это Иисус от­ве­тил: «Шёл некий че­ло­век из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и по­пал­ся раз­бой­ни­кам; те раз­де­ли его, из­ра­ни­ли и ушли, оста­вив его ед­ва жи­вым. Некий свя­щен­ник слу­чай­но шел той же до­ро­гой, уви­дел его – и про­шел ми­мо. Так­же и ле­вит, при­дя на это ме­сто, по­смот­рел и про­шел ми­мо.

А некий са­ма­ри­тя­нин, про­ез­жая тем же пу­тем, по­до­шел и, уви­дев его, от серд­ца сжа­лил­ся. На­кло­нясь, он омыл ему ра­ны ви­ном, по­ма­зал олив­ко­вым мас­лом, пе­ре­вя­зал, а по­сле, по­гру­зив на соб­ствен­но­го ос­ла, при­вёз его в го­сти­ни­цу и там при­нял на се­бя за­бо­ты о нём; а на дру­гой день, отъ­ез­жая, вы­нул два ди­на­рия, дал хо­зя­и­ну го­сти­ни­цы и ска­зал: «По­за­боть­ся о нем; и ес­ли по­тра­тишь боль­ше, на об­рат­ном пу­ти я от­дам те­бе».

Кто же из этих тро­их, по тво­е­му мне­нию, ока­зал­ся ближ­ним для по­стра­дав­ше­го от раз­бой­ни­ков?»

Тот ска­зал: «Со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия».

И ска­зал ему Иисус: «Сту­пай, и по­сту­пай так же».

Кто мой ближний?

По­че­му ге­ро­ем всем из­вест­ной прит­чи о ми­ло­серд­ном са­ма­ря­нине, про­из­не­сён­ной Хри­стом в кон­це Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, ста­но­вит­ся имен­но са­ма­ря­нин, а не ев­рей, си­ри­ец, грек или рим­ля­нин? Кто та­кие са­ма­ряне? В ка­ких от­но­ше­ни­ях они бы­ли с ев­ре­я­ми биб­лей­ских вре­мен?

Вспом­ним о зна­ме­на­тель­ной встре­че Иису­са Хри­ста с са­ма­рян­кой, про­ис­шед­шей ещё в на­ча­ле Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. Утом­лён­ный до­ро­гой Иисус си­дит у ко­лод­ца и го­во­рит по­до­шед­шей жен­щине: «Дай мне пить». В от­вет эта пред­ста­ви­тель­ни­ца род­ствен­но­го, но враж­деб­но­го ев­ре­ям пле­ме­ни с ве­ли­чай­шим изум­ле­ни­ем от­ве­ча­ет: «Как? Ты, иудей, про­сишь пить у ме­ня, са­ма­рян­ки?!» – «Де­ло в том, что иудеи с са­ма­ря­на­ми не об­ща­ют­ся», – ла­ко­нич­но за­ме­ча­ет по по­во­ду хо­ро­шо ему зна­ко­мой си­ту­а­ции еван­ге­лист Иоанн (Ин.4:9). Для мно­гих из нас она тре­бу­ет бо­лее по­дроб­но­го разъ­яс­не­ния.

Преж­де все­го вспом­ним, что встре­ча про­изо­шла в цен­траль­ной ча­сти Па­ле­сти­ны, на ме­сте, освя­щён­ном па­мя­тью древ­них биб­лей­ских пат­ри­ар­хов – Ав­ра­ама, Иса­а­ка и Иа­ко­ва, ро­до­на­чаль­ни­ков на­ро­да Из­ра­иль­ско­го, жив­ших здесь ещё в XIX—XVIII ве­ках до н. э. Во 2-й по­ло­вине XIII ве­ка до н. э. ев­рей­ские пле­ме­на вторг­лись на тер­ри­то­рию Ха­на­а­на (преж­нее на­зва­ние Па­ле­сти­ны) и об­ра­зо­ва­ли со­юз две­на­дца­ти пле­мён (ко­лен), пре­вра­тив­ший­ся через два сто­ле­тия в древ­не­ев­рей­скую мо­нар­хию, управ­ляв­шу­ю­ся Са­у­лом, Да­ви­дом и Со­ло­мо­ном. Но по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (931 год до н. э.) это еди­ное Из­ра­иль­ско-Иудей­ское цар­ство раз­де­ли­лось на Из­ра­иль­ское, к ко­то­ро­му ото­шла тер­ри­то­рия цен­траль­ной и се­вер­ной Па­ле­сти­ны, и Иудей­ское (юж­ная Па­ле­сти­на); гра­ни­ца меж­ду ни­ми про­шла чуть се­вер­нее Иеру­са­ли­ма (смот­ри­те в лю­бом биб­лей­ском ат­ла­се). Сто­ли­цей Из­ра­иль­ско­го цар­ства вско­ре стал го­род-кре­пость Са­ма­рия (евр. Ше­мрон – «Сто­ро­же­вая го­ра»).

В 722 го­ду до н. э. Из­ра­иль­ское го­су­дар­ство бы­ло за­во­е­ва­но ас­си­рий­ца­ми, а его на­се­ле­ние, де­пор­ти­ро­ван­ное вглубь огром­ной Ас­си­рий­ской им­пе­рии, ас­си­ми­ли­ро­ва­лось с дру­ги­ми се­ми­ти­че­ски­ми на­ро­да­ми и ис­чез­ло с ми­ро­вой аре­ны. Немно­гие из­ра­иль­тяне, остав­лен­ные на ме­сте для ве­де­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бот, сме­ша­лись с при­е­хав­ши­ми сю­да языч­ни­ка­ми; их по­том­ки и ста­ли на­зы­вать­ся (по име­ни быв­шей сто­ли­цы) «са­ма­ря­на­ми» (или «са­ма­ри­тя­на­ми») [1] . Они со­хра­ни­ли ве­ру в Еди­но­го Бо­га, но из всех свя­щен­ных книг Биб­лии при­зна­ва­ли лишь Пя­ти­кни­жие Мо­и­се­е­во.

На­про­тив, жи­те­ли Иудей­ско­го цар­ства (со сто­ли­цей в Иеру­са­ли­ме), хо­тя и раз­гром­лен­но­го в 587 го­ду до н. э. зна­ме­ни­тым ва­ви­лон­ским ца­рем-за­во­е­ва­те­лем На­ву­хо­до­но­со­ром II, су­ме­ли со­хра­нить в «Ва­ви­лон­ском пле­ну» свою ве­ру и эт­ни­че­скую общ­ность, но это да­лось им через ги­пер­тро­фи­ро­ван­ное ощу­ще­ние на­цио­наль­ной ис­клю­чи­тель­но­сти («чи­сто­ты кро­ви»). По­это­му, вер­нув­шись в 538 го­ду до н. э. по ука­зу пер­сид­ско­го ца­ря Ки­ра Ве­ли­ко­го, но­во­го «ми­ро­во­го ли­де­ра», в Па­ле­сти­ну, иудеи от­верг­ли пред­ло­же­ние са­ма­рян объ­еди­нить­ся и не до­пу­сти­ли их к уча­стию в вос­ста­нов­ле­нии глав­ной свя­ты­ни – Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. То­гда оби­жен­ные са­ма­ряне по­стро­и­ли се­бе от­дель­ный храм на го­ре Га­ризим, но в 134 го­ду до н. э. его раз­ру­шил иудей­ский царь Иоанн Гир­кан. (Со 152 го­да до н. э. и до при­хо­да рим­лян в 63 го­ду до н. э. древ­ние евреи в по­след­ний раз жи­ли в сво­ём неза­ви­си­мом го­су­дар­стве, управ­ляв­шем­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев.) Иудеи пре­зи­ра­ли са­ма­рян как нечи­сто­кров­ных «ере­ти­ков», от­но­сясь к ним ху­же, чем к языч­ни­кам, и, по­доб­но неко­то­рым на­шим ста­ро­об­ряд­цам, счи­та­ли осквер­не­ни­ем для се­бя вся­кое об­ще­ние с ино­вер­ны­ми, тем бо­лее – поль­зо­ва­ние од­ним со­су­дом. В об­щем, эти род­ствен­ные на­ро­ды пи­та­ли друг к дру­гу столь же «неж­ные» чув­ства, что и совре­мен­ные се­ми­ты – из­ра­иль­тяне и па­ле­стин­ские ара­бы, по­чи­та­е­мая мо­ги­ла об­ще­го пра­от­ца ко­то­рых, Ав­ра­ама, на­хо­дит­ся в хев­рон­ской ме­че­ти!

По­это­му сде­лать са­ма­ря­ни­на ге­ро­ем прит­чи для вы­яв­ле­ния «ближ­не­го» – зна­чи­ло бро­сить от­кры­тый вы­зов со­зна­нию на­цио­наль­но-ре­ли­ги­оз­ной ис­клю­чи­тель­но­сти, учи­нить скан­дал! Смысл прит­чи в том, что из­ра­нен­ный раз­бой­ни­ка­ми иудей тщет­но ждёт по­мо­щи от сво­их со­пле­мен­ни­ков-чи­сто­плю­ев, да ещё не про­стых, – а от свя­щен­ни­ка и ле­ви­та (низ­ше­го хра­мо­во­го слу­жи­те­ля), ко­то­рые пре­крас­но зна­ли за­по­ведь Мо­и­се­е­ва За­ко­на о люб­ви к ближ­не­му и долж­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром всем осталь­ным! (К со­жа­ле­нию, по­доб­ная си­ту­а­ция зна­ко­ма и нам, хри­сти­а­нам.) А са­ма­ря­нин, у ко­то­ро­го бы­ли все ис­то­ри­че­ские ос­но­ва­ния вос­клик­нуть – «так те­бе и на­до! Бог на­ка­зал те­бя за то, что твой на­род с пре­зре­ни­ем от­верг нас и тре­ти­ру­ет как лю­дей «низ­шей ра­сы!«» – про­явил ис­тин­ное че­ло­ве­ко­лю­бие, пре­одоле­ва­ю­щее сло­жив­ши­е­ся сте­рео­ти­пы. Мы по се­бе хо­ро­шо зна­ем, как лег­ко най­ти та­ким сте­рео­ти­пам «ра­цио­наль­ное» объ­яс­не­ние.

Скан­да­ла не по­лу­чи­лось. Иисус не толь­ко вы­дер­жал пред­ло­жен­ное за­кон­ни­ком «ис­пы­та­ние», но и не поз­во­лил ему «оправ­дать» се­бя, ко­гда тот за­хо­тел сузить по­ня­тие «ближ­ний» до при­ем­ле­мо­го для его на­цио­на­ли­сти­че­ско­го со­зна­ния смыс­ла. Хри­стос за­ста­вил его при­знать, что «ближ­ним» в кон­крет­ной си­ту­а­ции мо­жет стать лю­бой че­ло­век вне за­ви­си­мо­сти от его ре­ли­ги­оз­ной и на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти. Мож­но се­бе пред­ста­вить, с ка­ким вы­ра­же­ни­ем за­кон­ник про­це­дил сквозь зу­бы, что ближ­ний для ра­не­но­го иудея – «со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия», – при­бег­нув к та­ко­му эв­фе­миз­му лишь для то­го, чтобы не про­из­но­сить нена­вист­ное сло­во «са­ма­ря­нин»!

Каж­до­го из нас окру­жа­ют свои «са­ма­ряне», но вряд ли ра­зум­ный че­ло­век за­хо­чет ока­зать­ся в ана­ло­гич­ной еван­гель­ской си­ту­а­ции для то­го, чтобы при­знать их ближ­ни­ми! Быть мо­жет, он пой­мет об­ра­щен­ную и к нему прит­чу Спа­си­те­ля?

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ние

[1] По­дроб­нее о са­ма­ря­нах: Ры­бин­ский В. П. Са­ма­ряне. Ки­ев, 1913; Райт Дж. Э. Биб­лей­ская ар­хео­ло­гия. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Ин­те­рес­но, что, ви­ди­мо, имен­но са­ма­ряне по­ста­ви­ли по­след­нюю точ­ку в ка­рье­ре Пон­тия Пи­ла­та, по­сто­ян­но оскорб­ляв­ше­го ре­ли­ги­оз­ные чув­ства жи­те­лей Па­ле­сти­ны. Его сол­да­ты разо­гна­ли ре­ли­ги­оз­ную про­цес­сию са­ма­рян, дви­гав­шу­ю­ся к свя­щен­ной для них го­ре Га­ри­зим (на ме­сте сво­е­го раз­ру­шен­но­го хра­ма они до сих пор со­вер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния). Те по­да­ли жа­ло­бу Ви­тел­лию, ле­га­ту Си­рии; он сме­стил Пи­ла­та и от­пра­вил его в Рим на суд им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия. При­быв ту­да в мар­те 37 го­да, Пи­лат уже не за­стал его в жи­вых, а вско­ре, в прав­ле­ние имп. Ка­ли­гу­лы (37–41), по сви­де­тель­ству ис­то­ри­ка Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, по­кон­чил с со­бой.

Источник

Оцените статью